Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Формирование реальных практических предложений для создания условий, обеспечивающих потребителю выбор пищевых продуктов, соответствующих принципам здорового питания
Журнал: Профилактическая медицина. 2016;19(1): 4‑8
Прочитано: 1135 раз
Как цитировать:
За последние 50 лет сердечно-сосудистые заболевания (CCЗ) прочно удерживают первое место среди всех причин смертности взрослого населения экономически развитых стран. По уровню смертности от ССЗ Россия опережает большинство европейских стран; в возрастной структуре сердечно-сосудистой смертности отчетливо прослеживается преобладание лиц трудоспособного возраста. Показатели общей смертности и смертности от ССЗ среди них в России превышают соответствующие показатели в экономически развитых странах более чем в 4—7 раз [1].
Экспертами Всемирного банка выделены ведущие факторы риска (ФР), вносящие основной вклад в преждевременную смертность и потерю здоровых лет жизни в нашей стране. Основная доля из них приходится на ФР, в той или иной степени обусловленные характером питания [2]. Нерациональное питание как поведенческий фактор способствует развитию вторичных, биологических алиментарно-зависимых ФР: повышенного артериального давления (АД), гиперхолестеринемии (дислипидемии), гипергликемии, избыточной массы тела (ожирения) и др., распространенность которых в нашей стране значительна. Это в свою очередь обусловливает высокую распространенность среди населения ССЗ, онкологических заболеваний, патологических процессов, связанных с нарушениями обмена и эндокринной патологией.
В связи с этим необходимо актуализировать рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России № 593 от 02.08.10, в связи с планом мероприятий по реализации развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (РФ) и планом мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014—2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Р.Ф. № 2028 от 11.10.14 [3, 4].
При разработке предложений по актуализации рекомендаций по рациональным нормам здорового питания были использованы Глобальный план действий ВОЗ по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний (НИЗ) на 2013—2020 гг., Концепция государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г. [3, 5, 6]. Также были проанализированы и учтены данные Росстата Р.Ф., результаты научных эпидемиологических исследований фактического питания населения и результативность диспансеризации взрослого населения в отношении выявления поведенческих и алиментарно-зависимых ФР ССЗ [7, 8].
Глобальный план предлагает членам-странам ВОЗ (2013) «дорожную карту» для скоординированной с мировым сообществом активности в области профилактики НИЗ, с достижением согласия между различными заинтересованными партнерами, с созданием межведомственной коалиции на правительственном уровне. В случае разработки плана действий по питанию это предполагает вовлечение законодательных органов, министерств сельского хозяйства, пищевой промышленности, предприятий торговли и общепита, средств массовой информации, общественных организаций, Росздравнадзора, органов социальной защиты, бизнес-структур и др. Внедрение международной системы мониторинга с 25 согласованными показателями позволяет оценить достижение девяти добровольных глобальных целей, включая цель по снижению преждевременной смертности, общей смертности, смертности от ССЗ, онкологических заболеваний, сахарного диабета или хронических болезней органов дыхания к 2020 г. [5].
В настоящее время для исполнение этого плана установлено тесное сотрудничество между Министерством здравоохранения РФ и ВОЗ по профилактике и контролю НИЗ на 2013—2020 гг.
На 136-й сессии Исполнительного комитета в рамках повестки «Неинфекционные заболевания» российской делегацией было принято в резолюции поддержать Римскую декларацию по вопросам питания и Рамочную программу действий, включающих набор добровольных политик и стратегий для стран-членов ВОЗ на период ее выполнения (2016—2025) [9]. Она отражена в стратегии странового сотрудничества ВОЗ и Минздравоохранения Р.Ф. на 2014—2020 гг. [10].
При разработке Глобального плана действий ВОЗ по профилактике и контролю НИЗ на 2013—2020 гг. в системе мониторинга, включающей 25 показателей и 9 добровольных целей в области профилактики НИЗ и борьбы с ними, особое значение придавалось поведенческим и биологическим ФР, связанным с питанием: 3 из 9 добровольных целей и 7 из 25 показателей (табл. 1).
Предлагая ряд целенаправленных и экономически оправданных вмешательств и различные варианты политических решений, направленных на профилактику НИЗ и борьбу с ними, а также опираясь на то, что уже достигнуто, ВОЗ при планировании учитывает, что: «… эффективная профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними требуют руководства, организации и многосекторальных подходов на уровне законодательных органов и правительств», а также подчеркивает, что в вопросах реализации программ по питанию важен общеправительственный подход к таким секторам и ведомствам, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, средства массовой информации (СМИ), социальная сфера, энергетика, экология, финансы, промышленность, торговля, спорт, транспорт, таможня, городское строительство [5].
1. Разработку политических мер, нормативно-правовой документации, способствующей привлечению представителей администрации регионов, лиц, принимающих решение, медицинской и научной общественности для решения вопросов, связанных с обеспечением населения РФ здоровым и качественным питанием, согласно рекомендациям по рациональным нормам потребления продуктов в соответствии с планом мероприятий по реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ № 376-р1 от 17.03.10.
2. Создание методических рекомендаций по разработке региональных программ Здорового питания во всех субъектах РФ.
3. Совершенствование нормативной базы в сфере производства и реализации пищевых продуктов, направленной на привлечение различных секторов государства, таких как производители пищевых продуктов и предприятия, занимающиеся их переработкой, оптовая и розничная торговля, предприятия общественного питания, для улучшения доступности более здоровых продуктов питания.
4. Использование экономических инструментов, включая налогообложение, таможенные сборы, установление акцизов и предоставление субсидий, с целью повышения ценовой доступности и поощрения потребления более здоровых продуктов питания, а также для создания препятствий к потреблению менее здоровой пищи.
5. Совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства.
6. Содействие поставкам и доступности здоровых продуктов питания в таких общественных учреждениях, как школы, прочие образовательные учреждения, а также на рабочих местах; соблюдение требований безопасности и пищевой ценности к мучным кондитерским изделиям, полуфабрикатам из рыбы, кулинарным изделиям из рыбы, молоку и молочным продуктам (включая кисломолочные продукты, творог, творожные изделия и сыры), а также к сокам, нектарам, напиткам и другим фруктовым и овощным консервам, используемым в питании обучающихся и воспитанников дошкольного и школьного возраста.
7. Организацию питания рабочих и служащих на рабочих местах; выдача бесплатного лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда производится перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов (в труднодоступных регионах при отсутствии столовых).
8. Проведение культурно-массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и программ социального маркетинга для информирования потребителей о здоровом питании.
Под государственной политикой РФ в области здорового питания населения понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения [6].
Питание населения в нашей стране характеризуется значительной разбалансированностью с избыточным потреблением животных жиров, простых углеводов и поваренной соли, недостаточным потреблением овощей и фруктов, эссенциальных аминокислот, ώ-3 жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Все это способствует значительной распространенности вторичных алиментарно-зависимых ФР: избыточной массы тела, ожирения, дислипидемий, гипергликемий, артериальной гипертензии и др. [7, 11, 12].
В то же время требуют внимания сферы организации питания для отдельных социально-демографических групп населения: школьников, воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, социальных учреждений, работающих в производстве на крупных промышленных предприятиях и среднем и малом бизнесе.
Все это свидетельствует о необходимости развития и совершенствования программ, направленных на оптимизацию питания населения [4, 6, 13].
Основными задачами государственной политики в области здорового питания являются:
• расширение отечественного производства (импортозамещение) основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;
• развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами (незаменимые аминокислоты, ώ-3 жирные кислоты, витамины, микроэлементы), продуктов функционального назначения, диетических пищевых продуктов (лечебные и профилактические) и биологически активных добавок к пище;
• производство специализированных продуктов детского питания с учетом возрастной категории и групп здоровья;
• разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотехнологии;
• совершенствование организации питания в организованных коллективах;
• информирование и образование различных групп населения по вопросам здорового питания;
• мониторинг состояния питания населения и т. д.
Согласно «Основам Государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.», утвержденным распоряжением Правительства Р.Ф. № 1873-р от 25.10.10, ожидаются нижеследующие результаты.
Во-первых, отечественная промышленность должна обеспечить к 2020 г. 80—95% ресурсов внутреннего рынка основными видами продовольственного сырья и пищевых продуктов:
• на 40—50% по продуктам массового потребления, обогащенным витаминами и минеральными веществами;
• до 20—30% по маложирным молочным и мясным продуктам;
• до 45—50% по мясному сырью и продуктам его переработки;
• до 7—8% по рыбной продукции;
• до 40—50% по овощам и фруктам, продуктам их переработки.
Во-вторых, не менее 80% членов организованных коллективов получат сбалансированное горячее питание. Адекватная обеспеченность детей и взрослых витаминами повысится не менее чем на 70%.
Для реализации этой политики имеется план действий, утвержденный правительством № 1134-р от 30.06.12, который предусматривает, ряд мероприятий [13].
На основании национальных рекомендаций и рекомендаций ВОЗ, с учетом Плана правительства № 1134 и собственного опыта, актуализация рекомендаций по рациональным нормам питания, на наш взгляд, должна в рекомендуемых нормах потребления пищевых продуктов предусмотреть [14, 15]:
• ограничение потребления поваренной соли с указанием ее содержания на этикетке продуктов; особенно актуальным, на наш взгляд, является ограничение содержания поваренной соли в хлебобулочных и гастрономических изделиях;
• снижение потребления транс-жирных кислот (до 1—2% калорийности) за счет ограничения потребления маргарина, фастфуда, крекеров, продуктов, содержащих промышленно переработанные жиры, с указанием их количества на этикетке;
• сокращение содержания свободных сахаров в продуктах питания и безалкогольных напитках;
• увеличение потребления рыбы и рыбных продуктов населением нашей страны.
С целью реализации этих рекомендаций необходимо выполнить следующие условия.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы (создание соответствующих законодательных актов, нормативно-правовых ориентиров, механизмов для устойчивых действий по улучшению и контролю питания населения):
1.1. разработка национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, касающихся пищевых продуктов и продовольственного сырья;
1.2. принятие технических регламентов Таможенного союза, касающихся продуктов питания;
1.3. совершенствование механизмов контроля качества производимых на территории РФ и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья;
1.4. законодательное закрепление усиления ответственности производителя за выпуск не соответствующей установленным требованиям и фальсифицированной пищевой продукции;
1.5. создание усовершенствованной законодательной базы для продвижения на рынок товаров здорового питания, обеспечения диетическими блюдами учреждений общественного питания, запрета сбыта продуктов, вредных для здоровья, вокруг учебных заведений, контроля над выполнением законодательства;
1.6. создание нормативно-правовой базы, условий для увеличения доли отечественного производства молочных и мясных продуктов (в том числе мяса птицы) со сниженным содержанием жира, отечественного производства овощей и фруктов (проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг.)[16];
1.7. создание условий для доступности обеспечения потребностей населения в качественной и безопасной рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (проект Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса на 2012— 2020 гг.)[16, 17].
2. Повышение информированности населения о поведенческих и алиментарно-зависимых ФР:
2.1. разработка общеобразовательных дополнительных программ по формированию культуры здорового питания среди обучающихся, воспитанников дошкольных учреждений;
2.2. составление, изготовление и распространение буклетов, памяток по здоровому питанию и по различным аспектам диетологической коррекции ФР в медицинских и немедицинских учреждениях;
2.3. создание и размещение рекламы и иных видов рекламно-информационных материалов о здоровом питании в торговых помещениях и предприятиях общепита;
2.4. создание теле- и радиопрограмм о здоровом питании, о профилактике заболеваний, связанных с нарушением принципов здорового питания с позиции доказательной медицины.
3. Совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике ФР, связанных с питанием:
3.1. подготовка кадров для диетологической службы в организациях первичной медико-санитарной помощи.
4. Разработка и проведение мероприятий по улучшению и внедрению новых методов диагностики, лечения и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний в систему здравоохранения, создание первичной медико-санитарной и специализированной диетологической помощи:
4.1. разработка стандартов, протоколов и методических рекомендаций для оказания медицинской помощи при алиментарно-зависимых состояниях;
4.2. диспансеризация населения с выявлением поведенческих и алиментарно-зависимых ФР;
4.3. проведение краткого профилактического консультирования с целью повышения информированности пациентов по вопросам здорового питания в процессе I этапа диспансеризации углубленного индивидуального и группового (школы) консультирования в процессе II этапа диспансеризации;
4.4. организация диспансерного наблюдения за лицами с алиментарно-зависимыми ФР и заболеваниями.
5. Организация системы мониторинга и проведения эпидемиологических исследований состояния питания различных контингентов населения в различных регионах страны:
5.1. анализ поведенческих ФР, связанных с питанием (потребление жиров, простых сахаров, овощей и фруктов, поваренной соли);
5.2. изучение распространенности вторичных алиментарно-зависимых ФР (избыточная масса тела, ожирение, дислипидемии, гипергликемия, артериальная гипертензия).
Эти сведения получают как из данных Федеральной службы Государственной статистики, так и в процессе широкомасштабных эпидемиологических исследований в регионах [11, 17, 18]. Огромное значение в настоящее время приобретает анализ результатов набирающей темп диспансеризации населения РФ [8, 12].
Именно разноплановый анализ и учет характера питания населения РФ даст возможность реализации наиболее адекватной современным требованиям, практически реализуемой и эффективной программы по оптимизации питания.
Конфликт интересов отсутствует.
1Собрание законодательства РФ, 2010, № 12, ст. 1401.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.