Галстян А.Г.

Арцахский государственный университет, Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, 375000

Изучение суточного пищевого рациона у студентов бакалавриата Арцахского государственного университета

Авторы:

Галстян А.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3385

Загрузок: 58


Как цитировать:

Галстян А.Г. Изучение суточного пищевого рациона у студентов бакалавриата Арцахского государственного университета. Профилактическая медицина. 2015;18(1):32‑35.
Galstyan AG. Investigation of dietary intake in the undergraduate students of the Artsakh State University. Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(1):32‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201518132-35

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти фун­кци­ональ­но­го сос­то­яния сер­деч­но-со­су­дис­той сис­те­мы сту­ден­тов по дан­ным дис­пер­си­он­но­го кар­ти­ро­ва­ния элек­тро­кар­ди­ог­рам­мы и ва­ри­абель­нос­ти сер­деч­но­го рит­ма. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-73
Ка­чес­тво жиз­ни сту­ден­тов ву­зов в ус­ло­ви­ях пан­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):92-96
Уро­вень стрес­са сту­ден­тов в за­ви­си­мос­ти от по­ве­ден­чес­ких ха­рак­те­рис­тик. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):67-74
Связь меж­ду ин­фраструк­ту­рой ра­йо­на про­жи­ва­ния и уров­нем стрес­са у сту­ден­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):70-76
Сон и тон­кая мо­то­ри­ка: вли­яние по­ла и уров­ня дви­га­тель­ной ак­тив­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):33-38
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11

Период реформ в сфере образования за последние десятилетия способствует возрастанию учебных нагрузок и формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых [1, 2], недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки. Состояние питания — одно из важнейших факторов, определяющих здоровье, качество и продолжительность жизни [3, 4]. Именно при достижении оптимальной структуры питания обеспечиваются высокая работоспособность и первичная профилактика многих заболеваний, повышается иммунная резистентность и усиливается защита организма от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды [5]. В последние годы многие авторы [6, 7] отмечают тенденцию к изменению структуры питания населения: снижение потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицит белков, энергии, биологически активных веществ, что отражается на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе студентов.

Цель настоящего исследования — анализ пищевой и энергетической ценности среднесуточного рациона студентов Арцахского государственного университета (АрГУ) и выявление рациональности и сбалансированности питания, несоответствия между фактическим потреблением студентами пищевых веществ и физиологическими нормами потребления. Актуальность данной проблемы в Нагорном Карабахе обусловлена прежде всего тем, что в этом регионе подобные исследования ранее никем не проводились.

Материал и методы

Работа проходила на базе АрГУ. В ходе исследования для определения суточного рациона 50 студентами обоего пола I—IV курсов очной формы обучения был составлен дневник питания с перечнем потребляемых продуктов с учетом их количества в течение 10 дней. Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам [8]. Содержание пищевых веществ в среднесуточном рационе рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов [9], пищевую и энергетическую ценность определяли общепринятыми методами [8, 9]. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке по Стьюденту и сравнены с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп студентов [10].

Результаты

Результаты анализа полученных данных суточного пищевого рациона студентов АрГУ представлены в таблице. В соответствии с требованиями НИИ питания РАМН [10] энергетическая потребность должна составлять 2450—2550 ккал для студентов и 2000—2200 ккал для студенток. Как видно из таблицы, энергетическая ценность пищевого рациона у студентов в целом превышает их суточные энерготраты: калорийность его составляет у юношей 2831,0±5,9 ккал, у девушек 2644,0±4,0 ккал.

Суточный пищевой рацион студентов

Полученные результаты показали, что у студентов нарушен режим питания: 9 (18%) из 50 студентов не завтракают, а остальные питаются 3 раза в день. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня (рис. 1). Так, завтрак составлял 16,4 и 18,0% от суточной калорийности у юношей и девушек соответственно: обед — 47 и 44%, ужин — 36,3 и 38%. Время последнего приема пищи у большинства студентов приходилось на 19—20 ч, а интервал между приемами пищи составлял от 6 до 8 ч. В целом у студентов отмечали нерегулярный режим питания, что было связано с отсутствием установленного распорядка дня и необходимостью принимать пищу в строго определенное время. Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа жалоб по поводу болезней органов пищеварения, в первую очередь гастритов.

Рис. 1. Распределение основных питательных веществ и калорийности пищевого рациона студентов в течение учебного дня. Примечание. Ю — юноши, Д — девушки.

Установлено, что в рационах у студентов доминирует потребление картофеля, мяса, риса, макаронных изделий, хлебопродуктов, кондитерских изделий, сахара, а также сливочного масла, сыра, сметаны и меда. У большинства студентов отсутствуют в рационе яйца и рыба, молоко и молочные продукты, а овощи и фрукты в ежедневном рационе практически отсутствуют.

При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая» модель пищевого поведения (рис. 2). Для установленной модели питания студентов характерны недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного происхождения), преобладание в рационе жирового компонента (общие, при этом чаще животные жиры и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, что приводит к превышению пищевого холестерина в сутки у большинства студентов), избыток простых углеводов (сахаров) и недостаточное количество пищевых волокон. При этом дефицит белковой пищи у юношей составил 3,8%, а у девушек — 5,3%. Недостаток белков сопровождается серьезными нарушениями в деятельности функциональных систем организма, наиболее ранним признаком которых является снижение сопротивляемости организма [3, 7]. Углеводная часть рациона также была уменьшена на 3,7 и 1,8% у юношей и девушек соответственно, что также служит показателем качественной неполноценности питания студентов. Преобладание в рационе жирового компонента было значительным соответственно на 7,5 и 7,1%.

Рис. 2. Содержание белков, жиров и углеводов в суточном рационе студентов (в % от общей калорийности).

О несбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4 [8, 10]. Содержание их в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% у юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% у девушек. Как известно, несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний. На белки должно приходиться около 10—15% суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60% их общего количества в рационе. Жиры должны составлять 20—30% общей энергетической ценности рациона студентов, при этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 50% их общего количества [11, 12].

Обращает на себя внимание неравномерность распределения основных питательных веществ в течение дня (см. рис. 1). Как видно, основную калорийность ужина обеспечивает большое поступление питательных веществ, в первую очередь жиров (45% в группе юношей и 49,5% в группе девушек вместо допустимых 25%), а недостаточность калорийности завтрака обусловлена одинаково меньшим поступлением с пищей белков (соответственно 12,5 и 11,1% вместо рекомендуемых 30% от общей суточной калорийности), жиров (12,0 и 14,5%) и углеводов (20,2 и 20,3%). На общем фоне наиболее благоприятным является питание студентов в обеденное время.

Полученные данные позволяют судить о том, что студенты не обладают необходимыми знаниями в области питания, а их пищевой рацион нуждается в качественной и количественной корректировке.

Выводы

1. Анализ полученных данных калорийности пищевого рациона студентов АрГУ показал, что питание у большинства из них превышает суточные энерготраты.

2. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня: высокая калорийность ужина обеспечивается большим поступлением питательных веществ, в первую очередь жиров, и сочетается с недостаточной калорийностью завтрака.

3. Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован не только по количественному, но и по качественному составу, отличается однообразием перечня продуктов питания. О разбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует также полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4.

4. Структура питания студентов характеризуется снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая» модель питания, характеризующаяся преобладанием в рационе жирового компонента и дефицитом белково-углеводистого компонентов пищи. Содержание белков, жиров и углеводов в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% в группе юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% в группе девушек.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.