Период реформ в сфере образования за последние десятилетия способствует возрастанию учебных нагрузок и формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых [1, 2], недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки. Состояние питания — одно из важнейших факторов, определяющих здоровье, качество и продолжительность жизни [3, 4]. Именно при достижении оптимальной структуры питания обеспечиваются высокая работоспособность и первичная профилактика многих заболеваний, повышается иммунная резистентность и усиливается защита организма от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды [5]. В последние годы многие авторы [6, 7] отмечают тенденцию к изменению структуры питания населения: снижение потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицит белков, энергии, биологически активных веществ, что отражается на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе студентов.
Цель настоящего исследования — анализ пищевой и энергетической ценности среднесуточного рациона студентов Арцахского государственного университета (АрГУ) и выявление рациональности и сбалансированности питания, несоответствия между фактическим потреблением студентами пищевых веществ и физиологическими нормами потребления. Актуальность данной проблемы в Нагорном Карабахе обусловлена прежде всего тем, что в этом регионе подобные исследования ранее никем не проводились.
Материал и методы
Работа проходила на базе АрГУ. В ходе исследования для определения суточного рациона 50 студентами обоего пола I—IV курсов очной формы обучения был составлен дневник питания с перечнем потребляемых продуктов с учетом их количества в течение 10 дней. Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам [8]. Содержание пищевых веществ в среднесуточном рационе рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов [9], пищевую и энергетическую ценность определяли общепринятыми методами [8, 9]. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке по Стьюденту и сравнены с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп студентов [10].
Результаты
Результаты анализа полученных данных суточного пищевого рациона студентов АрГУ представлены в таблице. В соответствии с требованиями НИИ питания РАМН [10] энергетическая потребность должна составлять 2450—2550 ккал для студентов и 2000—2200 ккал для студенток. Как видно из таблицы, энергетическая ценность пищевого рациона у студентов в целом превышает их суточные энерготраты: калорийность его составляет у юношей 2831,0±5,9 ккал, у девушек 2644,0±4,0 ккал.
Полученные результаты показали, что у студентов нарушен режим питания: 9 (18%) из 50 студентов не завтракают, а остальные питаются 3 раза в день. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня (рис. 1). Так, завтрак составлял 16,4 и 18,0% от суточной калорийности у юношей и девушек соответственно: обед — 47 и 44%, ужин — 36,3 и 38%. Время последнего приема пищи у большинства студентов приходилось на 19—20 ч, а интервал между приемами пищи составлял от 6 до 8 ч. В целом у студентов отмечали нерегулярный режим питания, что было связано с отсутствием установленного распорядка дня и необходимостью принимать пищу в строго определенное время. Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа жалоб по поводу болезней органов пищеварения, в первую очередь гастритов.
Установлено, что в рационах у студентов доминирует потребление картофеля, мяса, риса, макаронных изделий, хлебопродуктов, кондитерских изделий, сахара, а также сливочного масла, сыра, сметаны и меда. У большинства студентов отсутствуют в рационе яйца и рыба, молоко и молочные продукты, а овощи и фрукты в ежедневном рационе практически отсутствуют.
При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая» модель пищевого поведения (рис. 2). Для установленной модели питания студентов характерны недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного происхождения), преобладание в рационе жирового компонента (общие, при этом чаще животные жиры и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, что приводит к превышению пищевого холестерина в сутки у большинства студентов), избыток простых углеводов (сахаров) и недостаточное количество пищевых волокон. При этом дефицит белковой пищи у юношей составил 3,8%, а у девушек — 5,3%. Недостаток белков сопровождается серьезными нарушениями в деятельности функциональных систем организма, наиболее ранним признаком которых является снижение сопротивляемости организма [3, 7]. Углеводная часть рациона также была уменьшена на 3,7 и 1,8% у юношей и девушек соответственно, что также служит показателем качественной неполноценности питания студентов. Преобладание в рационе жирового компонента было значительным соответственно на 7,5 и 7,1%.
О несбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4 [8, 10]. Содержание их в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% у юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% у девушек. Как известно, несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний. На белки должно приходиться около 10—15% суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60% их общего количества в рационе. Жиры должны составлять 20—30% общей энергетической ценности рациона студентов, при этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 50% их общего количества [11, 12].
Обращает на себя внимание неравномерность распределения основных питательных веществ в течение дня (см. рис. 1). Как видно, основную калорийность ужина обеспечивает большое поступление питательных веществ, в первую очередь жиров (45% в группе юношей и 49,5% в группе девушек вместо допустимых 25%), а недостаточность калорийности завтрака обусловлена одинаково меньшим поступлением с пищей белков (соответственно 12,5 и 11,1% вместо рекомендуемых 30% от общей суточной калорийности), жиров (12,0 и 14,5%) и углеводов (20,2 и 20,3%). На общем фоне наиболее благоприятным является питание студентов в обеденное время.
Полученные данные позволяют судить о том, что студенты не обладают необходимыми знаниями в области питания, а их пищевой рацион нуждается в качественной и количественной корректировке.
Выводы
1. Анализ полученных данных калорийности пищевого рациона студентов АрГУ показал, что питание у большинства из них превышает суточные энерготраты.
2. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня: высокая калорийность ужина обеспечивается большим поступлением питательных веществ, в первую очередь жиров, и сочетается с недостаточной калорийностью завтрака.
3. Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован не только по количественному, но и по качественному составу, отличается однообразием перечня продуктов питания. О разбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует также полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4.
4. Структура питания студентов характеризуется снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая» модель питания, характеризующаяся преобладанием в рационе жирового компонента и дефицитом белково-углеводистого компонентов пищи. Содержание белков, жиров и углеводов в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% в группе юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% в группе девушек.
Конфликт интересов отсутствует.