Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Галстян А.Г.

Арцахский государственный университет, Степанакерт, Нагорно-Карабахская Республика, 375000

Изучение суточного пищевого рациона у студентов бакалавриата Арцахского государственного университета

Авторы:

Галстян А.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 3826 раз


Как цитировать:

Галстян А.Г. Изучение суточного пищевого рациона у студентов бакалавриата Арцахского государственного университета. Профилактическая медицина. 2015;18(1):32‑35.
Galstyan AG. Investigation of dietary intake in the undergraduate students of the Artsakh State University. Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(1):32‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201518132-35

Рекомендуем статьи по данной теме:
Уро­вень стрес­са сту­ден­тов в за­ви­си­мос­ти от по­ве­ден­чес­ких ха­рак­те­рис­тик. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):67-74
Связь меж­ду ин­фраструк­ту­рой ра­йо­на про­жи­ва­ния и уров­нем стрес­са у сту­ден­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):70-76
Ку­ре­ние сре­ди уча­щих­ся сред­них и выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний: ре­зуль­та­ты рос­сий­ско­го мно­го­цен­тро­во­го ис­сле­до­ва­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):56-61
Сон и тон­кая мо­то­ри­ка: вли­яние по­ла и уров­ня дви­га­тель­ной ак­тив­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):33-38
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11

Период реформ в сфере образования за последние десятилетия способствует возрастанию учебных нагрузок и формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых [1, 2], недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы, формирующие его на этапе профессиональной подготовки. Состояние питания — одно из важнейших факторов, определяющих здоровье, качество и продолжительность жизни [3, 4]. Именно при достижении оптимальной структуры питания обеспечиваются высокая работоспособность и первичная профилактика многих заболеваний, повышается иммунная резистентность и усиливается защита организма от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды [5]. В последние годы многие авторы [6, 7] отмечают тенденцию к изменению структуры питания населения: снижение потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицит белков, энергии, биологически активных веществ, что отражается на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе студентов.

Цель настоящего исследования — анализ пищевой и энергетической ценности среднесуточного рациона студентов Арцахского государственного университета (АрГУ) и выявление рациональности и сбалансированности питания, несоответствия между фактическим потреблением студентами пищевых веществ и физиологическими нормами потребления. Актуальность данной проблемы в Нагорном Карабахе обусловлена прежде всего тем, что в этом регионе подобные исследования ранее никем не проводились.

Материал и методы

Работа проходила на базе АрГУ. В ходе исследования для определения суточного рациона 50 студентами обоего пола I—IV курсов очной формы обучения был составлен дневник питания с перечнем потребляемых продуктов с учетом их количества в течение 10 дней. Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам [8]. Содержание пищевых веществ в среднесуточном рационе рассчитывали по таблицам химического состава пищевых продуктов [9], пищевую и энергетическую ценность определяли общепринятыми методами [8, 9]. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке по Стьюденту и сравнены с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп студентов [10].

Результаты

Результаты анализа полученных данных суточного пищевого рациона студентов АрГУ представлены в таблице. В соответствии с требованиями НИИ питания РАМН [10] энергетическая потребность должна составлять 2450—2550 ккал для студентов и 2000—2200 ккал для студенток. Как видно из таблицы, энергетическая ценность пищевого рациона у студентов в целом превышает их суточные энерготраты: калорийность его составляет у юношей 2831,0±5,9 ккал, у девушек 2644,0±4,0 ккал.

Суточный пищевой рацион студентов

Полученные результаты показали, что у студентов нарушен режим питания: 9 (18%) из 50 студентов не завтракают, а остальные питаются 3 раза в день. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня (рис. 1). Так, завтрак составлял 16,4 и 18,0% от суточной калорийности у юношей и девушек соответственно: обед — 47 и 44%, ужин — 36,3 и 38%. Время последнего приема пищи у большинства студентов приходилось на 19—20 ч, а интервал между приемами пищи составлял от 6 до 8 ч. В целом у студентов отмечали нерегулярный режим питания, что было связано с отсутствием установленного распорядка дня и необходимостью принимать пищу в строго определенное время. Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа жалоб по поводу болезней органов пищеварения, в первую очередь гастритов.

Рис. 1. Распределение основных питательных веществ и калорийности пищевого рациона студентов в течение учебного дня. Примечание. Ю — юноши, Д — девушки.

Установлено, что в рационах у студентов доминирует потребление картофеля, мяса, риса, макаронных изделий, хлебопродуктов, кондитерских изделий, сахара, а также сливочного масла, сыра, сметаны и меда. У большинства студентов отсутствуют в рационе яйца и рыба, молоко и молочные продукты, а овощи и фрукты в ежедневном рационе практически отсутствуют.

При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая» модель пищевого поведения (рис. 2). Для установленной модели питания студентов характерны недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного происхождения), преобладание в рационе жирового компонента (общие, при этом чаще животные жиры и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, что приводит к превышению пищевого холестерина в сутки у большинства студентов), избыток простых углеводов (сахаров) и недостаточное количество пищевых волокон. При этом дефицит белковой пищи у юношей составил 3,8%, а у девушек — 5,3%. Недостаток белков сопровождается серьезными нарушениями в деятельности функциональных систем организма, наиболее ранним признаком которых является снижение сопротивляемости организма [3, 7]. Углеводная часть рациона также была уменьшена на 3,7 и 1,8% у юношей и девушек соответственно, что также служит показателем качественной неполноценности питания студентов. Преобладание в рационе жирового компонента было значительным соответственно на 7,5 и 7,1%.

Рис. 2. Содержание белков, жиров и углеводов в суточном рационе студентов (в % от общей калорийности).

О несбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4 [8, 10]. Содержание их в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% у юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% у девушек. Как известно, несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний. На белки должно приходиться около 10—15% суточной энергетической ценности рациона, причем доля белков животного происхождения должна составлять не менее 60% их общего количества в рационе. Жиры должны составлять 20—30% общей энергетической ценности рациона студентов, при этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 50% их общего количества [11, 12].

Обращает на себя внимание неравномерность распределения основных питательных веществ в течение дня (см. рис. 1). Как видно, основную калорийность ужина обеспечивает большое поступление питательных веществ, в первую очередь жиров (45% в группе юношей и 49,5% в группе девушек вместо допустимых 25%), а недостаточность калорийности завтрака обусловлена одинаково меньшим поступлением с пищей белков (соответственно 12,5 и 11,1% вместо рекомендуемых 30% от общей суточной калорийности), жиров (12,0 и 14,5%) и углеводов (20,2 и 20,3%). На общем фоне наиболее благоприятным является питание студентов в обеденное время.

Полученные данные позволяют судить о том, что студенты не обладают необходимыми знаниями в области питания, а их пищевой рацион нуждается в качественной и количественной корректировке.

Выводы

1. Анализ полученных данных калорийности пищевого рациона студентов АрГУ показал, что питание у большинства из них превышает суточные энерготраты.

2. Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в течение дня: высокая калорийность ужина обеспечивается большим поступлением питательных веществ, в первую очередь жиров, и сочетается с недостаточной калорийностью завтрака.

3. Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован не только по количественному, но и по качественному составу, отличается однообразием перечня продуктов питания. О разбалансированности основных пищевых веществ в суточных рационах студентов свидетельствует также полученное соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1,5:4,5 у юношей и 1:1,7:5,5 у девушек при рекомендуемом 1:1:4.

4. Структура питания студентов характеризуется снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «жировая» модель питания, характеризующаяся преобладанием в рационе жирового компонента и дефицитом белково-углеводистого компонентов пищи. Содержание белков, жиров и углеводов в процентном соотношении к калорийности составило 11,2, 37,5 и 51,3% в группе юношей и 9,7, 37,1 и 53,2% в группе девушек.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.