Шеина Ю.И.

Красноярский центр репродуктивной медицины

Зайцева Т.А.

Красноярский центр репродуктивной медицины

Махалова Н.А.

Красноярский центр репродуктивной медицины

Новосельцева А.В.

Красноярский центр репродуктивной медицины

Маркова Е.В.

Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета

Светлаков А.В.

Красноярский центр репродуктивной медицины

Анализ фрагментации ДНК в сперматозоидах с помощью окраски акридиновым оранжевым у пациентов с бесплодием

Авторы:

Шеина Ю.И., Зайцева Т.А., Махалова Н.А., Новосельцева А.В., Маркова Е.В., Светлаков А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2012;(5): 74‑79

Просмотров: 2320

Загрузок: 61


Как цитировать:

Шеина Ю.И., Зайцева Т.А., Махалова Н.А., Новосельцева А.В., Маркова Е.В., Светлаков А.В. Анализ фрагментации ДНК в сперматозоидах с помощью окраски акридиновым оранжевым у пациентов с бесплодием. Проблемы репродукции. 2012;(5):74‑79.
Sheina IuI, Zaĭtseva TA, Makhalova NA, Novosel'tseva AV, Markova EV, Svetlakov AV. THE ANALYSIS OF SPERM DNA FRAGMENTATION IN INFERTILITY PATIENTS WITH THE HELP OF ACRIDINE ORANGE STAINING. Russian Journal of Human Reproduction. 2012;(5):74‑79. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­хо­ды прог­рамм экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния при раз­лич­ных сте­пе­нях па­то­зо­ос­пер­мии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):115-120
Ок­си­да­тив­ный стресс и ан­ти­ок­си­дан­тная те­ра­пия в ле­че­нии преж­дев­ре­мен­ной не­дос­та­точ­нос­ти яич­ни­ков и улуч­ше­нии ка­чес­тва жиз­ни. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(1):21-34
Ре­фе­рен­сное зна­че­ние до­ли спер­ма­то­зо­идов с фраг­мен­ти­ро­ван­ной ДНК в эяку­ля­те муж­чин Се­ве­ро-За­пад­но­го ре­ги­она Рос­сии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(1):94-104
Окис­ли­тель­ный стресс и ан­ти­ок­си­дан­тная за­щи­та при на­ру­ше­ни­ях моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):114-119

Мужской фактор вносит существенный вклад в структуру репродуктивных нарушений у человека. В настоящее время помимо стандартных исследований качества эякулята большое внимание уделяется анализу ДНК сперматозоидов [1]. Фрагментация ДНК, представляющая собой одно- и двухцепочечные разрывы молекулы ДНК, является новым показателем оценки качества эякулята.

Обзор факторов, ответственных за фрагментацию ДНК в сперматозоидах человека, до настоящего времени не позволяет выявить главный механизм [2, 3]. Во фрагментацию ДНК вовлечены, как считается, такие процессы, как апоптоз в ходе сперматогенеза, нарушения ремоделинга хроматина, посттестикулярное воздействие активных форм кислорода, активация внутриклеточных каспаз и эндонуклеаз в зрелых сперматозоидах, воздействие токсичных веществ, ионизирующих излучений, иных факторов среды [2].

Несмотря на неопределенность в понимании как самих механизмов фрагментации, так и возможностей репарирующего воздействия со стороны ооцита и эмбриона, многими авторами выявлено негативное влияние высокого уровня фрагментации ДНК на развитие эмбрионов [4, 5]. В отношении частоты спонтанного прерывания беременности получены существенные доказательства эффекта фрагментации ДНК. Метаанализ, проведенный L. Robinson и соавт. [6], доказывает достоверное увеличение частоты абортов при высоком уровне фрагментации ДНК.

В отношении взаимосвязи фрагментации ДНК и стандартных параметров эякулята, частоты оплодотворения и имплантации данные разных авторов разноречивы [7, 8]. Недавние исследования F. Bronet и соавт. [9] показывают отсутствие корреляции между уровнем анеуплоидии и уровнем фрагментации ДНК в сперматозоидах.

На сегодняшний день применяется несколько методов оценки фрагментации ДНК: TUNEL assay [terminal deoxynucleotidil transferasis (TdT) dUTP and labeling], COMET assay (электрофорез единичных клеток), метод окраски толуидиновым синим, метод Halosperm (позволяет видеть в световом микроскопе фрагментированную ДНК по образующемуся ореолу вокруг клетки) и др. [10]. Широкое применение в мире получил метод оценки фрагментации ДНК в сперматозоидах, предложенный D. Evenson и соавт. [11], — SCSA (sperm chromatin structure assay). Он основан на разной чувствительности ДНК с разрывами и интактной ДНК к кислотной денатурации. Окрашивание с помощью метахроматического флуорохрома акридинового оранжевого позволяет различить интактную двухцепочечную ДНК, в которой интеркалирующий акридиновый оранжевый флюоресцирует зеленым, и одноцепочечную, флюоресцирующую красным. Применение проточной цитометрии позволяет автоматизировать метод, повысить объективность оценки и анализировать достаточно большое число клеток.

Достаточно много работ посвящено изучению возможности использования антиоксидантной терапии для снижения уровня фрагментации ДНК в сперматозоидах [12, 13]. Так, E. Greco и соавт. [12] выявили, что пероральный прием антиоксидантов (витамин Е и витамин С по 1 г в сутки) в течение 2 мес достоверно снижает процент сперматозоидов с фрагментированной ДНК. В ряде других исследований [13] был также показан положительный эффект от применения таких антиоксидантов, как L-карнитин, цинк, селен, глутатион.

Цель настоящей работы — анализ взаимосвязи индекса фрагментации ДНК сперматозоидов (ИФД), подсчитанного при использовании окраски сперматозоидов акридиновым оранжевым, показателей стандартных исследований эякулята и эффективности антиоксидантной терапии, направленной на уменьшение процента сперматозоидов с фрагментированной ДНК.

Материал и методы

Исследование проводилось на образцаx эякулята 446 пациентов (средний возраст 33,5±5,8 года), обследовавшихся в Красноярском центре репродуктивной медицины (КЦРМ) в период с сентября 2010 г. по март 2011 г. Из них 34 пациента проходили антиоксидантную терапию с последующим повторным анализом ИФД.

Проводился стандартный анализ эякулята, включающий подсчет общей концентрации сперматозоидов, концентрации прогрессивно подвижных и аномальных сперматозоидов, анализ строгой морфологии по Крюгеру [14], а также анализ на иммунологическое бесплодие методом МАР (mixed antiglobulin reaction) (Ferti Pro N.V. Бельгия).

Уровень фрагментации ДНК в сперматозоидах исследовали методом SCSA с нашими модификациями [15]. Образец спермы разводили в TNE-буфере (0,01 М Трис, 1 мМ ЭДТА, 0,15 М NaCl, pH 7,4) до концентрации сперматозоидов 1 млн/мл. К 100 мкл разведенных в буфере сперматозоидов добавляли 200 мкл кислотного буфера (0,1% Тритон-X-100, 0,15 М NaCl, 0,08 н. HCl, pH 1,2). После 30 с инкубации добавляли 600 мкл красящего раствора, содержащего 6 мг/л акридинового оранжевого в растворе: 0,2 М Na2HPO4, 1 мМ ЭДТА (дисодиум), 0,15 M NaCl, 0,1 M лимонной кислоты (pH 6,0).

Анализ количества сперматозоидов с красной и зеленой флюоресценцией осуществлялся на флюоресцентном цитометре Guava Easy Cyte Mini («Guava», США). Подсчитывали 5000 клеток в каждом образце. Каждый образец оценивался в трех повторностях. ИФД рассчитывался по формуле:

где N1 — число сперматозоидов с красной флюоресценцией, N2 — число сперматозоидов с зеленой флюоресценцией. За норму принимались показатели ИФД ≤15%, к пограничным значениям относили ИФД >15%, но <27% и к высокому количеству сперматозоидов с фрагментированной ДНК относили образцы с ИФД >27% [16].

Пациентам с ИФД >15% была рекомендована консультация андролога. Дополнительное обследование включало ультразвуковое исследование мошонки, анализ на гормоны, мазки на чистоту флоры, ПЦР-исследование и бактериологический посев на выявление инфекций. После постановки диагноза назначалось соответствующее лечение, включающее антиоксидантную терапию. Назначался мексидол по 125 мг, спермактин по 5 г и витамин Е по 400 мг 2 раза в день в течение 2 мес, вобэнзим 5 таблеток 3 раза в день в течение 10 дней, далее по 3 таблетки 3 раза в день в течение 20 дней и витамин С 1000 мг в течение 10 дней. Кроме того, в ходе терапии исключался прием алкоголя, никотина, прием жирной и острой пищи, ограничивалось употребление кофе, крепкого чая. Рекомендовались умеренные физические нагрузки, здоровое питание с преобладанием белковой пищи, овощей, фруктов. Повторное исследование эякулята на выявление уровня фрагментации сперматозоидов проводилось после лечения (в среднем через 2 мес).

При статистической обработке результатов использовали пакет Statistica 7.0. Рассчитывали медиану (Me), 25-й и 75-й квартили. Применяли корреляционный метод Спирмена; критерии Вилкоксона, Манна—Уитни, χ2.

Результаты

В ходе стандартного спермиологического анализа у 13 (2,9%) человек была выявлена олигозооспермия, у 46 (10,3%) — астенозооспермия, у 31 (6,9%) — тератозооспермия и у 226 (50,7%) — нормозооспермия. У 116 (26,0%) пациентов отмечались сочетанные варианты. Положительный МАР-тест наблюдался у 14 (3,1%) пациентов.

По результатам анализа фрагментации ДНК сперматозоидов у 147 (32,9%) пациентов показатели ИФД были меньше 15%, у 183 (41,0%) — больше 15%, но меньше 27% и у 114 (25,5%) — больше 27%.

В табл. 1

представлены показатели эякулята в группах с разным ИФД. Обнаружено, что при более высоких показателях ИФД достоверно ниже общая концентрация сперматозоидов, процент морфологически нормальных сперматозоидов, а также имеется тенденция к уменьшению процента прогрессивно подвижных форм.

При анализе взаимосвязи ИФД со стандартными показателями эякулята выявлена обратная корреляция ИФД с общей концентрацией сперматозоидов (r=–0,43; p<0,05), процентом прогрессивно-подвижных сперматозоидов (r=–0,52; p<0,05) и процентом морфологически нормальных форм (r=–0,41; p<0,05). Прямая корреляция была установлена с индексом дефектности сперматозоидов — ИДС (r=0,52; p<0,05) и с индексом тератозооспермии — ИТЗ (r=0,54; p<0,05) (рис. 1).

Рисунок 1. Корреляционные графики ИФД и стандартных показателей эякулята.
Не было выявлено взаимосвязи ИФД и показателей МАР-теста (r=0,01).

В связи c обнаруженной корреляцией между уровнем фрагментации ДНК и показателями ИТЗ и ИДС нами была проанализирована взаимосвязь ИФД и частоты встречаемости отдельных морфологических аномалий в сперматозоидах. На рис. 2

Рисунок 2. Гистограммы различия частоты встречаемости аномалий в сперматозоидах в группах с ИФД<15% (1) и ИФД >27% (2).
представлена частота аномалий головки, шейки, хвоста и акросомы в группах пациентов с ИФД >27% и ИФД <15%. Выявлено, что при ИФД >27% достоверно увеличивается процент всех аномалий сперматозоида по сравнению со случаями с ИФД <15%. Частота дефектов головки была выше в 1,2 раза (p<0,001), дефектов шейки — в 1,3 раза (p<0,001), аномалий хвоста — в 1,4 (p<0,001) и акросомы — в 1,3 раза (p<0,001).

В табл. 2

представлены результаты анализа ИФД в группах с различными показателями качества эякулята. Выявлено, что случаи высокого уровня фрагментации ДНК присутствуют во всех группах. Наибольший процент таких случаев наблюдался при олигозооспермии и олигоастенотератозооспермии. Кроме того, выявлено 18 (7,9%) случаев ИФД >27% среди пациентов с нормозооспермией.

Результаты сравнительного анализа показателей ИФД в сперматозоидах у пациентов, получавших антиоксидантную терапию, до и после лечения представлены на рис. 3.

Рисунок 3. Изменение показателей ИФД до лечения (1) и после проведения антиоксидантной терапии (2).
Установлено достоверное снижение ИФД после лечения (T=3,01; p=0,002; по критерию Вилкоксона), причем у 11 (32,3%) пациентов он снизился до границ нормы, а у остальных показатель ИФД не достиг границ нормы и был >27%.

В 2 (5,9%) случаях не наблюдалось изменения параметров уровня фрагментации в сперматозоидах после лечения.

Несмотря на выявленный ответ уровня фрагментации на терапию, у 8 (23,5%) человек при повторном исследовании уровня фрагментации ДНК отмечалось увеличение ИФД по сравнению с первоначальным результатом. Анализ историй болезни показал, что 5 человек в данный период болели острой респираторной вирусной инфекцией с повышением температуры тела, у 3 было обострение хронического простатита.

Обсуждение

В последнее время фрагментация ДНК сперматозоидов рассматривается как один из важных факторов репродуктивных нарушений у человека. Это ведет к расширению применения методов ее определения в клинической практике. Метод окраски сперматозоидов акридиновым оранжевым хорошо зарекомендовал себя по всему миру благодаря своей простоте в исполнении и достоверности получаемых данных при сравнении с другими анализами фрагментации ДНК [17]. В настоящее время в КЦРМ данный метод внедрен в практику обследования пациентов. В представленном исследовании проведен анализ корреляции ИФД со стандартными показателями качества эякулята, а также выявлено влияние антиоксидантной терапии при высоких уровнях ИФД.

В нашем исследовании установлено, что 25% обследованных пациентов имели высокий уровень фрагментации ДНК. За высокий уровень фрагментации принималось значение ИФД >27%. Необходимо отметить, что границы нормы у разных авторов варьируют, в том числе в зависимости от метода, используемого для анализа фрагментации ДНК: норма — от 10 до 15%, высокие показатели ИФД — от 27 до 30% [6].

Выявлено, что уровень ИФД в сперматозоидах коррелировал со стандартными показателями качества эякулята, а именно общей концентрацией сперматозоидов, количеством прогрессивно подвижных форм, количеством нормальных сперматозоидов. В отношении такой зависимости данные литературы разноречивы. В работе Э.А. Терещенкова и соавт. [18] не было выявлено корреляции между уровнем фрагментации ДНК в сперматозоидах и концентрацией прогрессивно подвижных сперматозоидов, но наблюдалась обратная корреляция с процентом нормальных форм по Крюгеру. А. Zini и соавт. [19] не обнаружили взаимосвязи ИФД и антиспермальных антител, что согласуется с результатами нашего исследования. В работе M. Muratori и соавт. [20] не было выявлено зависимости уровня фрагментации сперматозоидов от общей концентрации сперматозоидов и процента прогрессивно подвижных форм.

Установленная нами взаимосвязь ИФД и стандартных спермиологических параметров свидетельствует в пользу того, что процесс фрагментации ДНК в большинстве случаев тесно связан с нарушением сперматогенеза, на что указывает обратная корреляция количества сперматозоидов с фрагментированной ДНК, с количеством морфологически нормальных форм и прямая корреляция с ИТЗ. Нами было показано, что частота высокого уровня ИФД выше при всех вариантах патоспермии в сравнении с нормозооспермией.

Несмотря на выявленную нами связь уровня фрагментации ДНК с показателями спермограммы, наблюдались случаи высокого значения ИФД (>27%) при нормозооспермии. Ввиду многообразия механизмов фрагментации ДНК можно предполагать, что процессы, приводящие к фрагментации, могут в ряде случаев протекать независимо от нарушения других показателей сперматогенеза. Выявленные случаи высокого уровня ИФД могут свидетельствовать о возможных причинах бесплодия неустановленного генеза или прерывания беременности на ранних сроках. Это еще раз свидетельствует, что анализ фрагментации ДНК может служить дополнительным критерием при оценке качества эякулята.

К одним из факторов, приводящих к фрагментации ДНК, относят воздействие свободных радикалов кислорода. В то время как образование радикалов в низких концентрациях необходимо для нормального функционирования сперматозоидов, их высокие концентрации, которые образуются в дефектных сперматозоидах и лейкоцитах, вызывают нарушения в цепях ДНК [21]. В проведенном ранее в КЦРМ исследовании было выявлено, что продукты перекисного окисления липидов, а именно: диеновых конъюгатов и малонового диальдегида, тесно коррелировали со стандартными параметрами эякулята, что еще раз доказывает неблагоприятное влияние активных форм кислорода на качество спермы [22].

Полученные нами данные о достоверном снижении ИФД после прохождения пациентами курса антиоксидантной терапии, сочетанной с коррекцией образа жизни, показали, что во многих случаях возможной причиной фрагментации ДНК сперматозоидов может служить окислительный стресс различной этиологии. Тем не менее в ряде случаев наблюдалось повышение ИФД у пациентов с обострением в данный период хронического простатита. Можно полагать, что увеличение уровня фрагментации ДНК обусловлено повышением продукции активных форм кислорода при воспалительном простатите, как показано в работе В.А. Божедомова и соавт. [23].

Несмотря на большое количество данных о положительном действии антиоксидантной терапии, которая не только уменьшает уровень фрагментации ДНК в сперматозоидах, но и улучшает общие показатели спермограммы, а также повышает частоту оплодотворений в циклах ВРТ, существуют некоторые противоречия в применении данной терапии. В основном данные противоречия основаны на недостаточном количестве рандомизированных клинических исследований. Кроме того, не вполне понятны эффективные дозы назначаемых антиоксидантов, а также индивидуальные реакции на данные препараты [24]. Тем не менее назначение противовоспалительной и антиоксидантной терапии может стать одной из стратегий при лечении мужского бесплодия.

Заключение

Фрагментация ДНК в сперматозоидах играет важную роль в нарушении функционирования генома мужских гамет. Отмеченная нами корреляция уровня ИФД со стандартными параметрами эякулята, а также показателями строгой морфологии по Крюгеру свидетельствует о целесообразности использования данного метода при обследовании мужчин с репродуктивными нарушениями. Выявлено, что при корректировке высокого уровня фрагментации ДНК в сперматозоидах антиоксидантной терапией в большинстве случаев данная стратегия дает положительный эффект. Остаются недостаточно ясными механизмы, влияющие на фрагментацию ДНК в сперматозоидах, закономерности влияния высокого уровня ИФД на оплодотворяющую способность сперматозоидов, развитие и имплантационную способность эмбриона, а также на прерывание беременности на ранних сроках. В связи с этим планируется проведение дополнительных исследований взаимосвязи показателей ИФД и частоты наступления беременности в программах ЭКО и ЭКО-ИКСИ на базе КЦРМ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.