Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Плаксин С.А.

ФГБУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Храмцова Н.И.

ФГБУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Возможности сети Интернет для распространения информации об услугах клиники эстетической хирургии

Авторы:

Плаксин С.А., Храмцова Н.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2376

Загрузок: 143


Как цитировать:

Плаксин С.А., Храмцова Н.И. Возможности сети Интернет для распространения информации об услугах клиники эстетической хирургии. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2019;(4):82‑87.
Plaksin SA, Khramtsova NI. Internet as the first information source in aesthetic surgery. Plastic Surgery and Aesthetic Medicine. 2019;(4):82‑87. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia201904182

Рекомендуем статьи по данной теме:
CCL-ме­тод в кон­тур­ной плас­ти­ке ниж­них ко­неч­нос­тей. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):39-45
Воз­мож­нос­ти кор­рек­ции ску­ло­вой об­лас­ти при про­ве­де­нии ор­тог­на­ти­чес­ких вме­ша­тельств. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):44-55
Поис­ко­вые зап­ро­сы в се­ти Ин­тер­нет по те­ма­ти­ке пот­реб­ле­ния та­ба­ка и ни­ко­ти­на: ана­лиз ди­на­ми­ки в 2010—2022 гг.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):7-11

Введение

Согласно статье 22 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.18; http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_121895) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право получить в доступной для него форме информацию о различных методах оказания медицинской помощи и видах медицинского вмешательства, их возможных последствиях и рисках. Основную информацию клиенты получают от пластического хирурга во время консультации. Однако прежде чем решиться на беседу, большая часть пациентов собирает интересующую их информацию о медицинских процедурах доступными способами. В связи с широким распространением сети Интернет и появлением огромных объемов медицинских данных в свободном доступе многие пациенты осуществляют это через поисковые системы и различные сайты. Так, по данным статистики поисковой системы Яндекс за 2015—2016 гг., здоровье — одна из самых популярных тем в Интернете, ей посвящено более 4% поисковых запросов (почти 7,5 млн в сутки), что в 2 раза больше, чем кулинарии, и примерно столько же, сколько автомобилизму. Каждую минуту через систему Яндекс задают вопросы о здоровье более 5 тыс. раз [1]. При этом 3% всех запросов касаются косметологии (из них 30% — о различных процедурах и операциях), 16% — медицинских организаций разной направленности или врачей. Более того, часто идея о посещении врача или даже сразу об операции возникает после прочтения информации в Интернете.

Выступая первым источником средств массовой информации, Интернет выполняет просветительскую функцию. Вместе с тем недостоверное и неграмотное освещение вопросов пластической хирургии может сильно дезориентировать пользователя [2]. Несмотря на большие объемы информации и широкий охват аудитории, данные, имеющиеся в сети Интернет, зачастую некорректны и не всегда удовлетворяют людей, выполняющих поисковые запросы: низкое качество информации выявлено в 34—89% источников [2]. Тогда врачи сталкиваются с тем, что пациенты, приходящие к ним на прием, бывают дезинформированы насчет процедур, которые они хотели бы получить, и после консультации врача в ряде случаев уходят неудовлетворенными и разочарованными, зря потратив свое время и деньги. В связи с активной пропагандой средствами массовой информации идеального внешнего вида особенно актуален поиск данных для тех, кто ищет, как можно улучшить свою внешность, а особенно — для тех, кто рассматривает хирургические способы коррекции внешности, поскольку не каждый сразу решится на очную консультацию пластического хирурга. Цель исследования — определить возможности сети Интернет для распространения информации о процедурах и операциях клиники эстетической хирургии среди потенциальных пациентов.

Материал и методы

Произведено анонимное анкетирование 236 пациентов, обратившихся на прием в Клинику эстетической хирургии (мощность выборки составила 0,86). Среди проанкетированных большинство составили женщины — 214 (90,7%).

Для решения поставленной задачи была переведена на русский язык анкета, предложенная P. Montemurro и соавт. [3]. Анкета содержит 11 вопросов об источниках информации о той процедуре, которую бы клиенты хотели пройти, о клинике и враче, выполняющем эту манипуляцию. Респондентам с помощью анкеты предложено оценить уровень своих знаний о процедуре до консультации с врачом, а также перечислить предпочитаемые источники получения информации. На бо́льшую часть вопросов можно выбрать сразу несколько вариантов ответов.

Исследование проводилось с декабря 2015 г. по май 2018 г.

Критерии включения: относительное здоровье, владение русским языком, согласие на заполнение анонимной анкеты. Критерий исключения: нежелание пациента.

Анкеты раздавались пациентам, ожидающим приема врача, время на ответы не ограничивалось. Заполненные анкеты пациенты отдавали администратору клиники. Данные, полученные в анкетах, были обработаны с помощью программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и обсуждение

Вопросы анкеты с распределением количества ответов по каждому из вариантов ответов представлены в таблице.

Распределение ответов по вопросам анкеты

Интернет служил первым источником информации о процедуре для 92 (39,5%) пациентов (по данным P. Montemurro и соавт. [3], 39—72%). Почти стольким же — 85 (36,5%) — о процедуре впервые рассказали друзья или знакомые, 19 (8,2%) — другой врач, 8 (3,4%) пациентов почерпнули сведения из рекламы, 15 (6,4%) ответили, что они записались на консультацию для того, чтобы узнать об интересующей их процедуре, и ранее информации о ней не получали, 11 (4,7%) клиентов написали, что их заинтересовали процедурой друзья, а затем они почитали о ней в Интернете. И только 1 (0,5%) и 2 (0,9%) случая пришлось на тех, кому изначально рассказали о процедуре друзья или они прочитали о ней в Интернете, а после этого консультировались у врача.

В целом перед посещением врача искали данные об интересующей их процедуре в Интернете 199 (84,7%) клиентов (по данным P. Montemurro и соавт. [3], 37—95%). Большинство из них — 83 (45,6%) — отметили, что первым источником о процедуре были поисковые системы (Гугл, Яндекс и т. п.). При этом 21 (11,5%) клиент через поисковые системы вышли на сайт интересующей их клиники. На сайт клиники перешли без использования поисковых систем 10 (5,5%) клиентов, т. е. им был уже известен электронный адрес сайта клиники, скорее всего, из рекламных брошюр и сообщений. Через поисковые системы 17 (9,3%) пациентов перешли на блоги, форумы, социальные сети, посвященные обсуждению интересующих их вопросов; 6 (3,3%) — вышли на профессиональные сайты по эстетической хирургии, 6 (3,3%) — на профессиональные сайты и на сайт интересующей их клиники. Вообще в качестве первичного источника информации о процедуре выбрали социальные сети 47 (23,4%) клиентов (по данным P. Montemurro и соавт. [3], 4 — 29%), 1 пациентка даже специально отметила, что узнала о ней из Инстаграм. Чуть меньше половины — 80 (43,9%) предпочитали в качестве источника информации о процедуре несколько сайтов в сети Интернет.

На выбор клиники повлияли хорошие отзывы о враче у 79 (34,8%) пациентов, информация, полученная из Интернета, — у 13 (5,7%), социальные сети — у 6 (3,3%), хорошие отзывы о клинике — у 5 (2,2%), реклама, размещенная в социальных сетях, — у 1 (0,4%). Решающими были отзывы друзей и знакомых, которые уже прошли процедуры в этой клинике, для 59 (26,0%). При этом 13 (5,7%) пациентов признались, что выбрали клинику чисто интуитивно. Для 57 (25,1%) выбор клиники определили несколько факторов: прежде всего, это были хорошие отзывы о враче — в 51 (89,5%) случае, отзывы друзей, которые прошли процедуру, — в 38 (66,7%), информация, полученная из интернет-сайтов, — в 25 (43,9%); в меньшей степени клинику выбирали по отзывам о ней — в 10 (4,4%) случаях.

Уровень информированности о процедуре до консультации с врачом опрошенные в среднем оценили на 3,3±1,2 балла по 5-балльной шкале. Большая часть отметили, что им помогли сведения, полученные из Интернета, —145 (65,0%). До консультации с врачом уже изучали послеоперационные фотографии результатов операции 190 (80,5%) пациентов. Красочные фотографии результатов операций помогали укрепить желание пациента обратиться именно к данному хирургу [4].

Из возможных способов получения контактной информации о клинике более половины опрошенных — 118 (55,9%) предпочитали поисковые системы (Гугл, Яндекс и т. п.). При этом 92 (43,6%) из них хотели бы, чтобы данные были доступны уже в результатах первичного поиска, без перенаправлений по дополнительным ссылкам. 1/3 пациентов — 70 (33,2%) предпочли бы размещение контактов клиники на профессиональных сайтах, 37 (17,5%) — выбрали получение контактной информации о клинике от тех, кто уже прошел процедуру. Заходили на сайт клиники для этой цели 27 (12,8%) респондентов. В качестве источника сведение о контактах ориентировались на социальные сети, блоги и форумы лишь 11 (5,2%) пациентов, и ½ из них отметили, что этот источник не должен быть единственным.

Большая часть клиентов — 146 (62,7%) хотели бы иметь возможность оставлять отзывы о полученных услугах в Интернете, причем 43 (27,4%) из них —только положительные, а остальные 114 (72,6%) — как положительные, так и отрицательные. Никто из опрошенных не стал бы оставлять только отрицательные отзывы.

Итак, по результатам настоящего исследования и данных европейских авторов, было составлено 5 направлений для повышения качества информирования потенциальных клиентов о медицинских услугах в эстетической хирургии.

1. Размещение подробной информации об услугах и актуальных ценах клиники в сети Интернет. Поскольку 85% клиентов перед посещением врача, независимо от уровня информированности о процедуре, ищут необходимые данные в Интернете, чаще всего (56%) — через поисковые системы. При этом почти половина клиентов предпочли в качестве источника информации о процедуре несколько сайтов в сети Интернет, из них на социальные сети приходится 23%. Большинству клиентов информация, полученная из Интернета, помогла (65%). Однако качество информации, полученной в Интернете, зачастую оставляет желать лучшего (3,3 балла из 5), поэтому необходимо повышение информационной наполненности официального сайта клиники. Также очень важно грамотное ведение страниц клиники в социальных сетях, которые зачастую служат для клиентов первым и даже единственным источником информации и инструментом для рекламы клиники и ее услуг. У врача, ведущего практическую деятельность, обычно не так много времени на ежедневное ведение страниц в Интернете, использование и обновление маркетинговых инструментов, придумывание разнообразных опросов и акций для привлечения клиентов и множества других приемов так называемого SMM-маркетинга, поэтому целесообразно привлечение к этому направлению деятельности клиники профессиональных менеджеров и маркетологов.

2. Фотографии результатов. Большинство (81%) предполагаемых клиентов клиники изучали послеоперационные фотографии результатов операции. При этом большинство врачей не имеют возможности самостоятельно делать красочные постановочные снимки с хорошими ракурсами и освещением. С другой стороны, фотографии лица и частей тела — это личная анонимная информация, поэтому к процессу фотографирования невозможно привлекать третьих лиц. В то же время некоторые пациенты, получив ожидаемый результат от процедуры или операции, хотели бы получить восхищенные комментарии и сами фотографируют и редактируют фотографии своих результатов и даже анонимно выкладывают их в блогах, на форумах и в социальных сетях. У этого контингента можно получать согласие на размещение фотографий и сами фотографии, выполненные и отредактированные самими клиентами, и анонимно выкладывать их на сайте клиники или в социальных сетях. Для получения качественных фотографий результатов в самой клинике можно привлекать профессионалов к организации мест для фотографирования, выбора оптимального освещения и ракурсов, фотоаппаратуры.

3. Отзывы клиентов. Более 1/3 (37%) пациентов приходят на процедуру по рекомендации друзей и знакомых. Причем хорошие отзывы о враче зачастую (35%) служат основным мотивом для выбора клиники. «Обратная связь» имеет большое значение в формировании положительного образа клиники. Значительная часть клиентов (63%) хотели бы иметь возможность оставлять отзывы о полученных услугах в Интернете. Часть пациентов даже предпочитают в качестве источника информации социальные сети, блоги и форумы, где они могут увидеть «живые» результаты и анонимно обратиться с вопросами к тем, кто уже прошел процедуру. Очень важно, чтобы отзывы и вопросы были настоящими, актуальными, а ответы на них — быстрыми и правдивыми. Известно, что страница отзывов о клинике может служить площадкой для формирования негативного образа клиники со стороны конкурентов или не совсем адекватных клиентов и зачастую негативные отзывы просто удаляются владельцем страницы, однако наличие таковых подчеркивает правдивость и прозрачность раздела. Кроме того, очень важна возможность сотрудников клиники отвечать на отзывы, как положительные, так и отрицательные, чтобы читатели раздела видели заинтересованность персонала в получении обратной связи, чувствовали поддержку и при появлении негативных реакций могли отследить оба мнения об обсуждаемом вопросе.

4. Реклама. Многих потенциальных клиентов привлекают всевозможные акции и розыгрыши, проводимые, например, в социальных сетях. Однако акции и розыгрыши не должны быть навязчивыми, они должны быть полезны для потенциальных клиентов, отражать истинные их потребности и не служить инструментом для «заманивания» их в систему. Так, многие клиенты сознательно отказываются от первой бесплатной процедуры, поскольку уже имели негативный опыт навязывания платных, дорогостоящих услуг во время ее получения в других клиниках. А акции, предлагающие получение небольшой, самой дешевой услуги за репост рекламных публикаций группы у себя на странице, давно стали предметом высмеивания даже на телевидении.

5. Возможность знакомства и заочного общения с врачом. Решающую роль в определении показаний к операции и выборе видов возможных манипуляций играет, конечно же, врач. Именно от врача часть пациентов (6%) впервые узнавали о возможностях эстетической коррекции их внешности. Многие потенциальные клиенты, не решаясь на визит к хирургу и не зная, нужно ли им это вообще, предпочитали спрашивать о процедуре через сообщения в социальных сетях. Самый часто задаваемый вопрос от потенциальных клиентов — о полной стоимости процедуры, «все включено», в зависимости от исходных физических параметров и индивидуальных желаний. Многим бывает тяжело сделать первый шаг, поэтому первичное общение с врачом, его отзывчивость, коммуникабельность и доброжелательность, а также персональный подход к каждому имеют огромное значение в мотивации клиента. В то же время часть клиентов начинают злоупотреблять бесплатным общением через социальные сети и месенджеры, в желании сэкономить отказываясь от очных консультаций врача. Таким клиентам стоит объяснять, что в клинической практике большую, зачастую определяющую, роль играет возможность физикального обследования пациента, которое невозможно реализовать посредством виртуального общения. Им можно предложить, например, скидку на повторную консультацию или на последующую услугу. С другой стороны, общение через социальные сети и месенджеры особенно актуально после проведения процедуры, когда в случае возникновения непредвиденной реакции пациент может в любое время суток задать вопрос своему лечащему врачу и тот своевременно решит проблему или уверит его в том, что все в порядке и поводов для беспокойства нет. Этот вариант получения актуальной информации о состоянии своих клиентов и их настроении в отношении полученной услуги, живое участие и неравнодушие врача, возможность врача безотлагательно среагировать в случае возникновения проблемы в большинстве случаев позволяет найти оптимальное для врача и клиента решение и избежать дальнейших негативных реакций, жалоб и даже судебных исков.

На основании полученных в настоящем исследовании результатов была разработана сокращенная версия опросника P. Montemurro и соавт. [3]. Так как было установлено, что абсолютное большинство клиентов предпочитают изучать фотографии и иметь возможность оставлять отзывы, эти вопросы не вошли в анкету. Также были перефразированы созвучные вопросы, а часть ответов переведена в варианты «открытого» типа. Анкета предлагается для использования в клинике с целью получения «обратной связи» от клиентов и актуальной коррекции Интернет-контента (Приложение 1).

Заключение

Таким образом, основные направления в распространения информации о процедурах и операциях клиники эстетической хирургии — это размещение подробной и актуальной информации об услугах клиники, красочных фотографий результатов и отзывов пациентов. Привлекают потенциальных клиентов также различные акции, возможность получения услуг со скидкой или бесплатно, а также знакомства и заочного общения с врачом, включая быстрые и бесплатные консультации в социальных сетях или мессенджерах.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Плаксин С.А. — e-mail: splaksin@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8108-1655; eLibrary SPIN: 6579-4823;

Храмцова Н.И. — e-mail: renelve@gmail.com; https://orcid.org/0000-0001-6097-6855; eLibrary SPIN: 1676-1357

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Плаксин С.А., Храмцова Н.И. Возможности сети Интернет для распространения информации об услугах клиники эстетической хирургии. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2019;4:-87. https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia2019041

Автор, ответственный за переписку: Храмцова Н.И. —
e-mail: renelve@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.