Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сарамков Н.Е.

ООО «Многопрофильный медицинский центр», клиника «Ланцетъ»;
АО «Институт пластической хирургии и косметологии»

Мантурова Н.Е.

ООО «Многопрофильный медицинский центр», клиника «Ланцетъ»;
АО «Институт пластической хирургии и косметологии»;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России

Методы хирургической коррекции при повторном фейслифтинге: анализ клинических случаев

Авторы:

Сарамков Н.Е., Мантурова Н.Е.

Подробнее об авторах

Прочитано: 61 раз


Как цитировать:

Сарамков Н.Е., Мантурова Н.Е. Методы хирургической коррекции при повторном фейслифтинге: анализ клинических случаев. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2025;(2‑2):103‑107.
Saramkov NE, Manturova NE. Surgical correction in secondary facelift. Plastic Surgery and Aesthetic Medicine. 2025;(2‑2):103‑107. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia2025022103

Рекомендуем статьи по данной теме:
CCL-ме­тод в кон­тур­ной плас­ти­ке ниж­них ко­неч­нос­тей. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):39-45
Ком­плексный под­ход к вто­рич­но­му фей­слиф­тин­гу. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4-2):80-85
Воз­мож­нос­ти кор­рек­ции ску­ло­вой об­лас­ти при про­ве­де­нии ор­тог­на­ти­чес­ких вме­ша­тельств. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):44-55
Эт­ни­чес­кая ри­ноп­лас­ти­ка: об­зор сов­ре­мен­ных под­хо­дов и эт­но­куль­тур­ных ас­пек­тов. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2-2):82-90
Па­то­ло­ги­чес­кие из­ме­не­ния мы­шеч­ной тка­ни в стен­ке тол­стой киш­ки при ди­вер­ти­ку­ляр­ной бо­лез­ни. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):13-22
Осо­бен­нос­ти ло­ка­ли­за­ции FAP-по­ло­жи­тель­ных ак­ти­ви­ро­ван­ных стро­маль­ных кле­ток при фиб­ро­зе у па­ци­ен­тов с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(6):5-14
Па­то­ге­нез раз­ви­тия фиб­ро­за при эн­до­мет­ри­озе яич­ни­ков. Ар­хив па­то­ло­гии. 2025;(2):73-78
По­ра­же­ние пе­че­ни при бо­лез­ни Го­ше у де­тей: об­зор ли­те­ра­ту­ры и собствен­ные наб­лю­де­ния. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2025;(2):78-93

Введение

Согласно данным Международного общества эстетической пластической хирургии (International Society of Aesthetic Plastic Surgery — ISAPS), количество хирургических вмешательств, направленных на омоложение лица и шеи, ежегодно возрастает, такие вмешательства входят в число пяти наиболее часто выполняемых процедур [1]. Наряду с этим увеличивается число пациентов, обращающихся за повторными вмешательствами в связи с возрастными изменениями, неудовлетворительными результатами первичной операции или развитием послеоперационных деформаций.

Актуальность вопроса повторного фейслифтинга обусловлена не только техническими сложностями, связанными с измененной анатомией мягких тканей, но и с дефицитом опубликованных клинических данных, систематизирующих опыт ведения подобных пациентов [2—4].

Наиболее частыми анатомическими и морфологическими изменениями, затрудняющими повторное хирургическое вмешательство, являются: фиброз мягких тканей, рубцовые сращения в зонах отслойки кожного лоскута и поверхностной мышечно-апоневротической системы (ПМАС), частичное нарушение поверхностной сосудистой сети, а также изменение направления и натяжения апоневротических структур [5—10]. Необходимы разработка и клиническое обоснование эффективной и безопасной хирургической методики повторного фейслифтинга, способствующего восстановлению гармоничных контуров лица и шеи с минимальным риском осложнений.

Цель исследования — определить оптимальную тактику оперативного вмешательства у пациентов, перенесших хирургическую коррекцию возрастных изменений лица.

Материал и методы

В исследование включены два клинических наблюдения женщин — в возрасте 47 лет и 55 лет, обратившихся в клинику «Ланцетъ» (г. Геленджик) соответственно в 2024 г. и 2025 г. с жалобами на деформацию мягких тканей лица и выраженные признаки возрастных изменений. Повторные операции выполняли спустя 5 лет и 11 лет после первичных вмешательств соответственно.

В обоих случаях применена методика широкой отслойки кожного лоскута и слоя ПМАС с последующим перераспределением тканей по вектору, перпендикулярному направлению естественного птоза.

Хирургическая техника

В обоих клинических случаях оперативное вмешательство начиналось с прецизионной отслойки кожи с пересечением фиброзных спаек в зоне первичной диссекции. Формирование лоскута ПМАС осуществлялось с широким доступом вдоль скуловой дуги, распространявшимся в направлении нижней челюсти с переходом за ее край до угла mandibulae. Особое внимание уделялось равномерному распределению натяжения с вектором вверх и медиально с минимизацией задне-латеральной тракции, что позволяет получить естественный эстетический результат (рис. 1).

Рис. 1. Хирургическая техника широкой отслойки кожного лоскута и слоя поверхностной мышечно-апоневротической системы при повторном фейслифтинге.

Результаты

Представлен анализ двух клинических случаев повторного оперативного вмешательства, различающихся результатами ранее проведенного вмешательства. Первой пациентке с целью устранения возрастных изменений контуров лица и шеи ранее была выполнена пликация ПМАС, второй пациентке ранее была проведена пластика ПМАС с резекцией.

В первом клиническом случае нами выполнена коррекция деформаций, возникших после первичного вмешательства, проведенного 5 лет назад, во втором случае — эстетическое омоложение спустя 11 лет после первой операции, для чего произведено выделение и перемещение ПМАС с иссечением избытков тканей.

Несмотря на выраженные фиброзные изменения и спаечный процесс, в обоих случаях улучшена симметрия контуров лица и устранены признаки возрастного птоза. Длительность наблюдения составила 9 мес и 7 мес соответственно.

Клинический случай 1

Пациентка А., 47 лет. Из анамнеза известно, что первичную операцию (пликацию ПМАС) пациентка перенесла 5 лет назад, результатом не удовлетворена вследствие сохранения птоза мягких тканей лица и шеи (рис. 2). При осмотре пациентки отмечены возрастные изменения лица и шеи, пальпаторно определяются снижение тургора кожи и уплотнения, спаянные с кожей.

Рис. 2. Возрастные изменения лица и шеи у пациентки, которой фейслифтинг был выполнен 5 лет назад.

Рис. 2. Возрастные изменения лица и шеи у пациентки, которой фейслифтинг был выполнен 5 лет назад.

Принято решение провести хирургическую коррекцию птоза с широкой отслойкой кожного лоскута и ПМАС, латеральной платизмопластикой и липосакцией брылей. Для устранения деформации шейно-подбородочного угла выполнена латеральная платизмопластика в варианте пликации, проведено иссечение избытка кожного лоскута в нижней трети лица и шеи (рис. 3).

Рис. 3. Результат через 9 мес после повторного фейслифтинга с техникой широкой отслойки.

Клинический случай 2

Пациентка Б., 57 лет. Из анамнеза известно, что первичная операция (ПМАС-пластика лица и латеральная платизмопластика) проведена 11 лет назад, показаниями были возрастные изменения средней/нижней трети лица и шеи. Эстетический результат пациентку полностью устроил, но вследствие дальнейших возрастных изменений мягких тканей лица и шеи пациентка обратилась повторно.

При осмотре местно отмечены гравитационный птоз мягких тканей средней зоны лица, выраженные носогубные и губоподбородочные складки, брыли, птоз шейно-подбородочного угла с расхождением платизмы (рис. 4).

Рис. 4. Возрастные изменения мягких тканей лица и шеи у пациентки, которой фейслифтинг был выполнен 11 лет назад.

Принято решение о проведении хирургической коррекции птоза с широкой отслойкой кожного лоскута и ПМАС, медиальной и латеральной платизмопластики, а также липосакции шейно-подбородочного угла (рис. 5).

Рис. 5. Результат через 7 месяцев после повторного фейслифтинга с техникой широкой отслойки.

Обсуждение

Анализ представленных наблюдений подтверждает возможность достижения высоких эстетических результатов при индивидуальном подходе к выбору хирургической тактики. Ключевыми аспектам успешного исхода являются грамотная работа с фиброзно-измененными тканями, избегание чрезмерного натяжения в задне-латеральном направлении и обязательный учет особенностей ранее выполненных вмешательств. Формирование широкого лоскута с полноценной мобилизацией ПМАС и точным векторным перераспределением тканей позволяет минимизировать риск и добиться стойкого эстетического эффекта даже в условиях сниженной эластичности и нарушенной микроциркуляции.

Заключение

Предложенная методика повторного фейслифтинга характеризуется клинической эффективностью и безопасностью и обеспечивает прогнозируемый эстетический результат при минимальном риске осложнений.

Анализ полученных данных подчеркивает необходимость комплексного анатомического подхода при планировании вмешательства, отказа от методик, ориентированных на коррекцию изолированных зон.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на расширение выборки, разработку алгоритмов оценки анатомических зон при повторных вмешательствах и стандартизацию подходов.

В перспективе результаты данного исследования могут стать основой для профилактики ошибок при первичных операциях, что, в свою очередь, позволит сократить количество повторных коррекций.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.