Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алексеев Б.Я.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава России

Прядилова Е.В.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава России

Каприн А.Д.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава России

Несветлоклеточные варианты почечно-клеточного рака

Авторы:

Алексеев Б.Я., Прядилова Е.В., Каприн А.Д.

Подробнее об авторах

Прочитано: 675 раз


Как цитировать:

Алексеев Б.Я., Прядилова Е.В., Каприн А.Д. Несветлоклеточные варианты почечно-клеточного рака. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2013;2(3):78‑81.
Alekseev BIa, Priadilova EV, Kaprin AD. Non-clear cell variants of renal cell carcinoma. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2013;2(3):78‑81. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сте­ре­отак­си­чес­кая лу­че­вая те­ра­пия ран­них форм ра­ка поч­ки. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(5):5-11
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты ле­че­ния боль­ных мес­тно-рас­простра­нен­ной аде­но­кар­ци­но­мой же­луд­ка пос­ле двух ин­дук­ци­он­ных цик­лов хи­ми­оте­ра­пии по схе­ме FLOT с пос­ле­ду­ющей хи­ми­олу­че­вой те­ра­пи­ей и ра­ди­каль­ным хи­рур­ги­чес­ким вме­ша­тельством. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(2):5-12
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние па­ци­ен­тов с мес­тным ре­ци­ди­вом ра­ка поч­ки. Прог­нос­ти­чес­кие фак­то­ры вы­жи­ва­емос­ти. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(3):20-24
Мес­то сте­ре­отак­си­чес­кой лу­че­вой те­ра­пии в ле­че­нии ра­ка поч­ки. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(4):86-90
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние по­чеч­нок­ле­точ­но­го ра­ка с на­ли­чи­ем тром­бо­за ниж­ней по­лой ве­ны опу­хо­ле­вой эти­оло­гии. Фле­бо­ло­гия. 2024;(3):207-213
Осо­бен­нос­ти диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ки он­ко­ло­ги­чес­кой па­то­ло­гии на ам­бу­ла­тор­ном эта­пе. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2):93-95

Рак почки является одной из наиболее актуальных проблем современной онкологии. Показатели заболеваемости и смертности от данной патологии неуклонно возрастают во всем мире.

В структуре онкологической заболеваемости почечно-клеточный рак (ПКР) составляет 2%, и занимает 3-е место по заболеваемости среди злокачественных новообразований мочеполовой системы после опухолей предстательной железы и мочевого пузыря. В России в 2010 г. зарегистрировано 18 723 первичных больных со злокачественными новообразованиями почки. По темпам прироста онкологической заболеваемости в России ПКР устойчиво занимает 3-е место (40,85%), уступая только опухолям предстательной железы и меланоме. Неутешительным остается показатель смертности от ПКР, который в 2010 г. достиг 8526 человек [1, 2].

Рост числа злокачественных новообразований почки обусловлен улучшением диагностики на более ранних стадиях и широким внедрением в клиническую практику лучевых методов обследования, таких как трансабдоминальное ультразвуковое исследование (УЗИ), компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ). В то же время у 25—40% заболевание выявляют случайно при профилактическом обследовании и у 25—30% больных ПКР при первичном обращении к врачу уже выявляют отдаленные метастазы [3—6].

Основными морфологическими вариантами ПКР являются светлоклеточный (80—90%), папиллярный 1-го и 2-го типа (10—15%), хромофобный (4—5%) и рак из собирательных трубочек (канальцы Беллини — 1%). Реже встречается медуллярный рак почки, рак, обусловленный транслокацией хромосомы Хр11, карцинома, связанная с нейробластомой, муцинозный тубулярный и веретеноклеточный рак, неклассифицируемый почечно-клеточный рак [7—15] (рисунок на цв. вклейке).

Рисунок 1. Несветлоклеточные варианты ПКР [16]: а — папиллярный 1-го типа; б — папиллярный 2-го типа; в — хромофобный.

На долю светлоклеточного ПКР приходится 80—90% случаев. Согласно результатам исследования, проведенного B. Ljungberg и соавт. [17], для него более характерен инфильтративный рост с сосудистой инвазией и более высокий метастатический потенциал. Светлоклеточный вариант отличается худшей выживаемостью по сравнению с папиллярным и хромофобным типами опухоли. Светлоклеточный ПКР является наиболее распространенным вариантом и поэтому наиболее изученным. С учетом результатов исследований, включивших большее число больных со светлоклеточным вариантом ПКР, определены основные клинические и патоморфологические факторы прогноза, разработаны различные схемы лекарственного лечения [17, 18].

В то же время в современной литературе имеется дефицит клинических исследований, оценивающих эффективность и результаты лечения, а также характеризующих прогностические факторы у больных с несветлоклеточными вариантами ПКР.

Основным методом лечения, позволяющим излечить большую часть пациентов с различными вариантами ПКР, является хирургический — стандартная или лапароскопическая нефрэктомия, стандартная или лапароскопическая резекция почки. В ряде исследований проведена сравнительная оценка эффективности хирургического лечения у больных светлоклеточным и несветлоклеточным ПКР. В работе M. Waldert и соавт. [19] в исследование включили 557 больных ПКР, которым проводили хирургическое лечение (нефрэктомия или резекция почки). У 391 (70%) больного выявлен светлоклеточный вариант ПКР, у 96 (17%) — папиллярный, у 34 (6%) — хромофобный, у 7 (1%) — карцинома канальцев Беллини и у 29 (5%) — неклассифицируемые варианты ПКР. Проведена стратификация папиллярного варианта ПКР: у 34 больных верифицирован 1-й тип папиллярного рака и у 62 больных — 2-й тип. У больных с папиллярным вариантом ПКР размер опухолевого образования составил в среднем 4,5 см, в то время как у больных со светлоклеточным вариантом — 5 см, p=0,013. Мультифокальное поражение чаще отмечено у больных с папиллярным вариантом по сравнению со светлоклеточным (25 и 12% соответственно, p=0,001). Медиана наблюдения составила 42,3 мес. 5-летняя опухолеспецифическая выживаемость у больных со светлоклеточным вариантом ПКР без отделенных метастазов составила 84%, у больных с папиллярным вариантом — 90%. При многофакторном анализе прогностическими факторами опухолеспецифической выживаемости являлись: размер опухоли (отношение рисков 2,6; p<0,001), патоморфологическая стадия (отношение рисков 3,9; p<0,001) и степень дифференцировки (отношение рисков 2,9; p<0,001). У больных папиллярным ПКР 1-го и 2-го типа отмечены достоверные различия частоты наличия лимфатической и сосудистой инвазии, а также показателей 5-летней опухолеспецифической выживаемости (94 и 74% соответственно; p=0,03). По результатам исследования не обнаружено достоверных различий показателей 5-летней опухолеспецифической выживаемости больных папиллярным или светлоклеточным вариантом ПКР.

В исследовании A. Volpe и соавт. [20, 21] включили 291 больного хромофобным вариантом ПКР, которым выполнили хирургическое лечение в 16 итальянских медицинских центрах в период с 1995—2007 гг. Медиана наблюдения составила 44 мес. В работе определена корреляция безрецидивной и опухолеспецифической выживаемости с некоторыми прогностическими факторами. Рецидив заболевания отмечен у 25 (8,6%) больных, смерть от ПКР зарегистрирована у 18 (6,2%). На момент установления диагноза отдаленные метастазы диагностированы у 1,3% больных. 5-летняя безрецидивная выживаемость и опухолеспецифическая выживаемость составила 89,3 и 93% соответственно; 10-летняя опухолеспецифическая выживаемость — 88,9%.

В многофакторном анализе определили независимые факторы прогноза безрецидивной выживаемости: пол (p=0,014), клиническая Т стадия (p=0,017), патоморфологическая Т стадия (р=0,03) и наличие саркоматоидного компонента в опухоли (р=0,032). Для опухолеспецифической выживаемости достоверными клиническими факторами прогноза являлись пол (p=0,032) и Т стадия (p=0,019). Наиболее значимыми патоморфологическими факторами были Т стадия (р=0,016), N/M стадия (р=0,023) и наличие саркоматоидного компонента в опухоли (р=0,015). Авторы делают вывод, что хромофобный ПКР обусловлен низким риском прогрессирования, метастазирования и летального исхода. Степень дифференцировки по Fuhrman не являлась достоверным прогностическим фактором у больных хромофобным ПКР.

A. Zucchi и соавт. [22] в ретроспективное исследование включили 577 больных с папиллярным вариантом ПКР. При мультивариантном регрессионном анализе авторы оценили влияние прогностических факторов на безрецидивную и опухолеспецифическую выживаемость после хирургического лечения. Медиана наблюдения составила 39,2 мес (21,7—72,0 мес). У 81 (14%) больного отмечено прогрессирование заболевания и у 63 (11%) — летальный исход. 5-летняя безрецидивная выживаемость составила 85,5%. Независимыми прогностическими факторами безрецидивной выживаемости являлись наличие метастазов в лимфатических узлах (p<0,001), отдаленных метастазов (p=0,007) и степень дифференцировки по Fuhrman (p=0,039). Опухолеспецифическая 5-летняя выживаемость составила 87,9%. Независимыми прогностическими факторами для опухолеспецифической выживаемости также являлись патоморфологическая N-стадия (p<0,001), наличие отдаленных метастазов (р=0,049) и градация по Fuhrman (р=0,037). Авторы пришли к выводу, что у больных с папиллярным вариантом ПКР отмечается низкий риск развития рецидива заболевания или смерти от ПКР после хирургического лечения. Наиболее достоверным фактором прогноза безрецидивной и опухолеспецифической выживаемости была степень дифференцировки опухоли по Fuhrman.

По результатам исследования W. Kassouf и соавт. [23] выявлена корреляция опухолеспецифической выживаемости с гистологическим вариантом мПКР (светлоклеточный и несветлоклеточный), наличием саркоматоидного компонента в опухоли, метастатическим поражением лимфатических узлов. У 92 больных выявлен несветлоклеточный вариант мПКР и у 514 больных — светлоклеточный вариант мПКР. Медиана опухолеспецифической выживаемости была значительно меньшей у больных с несветлоклеточным вариантом по сравнению с группой больных светлоклеточным ПКР (9,7 и 20,3 мес соответственно; p=0,0003). Наличие саркоматоидного компонента в опухоли являлось предиктором неблагоприятного прогноза в обеих группах. Частота метастатического поражения лимфатических узлов была достоверно большей в группе больных несветлоклеточным мПКР (p<0,0001). Результаты исследования также продемонстрировали, что даже при отсутствии метастатического поражения лимфатических узлов в группе больных с несветлоклеточным вариантом мПКР, прогноз в целом для данной группы является менее благоприятным.

Для определения прогноза течения заболевания у больных метастатическим ПКР наиболее часто используют прогностическую модель MSKCC (Memorial Sloan Kettering Cancer Center). Эта модель включает 5 независимых прогностических факторов: соматический статус по шкале Карновского менее 80%, повышение более чем в 1,5 раза уровня ЛДГ (лактатдегидрогеназа), повышение концентрации скорректированного кальция в сыворотке крови более 10 мг/дл, уровень гемоглобина менее 13 г/дл, отсутствие нефрэктомии в анамнезе. По этим факторам выделяют группы прогноза: 1) благоприятный прогноз (нет ни одного неблагоприятного фактора), 2) промежуточный прогноз (1 или 2 фактора), 3) неблагоприятный прогноз (наличие 3 факторов и более) [24].

Новым подходом к лечению диссеминированного ПКР является таргетная терапия: ингибиторы тирозинкиназ, ингибиторы mTOR. Большую часть клинических исследований также провели на популяции больных с преимущественно светлоклеточными вариантами ПКР [25—27].

T. Choueiri и соавт. [28] опубликовали результаты лечения ингибиторами тирозинкиназ cунитиниба и cорафениба у больных с папиллярным и хромофобным вариантами метастатического ПКР. В исследование включили 53 больных метастатическим ПКР. Метастатическое поражение более 2 областей выявили у 16 (30%) из них 33 (62%) из 53 больных получали предшествующую терапию (цитокины — 49%, химиотерапию — 23%, бевацизумаб — 4%, гормональную терапию — 1%). Папиллярный ПКР диагностировали у 41 (77%) больного, хромофобный — у 12 (23%). 20 (38%) больных получали сунитиниб и 33 (62%) — сорафениб. Частота объективных ответов, безрецидивная и общая выживаемость составили 10%, 8,6 мес и 19,6 мес соответственно. Показатели частоты объективных ответов и безрецидивной выживаемости оказались выше и продолжительнее в группе больных с хромофобным метастатическим ПКР (25% и 10,6 мес), чем в группе с папиллярным вариантом ПКР (4,8% и 7,6 мес). При лечении cунитинибом частота объективных ответов составила 15%, cорафенибом — 6%; безрецидивная выживаемость — 11,9 и 5,1 мес (p=0,002). Несмотря на низкую частоту объективных ответов, авторы пришли к выводу что, cунитиниб эффективен для лечения больных с хромофобным и папиллярным вариантами метастатического ПКР [28, 29].

В рандомизированном исследовании III фазы по изучению темсиролимуса, α-интерферона (α-ИНФ) или их комбинации приведены результаты лечения больных метастатическим ПКР группы неблагоприятного прогноза MSKCC. В исследование включили 626 пациентов с метастатическим ПКР неблагоприятного прогноза, которым внутривенно вводили темсиролимус в дозе 25 мг 1 раз в неделю и делали подкожные инъекции α-ИНФ в дозе 18 млн ЕД 3 раза в неделю или внутривенно темсиролимус в дозе 15 мг 1 раз в неделю и подкожные инъекции α-ИНФ в дозе 6 млн ЕД 3 раза в неделю. У 81% больных, рандомизированных в группы темсиролимуса и α-ИНФ, диагностировали светлоклеточный ПКР, у 6% — несветлоклеточные варианты ПКР и у 13%  — неизвестные варианты ПКР. Среди несветлоклеточных вариантов ПКР преобладал папиллярный (75%) [30]. При применении темсиролимуса в монотерапии отметили статистически достоверное увеличение показателей общей и безрецидивной выживаемости по сравнению с α-ИНФ (p<0,001) [54]. Медиана общей выживаемости в группах α-ИНФ, темсиролимуса и их комбинации составила 10,9; 7,3 и 8,4 мес соответственно. Следовательно, темсиролимус в дозе 25 мг увеличивал медиану общей выживаемости у больных с неблагоприятным прогнозом на 49%  — от 7,3 мес в группе α-ИНФ до 10,9 мес в группе монотерапии темсиролимусом. Медиана выживаемости без прогрессирования в группах темсиролимуса, α-ИНФ и комбинированной терапии составила 5,5; 3,1 и 4,7 мес соответственно. Показатели общей и безрецидивной выживаемости больных со светлоклеточным и несветлоклеточными вариантами ПКР были более продолжительными в группе темсиролимуса по сравнению с α-ИНФ. При сравнении эффективности монотерапии темсиролимусом у больных с светлоклеточным и несветлоклеточными вариантами, а также у больных, которым проводилась или нет нефрэктомия, показатели общей и безрецидивной выживаемости оказались сопоставимы [31].

Наличие саркоматоидного компонента в опухоли для любого гистологического варианта ПКР ассоциировано с неблагоприятным прогнозом. В исследовании A. Molina и соавт. [32] приведены результаты лечения и выживаемости пациентов с распространенным ПКР и наличием саркоматоидного компонента.

В исследование включили 63 больных метастатическим ПКР и подтвержденным наличием саркоматоидного компонента в опухоли в пересмотренных гистологических препаратах. Группа несветлоклеточного варианта ПКР состояла из 4 больных с папиллярным вариантом, 5 — хромофобным, 1 — карциномой собирательных трубочек и 6 больных с неклассифицируемыми вариантами. У 47 больных диагностировали светлоклеточный вариант ПКР. Выявили 3 и более метастатических очага у 79% больных. Лечение сунитинибом получили 29 (46%) больных, cорафенибом — 3 и темсиролимусом — 2. Цитокиновую терапию получили 20 больных: α-ИНФ (19 больных) и ИЛ-2 (1 больной). Химиотерапию гемцитабином или другими препаратами (гелданамицин, цетуксимаб, бортезомиб) провели 9 больным. Объективный ответ на лечение сунитинибом получен у 5 (8%) больных, частичный ответ — у 4 и у 1 больного получен частичный ответ на терапию α-ИНФ. У 30 больных отметили стабилизацию заболевания: у 18 на препаратах таргетной терапии, у 8 при терапии цитокинами и у 4 на препаратах химиотерапии. Медиана безрецидивной выживаемости составила 3 мес: для больных, получивших терапию сунитинибом, — 4,4 мес (95%), для других вариантов лечения — 2 мес (95%). Медиана безрецидивной выживаемости для больных с светлоклеточным вариантом ПКР составила 3 мес и 1,6 мес (95%) для несветлоклеточного варианта ПКР (p=0,004). Не отмечено достоверных различий общей выживаемости у больных в разных группах риска согласно MSKCC. Медиана общей выживаемости для группы благоприятного прогноза составила 11,3 мес, для группы умеренного риска — 8,1 мес, для группы неблагоприятного прогноза — 7,6 мес (p=0,29). Медиана общей выживаемости всей группы составила 10 мес (95%). Результаты данного исследования показали, что метастатический рак почки с саркоматоидным компонентом независимо от гистологического варианта связан с неудовлетворительными результатами лечения при различных вариантах лекарственной терапии [32].

S. Oudard и соавт. [33] оценили результаты лечения метастатического ПКР из собирательных трубочек во II фазе проспективного многоцентрового исследования по изучению эффективности комбинации гемцитабина и препаратов платины. В исследование включили 23 больных с метастатической карциномой собирательных трубочек без предшествующей системной химиотерапии. Лечение проводилось по схеме гемцитабин 1,250 мг/м2 в 1-й и 8-й дни курса и цисплатин 70 мг/м2 или карбоплатин для больных с почечной недостаточностью в 1-й день курса. Полный ответ на лечение получен у 1 больного, частичный ответ — у 5. Частота объективного ответа составила 26% (95%). Медиана безрецидивной выживаемости и общая выживаемость составили 7,1 (95%) и 10,5 (95%) мес соответственно. Основными гематологическими осложнениями были нейтропения и тромбоцитопения III—IV степени у 52 и 43% больных соответственно [33].

Несмотря на различные молекулярные механизмы, лежащие в основе развития и прогрессирования светлоклеточного и несветлоклеточных вариантов ПКР, проведенные клинические исследования с применением таргетных препаратов доказали свою эффективность у больных с несветлоклеточными вариантами ПКР [25—27, 31, 34, 35]. В целом показатели общей и безрецидивной выживаемости у больных с несветлоклеточными вариантами метастатического ПКР по сравнению с светлоклеточным ПКР оказались ниже [28—36].

Результаты ограниченного числа исследований приводят к необходимости дальнейшего изучения закономерностей клинического течения и определения более эффективных подходов к лечению больных с несветлоклеточными вариантами ПКР.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.