Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Опыт применения лабораторной информационной системы в клинико-диагностической лаборатории с испытательным центром продукции ФГБУ "Поликлиника №1" УД Президента РФ
Журнал: Лабораторная служба. 2013;(1): 50‑53
Прочитано: 1397 раз
Как цитировать:
Еще в недавнем прошлом клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) воспринималась как некий технологический комплекс, входящий в состав медицинского учреждения. Ее функции состояли в удовлетворении потребности медицинского учреждения в лабораторных услугах. В условиях новых экономических реальностей сегодняшнего дня интенсивное развитие рынка лабораторных услуг, прежде всего за счет крупных коммерческих лабораторий, привело к созданию на этом рынке условий жесткой конкуренции. Кроме того, на фоне развития крупных коммерческих лабораторий в КДЛ, входящих в состав многопрофильных лечебно-профилактических учреждений, начали набирать силу процессы коммерциализации, что в свою очередь привело к переоценке экономической эффективности деятельности КДЛ.
Так, в настоящее время в большинстве медицинских учреждений государственной, муниципальной или ведомственной принадлежности КДЛ вынуждена не только удовлетворять потребности самого учреждения, но и пытаться работать на внешнем рынке лабораторных услуг, где действует жесткая конкуренция. Номенклатура и объем исследований из основных параметров внешней по отношению к КДЛ среды стали предметом принятия управленческого решения. Полностью изменился и контекст работы заведующего КДЛ. Из начальника производства заведующий КДЛ превратился в управляющего, область ответственности которого стала несравненно шире. У КДЛ появились и новые функции - экономически целесообразное существование не только в структуре медицинского учреждения, но и на внешнем рынке лабораторных услуг. Задачей заведующего КДЛ стало еще и укрепление позиций КДЛ на этом рынке за счет эффективного использования имеющихся ресурсов.
Учитывая ситуацию на рынке лабораторных услуг в целом, а также ценность результатов лабораторных исследований для врачей клинических специальностей собственно поликлиники, руководством ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ было принято решение модернизации КДЛ. Целью модернизации стало создание не только современной, соответствующей требованиям сегодняшнего дня лаборатории, но и высококлассного лабораторного сервиса, адекватного задачам клинических подразделений поликлиники, максимально интегрированного в лечебный процесс и готового к инновациям в соответствии с требованиями внешнего рынка лабораторных услуг.
В настоящее время КДЛ ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ является одним из самых крупных подразделений поликлиники. В ее составе 39 сотрудников: 15 врачей-лаборантов, 24 фельдшера-лаборанта, из них 15 заняты непосредственно выполнением лабораторных исследований; 12 активно используемых анализаторов. Врачи клинических специальностей 30 подразделений поликлиники ежедневно заказывают лабораторные исследования. Поток биологического материала: 300-350 пациентов в день, более 4500 тестов в день, около 1 500 000 - в год. В среднем на одного пациента приходится порядка 40 исследований в год. Интенсивный документооборот - около 1000 входящих/исходящих документов в день. Сегодня КДЛ выполняет от 90% общего объема услуг, оказываемых в целом в поликлинике.
На начало 2011 г. в КДЛ была установлена лабораторная информационная система (ЛИС) АЛТЭЙ. Встал выбор - оставить и доработать уже имеющуюся лабораторную информационную систему, разработать собственную подсистему КДЛ или приобрести готовую лабораторную систему иностранного производителя. Руководством поликлиники было принято решение доработать уже имеющуюся ЛИС «Altey Laboratory» (АЛТЭЙ), с поддержкой широкого спектра лабораторного оборудования и адаптировать ее для работы в новых условиях. Время показало правильность выбранного подхода.
В результате модернизации и автоматизации КДЛ получила следующие преимущества:
- при сохранении штата сотрудников лаборатории увеличилось количество выполняемых лабораторных исследований и одновременно расширился их спектр; исключены случаи «двойного ввода» информации;
- снизились затраты на рутинные операции и общая трудоемкость исследований, что способствовало снижению себестоимости лабораторных тестов и, как следствие, позволило увеличить производительность труда и экономическую эффективность деятельности КДЛ в целом;
- отказ от рукописных журналов, и при этом практически неограниченные возможности получения отчетов и сводок на основе информации, введенной в базу данных КДЛ;
- появилась возможность сократить ретроспективный поиск результатов лабораторных исследований с помощью электронного архива, и снизилась вероятность потери и искажения информации;
- финансовые потери, связанные с некорректным учетом лабораторных услуг, снизились на 15%;
- появилась возможность получения лабораторной информации врачами клинических специальностей в режиме реального времени на рабочих местах в привычных интерфейсах, в том числе просмотр динамических карт параметров лабораторных исследований пациентов, и, как следствие, сократилось время получения результатов;
- появилась возможность получения лабораторной информации пациентами на сайте поликлиники в их «личных кабинетах»;
- приведены к единому стандарту бланки заказов и результатов лабораторных исследований, что в совокупности с предоставлением корректных значений референтных пределов для выбранной категории пациента повысило информативность диагностических данных для лечащих врачей;
- сократилось время на проведение контроля качества по всем контролируемым параметрам;
- администрация поликлиники и финансовые службы получили мощный инструмент анализа экономической эффективности КДЛ.
В результате эксплуатации ЛИС удалось перевести КДЛ на качественно новый уровень управления и контроля деятельности, улучшить качество обслуживания прикрепленного контингента в целом, а также перевести КДЛ в разряд высокорентабельных подразделений поликлиники.
Внедрение ЛИС АЛТЭЙ позволило комплексно подойти к автоматизации КДЛ и обеспечить увеличение ее производительности за счет поддержки всех основных видов лабораторных исследований, выполняемых в настоящее время в КДЛ: гематологических, клинических, биохимических, гормональных, иммунологических, аллергологических, цитологических, ПЦР-диагностики, генетических, а также обеспечить работу с числовыми и качественными результатами, коагулограммами, данными электрофореза, аллергопанелями, изображениями клеток. Кроме того, с внедрением данной ЛИС у врачей клинических специальностей поликлиники появилась возможность получать результаты лабораторных исследований непосредственно с анализаторов, а у врачей-лаборантов - регистрировать данные ручных методик, выполнять вычисления расчетных параметров, эмулировать счетчики клеток на клавиатуре компьютера, сохранять изображения с микроскопа, создавать формализованные заключения, оценивать риск развития генетических заболеваний.
Данная ЛИС позволила осуществлять поддержку врачей-клиницистов, так называемый WEB-service, который дает возможность врачам-клиницистам регистрировать заказы на лабораторные исследования непосредственно со своего рабочего места, а также просматривать и выводить на печать бланки результатов, анализировать динамику результатов исследований в пределах интрасети поликлиники.
При использовании WEB-service:
1) сократилось количество дублирования исследований: прежде чем сделать новый заказ, врач видит результаты уже выполненных исследований и заказы, сделанные другими врачами;
2) повысилась оперативность получения результатов врачом: результаты стали доступными врачу для просмотра и печати непосредственно после их утверждения врачом-лаборантом;
3) значительно сократился бумажный документооборот между КДЛ и подразделениями поликлиники;
4) у врачей поликлиники появилась возможность анализа динамики результатов исследований: изменения показателей во времени и относительно друг друга в удобной табличной и графической форме.
В настоящее время в КДЛ уже реализованы процессы обеспечения передачи результатов лабораторных исследований по электронной почте.
В самое ближайшее время будет реализован процесс отправки SMS-извещений пациентам поликлиники о готовности результатов.
Следует отметить, что внедрение ЛИС позволило действия каждого пользователя системы ограничить назначенной ему ролью - определенной совокупностью доступных функций ЛИС и профилем - определенным дизайном пользовательского интерфейса. Благодаря этому пользователь видит только ту информацию, которую должен видеть и выполняет только те действия, которые должен выполнять. Бизнес-правила: правила маркировки и нумерации, правила регистрации и контроля правильности данных, правила поиска данных во внешних регистрах пациентов, правила учета услуг, правила авторизации и др. Документы: бланки результатов, рабочие журналы, журналы результатов, статистические отчеты.
Использование ЛИС позволило повысить эффективность использования анализаторов, исключить рукописное ведение журналов и отчетов, контролировать качество выполнения лабораторных исследований, вести архив результатов исследований (сохранение, повторная выдача, использование динамики результатов лабораторных исследований), оперативно взаимодействовать с заказчиком лабораторных услуг, а это значит в целом - повысить качество работы КДЛ, что дало возможность лаборатории успешно конкурировать на рынке лабораторных услуг.
Эффективная регистрация и маркировка проб ЛИС АЛТЭЙ успешно работает с большими потоками заказов и проб. В настоящее время от момента регистрации пациента в ЛИС до момента взятия у него крови на лабораторные исследования в среднем проходит не более 15 мин, максимальное время ожидания пациента не превышает 30 мин. Благодаря ЛИС в КДЛ поддерживается штриховое кодирование первичных проб биологического материала, бланков заказов, включая работу с принтерами этикеток, сканерами, системами автоматической маркировки пробирок. Применяется технология сканирования и распознавания машиночитаемых бланков заказов. Принимаются заказы в электронном виде из различных источников. Используется поиск информации о записях, касающихся пациентов, в базах данных других информационных систем. Обеспечивается регистрация демографических данных параллельно с исследованиями. Поддерживается электронное табло для управления очередями. Подключен большой спектр типов лабораторного оборудования КДЛ. Обеспечивается работа с анализаторами в реальном времени независимо от загрузки центральной базы данных и сети. Обеспечивается сохранность данных измерений при внезапном отключении питания, сбое операционной системы, нарушении связи с сервером и т.д. Обеспечивается внутрилабораторный контроль качества количественных и качественных исследований.
Интенсивное использование современных лабораторных технологий во многом определяет качество и экономическую эффективность работы КДЛ медицинских учреждений и в конечном итоге - их статус и престиж в целом.
Результатом модернизации КДЛ стало расширение спектра лабораторных услуг и собственно прирост числа исследований, выполняемых непосредственно в КДЛ, в целом на 40%.
Внедрение и адаптация к условиям работы КДЛ лабораторной информационной системы АЛТЭЙ позволили:
1) автоматизировать производственные процессы в КДЛ, что позволило повысить производительность труда, точность и достоверность результатов лабораторных исследований, снизить до минимального количество ошибок, вызванных присутствием «человеческого фактора», ликвидировать предварительную запись пациентов на лабораторные исследования, сократить время ожидания пациента при взятии крови в среднем до 15 мин;
2) автоматизировать процесс управления КДЛ за счет интеграции ЛИС в общеполиклиническую информационную систему;
3) организовать процесс обратной связи с клиническими подразделениями поликлиники;
4) обеспечить качество проведения исследований согласно российским и мировым стандартам;
5) оптимизировать численность персонала КДЛ.
Все эти мероприятия носили комплексный характер и открыли для КДЛ новые перспективы в увеличении производительности, повышении качества работы и рационального использования финансовых средств.
С точки зрения автоматизации деятельностью любого современного предприятия, и поликлиники в частности, является цепочка взаимосвязанных бизнес-процессов, которые объединены в единое информационное поле. В связи с этим вопрос автоматизации работы КДЛ рассматривался совместно с автоматизацией всей поликлиники в целом. С этой целью за счет интеграции ЛИС с медицинской информационной системой в поликлинике была обеспечена автоматизация цепочки бизнес-процессов, а именно:
- регистрация пациента и заказа на проведение лабораторного исследования непосредственно на рабочем месте врача-клинициста;
- оформление финансовых отношений для небюджетного контингента;
- сбор, хранение и предоставление диагностической информации лечащим врачам в печатном и электронном виде, включая возможность построения динамической карты лабораторных показателей;
- аналитические возможности (отчеты, сводки);
- контроль за каждым из вышеперечисленных этапов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.