Сергеева И.Г.

Новосибирский государственный университет

Криницына Ю.М.

Новосибирский государственный университет

Деева Н.В.

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, Россия

Jamdar A.F.S.F.

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, Россия

Сорокина Е.Д.

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, Россия

Сравнительная оценка эффективности эмолентов методом корнеометрии

Авторы:

Сергеева И.Г., Криницына Ю.М., Деева Н.В., Jamdar A.F.S.F., Сорокина Е.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 994

Загрузок: 37


Как цитировать:

Сергеева И.Г., Криницына Ю.М., Деева Н.В., Jamdar A.F.S.F., Сорокина Е.Д. Сравнительная оценка эффективности эмолентов методом корнеометрии. Клиническая дерматология и венерология. 2020;19(2):236‑239.
Sergeeva IG, Krinitsyna IuM, Deeva NV, Jamdar AFSF, Sorokina ED. Comparative evaluation of the effectiveness of emollients by corneometry. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2020;19(2):236‑239. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202019021236

Рекомендуем статьи по данной теме:
Изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти раз­ных ме­то­дов на­руж­ной те­ра­пии псо­ри­аза в но­вой эк­спе­ри­мен­таль­ной мо­де­ли хро­ни­чес­ко­го вос­па­ле­ния. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):552-557
Ксе­роз как ос­но­ва дер­ма­то­зов в по­жи­лом воз­рас­те. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):592-596
Эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния дер­ма­то­кос­ме­ти­ки в ле­че­нии кож­ной ток­сич­нос­ти у он­ко­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(6):758-764

Эмоленты занимают важное место в повседневной практике дерматолога и позволяют решить ряд проблем, обусловленных состоянием сухости кожи, без применения других топических и системных препаратов. В состав эмолентов входят компоненты натурального увлажняющего фактора кожи [1], церамиды, омега-кислоты [2] и другие субстанции, участвующие в метаболических процессах в коже человека.

Введение в состав эмолентов веществ, не присутствующих в норме в коже человека, представляет значительный интерес. С этой точки зрения циклическую аминокислоту эктоин, которая является компонентом жизнедеятельности солелюбивых бактерий (галофилов) и действует как осмопротектор в условиях высокой осмолярности, сухости или экстремальных температур, можно рассматривать как элемент патогенетической терапии сухости кожи, позволяющей защитить клетки верхних слоев эпидермиса от внешних воздействий. Данное соединение является метаболически инертным и не влияет на обменные процессы в клетках бактерий [3]. Эктоин способен уменьшать окислительный стресс с повреждением белков и липидов, лизис мембран клеток, а также имеет значение для защиты белков от ионизирующего излучения [4]. Помимо этого, эктоин способен влиять на индуцированные перекисью водорода процессы свободнорадикального окисления в фибробластах кожи человека, что доказывает его антиоксидантные свойства [5].

Содержащие эктоин кремы показали свою клиническую эффективность у больных атопическим дерматитом легкой и средней степени тяжести [6, 7], а также в профилактике ретиноевого дерматита у пациентов, получающих системное лечение изотретиноином [8]. В связи с этим представляет интерес объективная инструментальная оценка воздействия крема, содержащего эктоин, на эпидермис. Для определения количества влаги в роговом слое эпидермиса используют метод корнеометрии. Корнеометрия — неинвазивная процедура, которую можно воспроизводить необходимое количество раз на любом количестве участков кожи. Она позволяет получить быстрый ответ об увлажнении кожи на различных участках, а также проследить ответную реакцию со стороны кожи на применение увлажняющих препаратов.

Цель исследования — изучение особенностей изменения увлажнения кожи через 30 и 90 мин после нанесения крема, содержащего 7% эктоина, по сравнению с традиционно применяемыми эмолентами.

Материал и методы

В исследование включены 50 здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 35 лет, из них 18 мужчин и 32 женщины. Критерии включения в исследование: отсутствие каких-либо высыпаний на кистях и неприменение увлажняющих препаратов за 2 ч до процедуры.

Увлажненность кожи измеряли методом корнеометрии на аппарате Soft Plus (Callegary, Италия), используя тест влажности кожи, позволяющий оценить гидратацию рогового слоя эпидермиса. С помощью теста определяют емкостные свойства кожи — диэлектрические свойства кожи в зависимости от количества влаги, содержащейся в роговом слое. Диаметр измерительной головки датчика — 1 см, время измерения — 1 с.

Увлажненность кожи определяли в 5 зонах тыльной поверхности кисти до контакта и через 30 и 90 мин после контакта с водой — на одном участке без нанесения крема и в 4 зонах после нанесения эмолентов:

— эмолент 1 — крем, содержащий 7% эктоина, а также гидрогенизированный лецитин, церамид-3 (Перфэктоин);

— эмолент 2 — крем, содержащий микронизированное коллоидное толокно, авенантрамиды, керамиды;

— эмолент 3 — бальзам, содержащий 20% масла Карите, масло Канолы, обогащенное омега-3 и -6 жирными кислотами, ниацинамид 4% и активный компонент, нормализующий микробиом кожи;

— эмолент 4 — лосьон, содержащий комплекс производных филаггрина, прекерамидов и витамина В3.

Исследование проводили в осенне-зимний период в помещении с центральным отоплением, температурой воздуха около 22°С и влажностью воздуха в помещении не более 25%. Показатели корнеометрии определяли в условных единицах и сравнивали с оценочной шкалой. Значения показателей менее 15 усл. ед. соответствовали выраженной сухости кожи, 16—45 усл. ед. — умеренной сухости, 46—65 усл. ед. — нормальной влажности, 66 усл. ед и более — хорошей увлажненности кожи.

Статистический анализ проведен с использованием процедуры MANOVA в программе Rstudio. Результаты представлены в виде медианы и 25-го и 75-го перцентилей. Корреляционные связи между рассматриваемыми параметрами выражены коэффициентом корреляции r.

Результаты

Увлажненность кожи тыльной поверхности кистей у обследованных до контакта с водой варьировала от 0 до 100 усл. ед. — 13 (4,2; 21,7) усл. ед. Нормальная влажность кожи установлена у 4 (8%) добровольцев. У большинства обследуемых наблюдали выраженную сухость кожи (см. таблицу). Следует отметить, что у 9 (18%) человек увлажненность кожи была минимальной — 1 усл. ед.

Через 30 мин после контакта с водой увлажненность кожи, по данным корнеометрии, составила 1—67 усл. ед. — 22,5 (13,2; 29) усл. ед., у большинства определена умеренная сухость кожи, при этом количество человек с нормальной увлажненностью кожи уменьшилось до 2%. Установлена умеренная корреляционная связь между исходным уровнем увлажнения кожи и увлажненностью через 30 мин после контакта с водой (r=0,62).

Через 90 мин после контакта с водой увлажненность кожи варьировала от 1 до 58 усл. ед. — 20,5 (15,7; 32,2) усл. ед. При корреляционном анализе обнаружена слабая корреляционная связь (r=0,53) исходного уровня увлажненности кожи и увлажненности кожи через 90 мин после контакта с водой, а также умеренная корреляционная связь (r=0,63) между уровнем увлажненности рогового слоя кожи через 30 и 90 мин.

На участке кожи, в котором после контакта с водой применялия эмолент 1, через 90 мин наблюдали увеличение уровня увлажнения кожи до 39 (28,5; 45,7) усл. ед. Через 30 мин после нанесения эмолента 2 уровень увлажнения кожи увеличился до 34 (22,5; 41,2) усл. ед., через 90 мин после воздействия он составил 27 (20; 37,7) усл. ед. Через 30 мин после нанесения эмолента 3 уровень увлажнения кожи был равен 29,5 (22; 41,7) усл. ед., через 90 мин после нанесения — 30 (19,7; 40) усл. ед. Увлажненность кожи через 30 мин после нанесение эмолента 4 увеличилась до 44 (32,2; 58) усл. ед., через 90 мин после воздействия она составила 37,5 (24,2; 50) усл. ед.

Анализ корреляционных связей уровня исходного увлажнения кожи и увлажненности ее через 30 мин после контакта с водой и нанесения эмолентов выявил наличие умеренной корреляции между этими показателями для эмолентов 3 и 4 (r=0,62) и слабую корреляцию для эмолентов 1 и 2 (r=0,48 и r=0,46 соответственно). Полученные результаты демонстрируют отсутствие выраженной зависимости увлажняющего эффекта эмолентов от исходного уровня увлажнения кожи. Установлено также отсутствие зависимости увлажняющего действия эмолентов от контакта с водой.

Корреляционный анализ связей показателей увлажненности кожи до контакта с водой и через 90 мин после нанесения увлажняющих средств выявил слабые корреляционные связи для эмолентов 1 (r=0,21) и 4 (r=0,39), а также умеренные корреляционные связи для эмолентов 2 и 3 (r=0,42 и r=0,53 соответственно). Эти данные свидетельствуют об отсутствии связи исходного уровня увлажнения кожи и увлажненности ее через 90 мин после нанесения рассматриваемых эмолентов.

При оценке корреляционных связей между уровнем увлажненности кожи через 90 мин после контакта с водой без нанесения и с нанесением эмолентов обнаружена умеренная корреляционная связь только для эмолента 2 (r=0,62), для остальных эмолентов коэффициент корреляции составил соответственно 0,42, 0,44 и 0,47, что свидетельствует о слабой корреляции.

Анализ корреляционных связей между выраженностью увлажняющего эффекта различных эмолентов через 90 мин после их нанесения показал наличие слабых корреляционных связей для пар эмолентов 2 и 3, 3 и 4 и 1 и 2 (r=0,59) и умеренных корреляционных связей для пар эмолентов 1 и 3 (r=0,69), 1 и 4 (r=0,62) и 2 и 4 (r=0,66), что демонстрирует различный увлажняющий эффект препаратов на коже человека через 90 мин после воздействия.

Через 30 мин после нанесения эмолентов 1, 2, 4 выраженную сухость кожи наблюдали у 8% добровольцев, после нанесения эмолента 4 — у 18%. Через 90 мин после нанесения эмолентов 1, 2, 3 и 4 выраженная сухость кожи констатирована соответственно у 2%, 14%, 10% и 6% добровольцев. На участках кожи, где эмоленты не наносили, через 90 мин после контакта с водой выраженная сухость кожи установлена у 26% обследуемых (см. таблицу). Через 90 мин после контакта с водой хорошая увлажненность кожи отмечена у 4% добровольцев на участках нанесения эмолентов 1 и 4 и у 2% добровольцев на участках нанесения эмолента 3.

Таблица. Выраженность влажности кожи у здоровых добровольцев до и через 30 и 90 мин после контакта с водой и применения увлажняющих средств


Сравнительное исследование эффективности применения эмолентов методом корнеометрии показало целесообразность использования данного метода для объективной оценки действия увлажняющих веществ на кожу. Через 30 мин после нанесения всех исследуемых эмолентов наблюдали уменьшение выраженности сухости кожи (см. таблицу), что свидетельствует о значительном и быстром увлажняющем эффекте данных средств. Через 90 мин после однократного нанесения эмолентов только у 2—14% добровольцев наблюдали выраженную сухость кожи, тогда как после контакта с водой — у 26% добровольцев.

Применение крема Перфэктоин, содержащего 7% эктоина, оказало сопоставимое с другими эмолентами влияние на показатели увлажнения кожи. Особенностями действия данного крема можно считать большую длительность увлажняющего эффекта (только в 1 из 50 случаев через 90 мин после нанесения препарата наблюдали выраженную сухость кожи), а также способность после однократного применения приводить к хорошей увлажненности кожи, что обнаружено не у всех рассматриваемых эмолентов. Этот эффект полностью отсутствовал на участках кожи без нанесения увлажняющего средства.

Таким образом, увлажняющее средство, содержащее 7% эктоина, может быть рекомендовано к широкому применению в клинической практике, особенно в случаях необходимости частого применения эмолентов для поддержания увлажняющего эффекта.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — И.Г. Сергеева

Сбор и обработка материала — Н.В. Деева, И.Г. Сергеева, A.F.S.F. Jamdar, Е.Д. Сорокина

Статистическая обработка данных — A.F.S.F. Jamdar, Е.Д. Сорокина

Написание текста — A.F.S.F. Jamdar, Е.Д. Сорокина, И.Г. Сергеева

Редактирование — И.Г. Сергеева, Ю.М. Криницына

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study — I.G. Sergeeva

Collecting and interpreting the data — N.V. Deeva, I.G. Sergeeva, A.F.S.F. Jamdar, E.D. Sorokina

Statistical analysis — A.F.S.F. Jamdar, E.D. Sorokina

Drafting the manuscript — A.F.S.F. Jamdar, E.D. Sorokina, I.G. Sergeeva

Revising the manuscript — I.G. Sergeeva, Yu.M. Krinitsyna

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.