- Издательство «Медиа Сфера»
В настоящее время для выполнения пластики брюшной стенки по поводу вентральных грыж наряду с использованием синтетических материалов находят применение биологические имплантаты [1-4].
Наиболее объективным способом исследования особенностей интеграции имплантата и тканей организма человека является изучение морфологической картины его взаимодействия с тканями в отдаленные сроки после операции. Однако подобное исследование осуществимо только в случае возникновения по прошествии какого-то времени необходимости повторного оперативного вмешательства по тому или иному поводу.
Нам представилась возможность исследовать имплантированный в ткани брюшной стенки ксеноперикард в одном наблюдении через 5 мес, в другом через 1 год 2 мес после пластики брюшной стенки. Приводим эти клинические наблюдения.
Больная П., 63 лет, 12.01.11 была оперирована в хирургической клинике Пензенской областной клинической больницы им. Н.Н. Бурденко по поводу послеоперационной вентральной грыжи средних размеров (M4W2 по классификации J. Chevrel). Выполнена пластика передней брюшной стенки по методике onlay с применением ксеноперикарда. Использован ксеноперикард производства НПО «Мединж» (разрешен для применения в хирургии комиссией Росздравнадзора, регистрационное удостоверение ФСР №2008/02792). Послеоперационный период протекал без осложнений. Дренажи удалены на 3-и сутки. На 8-е сутки после операции больная выписана в удовлетворительном состоянии.
Через 5 мес после операции появились боли в области послеоперационного рубца, серозное отделяемое из раны в месте нахождения в послеоперационном периоде дренажа.
Госпитализирована повторно в хирургическое отделение 15.06. При осмотре в области послеоперационного рубца имеется рана диаметром около 5 мм с умеренным серозным отделяемым.
В день поступления больная оперирована, выполнено вскрытие абсцесса послеоперационного рубца. При ревизии обнаружено, что дном полости абсцесса является ксеноперикардиальная пластина мягкоэластической консистенции, покрытая ярко-красными грануляциями. Ткань ксеноперикарда визуально не определяется. Пальпаторно диастаза краев апоневроза в зоне ранее выполненной пластики не выявлено. Из полости абсцесса удален пучок лигатур.
В данном наблюдении забор материала для гистологического исследования не был осуществлен в связи с риском инфицирования глубжележащих тканей.
Течение послеоперационного периода без осложнений. Рана зажила вторичным натяжением. Больная выписана на 10-е сутки после операции.
Осмотрена 02.09, через 3 мес после вскрытия абсцесса послеоперационного рубца, рецидива грыжи не обнаружено.
Больная М., 61 года, госпитализирована в отделение колопроктологии Пензенской областной клинической больницы им. Н.Н. Бурденко 10.10.11 по поводу полипа ободочной кишки.
С 12 по 20.07.10 находилась на лечении в Пензенской областной клинической больнице им. Н.Н. Бурденко в связи с большой послеоперационной многокамерной вентральной грыжей (M2W2 по классификации J. Chevrel).
16.07 больной была выполнена пластика брюшной стенки с применением ксеноперикарда по методике onlay. Использован ксеноперикард производства НПО «Мединж». Течение послеоперационного периода без осложнений. Дренажи удалены на 3-и сутки. На 8-е сутки после операции пациентка выписана в удовлетворительном состоянии.
Для удаления новообразования толстой кишки 12.10.11 больной выполнена колоноскопия и диатермокоагуляция полипа. Во время электроэксцизии полипа произошла перфорация поперечной ободочной кишки. Больная сразу взята в операционную.
После рассечения кожного рубца была осмотрена ксеноперикардиальная пластина, имплантированная более года назад. Она оказалась желтоватого цвета, по структуре схожей с тканью апоневроза, мягкоэластической консистенции. Подкожная жировая клетчатка плотно прилегала к ксеноперикарду на всем протяжении пластины. При выполнении хирургического доступа в брюшную полость произведено рассечение ксеноперикардиальной пластины. На гистологическое исследование взят фрагмент, включающий участок апоневроза и ксеноперикарда. В области брыжеечного края проксимального отдела поперечной ободочной кишки выявлен дефект стенки кишки диаметром до 1 см. Выполнена экстраперитонизация дефекта кишки, сформирована двуствольная трансверзостома. Целостность брюшной стенки восстановлена путем сшивания лоскутов ксеноперикарда.
Течение послеоперационного периода без осложнений. Больная выписана на 14-е сутки после операции на амбулаторное лечение по месту жительства. Осмотрена через месяц после выписки из стационара, при этом грыжи, дефектов послеоперационного рубца не выявлено.
Гистологическое исследование. В препаратах, взятых через 1 год и 2 мес после пластики брюшной стенки уже нет отдельно лежащей пластины ксеноперикарда, в нее врастают волокна собственной соединительной ткани и сосуды разного калибра (см. рисунок).
Таким образом, ксеноперикард не подвергается деструкции в условиях гнойно-септического процесса. Развитие гнойных раневых осложнений не требует замены ксеноперикардиальной пластины.
Микроскопическое исследование показывает, что в зоне имплантации ксеноперикардиальной пластины происходит разрастание собственной соединительной ткани, но без признаков инкапсуляции и отсутствуют воспалительные элементы. Все это свидетельствует об адекватном восстановлении целостности брюшной стенки с помощью ксеноперикарда.