Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Ультразвуковая оценка протезов МИКС, МЕДИНЖ-2, КемКор, ПериКор в митральной позиции
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2014;7(1): 44‑49
Прочитано: 3779 раз
Как цитировать:
Хирургия клапанных пороков насчитывает более чем полувековой опыт. С внедрением в конце 70-х годов XX века в клиническую практику неинвазивных методик определения функции протеза клапана сердца значительно расширились возможности диагностики их дисфункций. Большое значение также имеют оценка работы нормально функционирующих протезов, динамическое наблюдение за изменениями их параметров и сравнительная оценка функции протезов различных моделей. Все это позволяет получить представление об естественных изменениях гемодинамического профиля протеза при нормально протекающем постимплантационном периоде, а также дает возможность объяснить неудачные исходы имплантаций.
В зарубежной литературе существует огромное количество публикаций, посвященной данной тематике. Среди российских публикаций встречаются единичные работы, оценивающие в основном механические протезы клапанов сердца отечественного производства, либо сравнивающие их с зарубежными моделями (как in vitro, так и in vivo), а также работы, посвященные оценке результатов биопротезирования [2-4]. Наше исследование посвящено сравнительной оценке ультразвуковых характеристик отечественных механических и биологических протезов и является в своем роде уникальным.
Для оценки гемодинамических параметров протезов отобраны эхокардиограммы пациентов старше 18 лет, оперированных с 1995 по 2008 г. в Кемеровском кардиологическом центре по поводу митрального порока. Критериями исключения были наличие протеза в аортальной позиции, дисфункция протеза (тромбоз искусственного клапана, парапротезные фистулы, протезный эндокардит; наличие регургитации II степени и более на фоне повышения транспротезного градиента давления и уменьшения эффективной площади открытия). В анализе использованы ультразвуковые данные, полученные в стандартных условиях: нормокардия, нормотония.
Всего проведено 2457 эхокардиографических исследований у 495 пациентов (включая дооперационное обследование, обследование в ранние сроки после вмешательства, через 6 мес, ежегодно). Из них 122 больным был имплантирован дисковый протез ИКС, 67 - двустворчатый протез МЕДИНЖ-2, 221 - биологический клапан КемКор и 85 - биологический клапан ПериКор.
Учитывая, что биологические протезы КемКор и ПериКор не имеют существенных конструктивных и соответственно гемодинамических отличий, их объединили в единую группу «Биопротезы».
Оценка гемодинамических параметров в группе «Биопротезы» и в группе МИКС выполнена на протяжении 10 лет, у реципиентов МЕДИНЖ-2 - в течение 5 лет.
Ультразвуковую диагностику порока и оценку результатов протезирования осуществляли на аппарате Aloka Prosound Alfa 5 SX («Hitachi Aloka Medical ltd.», Япония) с определением следующих параметров: эффективная площадь отверстия (ЭПО), средний транспротезный градиент давления (СТГД) и средняя транспротезная скорость кровотока (Vср.). Подробная клиническая характеристика больных представлена в табл. 1.
Статистический анализ данных выполнен с использованием программы Statistica 6.0. Для описания количественных данных использованы среднее значение и стандартное отклонение. Нормальность распределения признака определяли при помощи критерия Колмогорова-Смирнова. При сравнении трех независимых групп применяли дисперсионный анализ Крускала-Уоллиса и медианный тест. Оценка динамики количественных показателей проведена при помощи критерия знаков. Различия считали статистически значимыми при р≤0,05.
На протяжении первых 10 лет ЭПО (рассчитывали по формуле J. Baldwin, 1997) нормально функционирующих биологических протезов варьировала в диапазоне 2,29-2,70 см2 (у протезов диаметром 28 мм), 2,42-2,85 см2 (у протезов диаметром 30 мм) и 2,05-2,59 (у протезов диаметром 32 мм; табл. 2).
У нормально функционирующих дисковых протезов МИКС ЭПО имела более широкий размах значений: от 1,5 до 2,5 см2 при диаметре 27 мм, от 1,85 до 2,7 см2 при диаметре 29 мм и от 2,2 до 2,8 см2 при диаметре 31 мм, что также связано с большей инерционностью запирательного элемента дисковых протезов и возможностью нормально функционировать лишь в диапазоне физиологических частот сердечных сокращений (ЧСС). Так, при тахиаритмиях амплитуда движения диска ограничена, он не успевает полностью открываться и закрываться соответственно фазам сердечного цикла, «зависая» в полуоткрытом состоянии, вследствие этого ЭПО закономерно уменьшается.
У протезов МИКС диаметром 27 и 29 мм отмечено статистически значимое уменьшение ЭПО уже к третьему году после протезирования. В связи с недостаточным числом наблюдений в группе МИКС с диаметром клапана 31 мм сделать достоверное заключение о гемодинамическом профиле протеза не представилось возможным.
В общей популяции пациентов МИКС после снижения на третьем году ЭПО опять приближалась к исходной (полученной при выписке), что обусловлено выбытием из исследования пациентов, ЭПО протезов которых достигла критически низких значений. Некоторые пациенты из группы МИКС с малой ЭПО в отсутствие иных признаков нарушения функции протеза впоследствии выбыли из исследования. Их дальнейшая судьба была прослежена. Почти все они имели прогрессирующую сердечно-сосудистую недостаточность, протекающую на фоне тахиаритмии, толерантную к стандартной лекарственной терапии с наступлением в итоге летального исхода.
ЭПО у реципиентов МЕДИНЖ-2 (в исследовании оценены данные первых 5 лет после операции) находилась в диапазоне 2,47-2,70 см2 у протезов диаметром 27 мм и 2,18-2,65 см2 - у протезов диаметром 29 мм. При этом протезы МЕДИНЖ-2 диаметром 27 и 29 мм значимо не различались по ЭПО и демонстрировали статистически значимое снижение ее на протяжении первых 5 лет после протезирования.
При сравнении всех трех групп ЭПО у реципиентов группы МИКС почти во всех периодах исследования была меньше, чем у реципиентов «Биопротезов» и МЕДИНЖ-2.
СТГД в группе «Биопротезы» составил от 3,25 до 4,99 мм рт.ст. у протезов диаметром 28 мм, от 3,55 до 5,90 мм рт.ст. у протезов диаметром 30 мм и от 2,51 до 5,38 мм рт.ст. у протезов диаметром 32 мм. СТГД у биопротезов диаметром 28 мм за весь период наблюдения статистически значимо не отличались от полученных при выписке. Биопротезы диаметром 30 и 32 мм периодически (на 5, 9, а для протезов диаметром 32 мм еще и на 7-м году наблюдения) демонстрировали статистически значимое увеличение СТГД (табл. 3).
В группе МЕДИНЖ-2 СТГД составлял от 4,61 до 6,5 мм рт.ст. у протезов диаметром 27 мм и от 4,23 до 6,51 мм рт.ст. у протезов диаметром 29 мм. Статистически значимое повышение СТГД отмечено на 2-м и 3-м году в группе протезов МЕДИНЖ-2 диаметром 27 мм и на 5-м году - в группе протезов МЕДИНЖ-2 диаметром 29 мм. Следует отметить, что именно в эти сроки количество наблюдений в группах было невелико.
Подобная ситуация сложилась и в группе МИКС, где СТГД составлял от 3,0 до 6,50 мм рт.ст. у протезов диаметром 27 мм, от 3,64 до 8,0 мм рт.ст. у протезов диаметром 29 мм и от 4,52 до 6,50 мм рт.ст. у протезов диаметром 31 мм, имея статистически значимое увеличение в различные сроки после выписки.
Основная тенденция изменений СТГД состояла в том, что у протезов всех изученных моделей и размеров этот показатель имел склонность к возрастанию на протяжении первых 5 лет после операции. Межгрупповые различия заключались в том, что у биопротезов СТГД имел меньшие значения, чем в группах МИКС и МЕДИНЖ-2. У механических протезов МИКС диаметром 27 мм СТГД в большинстве случаев был больше, чем у протезов МЕДИНЖ-2 диаметром 27 мм. При этом у протезов диаметром 29 мм СТГД почти всегда был больше у реципиентов МИКС, что не противоречит утверждению о большей инерционности дисковых протезов.
Vср. в группе «Биопротезы» составляла от 75,0 до 125,0 см/с у протезов диаметром 28 мм, от 87,1 до 102,1 см/с у протезов диаметром 30 мм и от 70,0 до 118,1 см/с у протезов диаметром 32 мм (табл. 4).
У реципиентов МИКС Vср. составила от 81,2 до 110,1 см/с у протезов диаметром 27 мм, от 79,3 до 135,0 см/с у протезов диаметром 29 мм и от 104,3 до 135,4 см/с у протезов диаметром 31 мм.
В группе МЕДИНЖ-2 Vср. была от 88,9 до 111,3 см/с у протезов диаметром 27 мм и от 80,0 до 107,1 см/с у протезов диаметром 29 мм.
Параметры биопротезов КемКор и ПериКор (ЭПО, СТГД, Vср.) были сопоставимы с показателями зарубежных моделей биологических клапанов Ionescu-Shiley, Hancock II, Medtronic Mosaic, Carpentier-Edwards Perimount [7, 9, 12]. Протезы МИКС также демонстрировали показатели, сопоставимые с зарубежными моделями дисковых протезов [19]. В то же время гемодинамические характеристики протеза МЕДИНЖ-2 имели более «компактный» диапазон значений в сравнении с протезом CarboMedics [8, 10, 18] и St. Jude Medical [6].
Во всех группах выявлена сильная прямая пропорциональная взаимосвязь среднего транспротезного градиента давления и Vср. (r≥0,880; р=0,001).
Являясь взаимосвязанными параметрами, Vср. и СТГД во всех исследуемых группах имели тенденцию к возрастанию на протяжении первых 5 лет после операции. Как и СТГД, Vср. имела наименьшие значения в группе биопротезов, наибольшие значения получены у механических протезов МЕДИНЖ-2 диаметром 27 мм и МИКС диаметром 29 мм.
При анализе взаимосвязи показателей СТГД и Vcр., с одной стороны, и ЭПО - с другой, выявлена слабая отрицательная корреляция (r≤ –0,150; р=0,001).
В нашем исследовании биологические клапаны продемонстрировали более высокие показатели ЭПО и более низкие СТГД и Vср. по сравнению с механическими протезами, что согласуется с результатами других авторов [16, 17] и обусловлено геометрией биологических протезов, которые при открытии создают близкий к физиологическому центральный поток крови. Механические клапаны МИКС и МЕДИНЖ-2 имеют принципиальные конструктивные различия и, соответственно, различные гемодинамические характеристики. Диск протеза МИКС открывается под углом 72°, при этом образуется малое и большое проходные отверстия, что приводит к формированию нецентрального потока крови, носящего турбулентный характер. У двустворчатого протеза МЕДИНЖ-2 угол открытия створок составляет 82-83°, при этом образуется одно центральное и два периферических проходных отверстия, поток крови имеет смешанный характер. Все это обусловливает меньшую ЭПО и большие СТГД и Vср. у механических протезов.
Дисковый протез МИКС демонстрировал наименьшие ЭПО на протяжении 10 лет наблюдения, что обусловлено высокой инерционностью запирательного элемента этого протеза, который к тому же полноценно функционирует лишь в физиологическом диапазоне ЧСС. В связи с этим важным моментом в ведении пациентов с протезами МИКС является тщательный контроль и коррекция ЧСС, что является профилактикой развития/нарастания сердечной недостаточности, толерантной к лекарственной терапии.
Вне зависимости от типа протеза СТГД и Vср. имели тенденцию к увеличению на протяжении первых 5 лет после операции с последующей стабилизацией. Данное явление может быть обусловлено, с одной стороны, разрастанием соединительной ткани и формированием «умеренно выраженного» паннуса, не требующего повторной операции, так как изменения гемодинамики малозначительны, а с другой, - может быть расценено как проявление ремоделирования левых отделов сердца.
Как отмечено ранее, анализ взаимосвязи СТГД и Vcр., с одной стороны, и ЭПО с другой, выявил наличие слабой отрицательной корреляции (r≤ –0,150; р=0,001). В зарубежных исследованиях подобные результаты получены L. Badano, N. Keser, J. Mohan [5, 13, 14]. Напротив, иные авторы отмечают в своих работах наличие не слабой, а наоборот, выраженной по силе корреляции между этими параметрами [11, 15]. Такие противоречия легко объяснимы, если учесть, что для расчета транспротезного градиента давления при ультразвуковом исследовании применяют упрощенное уравнение Бернулли: р=4V2max, где р - градиент давления, V - максимальная скорость кровотока. Для расчета же эффективной площади открытия при ультразвуковом исследовании используют определение времени полуспада (T½) транспротезного (трансклапанного) градиента давления: ЭПО=220/ T½, которое напрямую зависит от ЧСС. Известно, что увеличение числа сердечных сокращений в минуту происходит за счет уменьшения длительности только одной из фаз сердечного цикла - диастолы, длительность же систолы всегда остается неизменной [14]. Именно благодаря наличию определенного диапазона ЧСС у исследуемых пациентов корреляция показателей ЭПО и СТГД (Vср.) была слабо выражена по силе.
1. Минимальные ЭПО демонстрируют дисковые протезы МИКС (по сравнению с группой «Биопротезы» и МЕДИНЖ-2).
2. СТГД и Vcр. после имплантации всех типов протезов имеют тенденцию к нарастанию в течение первых 5 лет.
3. Оптимальный гемодинамический профиль имеют биологические протезы КемКор и ПериКор.
4. Реципиенты дисковых протезов МИКС нуждаются в постоянном строгом контроле и при необходимости - в коррекции ЧСС.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.