Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Случай исчезновения термоиндуцированного тромба на 3-и сутки после эндовенозной лазерной облитерации
Журнал: Флебология. 2016;10(3): 141‑145
Прочитано: 2126 раз
Как цитировать:
В настоящее время малоинвазивные амбулаторные методы ликвидации рефлюкса по магистральным подкожным венам, такие как эндовенозная лазерная (ЭВЛО) и радиочастотная облитерация (РЧО), стали применяться в качестве методик выбора у большинства пациентов с варикозным расширением вен. Методам свойственны осложнения, одно из которых является специфичным для эндовазальных способов — термоиндуцированный тромбоз, т. е. выход тромботических масс из подвергнутых тепловому воздействию подкожных вен в интактные глубокие вены.
Впервые термин «термоиндуцированный тромбоз» (в англоязычной литературе — endothermal heat-induced thrombosis) был внедрен в клиническую практику в 2005 г. после выхода работ L. Kabnick и соавт. [1], и с тех пор получил устойчивую аббревиатуру EHIT. В то же время устоявшегося русскоязычного термина и аббревиатуры на сегодняшний день пока нет. L. Kabnick и соавт. [2] предложили классификацию EHIT, состоящую из четырех классов: 1) тромб расположен около соустья, без распространения в глубокую вену; 2) тромб переходит в глубокую вену и перекрывает не более 50% ее просвета; 3) тромб переходит в глубокую вену и перекрывает более 50% ее просвета; 4) окклюзия глубокой вены. Существует и другая, получившая меньшую известность классификация, предложенная P. Lawrence и соавт. [3, 4] и состоящая из 6 вариантов, описывающих распространение термоиндуцированного тромба из большой подкожной вены, и 4 вариантов для малой подкожной вены.
Споры о механизмах развития EHIT далеки от завершения. Также нет однозначного мнения о том, что происходит с тромбами, т. е. как часто они растворяются, а как часто приводят к легочной эмболии. В настоящей работе мы представляем клинический случай полного исчезновения термоиндуцированного тромба 3-го класса по Kabnick в течение первых суток после процедуры.
Пациентка ., 60 лет, обратилась в клинику по поводу варикозной болезни левой нижней конечности в бассейне большой подкожной вены (БПВ), класс С2 по СЕАР. Выраженность заболевания по шкале VCSS составляла 3 балла. Неблагоприятного семейного анамнеза по венозным тромбоэмболическим осложнениям не выявили. Диаметр БПВ в приустьевом отделе составлял 11 мм, патологии глубоких вен не выявлено.
Под тумесцентной анестезией общим объемом 550 мл выполнили ЭВЛО БПВ на левой нижней конечности с помощью лазера с длиной волны 1470 нм при мощности 7 Вт с линейной плотностью энергии 70 Дж/см в режиме автоматической тракции световода. Конец световода установили ниже впадения эпигастральной вены. До процедуры в качестве профилактики венозных тромбоэмболических осложнений вводили подкожно эноксапарин 40 мг однократно. После операции был надет компрессионный чулок 2-го класса, пациентку немедленно активизировали. Вмешательства на притоках БПВ в день операции не проводили.
На повторном осмотре на следующий день после вмешательства выполнили ультразвуковое дуплексное сканирование, по данным которого в просвете общей бедренной вены (ОБВ) выявили термоиндуцированный тромб 3-го класса по Kabnick, т. е. перекрывающий просвет ОБВ более чем на 50% (рис. 1). Длина тромба составила 2,63 см.
Пациентке . назначили ривароксабан в дозе 15 мг 2 раза в сутки и осмотр на следующий день. При контрольном ультразвуковом исследовании, выполненном на 3-и сутки послеоперационного периода, ранее обнаруженный тромб не выявили (рис. 2). Учитывая собственный опыт и данные литературы [1, 3, 5—9], термоиндуцированный тромб таких размеров, как правило, не способен лизироваться в течение суток, поэтому мы предположили, что произошла легочная эмболия. Несмотря на стабильное соматическое состояние и отсутствие соответствующих клинических данных, пациентке выполнена спиральная компьютерная томография (СКТ) грудной клетки в ангиорежиме с контрастированием, по данным которой до сегментарных ветвей кровоток в легочных артериях был сохранен (рис. 3).
Пациентка продолжала принимать ривароксабан в прежней дозировке еще 2 нед, после чего антикоагулянты были отменены. На осмотре через месяц состояние стабильное, одышки нет, SpO 99%, АД 130/80 мм рт.ст., частота сердечных сокращений 72 в минуту, частота дыхательных движений 16 в минуту. БПВ без признаков реканализации.
Несмотря на продолжающиеся споры о механизмах образования термоиндуцированного тромбоза, следует констатировать, что развитие эндовазальных технологий, изучение факторов риска и уточнение причин формирования снизило частоту EHIT, однако исключить полностью это осложнение из клинической практики пока не представляется возможным. В таблице мы представили результаты анализа наиболее известных публикаций по данной проблеме за последние годы. Частота развития термоиндуцированного тромбоза по-прежнему остается высокой. В то же время, по результатам анализа нашей работы, после 1514 процедур эндовенозной лазерной коагуляции EHIT развился в 21 (1,4%) случае, из которых 2—3-й класс по Kabnick наблюдался в 12 (0,8%) случаях.
На сегодняшний день неизвестной остается степень опасности для пациента, связанной с развитием термоиндуцированного тромбоза. Кроме того, нет единой тактики лечения пациентов с разными классами термоиндуцированного тромбоза, хотя большинство авторов рекомендуют применять низкомолекулярные гепарины или другие антикоагулянты [1, 3, 4, 6—8].
В данном клиническом примере у пациентки . верхушка тромба длиной 2,63 см исчезла на следующие сутки. Вероятнее всего за такой короткий срок могла произойти только миграция тромба, а не его лизис. В то же время по данным СКТ мы не выявили значимых дефектов наполнения легочных артерий. Состояние пациентки оставалось стабильным, ввиду чего мы не стали выполнять вентиляционно-перфузионную сцинтиграфию для выявления дефектов перфузии легких, посчитав это обследование нецелесообразным. По нашему мнению, одной из вероятных причин такого исчезновения могла стать фрагментация тромба. Мы продолжили антикоагулянтную терапию в течение еще 2 нед. Такая тактика может быть спорной, но, не обнаружив тромб по данным СКТ, мы не можем полностью исключить его отсутствие и риск развития продолженного тромбоза неизвестной для нас локализации.
На сегодняшний день проблема EHIT недостаточно хорошо отображена в согласительных документах и клинических рекомендациях. Требуются дальнейшие исследования и метаанализ существующих работ для выработки наиболее оправданной стратегии лечения термоиндуцированного тромбоза. В настоящий момент мы рекомендуем индивидуальный подход к лечению пациентов с этим осложнением.
Данный клинический случай представляет научный интерес, однако следует учитывать, что применение ривароксабана и других новых оральных антикоагулянтов при указанной клинической ситуации не изучено, поэтому они не могут рекомендоваться в качестве рутинного метода терапии.
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.