- Издательство «Медиа Сфера»
Основная задача Российского общества эндоскопических хирургов (РОЭХ) — обучение хирургов гарантированно качественно и максимально безопасно выполнять эндоскопические вмешательства. При этом главная сложность обучения состоит в необходимости приобретения хирургом большого количества мануальных навыков, а также определенных знаний по топографической анатомии и оперативной хирургии.
В зависимости от степени компетентности специалистов по эндоскопической хирургии целесо-образно разделить на несколько уровней:
1. Резиденты.
2. Специалисты с базовой категорией.
3. Специалисты с продвинутой категорией.
4. Специалисты с высшей категорией.
5. Эксперты.
Краткая характеристика обозначенных уровней представлена ниже.
1. Резиденты программы обучения по эндохирургии.
Требования к специалисту для начала обучения на данном уровне: диплом об окончании медицинского вуза (высшего учебного заведения). Наличие первичной специализированной аккредитации по хирургии или действующего сертификата специалиста необязательно. Категория по эндохирургии отсутствует.
Примерная блок-схема обучения представлена в табл. 1.
Характеристика специалиста после успешного освоения данного уровня обучения: хирург, самостоятельно выполняющий лишь диагностическую лапароскопию, но имеющий определенный опыт ассистенций на эндоскопических вмешательствах, необходимый стаж занятий на тренажерах и симуляторах, элементарные представления о работе эндоскопического оборудования и инструментария.
2. Базовая категория по эндохирургии.
Требования к специалисту для начала обучения на данном уровне: первичная специализированная аккредитация по хирургии или действующий сертификат специалиста. Резидент программы обучения по эндохирургии.
Примерная блок-схема обучения представлена в табл. 2.
Характеристика специалиста после успешного освоения данного уровня обучения: хирург, выполняющий достаточно простые эндоскопические вмешательства, не требующие умения наложения интракорпорального шва и (или) лимфодиссекции — диагностические лапаро- и (или) торакоскопии, в том числе с биопсией, лапароскопические холецистэктомии (ЛХЭ) при хроническом воспалении желчного пузыря, лапароскопические аппендэктомии (ЛА) при воспалении червеобразного отростка без перитонита и пр.
3. Продвинутая категория по эндохирургии.
Требования к специалисту для начала обучения на данном уровне: первичная специализированная аккредитация по хирургии или действующий сертификат специалиста. Базовая категория по эндохирургии.
Примерная блок-схема обучения представлена в табл. 3.
Характеристика специалиста после успешного освоения данного уровня обучения: хирург, способный выполнять довольно сложные эндоскопические операции при доброкачественной патологии органов, которые могут потребовать наложения интракорпорального шва — ЛХЭ при остром деструктивном холецистите, в том числе с патологией гепатикохоледоха, ЛА при аппендикулярном перитоните, ушивания перфоративного отверствия полого органа, фундопликации при грыже пищеводного отверстия диафрагмы (ГПОД), ТАРР при паховых грыжах, адгезиолизис и пр.
4. Высшая категория по эндохирургии.
Требования к специалисту для начала обучения на данном уровне: первичная специализированная аккредитация по хирургии или действующий сертификат специалиста. Продвинутая категория по эндохирургии. Может проводить обучение врачей нижележащих уровней.
Примерная блок-схема обучения представлена в табл. 4.
Характеристика специалиста после успешного освоения данного уровня обучения: хирург, который может выполнять объемные эндоскопические операции при онкопатологии с адекватной лимфодиссекцией — гемиколэктомии, резекции сигмовидной кишки, резекции и экстирпации прямой кишки, резекции желудка и прочие.
5. Эксперты.
Требования к специалисту для начала обучения на данном уровне: первичная специализированная аккредитация по хирургии или действующий сертификат специалиста. Высшая категория по эндохирургии.
Примерная блок-схема обучения представлена в табл. 5.
Характеристика специалиста после успешного освоения данного уровня обучения: хирург, признанный профессиональным сообществом как ведущий, выполняющий все известные вмешательства в достаточном объеме на высоком учебно-методическом уровне, и, кроме того, выполняющий эксклюзивные и редкие эндоскопические операции — бариатрические вмешательства, гастрэктомии, панкреатодуоденальные резекции и пр.
Проводит обучение врачей всех уровней.
Таким образом, будет формироваться профессио-нальная «эндопирамида», в основании которой тысячи молодых, но мотивированных, ординаторов и начинающих хирургов, а на вершине — десяток специалистов экстра-класса. Однако большинство современных хирургов будут располагаться в пределах 2, 3 или 4-го уровня, т. е. иметь практически трехступенчатую градацию степени своей компетентности, что вполне нормально и достаточно удобно. В период формирования «эндопирамиды» путем заполнения ячеек на различных ее этажах планируется введение «эндоскопической амнистии» или «эндоскопического зеленого коридора» и «полос эндоскопического разгона» для того, чтобы опытные хирурги со стажем по минимальному количеству предъявленных парамет-ров могли сразу встроиться в систему на своем уровне. При этом начинающим хирургам целесообразно начинать восхождение на «Олимп эндохирургии» с самого подножья.
Хирургу необходимо осваивать различные учебные программы, разработанные РОЭХ и аккредитованные Российским обществом хирургов (РОХ), успешное прохождение которых должно фиксироваться в предлагаемом документе — Паспорте специалиста по эндохирургии. Последний представляет собой персональную страницу на сайте РОЭХ, где будут отображены образовательное портфолио и план обязательных и факультативных программ, аккредитованных РОЭХ, для данной категории по эндохирургии.
При появлении новых технологий РОЭХ оставляет за собой право включать их в Паспорт, мотивируя таким образом специалистов к освоению новых навыков и умений. Новые программы также аккредитуются РОЭХ для включения в учебный план. Таким образом, список и наполнение программ обучения могут дополняться и меняться.
Внедрение Паспорта планируется в 2 этапа:
I этап: учет образовательной активности и портфолио навыков эндохирурга, составление унифицированного образовательного плана, каталога обязательных и факультативных программ для каждой категории по эндохирургии.
II этап: по мере развития Единой информационной медицинской системы РОЭХ введение принципов экспертной онлайн-оценки выполнения эндоскопических операций.
Необходимо создать понятную, простую и жизнеспособную систему, которую можно было бы быстро внедрить в России и получить от этого определенные положительные результаты.
Выводы
1. Объективная оценка уровня подготовленности хирурга необходима для обоснования возможности гарантированно качественного и максимально без-опасного выполнения им эндоскопических оперативных вмешательств различной степени сложности.
2. Введение Паспорта специалиста по эндохирургии, отражающего уровень компетентности и портфолио хирурга, актуально и своевременно.
3. В зависимости от степени освоения эндоскопических технологий предлагается деление хирургов на 5 групп: резиденты, имеющие базовую, продвинутую или высшую категории по эндохирургии, и эксперты.
4. Для повышения квалификации и перехода на следующий уровень профессионального развития через выполнение более сложных эндоскопических операций необходимо рекомендовать прохождение соответствующих учебных программ, успешное освоение которых и должно фиксироваться в Паспорте специалиста по эндохирургии.
5. Данные Паспорта специалиста по эндохирургии необходимо афишировать, а также учитывать при проведении кадровой политики и решении спорных вопросов в лечении пациентов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Автор, ответственный за переписку: Коссович Михаил Александрович — e-mail: kossovich_m@mail.ru