Галстян С.А.

ФГАУ «Научный медицинский исследовательский центр нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

Телышева Е.Н.

Лавринович А.О.

Шайхаев Е.Г.

Снигирева Г.П.

Петрова Е.И.

Горелышев С.К.

Желудкова О.Г.

ГБУЗ «НПЦ специализированной медицинской помощи им. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Департамента здравоохранения города Москвы

Кушель Ю.В.

Кумирова Э.В.

ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница» Департамента здравоохранения города Москвы

Рыжова М.В.

Журнал: Архив патологии. 2023;85(3): 5‑11

Галстян С.А., Телышева Е.Н., Лавринович А.О., Шайхаев Е.Г., Снигирева Г.П., Петрова Е.И., Горелышев С.К., Желудкова О.Г., Кушель Ю.В., Кумирова Э.В., Рыжова М.В. Верификация диагноза супратенториальных эпендимом методом ПЦР в режиме реального времени. Архив патологии. 2023;85(3):5‑11.
Galstyan SA, Telysheva EN, Lavrinovich AO, Shaikhaev EG, Snigireva GP, Petrova EI, Gorelyshev SK, Zheludkova OG, Kushel YV, Kumirova EV, Ryzhova MV. Verification of the diagnosis of supratentorial ependymomas by real-time PCR. Russian Journal of Archive of Pathology. 2023;85(3):5‑11. (In Russ.)

Рас­простра­нен­ность ус­той­чи­вос­ти к ан­ти­би­оти­кам сре­ди штам­мов бак­те­рий, вы­де­лен­ных при хро­ни­чес­ком па­ро­дон­ти­те и у здо­ро­вых лю­дей. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):19-23
Неин­ва­зив­ная ди­аг­нос­ти­ка гли­ом го­лов­но­го моз­га по гис­то­ло­ги­чес­ко­му ти­пу с по­мощью ней­ро­ра­ди­оми­ки в стан­дар­ти­зи­ро­ван­ных зо­нах ин­те­ре­са: на пу­ти к циф­ро­вой би­оп­сии. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(6):59-66
Суп­ра­тен­то­ри­аль­ная ней­ро­эпи­те­ли­аль­ная опу­холь со сли­янием ге­на PLAGL1 у де­тей — но­вый тип опу­хо­ли моз­га с раз­но­об­раз­ной мор­фо­ло­ги­чес­кой кар­ти­ной и от­ли­чи­тель­ным ме­ти­ля­ци­он­ным про­фи­лем(слу­чай из прак­ти­ки и об­зор ли­те­ра­ту­ры). Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(2):62-68
Ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тность об­ли­гат­но-ана­эроб­ных бак­те­рий и роль мо­ле­ку­ляр­ных ме­то­дов в их изу­че­нии. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2024;(1):60-66

В ноябре 2021 г. вышло обновление Классификации опухолей ЦНС ВОЗ (5-е издание), в котором группа эпендимом претерпела ряд серьезных изменений. Если ранее эпендимомы подразделялись по морфологическим критериям и степени злокачественности, то в новой классификации эпендимомы подразделяются в зависимости от локализации (супратенториальные, задней черепной ямки и спинальные), а также молекулярных особенностей [1]. Диагностика эпендимом задней черепной ямки и спинного мозга в большинстве случаев не вызывает затруднений ввиду их яркой морфологической картины и малого количества опухолей схожего гистологического строения. Что же касается опухолей супратенториальной локализации, то они зачастую теряют свою «классическую» морфологию и приобретают дополнительные паттерны (рис. 1), значительно расширяющие дифференциальный ряд, исключение которого иммуногистохимическими (ИГХ) методами затруднено в связи с неспецифичностью фенотипа.

Рис. 1. Микроскопическая картина эпендимом.

а — классическая морфологическая картина; б — веретеноклеточный вариант; в — низкодифференцированный вариант. Окраска гематоксилином и эозином, ×200.

Для многих опухолей ЦНС, включая эпендимомы, описаны молекулярные аберрации, позволяющие облегчать диагностику, а также выделять подгруппы, отличающиеся прогнозом. Так, например, в классификации ВОЗ 2021 г. супратенториальные эпендимомы подразделяются на две подгруппы — со слиянием генов ZFTA и YAP1, причем обнаружение слияний с участием этих генов является обязательным диагностическим критерием. Для определения химерных генов с участием ZFTA и YAP1 рекомендуют использовать различные методы секвенирования, метод интерфазной FISH (флюоресцентная гибридизация in situ, от англ. — fluorescence in situ hybridization), а также метод ПЦР в режиме реального времени. В качестве дополнительных критериев для подтверждения молекулярной подгруппы супратенториальных эпендимом предлагают определение профиля метилирования ДНК.

На сегодняшний день наиболее распространенным и доступным методом дифференциальной диагностики в рутинной практике является ИГХ-метод, однако, он позволяет лишь косвенно судить о слиянии ZFTA::RELA, что и стало поводом для настоящего исследования.

Цель исследования — разработать комплекс молекулярно-генетических тестов для выявления слияний с участием генов ZFTA и YAP1, позволяющий верифицировать супратенториальные эпендимомы.

В исследование были включены 56 пациентов, проходивших хирургическое лечение в НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко по поводу новообразования больших полушарий головного мозга.

Морфологическое исследование

Биопсийный материал был фиксирован 10% забуференным нейтральным формалином, проведен по стандартной методике и залит в парафиновые блоки — FFPE (англ. — formalin-fixed, paraffin-embedded). Из каждого блока были изготовлены препараты, окрашенные гематоксилином и эозином. При гистологическом исследовании препаратов оценивали наличие периваскулярных псевдорозеток и истинных эпендимарных розеток, количество фигур митозов на 10 полей зрения при увеличении в 400 раз, наличие некрозов и пролиферации эндотелия сосудов. На основании результатов гистологического исследования были установлены диагнозы «эпендимома, WHO Grade II» и «анапластическая эпендимома, WHO Grade III», соответствующие супратенториальной эпендимоме, CNS WHO Grade 2, и супратенториальной эпендимоме, CNS WHO Grade 3, согласно 5-му изданию Классификации опухолей ЦНС ВОЗ 2021 г. [1].

Молекулярно-генетическое исследование

Для выявления слияний с участием генов ZFTA и YAP1 разработали тесты на основе ПЦР в режиме реального времени одноцепочечных кДНК, полученных с помощью обратной транскрипции с гибридных мРНК (транскриптов), экспрессирующихся в результате альтернативного сплайсинга гибридных генов: ZFTA::RELA, YAP1::MAMLD1, ZFTA::MAML2, ZFTA::NCOA2, ZFTA::MAML3 и YAP1::FAM118B. Обратную транскрипцию (синтез кДНК) проводили с помощью набора GenPak RT Core (ООО «Лаборатория Изоген»), количество РНК на реакцию составляло 2—200 нг. Были подобраны праймеры, фланкирующие с 5’- и с 3’-концов гибридное соединение двух экзонов в гибридных мРНК, а также разработаны флюоресцентные зонды TaqMan, специфичные непосредственно к стыку двух экзонов.

В случае слияния ZFTA::RELA наиболее частые гибридные варианты мРНК образуются в результате соединения 2-го экзона гена ZFTA и 2-го экзона гена RELA (вариант 2-2), 3-го экзона гена ZFTA и 2-го экзона гена RELA (вариант 3-2), 3-го экзона гена ZFTA и 3-го экзона гена RELA (вариант 3-3), 2-го экзона гена ZFTA и 3-го экзона гена RELA (вариант 2-3) (рис. 2). В случае слияния YAP1::MAMLD1 гибридные варианты мРНК образуются при соединении 5-го экзона гена YAP1 и 3-го экзона гена MAMLD1 (вариант 5-3) и 5-го экзона гена YAP1 и 2-го экзона гена MAMLD1 (вариант 5-2) (рис. 3). В случае слияния YAP1::FAM118B гибридный вариант образуется в результате соединения 7-го экзона гена YAP1 и 3-го экзона гена FAM118B (вариант 7-3) и т.д. (см. рис. 3). В табл. 1 представлены все анализируемые гибридные варианты, а также характеристики разработанных праймеров и зондов TaqMan для их детекции.

Всего для выявления гибридных вариантов с участием генов ZFTA и YAP1 проводили 3 мультиплексные ПЦР-реакции: в первой реакции одновременно анализировали все варианты гибридных мРНК ZFTA::RELA, во второй одновременно анализировали все гибридные варианты YAP1::MAMLD1 и YAP1::FAM118B, в третьей — ZFTA::MAML2, ZFTA::NCOA2, ZFTA::MAML3.

Рис. 2. Детекция различных вариантов слияний ZFTA::RELA методом ПЦР в режиме реального времени.

Одновременная детекция: а — вариантов 2-2 и 3-2; б — варианта 3-2; в — вариантов 2-2, 3-2 и 3-3.

Рис. 3. Детекция различных вариантов слияний YAP1::MAMLD1 и YAP1::FAM118B методом ПЦР в режиме реального времени.

а — детекция варианта 5-3; б — варианта 5-2; в — варианта 7-3.

Таблица 1. Исследуемые слияния с участием генов ZFTA и YAP1 и характеристики используемых праймеров и зондов TaqMan

Слияние

5-3

F: CCTGAGGAGCGCCAGACTATC

R: GTGATCGAGCTCCTTCCAACTTC

ROX-GCCTACGAGGAGCTACAAGAGACTGT-BHQ2

Для проведения ПЦР-амплификации использовали набор реагентов GenPak PCR Core (ООО «Лаборатория Изоген»), содержащий ингибированную для «горячего старта» Taq ДНК-полимеразу, дезоксинуклеозид трифосфаты и хлорид магния с конечными концентрациями соответственно 1 ед. акт., 200 мкМ и 2,5 мм, а также оптимизированную буферную систему для проведения ПЦР. Конечный объем ПЦР смеси составлял 20 мкл, а конечная концентрация праймеров и зондов в реакции — 0,1—0,5 мкМ.

ПЦР в режиме реального времени проводили в амплификаторе QuantStudio 5 Applied biosystems (США). Программа амплификации включала несколько стадий:

— предварительная денатурация при 95 °C — 1 мин;

— 50 циклов: 95 °C — 10 с, 50 °C — 10 с (стадия детекции сигнала), 74 °C — 20 с.

РНК из FFPE-образцов опухолевой ткани выделяли с помощью набора реагентов RNeasy FFPE kit (Qiagen, Германия).

Иммуногистохимическое исследование

ИГХ-исследование с моноклональными антителами к белку NF-kb p65/RelA (HUABIO, Китай) проводили на иммуностейнере AutostainerLink 48 (DAKO, Дания) по стандартным протоколам, рекомендованным производителем. Ввиду того что при рекомендованном разведении 1:250 отмечалось выраженное фоновое окрашивание, не позволяющее интерпретировать результаты исследования, титрование было продолжено до соотношения значений 1:1800.

Оценивали ядерную экспрессию во всех полях зрениях в пределах препарата при увеличении в 200 раз. Индекс мечения ядер при анализе экспрессии был условно подразделен на 3 типа: ядерная экспрессия более чем в 70% опухолевых клеток расценивалась как +++, экспрессия от 10 до 70% опухолевых клеток — как ++, а экспрессия менее чем в 10% опухолевых клеток — как + (рис. 4).

Рис. 4. Варианты экспрессии NF-kb p65/RelA в супратенториальных эпендимомах.

а — ядерная экспрессия более чем в 70% клеток (+++); б — ядерная экспрессия в 10—70% клеток (++); в — ядерная экспрессия менее чем в 10% клеток (+). ИГХ-реакция с антителами к NF-kb p65/RelA, ×200.

В табл. 2 представлены результаты анализа слияний с участием генов ZFTA и YAP1 на основе разработанного молекулярно-генетического теста. Из 56 образцов супратенториальных эпендимом химерные гены были выявлены в 39 (69,6%) случаях. Из них в 87% (34 пациента) случаев выявлен химерный ген ZFTA::RELA, наиболее характерный для подгруппы супратенториальных эпендимом со слиянием гена ZFTA. У трех пациентов выявлено слияние YAP1::MAMLD1, у одного из пациентов — ZFTA::MAML2 и еще у одного — YAP1::FAM118B. Ни в одном из исследованных образцов не выявлены слияния ZFTA::NCOA и ZFTA::MAML3. У 17 пациентов не удалось обнаружить слияний с участием генов ZFTA и YAP1. В итоге 35 образцов супратенториальных эпендимом на основании молекулярно-генетических свойств были отнесены к подгруппе со слиянием гена ZFTA, 4 образца — к подгруппе со слиянием гена YAP1 и 17 образцов — к подгруппе NOS (без дополнительного уточнения, от англ. — not otherwise specified).

Таблица 2. Частота выявленных слияний с участием генов ZFTA и YAP1 при исследовании методом ПЦР в режиме реального времени

Всего пациентов

3 (5,4)

1 (1,8)

0

17 (30,4)

Результаты ИГХ-исследования с моноклональными антителами к белку NF-kb p65, которое позволяет косвенно судить о слиянии генов ZFTA::RELA, представлены в табл. 3. Эта таблица включает результаты для 53 образцов, данные для 3 образцов не включены ввиду отсутствия блоков на момент исследования.

Таблица 3. Результаты ИГХ-исследования с антителами к белку NF-kb p65 пациентов с супратенториальными эпендимомами

Всего образцов

Вариант экспрессии

+++

++

+

-

число образцов (%)

53

5 (9,4)

12 (22,6)

24 (45,4)

Ядерная экспрессия белка NF-kb p65 наблюдалась в 29 (54,6%) образцах и отсутствовала в 24 (45,4%). В иммунопозитивную группу +++ отнесено 5 (9,2%) образцов и по 12 (22,6%) образцов — в группы ++ и +.

26 образцов, которые были проанализированы с помощью обоих методов (ПЦР и ИГХ), дополнительно были верифицированы как супратенториальные эпендимомы, ZFTA- или YAP1-позитивные с помощью анализа метиляционного профиля геномной ДНК опухоли на биочипах Illumina Infinium Methylation EPIC BeadChip kit [4]. Сравнение результатов, полученных с применением всех трех методов, представлено в табл. 4.

Таблица 4. Сравнение результатов анализа метиляционного профиля ДНК, ПЦР и ИГХ для верификации супратенториальных эпендимом

Метод исследования

Анализ метиляционного профиля геномной ДНК

22

4

0

Анализ метиляционного профиля ДНК выявил среди исследованных образцов две клинически значимые молекулярные подгруппы: ZFTA-позитивные супратенториальные эпендимомы (22 образца) и YAP1-позитивные супратенториальные эпендимомы (4 образца). С помощью разработанной методики анализа слияний с участием генов ZFTA и YAP1 на основе ПЦР 18 образцов из этой группы были идентифицированы как ZFTA-позитивные, 4 образца — YAP1-позитивные, в 4 образцах слияний с участием данных генов не выявлено. При ИГХ-исследовании с моноклональными антителами к белку NF-kb p65 установлено только 15 образцов, которые могли быть косвенно отнесены к подгруппе ZFTA-позитивных супратенториальных эпендимом.

Из приведенных выше результатов следует, что предложенный метод ПЦР в режиме реального времени обладает большей эффективностью по сравнению с методом ИГХ. Немаловажно, что ввиду малых размеров ПЦР-продуктов метод позволяет анализировать сильно деградированную РНК. Высокая степень деградации нуклеиновых кислот очень характерна для используемых в онкологии FFPE-образцов и вносит существенные ограничения в эффективность других методов, например, секвенирования по Сэнгеру.

Наш метод является доступным и экономичным, так как используется мультиплексная ПЦР: анализ 11 вариантов слияний проводится с помощью всего трех ПЦР-реакций. При поиске слияний методом секвенирования по Сэнгеру каждый вариант приходится анализировать в отдельной реакции, что существенно увеличивает время и стоимость.

Стоит отметить, что в нашем исследовании методом ПЦР удалось выявить лишь 82,8% среди заведомо положительных образцов, что свидетельствует о некотором его ограничении. Ввиду сложности процессов перестроек на 11-й хромосоме, в частности, хромотрипсиса (рис. 5), возможно образование слияний ZFTA с другими генами, для поиска которых необходимы дополнительные исследования с использованием метода NGS-секвенирования транскриптома.

Рис. 5. График вариаций числа копий ДНК на 11-й хромосоме, отражающий явление хромотрипсиса: красные точки, расположенные ниже референсного уровня (0 по оси Y), отражают множественные делеции генов.

В случае верификации эпендимом со слиянием ZFTA::RELA на основе ИГХ-исследования мы столкнулись со сложностями при отработке методики, а также последующей интерпретации результатов. Зачастую наблюдали неоднозначную и ложноотрицательную экспрессию в случае малого объема материала. Еще одной сложностью являлось цитоплазматическое окрашивание клеток, вероятно, связанное с локализацией белка p65/RelA, участвующего в пути NF-kb, в цитоплазме в случае неактивности пути. Слияние генов ZFTA::RELA приводит к активации NF-kb и перемещению белка p65/RelA в ядро, однако могут существовать иные пути активации NF-kb, которые дают ложноположительные результаты. С другой стороны, при невыявленном слиянии ZFTA::RELA методом ПЦР в режиме реального времени могут существовать иные слияния генов, вызывающие тот же механизм активации пути NF-kb и дающие положительную ядерную экспрессию. Нельзя исключить, что слияние ZFTA::RELA не всегда приводит к активации пути и перемещению белка p65/RelA в ядро клеток, что может давать ложноотрицательные результаты. В похожем исследовании D. Figarella-Branger и соавт. [5] в 15 образцах из 20 наблюдалась экспрессия, вероятно, соответствующая нашей интерпретации +++; в 3 — слабая экспрессия (++), а в 2 — реакция лишь в немногочисленных ядрах (+). При этом цитоплазматическая экспрессия наблюдалась лишь в 9 образцах, хотя в нашем исследовании цитоплазматическая экспрессия была во всех образцах. По примеру других антител, используемых в нашей практике, мы предполагаем, что это может быть связано с различием иммуностейнеров.

Результаты, полученные в ходе данной работы, согласуются с наблюдениями других исследователей, например, P. Malgulwar и соавт. [6], а также данными 5-го издания классификации опухолей ЦНС ВОЗ.

Дифференциальная диагностика супратенториальных эпендимом — сложная задача в клинической практике, имеющая важное значение для определения прогноза и дальнейшей тактики лечения пациентов. Неспецифические клинико-рентгенологические, морфологические признаки и иммунофенотип не позволяют достоверно верифицировать супратенториальные эпендимомы, а применение антитела NF-kb p65, косвенно свидетельствующего о слиянии ZFTA::RELA, дает неоднозначные результаты и вызывает сложности в интерпретации. Исходя из нашего опыта, внедрение молекулярно-генетических методов позволяет верифицировать диагноз и уточнить молекулярную подгруппу для 70% супратенториальных эпендимом, а применение таких быстрых, относительно доступных и легко интерпретируемых методов, как ПЦР в режиме реального времени оптимизирует процесс диагностики.

Работа поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (проект № 21-315-70045)