Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Васильева Е.Ф.

ФГБУ «Научный центр психического здоровья»

Олейчик И.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Баранов П.А.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Министерства науки и высшего образования России

Сизов С.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Брусов О.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Провоспалительная активность моноцитов у больных с депрессивными состояниями в рамках шизофрении

Авторы:

Васильева Е.Ф., Олейчик И.В., Баранов П.А., Сизов С.В., Брусов О.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1078

Загрузок: 14


Как цитировать:

Васильева Е.Ф., Олейчик И.В., Баранов П.А., Сизов С.В., Брусов О.С. Провоспалительная активность моноцитов у больных с депрессивными состояниями в рамках шизофрении. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022;122(11):131‑136.
Vasilyeva EF, Oleichik IV, Baranov PA, Sizov SV, Brusov OS. Evaluation of the levels of proinflammatory activity of monocytes in depressed patients with schizophrenia. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(11):131‑136. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2022122111131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ко­ге­рен­тность элек­тро­эн­це­фа­лог­рам­мы и пе­ри­фе­ри­чес­кие мар­ке­ры пов­реж­де­ния нер­вной тка­ни при деп­рес­сив­ных расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):82-87
Ин­сом­ния в кон­тек­сте аф­фек­тив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):43-48
Деп­рес­сив­ные расстройства у под­рос­тков в ам­бу­ла­тор­ной пси­хи­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):58-63

Накоплено большое количество фактов, свидетельствующих о существовании взаимосвязи между нервной и иммунной системами [1]. Одну из основных ролей в этом взаимодействии наряду с нейтрофилами в крови [2] и микроглией в мозге отводят активированным моноцитам периферической крови [3]. Последние при развитии патологии в результате нарушения врожденного и приобретенного иммунитета секретируют провоспалительные медиаторы: цитокины, к которым относят IL-1, IL-6, IL-8, IL-12, фактор некроза опухоли альфа (TNF-а), хемокины, например MCP-1 [4]. С их помощью моноциты при нарушении целостности гематоэнцефалического барьера могут мигрировать в воспаленный или поврежденный мозг [1], где продолжают секретировать биологически активные провоспалительные факторы, с помощью которых взаимодействуют с клетками микроглии, астроцитами и нейронами, и стимулируют секрецию этими клетками провоспалительных цитокинов и хемокинов [5]. Последние участвуют в рекрутировании микроглии в места повреждения или воспаления [6]. Эти процессы в свою очередь способствуют дегенерации нейронов, что может вызывать нейровоспаление [5], которое может привести к развитию патологии головного мозга и, таким образом, способствовать когнитивному снижению [7] и утяжелению психических симптомов у больных с психическими расстройствами [8—10].

В соответствии с современными представлениями моноциты/макрофаги человека экспрессируют на своей поверхности различные группы рецепторов: CD14 рецепторы, специфичные для всей популяции моноцитов, и CD16 рецепторы, по уровню которых эти клетки разделяют фенотипически, по меньшей мере, на две субпопуляции [11, 12]. Преобладающей является субпопуляция с фенотипом CD14++CD16 — это так называемые классические моноциты («classical» monocytes). Другая субпопуляция — это «неклассические», или провоспалительные, моноциты («nonclassical» monocytes) с фенотипом CD14+CD16+, которые у здоровых молодых людей составляют 5% от общей популяции моноцитов периферической крови [12]. Результаты многочисленных исследований ряда системных заболеваний, таких как атерогенез, онкология, диабет, ревматоидный артрит, а также нейроиммунное воспаление, выявили существенное увеличение субпопуляции провоспалительных моноцитов CD14+CD16+, а также увеличение секреции ими провоспалительных цитокинов: IL-1, IL-6, IL-8, IL-12, TNF-α, хемокинов и рецепторов к ним, участвующих в развитии иммунного воспаления в патогенезе этих заболеваний [5, 12]. Имеется большое количество данных, в которых приводятся сведения о высоком уровне в крови больных шизофренией, биполярно-аффективным расстройством и депрессией провоспалительных цитокинов и хемокинов, секретируемых активированными моноцитами. Это опосредованно свидетельствует о повышении активности моноцитов с провоспалительным фенотипом CD14+CD16+ у больных этими патологиями [4, 5, 8]. На этом основании перечисленные расстройства относят к заболеваниям, в патогенезе которых участвует системное иммунное воспаление [11, 12]. Все это свидетельствует о важной роли провоспалительных моноцитов с фенотипом CD14+CD16+ в развитии иммунного воспаления у больных с психическими расстройствами. Вместе с тем лишь в единичных исследованиях у больных с психическими расстройствами, в частности с депрессиями юношеского возраста, оценка провоспалительной активности моноцитов (ПАМ) проводилась непосредственно по количеству провоспалительных моноцитов с фенотипом CD14+CD16+ [13]. При этом у больных, страдающих депрессией в рамках шизофрении, этот вопрос до настоящего времени остается неизученным.

Цель исследования — оценка уровня ПАМ с помощью подсчета количества провоспалительных моноцитов до и после проведенной психотропной терапии у больных с депрессивными состояниями в рамках шизофрении и выявление возможных связей ПАМ с клиническими показателями.

Материал и методы

С помощью клинических, психометрических и иммунологических методов обследованы 68 женщин с депрессией в рамках шизофрении (диагноз по МКБ-10 — F20.01 — приступообразно-прогредиентная шизофрения с депрессивно-бредовым синдромом и F.21 — шизофрения малопрогредиентная с депрессивно-бредовым синдромом) в возрасте от 15 до 56 лет (средний возраст 29,0±1,4 года). Все больные находились на стационарном лечении в Отделе по изучению эндогенных психических расстройств ФГБНУ «Научный центр психического здоровья». Больные обследовались дважды: при поступлении в клинику и после проведенного психотропного лечения при выписке на этапе клинической ремиссии. В качестве контрольной группы обследованы 23 психически и соматически здоровых женщины соответствующего возраста.

Клиническую оценку психопатологического состояния больных проводили с использованием шкалы PANSS (The Positive and Negative Syndrome Scale). Уровень депрессивных расстройств оценивался с помощью шкалы Гамильтона (HDRS, Hamilton Rating Scale for Depression).

Условия проведения настоящей работы соответствовали Хельсинкской декларации 1964 г., с поправками, принятыми в 1975 г., и этическим стандартам локального Этического комитета ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (г. Москва). Все обследованные дали письменное информированное согласие на взятие крови и участие в исследовании.

Оценку уровня ПАМ проводили следующим образом. Моноциты с фенотипом CD14 выделяли в два этапа: на первом моноциты выделяли из периферической венозной крови в составе мононуклеарных клеток (МНК, лимфоциты+моноциты) центрифугированием в градиенте плотности фиколл — 1077 Diacoll («Диа-м», Россия) по стандартной методике [14]. На втором этапе из МНК выделяли чистую популяцию моноцитов (CD14 клетки) с использованием набора EasySep Human CD14 Positive Selection Kit II («STEMCELL Technologies Canada Inc.», Канада), разработанного для выделения моноцитов CD14 с помощью метода магнитной сепарации. Для этого МНК разводили в 0,2 мл раствора Хенкса («Sigma ALDRICH», США), тщательно пипетировали и переносили в специальные полистероловые круглодонные пробирки объемом 5 мл (EasySep), адаптированные для магнита («STEMCELL Technologies Canada Inc.», Канада). К МНК добавляли 5 мкл взвеси CD14 антител к моноцитам человека (EasySep Human CD14 Positive Selection cocktail), инкубировали в течение 10 мин при комнатной температуре. Магнитные частицы (EasySep Detection Rapid Spheros) перемешивали на вортексе в течение 30 с и добавляли в объеме 5 мкл к взвеси МНК с антителами, тщательно пипетировали и инкубировали в течение 3 мин при комнатной температуре. По окончании инкубации в пробирки добавляли 2,5 мл PBS (фосфатно-буферного физраствора) с 5% FCS («Serva», США); пробирки без крышек помещали в магнит на 3 мин, затем, не вынимая из магнита, пробирки вместе с магнитом переворачивали и выливали из них жидкость. Пробирки удаляли из магнита, собирали с помощью раствора Хэнкса прилипшие к стенкам пробирок моноциты CD14, отмывали центрифугированием при 1100 об/мин в течение 10 мин, разводили в 0,5 мл среды RPMI-1640 («ПанЭко», Россия) с 5% FCS и подсчитывли количество больших моноцитов с диаметром от 12,5 до 15 мкм и общее количество моноцитов с диаметром от 9 до 15 мкм на многофункциональном счетчике и анализаторе клеток Multisizer MS-4 («Beckman Coulter», USA). Результат рассчитывали как отношение в процентах количества больших моноцитов к общему количеству моноцитов и представляли, как было описано в нашей предыдущей работе [15], в виде индекса провоспалительной активности моноцитов (ИПАМ):

Подсчет ИПАМ в каждой пробе больных и здоровых проводили 2—3 раза и в качестве его окончательного значения рассчитывали среднее значение ИПАМ. По величине ИПАМ оценивали уровень ПАМ.

Статистический анализ проводили с помощью программы STATISTICA, версия 10 («Statsoft Inc.», США). В связи с малым числом (n≤15) пациентов в выборках использовали t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых переменных. Корреляционный анализ и оценку линейной регрессии проводили с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Spearman r). Статистически значимые различия отмечали при p<0,05. Данные представлены как средние значения со среднеквадратическим отклонением.

Результаты

Результаты изучения ПАМ в общей группе больных показали, что до лечения ее величина была существенно выше, чем у здоровых (8,6±0,9 и 4,1±0,3 соответственно, p<0,01). После лечения уровень ПАМ значительно снижался по сравнению с его величиной до лечения (5,8±0,5; p<0,01) и уже существенно не отличался от контроля (4,1±0,3). Корреляционный анализ в общей группе больных выявил до лечения статистически выраженную положительную связь между значением ПАМ и уровнем суммарного балла по шкале PANSS (PANSS_tot, r=0,3, p<0,05).

Вместе с тем индивидуальный анализ, предпринятый в общей группе больных до и после лечения, выявил значительные колебания уровня ПАМ. Для получения выборок больных с более равномерным распределением значений показателя был предпринят способ дихотомического разделения больных в общей группе по двум подгруппам с исходно низким и высоким уровнем ПАМ относительно его медианного значения. В результате больные распределились в обозначенные подгруппы приблизительно поровну с нормальным распределением значений показателей и со статистически выраженным различием между ними (p<0,001).

Дальнейший анализ изменения всех исследуемых показателей проводили в двух обозначенных подгруппах больных. Результаты представлены в табл. 1, из которой видно, что в подгруппе больных с исходно низким уровнем ПАМ его значение до и после лечения было практически одинаковым и не отличалось от контроля.

Таблица 1. Значения изученных показателей до и после лечения в подгруппах больных с исходно низким и высоким уровнями ПАМ

Показатель

Подгруппа больных с исходно низким уровнем ПАМ (n=35)

Подгруппа больных с исходно высоким уровнем ПАМ (n=33)

до лечения

после лечения

до лечения

после лечения

ПАМ, %

4,3±0,5**

5,6±0,9

13,2±1,4ººº

5,7±0,5***

HDRS_tot, баллы

21,4±1,2

3,1±0,5***

23,5±1,0

4,35±0,7***

Примечание. Достоверно выраженные различия между больными и здоровыми при ººº — p<0,001; между показателями до и после лечения при *** — p<0,001; между показателями до лечения в подгруппах больных с исходно низким и высоким уровнями ПАМ при ** — p<0,01.

В подгруппе больных с исходно высоким уровнем ПАМ его значение статистически значимо превышало контрольный уровень (p<0,001); после лечения уровень ПАМ существенно снижался (p<0,001) до его контрольного значения. Величина суммарного балла, оцененного по шкалам PANSS и HDRS, с высокой степенью достоверности снижалась после лечения в обеих рассмотренных подгруппах больных (p<0,001), при этом различий между подгруппами не выявлялось. Результаты анализа, проведенного с помощью линейной регрессии, выявили до лечения в подгруппе больных с исходно низким уровнем ПАМ положительную связь между значением ПАМ и величиной суммарного балла HDRS_tot (r=0,5, p<0,05) (рис. 1), т.е. можно сказать, что низкий уровень ПАМ у больных депрессией в рамках шизофрении до лечения сопровождался низкой выраженностью депрессивных расстройств.

Рис. 1. Линейная регрессия между значением ПАМ до лечения и величиной суммарного балла по шкале HDRS (HDRS_tot) до лечения в подгруппе больных с исходно низким значением ПАМ (подгруппа 1; r=0,5, p<0,05).

По оси абсцисс — уровень ПАМ в процентах до лечения (ИПАМ-1); по оси ординат — величина суммарного балла HDRS_tot_1 до лечения.

Индивидуальный анализ значений клинических показателей, оцениваемых по шкалам PANSS и HDRS в общей группе больных после лечения, выявил существенные колебания их значений. В соответствии с этим больных в общей группе после лечения распределили в подгруппы респондеров, отвечающих на лечение снижением суммарного балла PANSS_tot на 20% и более, а суммарного балла HDRS_tot — на 80% и более, и в подгруппы нонреспондеров, у которых снижение PANSS_tot было <20%, а HDRS_tot — <80%.

Результаты сравнительного анализа изменений значений ПАМ и редукции психопатологических и депрессивных симптомов в подгруппах респондеров и нонреспондеров по суммарным баллам PANSS_tot и HDRS_tot представлены в табл. 2.

Таблица 2. Значения показателей PANSS_tot и HDRS_tot до и после лечения в подгруппах больных респондеров и нонреспондеров

Показатель

Респондеры (n=38)

Нонреспондеры (n=30)

до лечения

после лечения

до лечения

после лечения

PANSS_tot, баллы

90,7±1,9

65,1±1,3***

83,8±2,0

71,3±1,8***

HDRS_tot, баллы

22,1±1,2

2,2±0,5***

23,1±1,7

6,2±0,6***

Примечание. Достоверно выраженные различия между показателями до и после лечения при *** — p<0,001.

Анализ уровня ПАМ выявил статистически выраженное снижение его значения после лечения в подгруппе респондеров по PANSS_tot (p<0,05) (рис. 2) и тенденцию к снижению по HDRS_tot (p=0,06).

Рис. 2. Уровень ПАМ до и после лечения в подгруппах больных респондеров и нонреспондеров по PANSS_tot и HDRS_tot.

Первый столбец каждого показателя — до лечения; второй столбец — после лечения; * — p<0,05 — достоверность различия между значениями PANSS_tot до и после лечения в подгруппе респондеров; ° — p=0,06 — различие между значениями HDRS_tot до и после лечения в подгруппе респондеров.

В подгруппе нонреспондеров по PANSS_tot и HDRS_tot подобные закономерности не выявлялись. Вместе с тем результаты анализа, выполненного с помощью линейной регрессии, выявили после лечения в подгруппе нонреспондеров по PANSS_tot положительную связь между величиной суммарного балла по шкале PANSS и значением ПАМ (r=0,72, p<0,01) (рис. 3).

Рис. 3. Линейная регрессия между значением ПАМ до лечения и величиной суммарного балла по шкале PANSS после лечения (PANSS_tot_2) в подгруппе нонреспондеров по PANSS (r=0,7, p<0,01).

По оси абсцисс — величина суммарного балла по шкале PANSS после лечения (PANSS_tot_2); по оси ординат — значение ПАМ в процентах до лечения.

Обсуждение

Полученные результаты впервые выявили у больных депрессией в рамках шизофрении существенное увеличение по сравнению с контролем уровня ПАМ, оцениваемого с помощью подсчета количества больших моноцитов с диаметром от 12,5 до 15 мкм. Основанием для возможности определения уровня ПАМ таким способом служили результаты нашего предыдущего исследования [15]. В этом исследовании в сравнительном аспекте были рассмотрены результаты определения ПАМ с помощью общепринятого способа оценки относительного количества моноцитов с провоспалительным фенотипом CD14+CD16+ на проточном цитофлуориметре и предложенного нами способа подсчета относительного количества больших моноцитов с диаметром от 12,5 до 15 мкм на счетчике и анализаторе клеток. С высокой степенью статистической значимости была доказана идентичность результатов оценки уровня ПАМ, проведенной разными способами. На основании этого результаты, полученные в данном исследовании, могут свидетельствовать о повышении количества моноцитов с провоспалительным фенотипом CD14+CD16+ у больных депрессией в рамках шизофрении. Полученные результаты согласуются с данными других исследований, в одном из которых сообщается о повышении количества моноцитов с провоспалительным фенотипом CD14+CD16+ у больных юношескими депрессиями [13], а в ряде других — об увеличении уровня секретируемых активированными моноцитами провоспалительных цитокинов: IL-1, IL-6, IL-8, IL-12, TNF-α, а также хемокинов у больных шизофренией, биполярным аффективным расстройством и депрессией [4—6]. По мнению ряда авторов, высокий уровень секретируемых моноцитами провоспалительных медиаторов в периферической крови больных с психическими расстройствами может свидетельствовать о развитии у них системного иммунного воспаления [8, 9].

Заключение

Таким образом, обнаруженные с помощью методов корреляционного анализа и линейной регрессии положительные связи между уровнем ПАМ и величиной суммарного балла по шкалам PANSS и HDRS согласуются с данными литературы и подтверждают участие провоспалительных моноцитов с фенотипом CD14+CD16+ в формировании тяжести состояния у больных, страдающих депрессивными состояниями в рамках шизофрении. Обнаруженная положительная связь между исходно низким уровнем ПАМ и низкой выраженностью депрессивных расстройств, с нашей точки зрения, может быть использована в качестве прогностического признака ответа больных на лечение.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.