Лекарственно-индуцированный синдром беспокойных ног
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(4): 129‑135
Прочитано: 45600 раз
Как цитировать:
Синдром беспокойных ног (СБН) — распространенное, но часто не диагностируемое врачами заболевание, которое характеризуется неприятными ощущениями в ногах, возникающими в покое (преимущественно в вечернее и ночное время) и побуждающими пациентов совершать облегчающие их движения [1]. Согласно критериям международной группы по изучению СБН (англ. International Restless Legs Syndrome Study Group — IRLSSG), созданным в 2012 г., данный диагноз может быть поставлен пациенту при наличии следующих 5 диагностических признаков [2]:
Существует 2 типа СБН: первичный (идиопатический) и вторичный (симптоматический), которые встречаются с практически равной частотой [3]. Первичный СБН возникает при отсутствии какого-либо другого соматического или неврологического заболевания в молодом возрасте и имеет в большинстве случаев семейный характер [4].
Причинами симптоматического СБН служат различные заболевания и состояния: железодефицитная анемия, уремия, болезнь Паркинсона, состояние после резекции желудка, гипотиреоз и тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, хроническое обструктивное заболевание легких, беременность, различные полинейропатии и др. [4, 5]. Иногда проявления СБН вызываются или усиливаются при применении некоторых лекарственных средств (ЛС), в таком случае можно говорить о наличии у пациента лекарственно-индуцированного СБН (ЛИСБН) [6].
В общей популяции распространенность СБН варьирует в широких пределах и составляет от 3 до 19% [7]. Распространенность ЛИСБН в общей популяции пока неизвестна и требует уточнения. Распространенность ЛИСБН также зависит от вызвавшего его препарата. Так, например, у пациентов, получающих селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, распространенность ЛИСБН колеблется в пределах 2—9%, а у пациентов, получающих миртазапин, достигает 28% [8]. Распространенность ЛИСБН на фоне применения различных ЛС приведена в таблице.
Имеется ряд предрасполагающих факторов, которые повышают риск развития ЛИСБН [5, 9]: пожилой возраст пациента, чрезмерное употребление кофеина и алкоголя, курение, болезни желудочно-кишечного тракта (например, целиакия), приводящие к дефициту железа и поэтому нарушающие работу дофаминергической системы, высокие дозы ЛС, прием которых ассоциирован с развитием СБН, применение одновременно более двух ЛС, прием которых ассоциирован с возникновением СБН.
В настоящее время точный механизм возникновения ЛИСБН окончательно не изучен, однако сходство клинических проявлений при идиопатическом и симптоматическом СБН свидетельствует об общности их патогенеза и возможности сложного взаимодействия центральных и периферических механизмов [5]. По мнению большинства исследователей [10], СБН тесно связан с недостаточностью дофаминергической системы и нарушением метаболизма Fe2+ в структурах экстрапирамидной системы головного мозга. Поэтому ЛС, блокирующие дофаминовые рецепторы, и ЛС, влияющие на дофаминергическую передачу, могут приводить к развитию ЛИСБН. Необходимо учитывать индивидуальную чувствительность пациентов, а также фармакологические профили отдельных ЛС, так как не у всех пациентов, подвергающихся воздействию данных препаратов, будет развиваться СБН. Предполагаемые механизмы развития ЛИСБН на фоне приема различных препаратов представлены в таблице.
Примечание. ГАМК — гамма-аминомасляная кислота, ЦНС — центральная нервная система, 5HT-рецепторы — рецепторы 5-гидрокситриптамина. Уровень доказательности: А — одно рандомизированное, контролируемое клиническое исследование или более, В — нерандомизированные клинические исследования, проспективные обсервационные исследования, когортные исследования, ретроспективные исследования, исследования случай—контроль, метаанализы и/или постмаркетинговое наблюдение; С — наличие одного опубликованного случая и более или серии случаев.
Существует достаточно большое количество ЛС из разных групп, прием которых способен приводить к развитию ЛИСБН (см. таблицу). Наиболее часто ЛИСБН развивается при приеме антидепрессантов, антипсихотических и противоэпилептических препаратов [7]. Кроме того, СБН может встречаться при применении нормотимиков, противопаркинсонических средств, циметидина, L-тироксина, средств для неингаляционного наркоза и опиоидных анальгетиков [11].
Наиболее часто СБН развивается при лечении селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (сертралин, циталопрам, пароксетин, флуоксетин, эсциталопрам) и тетрациклическим антидепрессантом миртазапином [8]. Механизм развития СБН на фоне применения антидепрессантов не совсем ясен. Предполагают, что он может быть связан с увеличением концентрации серотонина и норэпинефрина в сочетании с ингибированием дофаминергических реакций [7].
В одном из открытых проспективных исследований [12] при изучении побочных эффектов миртазапина симптомы СБН были отмечены у 11 из 192 пациентов. В другом постмаркетинговом исследовании [13] 3 (<1%) из 648 пациентов сообщили о симптомах СБН, возникших в результате длительной терапии миртазапином. C. Chang и соавт. [14] в своей работе описывали появление характерной симптоматики СБН у 32-летнего пациента с выраженным депрессивным расстройством, принимавшего миртазапин. После отмены препарата все симптомы СБН исчезли. C. Pae и соавт. [15] описали 2 клинических случая, когда при первом употреблении миртазапина пациенты жаловались на неприятные ощущения в ногах в вечернее время в покое, но повторный прием препарата симптомов СБН не вызывал. K. Prospero-Garcia и соавт. [16] описали серию клинических случаев СБН, связанных с действием флуоксетина и миртазапина у 3 пациентов с тяжелым депрессивным расстройством и бессонницей. Спустя 2 дня после отмены миртазапина симптомы СБН полностью исчезли у всех 3 пациентов.
N. Perroud и соавт. [17] описали клинический случай возникновения СБН при увеличении дозировки циталопрама с 20 до 60 мг/сут. После замены на бупропион симптомы уменьшились, а спустя 1 нед полностью исчезли. R. Hargrave [18] привел клинический случай усиления симптомов СБН при приеме сертралина в дозировке 25 мг/сут. Имеется ряд публикаций, в которых описаны проявления СБН при употреблении пароксетина [19, 20]. Например, в работе F. Sanz-Fuentenebro и соавт. [19] повторное употребление пароксетина привело к более ярко выраженным симптомам СБН, лечение данным препаратом пришлось прекратить. Описан также клинический случай СБН при повышении дозы эсциталопрама с 10 до 20 мг/сут [21]. После отмены препарата все проявления СБН прекратились. В исследовании R. Bakshi [22] обнаружено, что повышение суточной дозы флуоксетина до 60 мг также приводит к возникновению СБН.
K. Nikolaou и соавт. [23] описали клинический случай развития СБН при добавлении к терапии пароксетином дулоксетина.
Антипсихотики — это класс ЛС, используемых для лечения психотических расстройств, таких как шизофрения, острые бредовые состояния. Ключевым фармакологическим свойством всех антипсихотиков является их способность блокировать дофаминовые D2-рецепторы. Данная особенность этих препаратов является определяющим фактором при развитии СБН у восприимчивых людей [7]. Большинство доказательств наличия СБН, индуцированного антипсихотиками, представлено в форме публикаций клинических случаев [7].
S. Aggarwal и соавт. [24] описали 3 случая появления потребности в движении в состоянии покоя в вечернее время у пациентов с шизофренией при лечении оланзапином. После того как оланзапин был отменен, рецидивов СБН не возникало. Авторы пришли к выводу, что риск развития СБН может возрастать при одновременном приеме антипсихотиков и антидепрессантов. Сходные результаты были опубликованы S. Kang и соавт. [25], которые описали 5 клинических случаев СБН на фоне приема оланзапина. Однако СБН у одного пациента был диагностирован еще до начала терапии оланзапином, а у другой пациентки имел место в анамнезе. M. Zhao и соавт. [26] проанализировали имеющиеся публикации клинических случаев СБН на фоне приема оланзапина и пришли к выводу, что симптомы СБН усиливались при увеличении дозировки оланзапина. Кроме того, было опубликовано [27, 28] несколько клинических наблюдений появления симптомов СБН при лечении оланзапином не только параноидной формы шизофрении, но и биполярного аффективного расстройства. В каждом из них снижение дозы препарата привело к некоторому уменьшению выраженности проявлений СБН, а при замене препарата его симптомы регрессировали.
H. Duggal и соавт. [29] описали возникновение симптомов СБН при повышении дозы клозапина до 50 мг/сут. Клозапин был заменен на оланзапин без рецидива СБН. Аналогичный клинический случай был опубликован S. Chathanchirayil [30]. Также интерес представляют два клинических наблюдения, представленные в работах D. Raveendranathan и соавт. [31] и A. John и соавт. [32], в которых доза клозапина была увеличена до 300 мг/сут. В первой работе симптомы СБН исчезли после замены клозапина на арипипразол, а во второй — после замены клозапина на прамипексол.
Имеются данные о возникновении СБН при применении кветиапина. В опубликованном клиническом наблюдении K. Chou и соавт. [33] СБН развился у пациента после добавления кветиапина к терапии пароксетином и вальпроевой кислотой. После отмены кветиапина все симптомы СБН исчезли. N. Pinninti и соавт. [34] наблюдали уменьшение выраженности СБН после уменьшения доз этого препарата.
Большой интерес представляет собой серия клинических случаев, представленная H. Rittmannsberger и соавт. [35]. Большинство пациентов страдали аффективными расстройствами и получали антидепрессанты. Всем пациентам кветиапин был назначен перед сном в дозах от 25 до 600 мг. Наличие и усиление симптомов СБН зависело от дозировки ЛС: выраженность клинических симптомов усиливалась с увеличением дозы и впоследствии ослабевала с ее уменьшением. У 2 пациентов добавление кветиапина к терапии антидепрессантами вызвало рецидив СБН. Авторы пришли к выводу, что СБН развивался вследствие межлекарственного взаимодействия кветиапина и антидепрессантов.
Описаны единичные клинические случаи ЛИСБН на фоне применения арипипразола [36], рисперидона [37], азенапина [38] и луразидона [39].
J. Horiguchi и соавт. [40] опубликовали клинический случай ЛИСБН у пациента, получавшего галоперидол в дозировке 3 мг/сут по поводу шизофрении. После замены препарата на клоназепам данная симптоматика регрессировала.
Среди противоэпилептических ЛС отмечено более частое возникновение СБН при приеме зонисамида и топирамата [41, 42].
Взаимосвязь СБН и применения зонисамида была впервые описана J. Сhen и соавт. [41] у 27-летней женщины с эпилепсией. Доза зонисамида была увеличена до 200 мг 2 раза в день из-за частоты приступов, после чего у женщины развился СБН. После снижения дозы симптоматика СБН уменьшилась.
Интересный случай представляет собой клиническое наблюдение P. Velasco и соавт. [43] по лечению зонисамидом хронической мигрени. После увеличения дозы препарата пациентка чувствовала неприятные ощущения и стремление к движению ногами по вечерам. После того как зонисамид был отменен, симптомы СБН исчезли. Р. Bermejo [44] описал вызванный топираматом СБН у 2 молодых женщин с хронической мигренью без каких-либо сопутствующих заболеваний. Обе пациентки вскоре после начала приема топирамата стали испытывать неприятные ощущения в ногах и желание ими двигать. После отмены топирамата симптомы СБН регрессировали.
A. Romigi и соавт. [42] описали ЛИСБН у 2 пациентов с эпилепсией. В первом случае топирамат был заменен карбамазепином. Впоследствии симптомы СБН у пациентки регрессировали. Во втором случае из-за эффективности топирамата в качестве противоэпилептической терапии пациентке был назначен каберголин, и ее состояние улучшилось.
Нормотимические средства. Имеются данные о возникновении симптомов СБН у пациентов, получающих соли лития в качестве основной терапии при маниакальной фазе биполярного расстройства. После прекращения употребления данного препарата симптомы полностью регрессировали [45]. Авторы другой работы описывали проявления СБН при увеличении суточной дозы солей лития до 1000 мг. Снижение дозы привело к исчезновению симптоматики СБН [46].
Блокаторы H2-гистаминовых рецепторов. В единичной публикации описано развитие СБН на фоне применения циметидина [47].
Тироксин. Опубликован один клинический случай возникновения СБН на фоне приема и отмены L-тироксина у пациента с гипотиреозом и низким уровнем ферритина [48].
Средства для неингаляционного наркоза. Описан клинический случай СБН при использовании оксибутирата натрия у пациента с нарколепсией [49].
Опиоидные анальгетики. В литературе имеется описание двух случаев возникновения СБН при приеме трамадола [50, 51]. В одной из работ частота возникновения СБН была статистически значимо связана с дозировкой трамадола [50].
Для корректной диагностики очень важны изучение анамнеза и тщательный анализ истории болезни пациента. При установлении диагноза принимаются во внимание наличие генетической предрасположенности и предыдущие реакции на дофаминергические лекарственные препараты, особенности непреодолимого желания двигать конечностями во время сна или в состоянии бодрствования и др. [3, 10].
Желательно, но не обязательно проведение лабораторных и инструментальных исследований. В этих случаях речь идет о следующих исследованиях: полисомнографическом исследовании (проводится у пациентов с неясной симптоматикой для дифференциальной диагностики СБН и синдрома периодических движений конечностей, а также других нарушений сна); анализе крови (уровни железа и ферритина в крови); электронейромиографии (для исключения СБН, вызванного поражением периферических нервов ног и/или рук).
Поскольку ЛИСБН изучен мало, рекомендаций по его лечению практически не существует.
Как видно из изложенных выше данных, симптомы СБН регрессировали после снижения дозы или отмены ЛС. Поэтому в случае ЛИСБН необходимо отменить вызвавший его препарат, если это клинически целесообразно. Во всех случаях лечение должно быть индивидуальным и включать как фармакологическую, так и нефармакологическую терапию. Из фармакологических средств, согласно рекомендациям Американской академии неврологии [52], наиболее эффективны прамипексол и ротиготин (уровень доказательности А). Из нефармакологических методов рекомендовано ношение компрессионного белья в течение ночи и в ситуациях, когда пациента беспокоят симптомы СБН (уровень доказательности В). Соблюдение правил гигиены сна, ограничение употребления кофеина и рациональные физические нагрузки также могут способствовать уменьшению выраженности симптомов СБН [53, 54].
Для профилактики ЛИСБН очень важна осведомленность врачей различных специальностей о симптомах данного заболевания. Тщательный опрос пациента об имеющихся нарушениях сна и принимаемых лекарственных препаратах позволит вовремя заподозрить и купировать ЛИСБН, повысив таким образом качество жизни пациента.
Таким образом, ЛИСБН является малоизвестным, но в то же время достаточно частым побочным эффектом различных ЛС. Ранняя диагностика СБН крайне важна ввиду его выраженного влияния на качество жизни пациента. Максимально раннее выявление ЛС, вызвавшего ЛИСБН, и его отмена обусловливают хороший прогноз. Для осуществления этой задачи крайне важна информированность врачей об основных критериях диагностики СБН, его дифференциальной диагностики и подходах к терапии.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.