Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Андрущенко Н.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия;
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Мухамедрахимов Р.Ж.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Крюков Е.Ю.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Иова А.С.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Аринцина И.А.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Аникина В.О.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Потешкина О.В.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Солодунова М.Ю.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Чернего Д.И.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия

Особенности эмоционального состояния матерей в аспекте их раннего взаимодействия с недоношенными детьми

Авторы:

Андрущенко Н.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Крюков Е.Ю., Иова А.С., Аринцина И.А., Аникина В.О., Потешкина О.В., Солодунова М.Ю., Чернего Д.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2240

Загрузок: 118


Как цитировать:

Андрущенко Н.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Крюков Е.Ю., и др. Особенности эмоционального состояния матерей в аспекте их раннего взаимодействия с недоношенными детьми. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(5):148‑153.
Andrushchenko NV, Muhamedrahimov RJ, Kryukov EYu, et al. Mothers’ emotional states and characteristics of early interaction with their prematurely born babies. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(5):148‑153. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2019119051148

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ал­го­ритм кли­ни­ко-ауди­оло­ги­чес­ко­го наб­лю­де­ния де­тей, ро­див­ших­ся не­до­но­шен­ны­ми. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2025;(1):20-28

Введение

Совершенствование программ выхаживания недоношенных детей приводит к увеличению доли детей с экстремально низкой массой тела и сопутствующей патологией, в том числе неврологической, сопровождающейся структурными внутричерепными изменениями. Одним из наиболее тяжелых осложнений у недоношенных детей является развитие внутрижелудочкового кровоизлияния и связанного с ним гидроцефального синдрома и постгеморрагической гидроцефалии [1—4]. Тяжесть состояния новорожденных детей требует оказания им высокотехнологичной помощи и выхаживания в условиях специализированных отделений реанимации и интенсивной терапии [5—9].

Особая уязвимость недоношенного новорожденного ребенка связана не только с незрелостью физиологических механизмов, позволяющих ему адаптироваться к внеутробному существованию [10], но и с разъединением психофизиологических связей в системе «мать—плод», что является основанием для отнесения недоношенного ребенка к группе риска по осложнениям в его последующем развитии.

В некоторых лонгитюдных исследованиях [11, 12] было установлено, что в младенческом и раннем возрасте развитие детей из групп риска в большей степени зависит от качества взаимодействия и отношений между родителями и ребенком, от умения родителей создать ситуацию, стимулирующую развитие, и в меньшей — от частоты мероприятий по программам раннего вмешательства. Данные о повышении уровня стресса у родителей при привлечении их в качестве котерапевтов в программах раннего вмешательства привели к повышению исследовательского интереса к роли удовлетворения потребностей и эмоционального состояния родителей в формировании отношений с ребенком.

В настоящей статье представлен обзор современной литературы, касающейся эмоционального состояния матерей недоношенных детей с учетом особенностей их взаимодействия с недоношенными детьми. Представленная научная информация может быть использована как для выделения неизученных областей и связанных с ними новых направлений научных исследований состояния и взаимодействия матерей и их недоношенных детей, так и для улучшения системы раннего семейно-центрированного междисциплинарного сопровождения развития недоношенного ребенка.

Особенности эмоционального состояния матерей

Эмоциональное состояние матерей недоношенных младенцев характеризуется выраженностью у них стресса, депрессии и тревоги в связи с рождением ребенка раньше срока [13—16]. Как показали исследования, причинами тому могут служить информация о соматических заболеваниях ребенка, а также особенности и возможные нарушения последующего физического и психического развития. Кроме того, на эмоциональное состояние родителей влияют и их субъективные переживания по поводу преждевременных родов, которые можно охарактеризовать чувствами потери контроля, и страхами, ощущением вины по поводу слишком рано закончившейся беременности и недостаточной компетентности, переживаниями из-за вынужденного отделения от ребенка, неуверенности в установлении контакта с ним в условиях высокотехнологичной аппаратной среды отделения интенсивной терапии [17, 18].

По данным ряда исследований [13, 15], распространенность послеродовой депрессии у матерей недоношенных детей, обследованных на разных сроках в первые месяцы после родов, превышает аналогичные показатели у матерей их доношенных сверстников. Показатели постпартальной депрессии достигают 40% в раннем послеродовом периоде среди женщин, у которых роды были преждевременными. Стойкость депрессии сопряжена с недостаточным гестационным возрастом, малой массой тела ребенка при рождении, хроническими заболеваниями или инвалидностью младенца, отсутствием у матери социальной поддержки [13]. Риск развития депрессии более всего связан с такими факторами, как рождение первенца, расстройства сна у ребенка, низкая самооценка и недостаточная социальная поддержка матери [13], но не объективными данными о состоянии здоровья недоношенного ребенка [17].

Реакции, возникающие у матерей после преждевременных родов, рассматривают как проявление посттравматического стрессового расстройства. У 15—50% матерей описаны кратковременно наблюдаемые, а у некоторых — длительные, от 6 до 36 мес, симптомы интрузии, избегания и гипервозбудимости [19, 20]. При этом эмоциональные изменения у матери могут иметь стойкий характер и наблюдаться не только в период после преждевременных родов, но также и в период до 4-летнего возраста ребенка [21].

Особенности взаимодействия матерей и недоношенных детей

Особенности взаимодействия со стороны детей. В целом ряде исследований [22—30] отмечено, что во взаимодействии с близким взрослым недоношенные дети проявляют меньше положительных эмоций, чаще отводят взгляд, меньше вокализируют, более суетливы и раздражительны, быстро утомляются, их сигналы трудночитаемы, а уровень саморегуляции ниже в сравнении с доношенными сверстниками. Эти особенности преждевременно родившихся детей можно обнаружить уже в возрасте 6 нед [31]. Во время бодрствования у недоношенных детей можно наблюдать признаки стресса [30], особенно в случае предъявления нового незнакомого стимула [32]. Проявление адаптации к зрительным и звуковым сигналам относят к проявлениям зрелости ребенка [33], однако для недоношенных младенцев характерен повышенный порог к сенсорным стимулам с одновременной сниженной способностью к адаптации к ним и быстро возникающей вследствие этого перестимуляцией [29]. Прежде чем у младенца разовьется способность привыкания к стимулам, он прибегает к стратегии погружения в сон, имеющей функцию «протективной апатии».

По данным лонгитюдных исследований, у недоношенных детей на протяжении всего первого года жизни отмечается меньшая по сравнению с рожденными в срок сверстниками активность, реже наблюдаются вокализации в качестве ответов на сигналы взаимодействия, улыбки, более частые проявления отвода взгляда и уменьшение положительного тона взаимодействия [24, 27]. В скорректированном возрасте 4 мес в игровых ситуациях у них отмечается меньше позитивных и больше негативных реакций [34], в 7 мес они продолжают проявлять меньше позитивных эмоций, например меньше улыбаться [35]. Проводимые сравнительные исследования недоношенных детей в скорректированном возрасте 12 мес в экспериментально созданных ситуациях обнаруживают специфические особенности эмоционального развития недоношенных младенцев [36]. В ситуации, вызывающей гнев (например, игрушка спрятана за барьер и ребенок физически не может ее достать без помощи взрослого), недоношенные дети проявляют больше (в сравнении с доношенными сверстниками) негативных эмоциональных реакций; при этом можно отметить выражение гнева на лице, интенсивный плач, что указывает на их низкий уровень саморегуляции. В игровой ситуации, вызывающей радость (для этого младенцам предлагалась игра со щенком), недоношенные дети чаще хлопали в ладоши или радостно стучали по столу, чаще трогали игрушку и дольше удерживали ее в руках, в целом демонстрировали повышенный уровень эмоционального возбуждения и двигательной активности.

В течение первых 3 лет жизни (при обследовании в возрасте 6, 12, 24 и 36 мес) недоношенные дети во взаимодействии с близким взрослым в неструктурированной ситуации свободной игры инициируют меньше социальных контактов [37]. Предполагают, что это может быть связано с уровнем коммуникативного развития недоношенных детей. Недоношенные дети в большей степени нуждаются в наличии структуры во взаимодействии — большей инициативы со стороны взрослого, описания и предъявления выполнения действия. В возрасте 2 лет у недоношенных детей зафиксирован более низкий уровень социально-эмоционального развития в сравнении с доношенными сверстниками, однако в 4 года данные различия между группами детей уже не наблюдаются [38].

Особенности взаимодействия со стороны матерей. Установлено, что матери недоношенных детей реже имитируют выражения лица ребенка, не дают ответа на негативные эмоциональные выражения, в их взаимодействии можно наблюдать больше физического контакта по отношению к ребенку в сравнении с матерями детей, родившихся в срок [27]. В литературе имеются также данные о различных изменениях поведения матерей [22]. Показано, что они могут быть более активными, часто навязчивыми и даже перестимулирующими во взаимодействии с детьми [24], иногда при этом выглядят чрезмерно контролирующими и одновременно менее чувствительными к сигналам младенцев по сравнению с матерями доношенных детей. Некоторые матери проявляют склонность к телесному контакту и предоставлению активности ребенку в свободной игре [27]. Другие аффективно реагируют на отсутствие позитивного ответа со стороны младенца, в дальнейшем демонстрируя избегание и истощение. Они меньше играют со своими младенцами, реже улыбаются во время взаимодействия, выглядят менее вовлеченными, по сравнению с матерями доношенных детей [15, 39]. Подобное поведение матерей, впрочем, не является специфичным для родителей недоношенных младенцев и встречается также у родителей детей с множественными факторами риска в отношении нарушений развития [40]. В целом диада «мать—недоношенный ребенок» характеризуется меньшей взаимностью и удовольствием во взаимодействии, что может наблюдаться в течение всего первого года жизни [24]. При этом отмечается, что чем взрослее становится ребенок, тем более чувствительно матери реагируют на его социальные сигналы.

Данные литературы свидетельствуют о том, что особенности состояния матерей оказывают значительное влияние на их раннее взаимодействие с детьми. Депрессивные матери часто невыразительны в своей мимике и жестикуляции, говорят тихим голосом, бедным модуляциями, и в силу нарушений концентрации внимания с трудом выделяют сигналы младенца и несвоевременно на них отвечают [15, 41]. Тревожные, депрессивные матери, в поведении которых отмечается чрезмерная возбудимость, во взаимодействии с младенцами проявляют беспокойство, торопливость [39]. Они перестимулируют своих детей и не в состоянии обеспечить им поддержку в развитии саморегуляции, необходимой для совладания с аффектом и возбуждением, что проявляется в характеристиках поведения привязанности [41, 42]. Результатом отличного от нормы раннего взаимодействия становится нарушение формирования отношений и развития ребенка во многих областях с негативными последствиями, наблюдаемыми как на структурном (развитие мозга), так и на функциональном уровнях [43], например в отношении способности справляться со стрессовыми нагрузками [44]. Дети, которые взаимодействовали в первые месяцы своей жизни с матерями, у которых отмечалась депрессивная симптоматика, в возрасте 16 мес демонстрировали худшие результаты при оценке когнитивных функций [45].

Усиление тревожности матерей может привести к чрезмерной опеке в воспитании недоношенных младенцев, восприятии их как более хрупких и чувствительных даже в тех случаях, когда показатели здоровья детей относительно благополучны. При этом согласно результатам исследования более частое обращение за медицинской помощью и указания на нарушения поведения ребенка не связано с социально-демографическими характеристиками семьи и наличием медицинских рисков у ребенка [46]. Последующие проявления нарушений поведения и эмоциональные расстройства у детей, родившихся недоношенными, связаны с преимущественно негативными воспоминаниями и рассказами о негативном опыте первого общения с ребенком у матерей спустя 5 лет после его рождения [47], тогда как у доношенных детей подобных связей не отмечено [47]. В одном из проспективных исследований [48] было показано, что предикторами нарушений развития у преждевременно родившихся детей в возрасте от 2 до 8 лет были признаки материнского стресса в послеродовой период и социодемографические риски, но не сроки гестации, масса тела ребенка при рождении или наличия у него неонатальных медицинских факторов риска.

Существуют предположения о том, что недоношенные дети оказываются более, чем доношенные, чувствительными к психическому состоянию матерей. В одном из исследований [49] при определении уровня стрессовых гормонов было установлено, что у недоношенных детей имеется связь между базальным уровнем кортизола и уровнем материнской депрессии: содержание этих гормонов было наибольшим у недоношенных детей депрессивных матерей по сравнению с недоношенными от здоровых матерей и по сравнению с доношенными при наличии медицинских осложнений и без них. Наличие же позитивных семейных факторов, к которым можно отнести психическую стабильность родителей, могут способствовать устойчивости младенцев в отношении влияния негативных факторов развития и соответственно более благоприятному их развитию. Так, например, исследования 2-летних младенцев, родившихся с очень малой массой тела, показали, что дети, даже при наличии внутричерепных церебральных изменений и находившиеся на длительной интенсивной терапии, развивались лучше в отношении когнитивных, социальных и эмоциональных показателей, если их семейные условия и качество родительско-детского взаимодействия были лучше [50, 51].

Заключение

Достигнутые в последние годы значительные успехи в выхаживании недоношенных детей закономерно приводят к увеличению доли детей с экстремально малой массой тела, рождение и условия сохранения и развития которых отражаются на эмоциональном состоянии матерей, у которых в этих случаях часто отмечаются проявления тревоги и депрессии. Приведенные в настоящем обзоре данные показывают, что изменения состояния матерей могут иметь стойкий характер и наблюдаться в течение всего младенческого и раннего периода развития ребенка, а эффект от неблагоприятного влияния состояния матерей на развитие детей может распространяться за пределы раннего детства.

Одновременно с этими данными, исследования свидетельствуют о значительных нарушениях, наблюдаемых в системе взаимодействия «мать—ребенок». Эти нарушения определяются негативными изменениями характеристик взаимодействия со стороны как недоношенных детей, так и матерей, проявляются в специфических моделях материнского поведения и усиливаются при их тревожном и депрессивном состоянии. Результатом нарушения раннего взаимодействия становятся отличное от нормы формирование первичных отношений и развитие недоношенного ребенка во многих областях, наблюдаемые как на структурном, так и на функциональном уровнях. При этом в отличие от срока гестации, малой массы тела ребенка при рождении и наличия у детей медицинских факторов риска, именно переживание матерями в послеродовой период состояния стресса и негативное изменение их психического состояния является предиктором нарушений развития у преждевременно родившихся детей в течение всего дошкольного периода.

Исходя из представленных в обзоре литературы данных о значительном влиянии состояния матерей на последующее психическое развитие детей, программы раннего семейно-центрированного сопровождения недоношенных детей должны быть направлены на поддержку матерей в период переживания стресса рождения и выхаживания недоношенного ребенка. Значительную часть программы следует посвятить поддержке и сопровождению характеристик оптимального взаимодействия между матерью и ребенком.

Представленный анализ литературы в целом свидетельствует о малочисленности работ по изучению состояния матерей в первые месяцы после рождения недоношенных детей, особенно матерей детей с экстремально малой массой тела и сопутствующей патологией. Недостаточно информации о взаимодействии матерей с детьми с малой массой тела и патологией, в том числе развитием внутрижелудочкового кровоизлияния (ВЖК) и связанного с ним гидроцефального синдрома и постгеморрагической гидроцефалии. Отсутствуют данные об изменении состояния матерей и характеристик их взаимодействия с глубоконедоношенными детьми с ВЖК в течение периода их высокотехнологичного выхаживания в условиях специализированных отделений реанимации и интенсивной терапии детских больниц. Не представлена информация о взаимосвязи вероятного изменения состояния матерей и характеристик взаимодействия в системе «мать—ребенок» с последующим психическим развитием ребенка с ВЖК и связанного с ним гидроцефального синдрома и постгеморрагической гидроцефалии. Проведение исследований, позволяющих восполнить недостающую в анализируемой области научную информацию, может внести значительный вклад как в научные представления о соотношении медико-биологических и социально-психологических характеристик в развитии глубоконедоношенных детей, так и в теорию и практику психического здоровья и раннего семейно-центрированного сопровождения детей в младенческом и раннем возрасте.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Работа была выполнена по гранту № 18−013−01183 Российского фонда научных исследований на тему «Комплексное изучение особенностей психического развития недоношенных детей младенческого возраста с внутрижелудочковыми кровоизлияниями и постгеморрагической гидроцефалией».

Сведения об авторах

Сведения об авторах:

Андрущенко Наталия Владимировна — e-mail: nataliand@rambler.ru; http://orcid.org/0000-0003-1301-1668

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатовичhttp://orcid.org/0000-0003-3532-5019

Крюков Евгений Юрьевичhttp://orcid.org/0000-0002-0746-5826

Иова Александр Сергеевичhttp://orcid.org/0000-0002-5904-1814

Аринцина Ирина Александровна http://orcid.org/0000-0001-5746-1287

Аникина Варвара Олеговнаhttp://orcid.org/0000-0003-0028-6806

Потешкина Оксана Васильевнаhttp://orcid.org/ 0000-0001-9569-0793

Солодунова Мария Юрьевнаhttp://orcid.org/0000-0002-1519-9847

Чернего Дарья Ивановна — http://orcid.org/0000-0001-9166-5435

Автор, ответственный за переписку: Андрущенко Наталия Владимировна — e-mail: nataliand@rambler.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.