Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алехин А.Н.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия

Грекова А.А.

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», Санкт-Петербург, Россия

Особенности мышления у молодых людей, фиксируемые в экспериментальных психологических исследованиях

Авторы:

Алехин А.Н., Грекова А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1020

Загрузок: 33


Как цитировать:

Алехин А.Н., Грекова А.А. Особенности мышления у молодых людей, фиксируемые в экспериментальных психологических исследованиях. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(5):107‑111.
Alekhin AN, Grekova AA. Characteristics of thinking recorded in experimental psychological studies of young people. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(5):107‑111. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2019119051107

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ас­со­ци­ации со­дер­жа­ния ади­по­ци­то­ки­нов и фун­кции по­чек у мо­ло­дых лю­дей с аб­до­ми­наль­ным ожи­ре­ни­ем. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):53-59
Со­су­дис­тое ста­ре­ние и фор­ми­ро­ва­ние са­но­ген­но­го мыш­ле­ния у сту­ден­тов в ас­пек­те оп­ти­ми­за­ции сис­те­мы здо­ровьес­бе­ре­же­ния мо­ло­де­жи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):75-81
К воп­ро­су о па­тог­но­мо­нич­ных осо­бен­нос­тях и ус­ло­ви­ях раз­ви­тия хи­ми­чес­ки ин­ду­ци­ро­ван­но­го ви­ти­ли­го. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):532-536
Осо­бен­нос­ти ко­мор­бид­ной па­то­ло­гии у лиц мо­ло­до­го воз­рас­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):63-69
Ин­фаркт ми­окар­да в мо­ло­дом воз­рас­те. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):77-84

Культурно обусловленный характер нормы, в том числе нормы психического развития, очевиден, так как структура и эволюция психических процессов человека оформляются исторически развивающейся культурно опосредованной практической деятельностью [1]. Особого рода изменения характера деятельности человека происходят в условиях повсеместного использования цифровых технологий, при которых значимые отношения человека с человеком и действительностью приобретают виртуальный характер.

Сетевой принцип организации современного социума характеризуется отсутствием иерархии и представляет собой множество взаимосвязанных, равноценных центров, что находит отражение и в мышлении: отсутствие опоры на классификацию и категоризацию [2]. Предполагается, что именно отсутствие упорядочивающего центра и упорядочиваемой периферии образует хаотичные и мозаичные структуры, нарушая целостное восприятие [3], вследствие чего знание становится фрагментарным набором элементов, не систематизированных структурно.

Подобные процессы отмечаются психопатологами у больных шизофренией, содержание мышления которых представляется размытым, становится неопределенно-многозначным, искаженным и парадоксальным [4, 5]. Есть основания полагать, что в клинических проявлениях шизофрении находят отражение не только патогенетические механизмы болезни, но и культурно обусловленные особенности преморбидного развития личности больного. Можно предполагать, что указанные выше радикальные изменения современного культурально-исторического контекста, в котором осуществляется психическое развитие человека, неизбежно привносят собственный вклад в клинический патоморфоз психических расстройств, в изменения психических функций и, соответственно, в представления о психической норме [6]. Потенциальным новообразованием такого мышления становятся недоступность системного и углубленного познания, снижение способности субъекта к самостоятельности, обдумыванию, воображению, критическому мышлению и индуктивному анализу [2, 4]. В связи с этим представляется актуальным исследование таких форм мышления в их психологическом и патопсихологическом аспектах.

Цель исследования — выявление особенностей мышления молодых людей, психическое развитие которых осуществлялось в современных условиях виртуализации основных форм деятельности (игры, общение, обучение).

Материал и методы

В исследование были включены 319 студентов (респондентов), обучающихся в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургском горном университете. Возраст респондентов был 18—20 лет (1998—2000 года рождения).

Контрольную группу составили 45 респондентов в возрасте от 35 до 50 лет, имевших высшее образование. Все респонденты этой группы были социально активны, владели компьютером, пользовались Интернетом. В выборе контрольной группы мы исходили из того, что мышление людей этой возрастной категории было сформировано в доцифровую эпоху.

В исследовании использовали классические патопсихологические методики «Исключение лишнего» и «Сравнение понятий». Выбор методик исследования обусловлен необходимостью сопоставить полученные результаты с принятыми нормативами, которые базировались на результатах многочисленных патопсихологических экспериментов, сделанных в первой половине и середине ХХ в.

«Исключение лишнего» (визуальный ряд). Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической мыслительной деятельности больных, их способности строить обобщения и дает представление о мыслительных категориях, которыми оперирует человек. Способность к обобщению базируется на способности выделить существенное из частных признаков.

«Сравнение понятий» (визуальный ряд). Методика позволяет уточнить результат аналитико-синтетической деятельности, требующей дифференцировки существенных признаков на общие и различные для нескольких объектов.

Проведен статистический анализ полученных данных по двум выборкам при помощи углового преобразования Фишера.

Результаты и обсуждение

Так как в экспериментах было выявлено много ненормативных ответов, респонденты были разделены на две группы: с нормативными ответами (15,7% респондентов) и ненормативными ответами (84,3% респондентов).

Ненормативные ответы анализировались как «псевдопатопсихологические» феномены мышления (ППФ), не обусловленные патологическим психическим процессом, но по своим признакам сходные с патологическими проявлениями. Ранее, в классических патопсихологических экспериментальных исследованиях подобные явления квалифицировались как проявления расстройств мышления, характерные для шизофрении. Термин «псевдопатопсихологические феномены» в данном случае отражает их суть и предложен для разграничения психопатологических состояний и сходных с ними непатологических состояний в измененных условиях жизнедеятельности [7].

Респондентов, демонстрирующих ненормативные результаты операций мышления, мы разделили по подгруппам в соответствии с частотой (уровнем) проявления ППФ (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ППФ по уровням (n=319)
Минимальный показатель наличия ППФ — 1. Средний показатель ППФ равен 3,5. Всех респондентов, у которых определено от 13 ППФ, мы объединили в одну группу, условно приняв эту границу как возможный вариант современной среднестатистической нормы: нормальный уровень — 59,9% респондентов. Респонденты, у которых проявилось большее количество ППФ (от 4 и более), составили 40%. При этом можно отметить, что в границах определенного нами условного нормального уровня заметна тенденция к увеличению числа ППФ.

ППФ были разделены на два типа: широкие обобщения и другие ППФ: обобщения, основанные на латентных признаках, различные варианты искажения обобщения и отсутствие обобщения. Выделение широких обобщений в отдельную категорию связано с тем, что данные ответы можно рассматривать как «пограничные» между нормативными и ненормативными. Их нельзя назвать «неправильными», но, рассуждая таким образом, респондентам не всегда удается удержаться в рамках логики, и тогда рассуждения принимают вид аналогичный патологическим феноменам. Широкие обобщения — необычные категории мышления, имеющие в своей основе иные, отличные от стандартных родовых понятий категории [8], составили 11%, а другие ППФ — 12% от всех ответов респондентов (нормативных и ненормативных). Таким образом, ответы с ППФ составили 23% от всех ответов в выборке.

Так как ППФ имеют внешнее сходство с патологическими вариантами обобщения, выявляемыми при шизофрении, мы классифицировали суждения респондентов по параметрам, предложенным Т.В. Чередниковой в 2011 г. [9]. Распределение по параметрам проводила группа экспертов из четырех человек: клинических психологов, сотрудничающих на постоянной основе с судмедэкспертизой, врачей-психиатров с ученой степенью. В процессе анализа ответов мы столкнулись с тем, что один и тот же вариант ответа может содержать в себе одновременно 2—3 параметра. В нашем исследовании присутствуют 15 из 20, выделенных в 2011 г., и добавлен один новый 12-й параметр (табл. 2).

Таблица 2. Выраженность ППФ по параметрам
Распределение параметров представлено в процентном соотношении к общему количеству выявленных ППФ. Наиболее распространенными оказались следующие ППФ: латентные признаки, неадекватность, соскальзывания, актуализация конкретно-чувственных свойств, обобщенные вербализации, разноплановость. У больных шизофренией наиболее часто встречались алогизм, фрагментарность, амбивалентность, абстрактность, обобщенные вербализации. Такие параметры, как абстрактность, символизм, атактические замыкания, фрагментарность, в наших экспериментах не наблюдали.

Обобщение по латентным признакам является в данной выборке самым распространенным типом ППФ, наиболее близким к описанным в клинической практике. Например, исключая лишнее из 4 предметов (фуражка, барабан, пистолет, зонт), респонденты неоднократно обобщают по латентным признакам: «Фуражка не издает звук при нажатии», «Головной убор лишний. Все остальные предметы издают шум», «Пистолет металлический, остальное нет. С другой стороны, если подумать как социопат, пистолет выдает стук (выстрел), по барабану стучат во время игры, а по зонтику барабанят капли дождя», «Фуражка — не воспроизводит никаких звуков», «Фуражка никак не связана со звуком «Бам» (зонт — капли, пистолет — выстрел, барабан — удар)», «Головной убор, так как остальное издает резкие звуки», «Фуражка, остальные издают хлопки» и т. п.

Сравним их ответы с классическим примером обобщения, основанного на слабых признаках: больной обобщает «зонтик, пистолет и барабан как предметы, издающие звук, и исключает фуражку, так как она звука не издает» [10]. В 60—70-х годах ХХ в. данный пример иллюстрировал особенности мышления, характерные для больных шизофренией. Подчеркивалось, что признак, с одной стороны, реалистичен, что говорит об отсутствии нарушения процесса обобщения, а с другой — странен и необычен.

Другими латентными свойствами в этом задании стали: a) наличие/отсутствие ткани в составе предметов; б) округлая форма предметов/отсутствие округлостей; в) наличие/отсутствие металла в предметах; г) плоская/выпуклая поверхность предметов; д) свойство натяжения материала. Обобщения, основанные на латентных признаках, отмечались и при выполнении других заданий.

Во всех приведенных высказываниях на первый план выходят вторичные, неявные свойства объектов. Значимые, существенные связи, принятые и разделяемые в доцифровую эпоху, игнорируются испытуемыми, мышление как будто «блуждает» в частностях, не фиксируя связи предметов с их культурно-исторической принадлежностью. На наш взгляд, такое мышление становится отражением процесса увеличения разрыва между мышлением и человеческой деятельностью в предметном мире. Данные феномены похожи на явление, описанное Ю.Ф. Поляковым [11] через явление аномальной избирательности мышления, причинами которого он считал ослабление детерминации мышления опытом общественно-практической значимости, предметов окружающей действительности. Мы предполагаем, что и широкие обобщения, и обобщения по латентным признакам могут быть психологическим результатом сетевого мышления, в котором привычные для иерархии категории попросту не представлены.

При выполнении мыслительных операций респонденты пытаются применить принципы всестороннего моделирования, доступного в технологиях наподобие 7D, которые позволяют покрутить объект, посмотреть на него с разных сторон. Например, «все предметы круглой формы, кроме пистолета. Зонт круглый, если открыть его и смотреть сверху». На этом примере мы видим, как новые принципы деятельности, усвоенные в технологиях, становятся операциями мышления.

«Ненормативные» обобщения в контрольной группе оказались малораспространенными (17,8% от всех ответов). Они представлены двумя видами: обобщенные вербализации (37,5% от всех ненормативных ответов) и актуализация конкретно-чувственных свойств (62,5% от всех «ненормативных» ответов). Количество ППФ на одного респондента варьировалось от 0 до 3. Сравнение двух выборок (основная группа и контрольная группа) по частоте встречаемости ППФ методом углового преобразования Фишера показало, что различия межу процентными долями по распространенности исследуемого признака между группами значимы (φ*эмп = 3,14, p=0,01).

Таким образом, исследование мышления современной молодежи показало значительную распространенность ППФ, встречающихся у практически здоровых людей. Характерно, что последние проявляются у здоровых респондентов непредсказуемо и хаотично. Обобщения, основанные на латентных признаках, широкие обобщения, а также ряд параметров, характерных для искажения мышления, отнюдь не свидетельствуют о специфических расстройствах мышления. Деформации семантических матриц как результат замены иерархических структур на сетевые и перенасыщение знаками со множеством значений (депривация реального опыта взаимодействия с вещами) находят свое отражение в новых формах мышления. Полученные данные, возможно, следует учитывать при оценке результатов патопсихологических экспериментов в свете изменившихся условий психического развития испытуемых.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Алехин Анатолий Николаевич — e-mail: termez59@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-6487-0625

Грекова Алия Александровна — e-mail: aliya-grekova@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-0222-7861

Автор, ответственный за переписку: Грекова Алия Александровна — e-mail: aliya-grekova@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.