Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Волков12 И.В.

1. Городской неврологический центр "Сибнейромед", 2. Детская городская клиническая больница №3, Новосибирск

Волкова12 О.К.

Возрастная трансформация инфантильных спазмов в фармакорезистентную эпилепсию

Авторы:

Волков12 И.В., Волкова12 О.К.

Подробнее об авторах

Просмотров: 696

Загрузок: 9

Как цитировать:

Волков12 И.В., Волкова12 О.К. Возрастная трансформация инфантильных спазмов в фармакорезистентную эпилепсию. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(12):19‑25.
Volkov12 IV, Volkova12 OK. Age-related transformation of infantile spasms into drug-resistant forms of epilepsy. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(12):19‑25. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ное ис­сле­до­ва­ние ла­бо­ра­тор­ных ме­то­дов вы­яв­ле­ния ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тнос­ти Heli­cobacter pylori. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(3):64-73

Инфантильные спазмы (ИС, синдром Веста), согласно определению Sh.Ohtahara, представляют собой эпилептическую энцефалопатию, которая имеет (известно более 40 этиологических причин синдрома Веста [10]) гетерогенную этиологию, возникает в определенный возрастной период, сопровождается характерными приступами и специфическими изменениями на ЭЭГ, а также интеллектуальным дефицитом; ИС резистентны к терапии и имеют неблагоприятный прогноз. Возможно персистирование ИС, но особенно характерна для этого синдрома возрастная трансформация [8] — в синдром Леннокса—Гасто, мультифокальную или фокальную эпилепсию, возможно и полное прекращение приступов [35, 39]. Эпилептологи, занимающиеся лечением ИС, отмечают, что этот синдром отличается фармакорезистентностью [10, 26, 29, 36, 38].

Проблема фармакорезистентности эпилепсий, несмотря на появление новых противоэпилептических препаратов (ПЭП) и проводимые исследования, по-прежнему остается актуальной [18—20, 33]. Даже само понятие фармакорезистентности, когда два адекватных хорошо переносимых ПЭП или один в монотерапии и одна комбинация препаратов не дали результата из-за недостаточной эффективности, не отражает в полной мере проблему длительного лечения эпилептических синдромов. Некурабельность может быть временной, так как возможны спонтанные ремиссии [13]. В то же время может происходить спонтанный срыв длительной медикаментозной ремиссии. Не стоит забывать и о возрастной трансформации процессов эпилептогенеза, которую Sh. Ohtahara называет «эпилептологией развития».

Цель работы — изучение терапевтических исходов синдрома Веста в эволюционном аспекте с точки зрения фармакорезистентности.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе Городского центра по эпилепсии Новосибирска и Городского неврологического центра «Сибнейромед». Когорта пациентов формировалась с 2001 по 2008 г. За эти годы нами были пролечены первично 124 ребенка с синдромом Веста.

Курс базовой терапии включал назначение гормонов (АКТГ 0,03—0,05 мг/кг или дексазон 0,3—0,5 мг/кг) по схеме 10 инъекций ежедневно, далее 5 через день, далее 5 через 2 дня и препарата вальпроевой кислоты — VA (депакин) в дозе 30—40 мг/кг в сутки. Под катамнестическим наблюдением находились 73 пациента, из них у 21 сохранялись приступы, несмотря на использование двух адекватных хорошо переносимых ПЭП или одного в режиме монотерапии, и ни одна комбинация препаратов не дала результата из-за недостаточной эффективности.

Указанные 21 пациент составили основную группу наблюдения 8 девочек и 13 мальчиков.

Критериями включения являлись: наличие эпилептических приступов, несмотря на использование двух адекватных хорошо переносимых ПЭП или одного в режиме монотерапии и одной комбинации препаратов; длительность наблюдения не менее 2 лет после окончания базового курса гормональной терапии; комплайентность пациентов.

В ходе исследования пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от длительности ремиссии ИС после базовой терапии. В 1-й группе, состоящей из 12 пациентов, длительность ремиссии составила от 0 до 4 мес, во 2-й группе (9 больных) — от 7 мес до 4 лет.

В процессе исследования применялись: клинические методы; неврологический осмотр; ЭЭГ-исследование было проведено всем больным в дебюте заболевания и в дальнейшем проводилось 3 — 6 раз в год в течение всего периода наблюдения. Скальповая ЭЭГ записывалась в период бодрствования и сна, а также методом ЭЭГ-видеомониторинга. Биоэлектрическая активность головного мозга регистрировалась с одновременной записью ЭКГ во втором стандартом отведении на аппаратах «Neurotrаvel» и «Энцефалан 131-01». Нейровизуализация проводилась методами рентгеновской компьютерной томографии (КТ) у 9 пациентов и магнитно-резонансной томографии (МРТ) — у 12 пациентов.

Результаты

Первая группа пациентов (табл. 1)

Таблица1
состояла из 6 мальчиков и 6 девочек.

У всех пациентов отмечался отягощенный перинатальный анамнез, в том числе недоношенность — у 4 (33%). К моменту дебюта ИС у всех определялась задержка психомоторного развития. В неврологическом статусе у 10 пациентов доминировал спастический тетрапарез, а у 2 — атонически-астатический синдром. Дебют ИС отмечался в период со 2-го по 13-й месяц (в большинстве случаев — в 1-м полугодии жизни). С момента дебюта до начала лечения временно`й интервал составил в 7 случаях менее 1 мес, а в остальных случаях — от 2 до 6 мес. В группе встречались все виды ИС, преимущественно флексорные. У ⅔ пациентов отмечались серии приступов до 5 в день, у ¼ — до 10 серий в день и у 1 ребенка — более 20 серий в день. Количество приступов в серии варьировало в пределах 10—20. При регистрации ЭЭГ бодрствования и сна во всех случаях зарегистрирована модифицированная гипсаритмия. Ее варианты представлены в табл. 1.

Всем пациентам проводилась терапия по базовой стандартной схеме (АКТГ/дексазон + вальпроат). Результаты терапии представлены в табл. 2.

Таблица2

]]>
Приступы были купированы в 66% случаев. В 3 случаях наблюдалось лишь их урежение. Сроки купирования приступов варьировали в пределах от 2 до 11 дней на протяжении гормональной терапии. К 10—12-му дню терапии в 40% случаев гипсаритмия на ЭЭГ исчезала. К окончанию курса гормональной терапии у 58% пациентов эпилептической активности не было, региональная эпилептическая активность оставалась у 4 (33%) пациентов, а у 1, несмотря на купирование приступов на ЭЭГ, персистировала гипсаритмия с эпизодами подавления биоэлектрической активности.

Табл. 3

Таблица3

]]>
отражает данные о дальнейшем течении заболевания, динамике ЭЭГ и применяемой терапии. Только у 2 пациентов после краткосрочной ремиссии возникли фокальные приступы, а у остальных возобновились ИС.

В 50% случаев на ЭЭГ продолжала регистрироваться гипсаритмия, у 33% была диффузная эпилептическая активность и у 2 человек — региональная эпилептическая активность. Добавление второго ПЭП — топирамата (TPM) — у 6 пациентов, ламотриджина (LTG) — у 2, леветирацетама (LEV) — у 2, вигабатрина (VGB) — у 1, фенобарбитала (PB) — у 1 — только в 3 случаях привело к урежению приступов. При этом гипсаритмия на ЭЭГ сохранялась в 33% случаев, диффузная эпилептическая активность регистрировалась в 25%, мультирегиональная и региональная — у 5 пациентов. Дальнейшая коррекция терапии заключалась в 2 случаях в увеличении доз ПЭП, что привело к урежению приступов у 1 пациента (TPM) и трансформации их у другого (PB). В дальнейшем 11 (91,6%) пациентам был добавлен третий препарат (TPM — у 3 пациентов, LTG — у 3, LEV — у 5, VGB — у 1, PB — у 1). У 3 пациентов было урежение приступов более чем на 50% (LTG/VGB/TPM/LEV), у 1 пациента произошла трансформация приступов (PB), и у 1 была достигнута ремиссия (VA+VGB+LEV). На ЭЭГ в 2 случаях сохранялась гипсаритмия, в других наблюдениях активность стала мультифокальной, мультирегиональной или региональной. Только в 1 случае эпилептическая активность на ЭЭГ с возрастом исчезла.

Вторая группа пациентов (табл. 4)

Таблица4

]]>
состояла из 7 мальчиков и 2 девочек. У всех больных отмечался отягощенный перинатальный анамнез, недоношенность — у 5 (55%) пациентов, и к моменту дебюта ИС у всех отмечалась задержка психомоторного развития разной степени выраженности. В неврологическом статусе у 7 пациентов доминировал спастический тетрапарез, у 1 отмечался гемипарез, а у 2 пациентов — атонически-астатический синдром. Дебют ИС был в возрасте от 3 до 8 мес (в большинстве случаев — во 2-м полугодии жизни). С момента дебюта до начала лечения временно`й интервал составил в 7 (77%) случаях срок до 1 мес. В группе встречались все виды ИС, преимущественно флексорные. У 77% пациентов были серии приступов до 5 в день, у 1 — до 10 серий в день и еще у 1 — более 30 серий в день. Количество приступов спазмов в серию варьировало в пределах 10—100. При регистрации ЭЭГ бодрствования и сна во всех случаях зафиксирована модифицированная гипсаритмия. Ее варианты представлены в табл. 4.

Во всех случаях применялась базовая стандартная схема лечения (АКТГ/дексазон+VA). Результаты терапии представлены в табл. 5.

Таблица5

]]>
Приступы были купированы у всех пациентов. Сроки варьировали от 2 до 20 дней на протяжении гормональной терапии. К 10—12-му дню терапии гипсаритмия на ЭЭГ сохранялась только у 1 младенца. К окончанию курса гормонального лечения картина ЭЭГ не изменилась: у 7 пациентов эпилептической активности не было, региональная эпилептическая активность оставалась у 1 ребенка, и у 1 пациента, несмотря на купирование приступов на ЭЭГ, персистировала гипсаритмия с эпизодами подавления биоэлектрической активности.

В табл. 6

Таблица6

]]>
представлены данные о дальнейшем течении заболевания, динамика ЭЭГ и используемая терапия.

В этой группе после ремиссии различной длительности у 3 пациентов возобновились ИС, у остальных появились фокальные приступы, в том числе вторично-генерализованные. Только у 1 ребенка на ЭЭГ регистрировалась гипсаритмия, у 2 — диффузная эпилептическая активность, и в большинстве случаев — мультирегиональная и региональная эпилептическая активность. Добавление к терапии второго препарата (TPM — у 4 пациентов, LTG — у 3, LEV — у 1, VGB — у 1) в 3 случаях течения заболевания не изменило, у 1 больного изменился характер приступов (LEV), в 2 случаях имело место урежение приступов (LTG/TPM), и у 3 была достигнута временная ремиссия (TPM/LTG/VGB). За исключением 1 случая была отмечена положительная динамика на ЭЭГ (табл. 6). В дальнейшем 7 (77,7%) пациентам был добавлен третий препарат (TPM — 2 пациентам, LTG — 1, LEV — 2, окскарбазепин (OXC) — 1, суксилеп (SU) — 1), а 1 пациенту TPM был заменен на PB. У 4 пациентов было урежение приступов (TPM/OXZ/LTG/LEV), у 1 достигнута ремиссия (VA+PB) а у 1 пациента произошла спонтанная ремиссия, и в 3 случаях динамики по отношению к приступам не отмечалось.

В дальнейшем 1 пациенту был проведен повторный курс АКТГ, что привело к ремиссии как по клиническим, так и электроэнцефалографическим данным. Картина ЭЭГ после добавления третьего препарата в большинстве случаев не изменилась.

Обсуждение

По данным ряда авторов [18, 24], фармакорезистентная эпилепсия составляет около 30% всех случаев эпилепсии. Несмотря на то, что ИС представляют собой труднокурабельную энцефалопатию, мы выявили ту же долю фармакорезистентности в нашей когорте пациентов — у 21 (28,8%) ребенка сохранялись приступы.

Приступая к анализу случаев фармакорезистентного течения синдрома Веста, мы заранее предполагали, что все случаи будут симптоматическими, так как, согласно данным литературы, идиопатические и криптогенные случаи ИС имеют лучший прогноз [9, 11, 16, 34]. В проведенном исследовании наиболее часто причинами заболевания были ишемически-гипоксическое поражение мозга [4, 30], пороки развития и нарушения метаболизма.

Мы представили 2 группы пациентов, в 1-й группе из которых заболевание отличалось фармакорезистентностью, а во 2-й имело ремиттирующее течение, хотя в дебюте заболевания эти группы были клинически идентичными. Только более позднее начало ИС во 2-й группе могло указывать на более благоприятное течение [9].

В качестве базовой терапии был использован синтетический АКТГ-депо в сочетании с VA[1]. По результатам начальной базовой терапии различий между группами не было. В обеих группах приступы купировались в пределах 10—12 дней на фоне гормональной терапии, что характерно для всех больных синдромом Веста. Мы не отметили различий в реакции на терапию в зависимости от возраста больных к периоду дебюта ИС, характера гипсаритмии и данных нейровизуализации. При сравнении результатов ЭЭГ по окончании курса лечения достоверно большее число пациентов 2-й группы не имели патологической эпилептической активности. Это дает основание считать, что электроэнцефалографическая картина является более показательной для оценки первичной эффективности терапии. В одном из исследований [7] было установлено, что прекращение приступов на фоне гормональной терапии не является предиктором хорошего прогноза.

При анализе дальнейшего течения заболевания в 1-й группе пациентов обращает внимание рецидив ИС на фоне персистирования гипсаритмии. Несмотря на использование 6 различных ПЭП в разных сочетаниях только в ¼ случаев была получена положительная динамика, и в 1 случае достигнута ремиссия. Данные препараты традиционно используются для лечения ИС: VGB [28, 32], LTG [6], LEV [23, 27], TPM [17, 21]. В проведенном исследовании мы не увидели очевидного преимущества какого-либо из ПЭП или их сочетания. Но при этом LEV оказывал положительное влияние как на приступы, так и на выраженность патологической активности на ЭЭГ. Возможно, этот препарат следует использовать в комбинированной терапии синдрома Веста как первый дополнительный препарат.

Картина ЭЭГ, характеризовавшаяся гипсаритмией и диффузной эпилептической активностью, которая с возрастом трансформировалась в мультирегиональную эпилептическую активность. Такую динамику можно объяснить с точки зрения эволюционной эпилептологии [3, 31]. Это означает, что ЭЭГ в большей степени отражает процессы созревания головного мозга, нежели действие ПЭП.

Таким образом у 78% пациентов 2-й группы происходило дальнейшее персистирование ИС в течение нескольких лет, хотя этиологические факторы и изменения на КТ/МРТ головного мозга у отдельных больных были разными. А.А. Алиханов [1] указывает, что такой вариант течения заболевания чаще встречается при глубоких нарушениях корковой организации и обширных эмбриокластических процессах. В остальных случаях произошла трансформация в симптоматическую мультифокальную эпилепсию.

Возобновление приступов во 2-й группе пациентов спустя 7—48 мес коррелировало с возрастом детей, за исключением 2 случаев, когда ИС рецидивировали в возрасте старше 2 лет. P. Camfield и соавт. [5] сообщили, что ИС могут возобновиться после ремиссии длительностью от 4,5 мес до 6 лет и быть абсолютно фармакорезистентными. Картина ЭЭГ полностью соответствовала возрасту и характеру появившихся приступов. Для контроля над приступами в этой группе также были использованы 6 противосудорожных препаратов в различных сочетаниях. Успешность терапии была несколько выше, но процент ремиссии остался невысоким. В этой группе пациентов мы не отметили течения синдрома Веста с дальнейшим персистированием ИС в течение нескольких лет.

У 2 детей с полушарными дефектами произошла трансформация в симптоматическую лобную эпилепсию, а у остальных — в симптоматическую мультифокальную эпилепсию. О подобных же вариантах трансформации сообщает А.А. Алиханов [1]. В проведенном исследовании мы не встретили трансформации ИС в синдром Леннокса—Гасто, хотя этот вариант широко описан в литературе [8, 10, 39].

Подытоживая сказанное выше, можно отметить, что симптоматические ИС изначально следует рассматривать как фармакорезистентную форму эпилепсии, причем очевидных предикторов тяжести дальнейшего течения выявить не удается. В большинстве случаев симптоматические ИС с возрастом трансформируются в симптоматическую мультифокальную фармакорезистентную эпилепсию. Динамическое клинико-электроэнцефалографическое наблюдение позволяет распознать трансформацию заболевания и проводить рациональную дифференцированную терапию.



[1] 1Мы не использовали в базовой терапии VGB в связи с его отсутствием в РФ [2, 12, 14, 15, 22, 25, 35].

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.