Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Белопасова А.В.

ФГБНУ «Научный центр неврологии»

Кулеш А.А.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Мехряков С.А.

ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница №4»

Чазов С.А.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России

Сыромятникова Л.И.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Чечеткин А.О.

ФГБНУ «Научный центр неврологии»

Каршиева А.Р.

ФГБНУ «Научный центр неврологии»

Кадыков А.С.

ФГБНУ «Научный центр неврологии»

Ишемический инсульт, ассоциированный с открытым овальным окном: анализ данных госпитальных регистров

Авторы:

Белопасова А.В., Кулеш А.А., Мехряков С.А., Чазов С.А., Сыромятникова Л.И., Чечеткин А.О., Каршиева А.Р., Кадыков А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1678

Загрузок: 7


Как цитировать:

Белопасова А.В., Кулеш А.А., Мехряков С.А., Чазов С.А., Сыромятникова Л.И., Чечеткин А.О., Каршиева А.Р., Кадыков А.С. Ишемический инсульт, ассоциированный с открытым овальным окном: анализ данных госпитальных регистров. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2023;123(3‑2):13‑19.
Belopasova AV, Kulesh AA, Mekhryakov SA, Chazov SA, Syromyatnikova LI, Chechetkin AO, Karshieva AR, Kadykov AS. Ischemic stroke associated with patent foramen ovale: hospital database analysis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(3‑2):13‑19. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312303213

Открытое овальное окно (ООО) является недооцененной причиной ишемического инсульта (ИИ) у пациентов молодого и среднего возраста без сердечно-сосудистых факторов риска [1—3]. Механизм парадоксальной эмболии заключается в миграции тромба из венозной системы через отверстия в перегородке сердца (ООО или дефект межпредсердной перегородки (ДМПП)) с последующей церебральной и/или системной артериальной эмболией [4]. По данным зарубежных исследований, ООО обнаруживается у 1/3 пациентов молодого и среднего возраста с криптогенным ИИ, являясь причиной цереброваскулярных событий у 2/3 больных [5, 6]. Клиническими особенностями ИИ, указывающими на парадоксальную эмболию, является наличие в дебюте заболевания феномена Вальсальвы (эквивалентом которого являются кашель, чиханье, смех, поднятие тяжестей, натуживание при дефекации или мочеиспускании, рвота, приседание на корточки), а в анамнезе — тромбоза глубоких вен (ТГВ)/тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) или предрасполагающих к ним состояний или ситуаций.

Верификация ООО-ассоциированного инсульта проводится при помощи методов ультразвуковой диагностики, позволяющих визуализировать право-левый шунт (ПЛШ) и само ООО [4]. В настоящее время авторитетные медицинские сообщества опубликовали рекомендации по диагностике ООО-ассоциированного инсульта и его вторичной профилактике [7, 8]. В отечественной литературе имеются описания отдельных клинических случаев ООО-ассоциированного ИИ и небольших серий пациентов [9—13]. Однако до настоящего момента анализа данных крупных госпитальных регистров, который необходим для определения особенностей ООО-ассоциированного ИИ в Российской популяции и разработки клинического протокола ведения пациентов, представлено не было.

Цель исследования — проведение анализа клинико-инструментальных характеристик пациентов с ИИ по механизму парадоксальной эмболии по данным госпитальных регистров Москвы и Перми.

Материал и методы

Обследованы пациенты с ИИ по механизму парадоксальной эмболии. Исследование проводилось на базе ФГБНУ «Научный центр неврологии» (НЦН), Москва, и Регионального сосудистого центра (РСЦ) ГКБ №4, Пермь, в период с января 2014 г. по февраль 2022 г.

Критерии включения: возраст пациентов от 18 до 55 лет; ИИ давностью ≤12 мес на момент исследования; верифицированный очаг инфаркта головного мозга по данным нейровизуализации; эмболический криптогенный инсульт по критериям ESUS (Embolic stroke of undetermined source) [14]; наличие ПЛШ по данным транскраниальной допплерографии с пузырьковой пробой (ТКДГ-ПП).

Критерии невключения: наличие конкурирующей причины развития инсульта.

Критерии исключения: пациенты, у которых за период исследования менялась трактовка этиологии инсульта.

Особенностью исследования стали различия между выборками пациентов двух центров: в ФГБНУ НЦН пациенты обращались в восстановительном периоде инсульта для уточнения причины ИИ и проведения реабилитационных мероприятий, тогда как в РСЦ ГКБ №4 поступали в остром периоде заболевания для проведения неотложной терапии.

Всем пациентам проводилось стандартное обследование, направленное на поиск причины ИИ (электрокардиография, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, КТ или МРТ головного мозга в стандартных режимах, а также МРТ в режиме T1 Fat Sat для исключения диссекции у пациентов молодого возраста при наличии соответствующих факторов риска и клинической картины, МР- или КТ-ангиография, трансторакальная эхокардиография (ТТ-ЭхоКГ) и другие методы исследования по показаниям).

Для диагностики ПЛШ применялась ТКДГ-ПП с использованием в качестве контрастного вещества аэрированного физиологического раствора с обязательным выполнением пробы Вальсальвы. Для уточнения локализации шунта выполнялась ТТ-ЭхоКГ с ПП. В ряде случаев, при трудностях визуализации дефекта перегородки с помощью ТТ-ЭхоКГ, диагностику дополняли чреспищеводной эхокардиографией (ЧП-ЭхоКГ), что позволяло детализировать морфологические характеристики межпредсердной перегородки (МПП).

Оценка клинической значимости ООО проводилась в соответствии с классификацией The PFO-Associated Stroke Causal Likelihood Classification System (PASCAL) [15].

Все пациенты подписали добровольное информированное согласие для участия в исследовании.

Статистический анализ. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0. Сравнительный анализ двух независимых групп по количественному признаку выполнялся с помощью критерия Манна—Уитни, по качественному признаку — с использованием критерия χ2. Достоверность различий определялась при уровне вероятности безошибочного суждения 0,95 или p<0,05.

Результаты

В анализ включены данные 75 пациентов из ФБНУ НЦН (Москва) и 39 — из РСЦ ГКБ №4 (Пермь). Обе группы характеризовались молодым возрастом и низкой распространенностью традиционных сердечно-сосудистых факторов риска. В группе пациентов РСЦ ГКБ №4 в анамнезе чаще наблюдалось острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) (табл. 1).

Таблица 1. Общая характеристика пациентов

Показатель

ФГБНУ НЦН (n=75)

РСЦ ГКБ №4 (n=39)

p

Возраст, годы

35,8±9,1

40,4±8,2

ns

Женщины, n (%)

39 (52,0)

21 (53,8)

ns

Курение, n (%)

15 (20,0)

6 (15,4)

ns

ОНМК в анамнезе, n (%)

0

5 (12,8)

0,010

ИБС, n (%)

0

0

ГБ, n (%)

14 (18,6)

9 (23,0)

ns

СД 2, n (%)

2 (2,6)

0

ns

Мигрень, n (%)

33 (47,1)*

11 (29,0)**

ns

Примечание. Данные о возрасте представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (M±SD); ИБС — ишемическая болезнь сердца; ГБ — гипертоническая болезнь; СД 2 — сахарный диабет 2-го типа; *Мигрень — 5 пациентов нет данных (расчет исходя из 70); **Мигрень — 1 больной нет данных (расчет исходя из 38). Здесь и в табл. 2, 3: ns — данные статистически незначимы.

По данным нейровизуализации преобладали инфаркты в каротидной системе. Значимых различий в локализации инфарктов между пациентами анализируемых групп не выявлено (табл. 2).

Таблица 2. Нейровизуализационная и клиническая характеристика пациентов

Показатель

ФГБНУ НЦН (n=75)

РСЦ ГКБ №4 (n=39)

p

Нейровизуализационная характеристика ОНМК

каротидная система, n (%)

34 (45,3)

20 (51,3)

ns

ВБС, n (%)

36 (48)

15 (38,4)

ns

несколько бассейнов, n (%)

5 (6,7)

4 (10,3)

ns

Клиническая характеристика ОНМК

транзиторная ишемическая атака, n (%)

1 (1,3)

3 (7,7)

ns

острый ИИ, n (%)

74 (98,7)

36 (92,3)

ns

шкала Рэнкина при выписке, баллы

1 [1;1]

1 [0;1]

ns

Примечание. Данные по шкале Рэнкина при выписке представлены в виде медианы и квартилей — Me [Q1; Q3]; ВБС — вертебрально-базилярная система.

В обеих группах ведущим триггером ОНМК явился феномен Вальсальвы (>20% пациентов). Доля других провоцирующих факторов не превышала 10%. Структура данных факторов была схожа в анализируемых группах. Факторы, предшествующие развитию ОНМК, отражены на рис. 1.

Рис. 1. Факторы, предшествующие развитию ОНМК.

КОК — комбинированные оральные контрацептивы.

Значимые различия анализируемых групп касались ультразвуковой характеристики ПЛШ/ООО: в популяции НЦН преобладали пациенты с шунтом 4-й степени и был только 1 пациент с небольшим шунтом, тогда как в группе РСЦ ГКБ №4 преобладали пациенты с шунтом 3-й степени и у 1/3 имел место небольшой шунт. При этом в группе РСЦ ГКБ №4 было в 2 раза больше пациентов с аневризмой МПП (АМПП) (табл. 3).

Таблица 3. Ультразвуковая характеристика ПЛШ/ООО

Показатель

ФГБНУ НЦН (n=75)

РСЦ ГКБ №4 (n=39)

p

Степень шунта по данным ТКДГ-ПП, n (%)

1-я

0

7 (18,4)*

<0,001

2-я

1 (1,3)

6 (15,8)

0,010

3-я

9 (12,0)

16 (42,1)

<0,001

4-я

65 (86,7)

9 (23,7)

<0,001

Данные ТТ/ЧП-ЭхоКГ, n (%)

АМПП

16 (21,3)

17 (43,6)

0,023

гипермобильность МПП

14 (18,6)

8 (20,5)

ns

Примечание. * — 1 человек нет данных о степени шунта (расчет исходя из 38).

Медианное значение по шкале риска парадоксальной эмболии (RoPE) было выше в группе НЦН — 8 [7; 9], чем в группе РСЦ ГКБ №4 — 7 [6; 8] баллов (p=0,001). У 25% пациентов группы РСЦ ГКБ №4 результат шкалы составил <7 баллов (рис. 2).

Рис. 2. Распределение результатов оценки по шкале RoPE.

В соответствии с классификацией PASCAL у большинства пациентов НЦН ООО может рассматриваться в качестве вероятной причины ИИ, тогда как в группе РСЦ ГКБ №4 вероятная причинно-следственная связь прослеживалась только в 1/2 случаев, почти у каждого 5-го пациента роль аномалии в развитии инсульта была маловероятной (табл. 4).

Таблица 4. Классификация ИИ в соответствии с системой PASCAL

Причинно-следственная связь между ООО и ИИ

ФГБНУ НЦН (n=75)

РСЦ ГКБ №4 (n=39)

p

Маловероятная (RoPE <7, <20 МС, нет АМПП)

0

7 (18,0)

<0,001

Возможная (RoPE ≥7 или >20 МС и/или АМПП)

5 (6,7)

12 (30,7)

0,002

Вероятная (RoPE ≥7 и >20 МС и/или АМПП)

70 (93,3)

20 (51,3)

<0,001

Примечание. МС — микроэмболические сигналы по данным ТКДГ-ПП.

Обсуждение

В исследовании впервые представлена сравнительная характеристика криптогенного ИИ у пациентов с ПЛШ на основании анализа данных двух госпитальных регистров. Общими принципами отбора пациентов явились возраст моложе 55 лет и соблюдение критериев ESUS. В обоих центрах проводилось обследование, направленное на исключение других потенциальных причин инсульта у пациентов молодого возраста [2, 16], в первую очередь диссекции [17, 18]. При этом имелись и особенности формирования выборок: в РСЦ ГКБ №4 пациенты поступали первично, что определило широту скрининга на ПЛШ, тогда как в НЦН направлялись из других центров, что обусловило выборку пациентов.

Средний возраст пациентов составил 35—40 лет, мужчины и женщины болели одинаково часто. В недавнем исследовании (Тайвань) средний возраст пациентов с криптогенным ИИ и ООО составил 45 лет, несколько преобладали мужчины. Однако в исследование включались пациенты моложе 60 лет [19]. В метаанализе индивидуальных данных пациентов из рандомизированных клинических исследований (РКИ) окклюзии ООО после инсульта (n=3749, возраст от 18 до 60 лет), средний возраст составил 46 лет, преобладали больные мужского пола [15].

У включенных в настоящий анализ пациентов отмечалась низкая распространенность традиционных сердечно-сосудистых факторов риска, что сответствует результатам аналогичных исследований [3, 15].

У 1/2 пациентов из регистра НЦН и почти у 1/3 — из регистра РСЦ ГКБ №4 имела место мигрень. Известно, что у пациентов с криптогенным ИИ молодого/среднего возраста и мигренью вероятность обнаружения ООО составляет 79%, а при мигрени с аурой — 93%. Наличие последней может указывать на сочетание ООО с АМПП и выраженный ПЛШ [20, 21]. В недавнем исследовании, проведенном во Франции (n=202, возраст 18—54 года), частота мигрени с аурой у пациентов с криптогенным ИИ и ООО составила 20%, мигрени без ауры — 15%. Мигрень с аурой оказалась ассоциирована с функционально значимым ООО (с большим ПЛШ и/или АМПП) [22].

В соответствии с анализом данных нейровизуализации у 35—41% пациентов очаг инфаркта располагался в каротидной системе, у 30—48% — в ВБС. Поражение нескольких сосудистых бассейнов имело место у 7—10% пациентов. Ранее в исследовании K. Nam и соавт. [23] выявлено, что массивный ПЛШ ассоциирован с кортикальными инфарктами и множественным характером поражения (отношение риска 5,2). M. Jauss и соавт. [24] продемонстрировали, что очаговое ишемическое поражение в ВБС ассоциировано с наличием ООО. Высокая частота ООО-ассоциированных инсультов в ВБС объясняется изменениями гемодинамики при пробе Вальсальвы и повышением скорости кровотока в позвоночных артериях по сравнению с каротидной системой [25].

С клинической точки зрения большинство проанализированных нами пациентов характеризовались хорошим функциональным исходом ИИ, что также соответствует существующим представлениям [3].

В обоих регистрах отмечалась схожая частота встречаемости провоцирующих/предрасполагающих факторов: у каждого 5-го пациента имел место феномен Вальсальвы, у каждого 10-го — прием КОК, у каждого 20-го — иммобилизация или ТГВ/ТЭЛА в анамнезе. В классическом исследовании A. Ozdemir и соавт. [26] феномен Вальсальвы перед инсультом повышал риск выявления парадоксальной эмболии в 3,3 раза, ТГВ/ТЭЛА — в 4,4 раза, а длительное путешествие — в 8,8 раз.

Основные различия пациентов из анализируемых регистров касались ультразвуковых характеристик: в популяции ФГБНУ НЦН преобладали пациенты с шунтом 4-й степени, тогда как в группе РСЦ ГКБ №4 — с шунтом 3-й степени, и у 1/3 пациентов имел место небольшой шунт. Данные особенности объясняются предварительной селекцией пациентов, поступивших на обследование в НЦН, и более широким скринингом в РСЦ ГКБ №4. По результатам других исследований, массивный шунт, по данным ТКДГ, наблюдается у 34—37% пациентов с криптогенным ИИ, что также указывает на значимость формирования выборки пациентов [19, 27—29]. При этом в группе РСЦ ГКБ №4 было в 2 раза больше пациентов с АМПП. Это, вероятно, связано с тем, что в данном учреждении ТТ-ЭхоКГ проводилась всем пациентам, тогда как в ФГБНУ НЦН — выборочно. По результатам похожих исследований, АМПП наблюдается у 1/3 пациентов с ООО-ассоциированным инсультом [15].

Медианное значение шкалы RoPE в регистре ФГБНУ НЦН было выше, чем в РСЦ ГКБ №4: 8 баллов против 7 баллов. Результат шкалы <7 баллов наблюдался у каждого 4-го пациента в выборке РСЦ ГКБ №4 и у каждого 20-го — в выборке ФГБНУ НЦН.

Обозначенные выше особенности определили различия в клинической значимости ООО по классификации PASCAL: у подавляющего большинства пациентов ФГБНУ НЦН ООО может рассматриваться в качестве вероятной причины ИИ, тогда как в группе РСЦ ГКБ №4 вероятная причинно-следственная связь прослеживалась только в 1/2 случаев и почти у каждого 5-го пациента роль аномалии в развитии инсульта была маловероятной. В метаанализе индивидуальных данных пациентов (n=3749) из РКИ окклюзии ООО после инсульта маловероятная ассоциация наблюдалась у 15%, возможная — у 47% и вероятная — у 38% пациентов в группе эндоваскулярного лечения. Показано, что наибольшую пользу от эндоваскулярного лечения получают пациенты, у которых, согласно классификации PASCAL, ООО расценивается как возможная (отношение шансов=0,38) или вероятная (отношение шансов=0,10) причина инсульта [15].

Заключение

Таким образом, проведенный анализ представил сравнительную характеристику криптогенного ИИ у пациентов с ПЛШ на основании анализа данных двух госпитальных регистров. Особенности формирования выборки пациентов определяют структуру ООО-ассоциированного инсульта по степени клинической значимости кардиальной аномалии. Предварительная селекция пациентов, направляемых на обследование в ФГБНУ НЦН, позволяет сформировать когорту пациентов с вероятным ООО-ассоциированным инсультом, в отношении которых эндоваскулярная окклюзия ООО будет максимально эффективна. С другой стороны, первичный скрининг ПЛШ в условиях РСЦ позволяет классифицировать ООО как вероятную причину ИИ только у 1/2 пациентов, что обусловливает необходимость дальнейшего более строгого отбора на эндоваскулярное лечение.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.