Фатеев Ю.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Мигалина В.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Каледа В.Г.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Нейрокогнитивное функционирование у пациентов юношеского возраста с хроническими эндогенными депрессиями

Авторы:

Фатеев Ю.С., Мигалина В.В., Каледа В.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2769 раз


Как цитировать:

Фатеев Ю.С., Мигалина В.В., Каледа В.Г. Нейрокогнитивное функционирование у пациентов юношеского возраста с хроническими эндогенными депрессиями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2022;122(6‑2):22‑29.
Fateev IS, Migalina VV, Kaleda VG. Neurocognitive functioning in young patients with chronic endogenous depression. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2022;122(6‑2):22‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202212206222

Рекомендуем статьи по данной теме:
Циф­ро­вая ре­аль­ность: вли­яние на пси­хи­чес­кое здо­ровье мо­ло­де­жи. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(10):12-17

Расстройства аффективного спектра являются наиболее распространенными состояниями в психиатрии и являются одной из основных причин инвалидизации [1]. Число лиц с подобными психопатологическими состояниями составляет от 3 до 15% общей популяции [2—4]. В ряде случаев симптоматика нарушений настроения является начальным этапом других психических расстройств [5]. Расстройства настроения включают несколько диагнозов в зависимости от классификации болезней, в частности биполярное аффективное расстройство (БАР), большое депрессивное расстройство. В рамках данной работы акцент делается на изучении хронических депрессивных состояний. Высокий риск хронификации депрессий отмечается в юношеском возрасте — примерно у 20% больных депрессией в данном возрастном периоде [6, 7]. В современной литературе хронификация заболевания в юношеском возрасте связывается с уязвимостью головного мозга в связи с незрелостью определенных функций и повышенной чувствительностью к различным гормонам [8, 9]. Клинико-психологическими особенностями юношеских хронических эндогенных депрессий (ЮХЭД) [10], в отличие от «классических» форм депрессий, являются наличие идеаторной и моторной заторможенности, аттенуированной психотической симптоматики, преобладание симптомов «негативной аффективности», а также наличие суицидальных или антивитальных тенденций. Большая роль в формировании клинической картины ЮХЭД отводится часто возникающим психопатоподобным [11—14] и неврозоподобным расстройствам [15, 16], что способствует усложнению и утяжелению клинической картины депрессии, выраженной социальной и учебной дезадаптации, ухудшению межличностных отношений [17, 18], высокому риску аутоагрессивного и суицидального поведения [19—21].

В современной научной литературе исследованиям нейрокогнитивного функционирования уделяется много внимания, что говорит об актуальности данной темы в научном сообществе, однако исследования различий в когнитивном функционировании депрессий разного типа встречаются редко. Для депрессий характерна дисфункция левой лобной и правой задней теменной коры больших полушарий, реже встречается нарушение правой лобной доли [22]. Левополушарная дисфункция при депрессии может проявляться в эмоциональном плане в виде снижения положительного аффекта, а с точки зрения нейропсихологического функционирования наблюдаются нарушение беглости речи, вербальной рабочей памяти [23], трудности планирования, регуляции и контроля, нарушения исполнительных функций [24, 25]. Правополушарная дисфункция проявляется нарушением эмоциональной регуляции и снижением невербальной беглости, дефицитом симультанности [26]. Нарушение в дорсальной передней поясной коре головного мозга у пациентов с депрессией проявляется в снижении избирательности внимания, что фиксируется в низких результатах по тесту Струпа (в данном исследовании использовался модифицированный вариант — Словесно-цветовой интерференционный тест) [27]. Существует серия исследований на тему вербальной беглости при депрессиях, в которых постулируется чувствительность данной методики при диагностике депрессивного состояния [28].

Цель настоящего исследования — выявление особенностей когнитивного функционирования больных ЮХЭД.

Материал и методы

Исследование проводилось в отделе юношеской психиатрии Научного центра психического здоровья. В нем принял участие 51 пациент с ЮХЭД (средняя длительность 36,5±12,5 мес), у которых в связи с клинической гетерогенностью были выделены две типологические разновидности: унитарный тип (12 пациентов) с гомономной аффективной психопатологической структурой и саплементарный тип (21 пациент), характеризующийся присоединением симптомов неаффективного круга. В связи с полиморфизмом саплементарного типа было выделено 2 подтипа: с преобладанием неврозоподобных расстройств (обсессивно-фобические, деперсонализационно-дереализационные, дисморфофобические и сенестоипохондрические) (n=9) с преобладанием психопатоподобных расстройств (поведенческие нарушения, импульсивность, эмоциональная неустойчивость) (n=12). В исследование были также включены 18 больных с юношеской депрессией без хронического течения (группа сравнения).

Согласно систематике МКБ-10, пациенты относились к следующим диагностическим рубрикам: расстройства настроения (F31.3, F31.4, F32, F33, F34, F34.0, F34.1, кроме F32.3 и F33.3), шизотипическое расстройство (F21).

Критерии включения: депрессии умеренной и тяжелой степени выраженности, депрессивное состояние длительностью более 2 лет, юношеский возраст (16—25 лет), мужской пол.

Критерии невключения: наличие в анамнезе состояний, отвечающих критериям шизофрении (F20), депрессии с развернутыми бредовыми феноменами, выраженная дефицитарная симптоматика, а также наличие клинически значимой соматической, неврологической и психической патологии, затрудняющей исследование.

Исследование соответствовало положениям Хельсинкской декларации по вопросам медицинской этики и проводилось с соблюдением прав, интересов и личного достоинства участников. План исследования одобрен Локальным этическим комитетом ФГБНУ «Научный центр психического здоровья».

Средний возраст основной группы и группы сравнения был одинаковым и соответствовал 20,3±3,1 года. По социодемографическим показателям больные полностью соотносились друг с другом. В числе пациентов преобладали лица с неоконченным высшим образованием (63%) либо без высшего образования (24%).

Для реализации целей, поставленных в данной работе, и подтверждения гипотез были выбраны отечественные методики, в основном из Луриевской батареи [29, 30] и современные зарубежные методики. Все методики были подобраны для возможного проведения синдромного анализа высших психических функций [31, 32].

Нейропсихологическая батарея состояла из 9 методик, позволяющих комплексно оценить высшие психические функции: Сложная фигура Рея—Остеррица; тест Вербальной беглости из батареи Делиса—Каплан (D-KEFS Verbal Fluency Test); тест Образной беглости из батареи Делиса—Каплан (D-KEFS Design Fluency Test); тест «20 вопросов» из батареи Делиса—Каплан (20 QT); Словесно-цветовой интерференционный тест из батареи Делиса—Каплан (KEFS Color-Word Interference Test); Карикатуры Бидструпа, Шифрование (SDMT); Решение арифметических задач; методика Прямые и обратные ряды (Digit span).

Нормальность распределения данных проверялась по критерию Колмогорова—Смирнова. В связи с небольшим размером выборки, а также ненормальностью распределения данных были использованы непараметрические методы статистического анализа результатов исследования. Для оценки значимости различий использовался U-критерий Манна—Уитни, а также критерий Краскела—Уоллиса для K-независимых выборок (Программа IBM SPSS Statistics 23).

Результаты

По результатам проведенного исследования были получены значимые различия по нейрокогнитивному функционированию между пациентами различных типов и подтипов ЮХЭД и группы сравнения.

Получены значимые различия по шкале «Копирование» при выполнении методики Рея—Остеррица (p=0,049) и по баллам непосредственного воспроизведения фигуры Рея—Остеррица (p=0,043), а также тенденция по отсроченному воспроизведению (p=0,093). По шкале «Целостность» также наблюдались значимые различия (p=0,024). Выполнение второй серии в тесте Прямые и обратные ряды показало значимые различия между группами (p=0,022). По Словесно-цветовому интерференционному тесту в пробе на переключения (p=0,004) и по количеству ошибок (p=0,046) наблюдались значимые различия. Также группы различались по выполнению методики «Решение арифметических задач» по показателю «разворачивание программы высказывания» (p=0,012) (табл. 1).

Таблица 1. Средние значения результатов тестов у пациентов ЮХЭД разных типов и группы сравнения

Методика

Типологические разновидности ЮХЭД

Группа сравнения (n=18)

депрессии унитарного типа (n=12)

депрессии саплементарного типа

неврозоподобный подтип (n=9)

психопатоподобный подтип (n=12)

Сложная фигура Рея—Остеррица

Копирование (сек)

275,5±89,8

207±20,3

182,2±57,7

236,2±83,2

Непосредственное воспроизведение (баллы)

19,5±9,7

29,5±3,34

25,88±4,82

27,3±5,77

Целостность

1±1,4

2,75±0,5

2,2±1,23

2,5±0,87

Тест образной беглости. Потеря инструкции

2,4±2,5

0±0

0,6±1,15

1,9±2,11

Digit span. Обратный порядок

4,27±1

5,75±0,5

5,5±0,9

5,44±1

Словесно-цветовой интерференционный тест

Проба на переключение

60±17,1

41,5±5,44

57±15,2

52±14,7

Количество ошибок

5±1,95

1,75±0,5

2±3,9

2,2±1,6

Решение арифметических задач. Разворачивание программы высказывания

1,55±1,1

0,25±0,5

0,41±0,66

0,56±1

У пациентов с ЮХЭД наблюдались значимо ниже показатели по тестам «Целостность» и «Баллы за копирование» по методике «Сложная фигура Рея—Остеррица», чем в группе сравнения (p=0,00 и p=0,04). Общее количество узоров в тесте «Визуальная беглость» значимо ниже у группы ЮХЭД (p=0,049). Также наблюдались значимые различия по времени выполнения методики «Шифрование» (p=0,046) и по фактору «Сохранность процессов программирования и промежуточного контроля при построении высказывания» при решении арифметических задач (p=0,04) (табл. 2).

Таблица 2. Средние значения и стандартные отклонения результатов тестов у пациентов с ЮХЭД и группы сравнения

Название методики

Измеряемый параметр

Группа пациентов с ЮХЭД (n=33)

Группа сравнения (n=18)

Сложная фигура Рея—Остеррица

Время копирования (сек)

222±80,81

256±11,64

Время непосредственного воспроизведения

132,6±54,7

158,5±65,2

Время отсроченного воспроизведения

86±32,8

108,7±40,5

Баллы за копирование

33,12±3,6

35,72±4,61

Баллы за непосредственное воспроизведение

23,06±7,08

27,97±5,08

Баллы за отсроченное воспроизведение

23,47±8,25

26,15±6,16

Целостность

1,81±1,38

2,5±0,7

Вербальная беглость

Количество правильных ответов в серии «фонетическая беглость»

43,21±11,27

47,5±11,87

Количество правильных ответов в серии «семантическая беглость»

38±8,77

38,83±7,44

Количество правильных ответов в третьей серии на переключение

13,46±3,06

14,6±2,4

Количество потерянных инструкций

1,28±1,27

1,61±1,97

Количество повторов

1,12±1,58

1,33±1,28

Визуальная беглость

Общее количество узоров

28,39±5,95

32,28±8,35

Всего правильных

25,75±5,95

28,33±7,35

Количество повторений

1,39±1,49

2,06±1,62

Количество потерянных инструкций

1,25±1,95

1,89±1,99

Ряды

Прямые ряды

7,1±1,07

7,22±0,87

Обратные ряды

5,03±1,07

5±1,02

Словесно-цветовой тест D-KEFS

Время выполнения (серия 1)

30,7±5,43

32±8,06

Время выполнения (серия 2)

24,39±4,08

25,72±7,98

Время выполнения (серия 3)

56,5±15,89

58,55±25,27

Время выполнения (серия 4)

62,53±15,6

63,38±25,27

Общее количество исправлений

3,14±3,06

3,05±1,98

Общее количество ошибок без исправлений

1,78±2,88

2±2,68

Решение арифметических задач

Ориентировочная реакция

0,78±1,1

0,66±0,9

Инициация программы

0,1±0,41

0,166±0,51

Осуществление и поддержание программы

0,82±1,01

0,61±0,98

Зацикливание на отдельных фрагментах программы

0,07±0,26

0,11±0,47

Контроль за осуществлением программы

0,92±1,11

0,94±1,16

Импульсивность

0,61±1,1

0,27±0,57

Количество исправлений

0,42±0,92

0,55±0,92

20 вопросов

Количество заданных вопросов

26,84±4,74

26,16±5,25

Общий балл

14,89±2,96

15,55±1,78

Шифрование

Время выполнения

208,78±66,43

175±79,95

Количество ошибок

1,62±1,84

2,12±2,47

Составление рассказа по карикатурам Бидструпа

Наличие дефицита симультанности

0,35±0,65

0,33±0,59

Наличие фрагментарности

0,14±0,35

0,28±0,57

Сохранность процессов программирования и промежуточного контроля при построении высказывания

2,82±0,47

3±0

Резонерство

0,25±0,58

0,16±0,7

Выдвижение гипотезы

4±3,66

4,8±4,68

Понимание юмористического, сатирического подтекста

2,45±1,03

2,44±0,92

Сравнение группы пациентов с ЮХЭД унитарного и саплементарного типов показало следующие результаты: значимо ниже значения по баллам за непосредственное воспроизведение фигуры Рея—Остеррица (p=0,046), а также по шкале «Целостность» (p=0,047) у пациентов с депрессией унитарного типа; количество правильных ответов серии «фонетическая беглость» значимо меньше у пациентов с депрессией саплементарного типа (p=0,049); в пробе «Ряды» вторая серия у пациентов с депрессией унитарного типа была выполнена со значимо меньшим результатом (p=0,047); общее количество исправлений в тесте «Словесно-цветовой тест D-KEFS» значимо больше у пациентов с депрессией унитарного типа (p=0,03), а также показатели по шкале «Резонерство» при составлении рассказа по карикатурам Бидструпа (p=0,01) (табл. 3).

Таблица 3. Средние значения результатов тестов у пациентов с депрессией унитарного и саплементарного типов

Название методики

Измеряемый параметр

Депрессии саплементарного типа (n=21)

Депрессии унитарного типа (n=12)

Сложная фигура Рея—Остеррица

Время копирования

187,9±59,37

257,26±82,7

Время непосредственного воспроизведения

136±57,3

137,33±61,3

Время отсроченного воспроизведения

80,2±28,9

94,46±35,7

Баллы за копирование

35,2±1,12

34,2±4,8

Баллы за непосредственное воспроизведение

25,6±4,7

22,2±9,5

Баллы за отсроченное воспроизведение

24,25±5,6

22,8±7,99

Целостность

2,28±1,2

1,46±1,45

Вербальная беглость

Количество правильных ответов в серии «фонетическая беглость»

41,21±7,79

44,86±14,5

Количество правильных ответов в серии «семантическая беглость»

37,2±8,5

39,8±8,66

Количество правильных ответов в третьей серии на переключение

13,46±3,46

13,7±2,7

Количество потерянных инструкций

1,58±1,73

1,33±1,29

Количество повторов

1,07±1,32

1,26±1,79

Визуальная беглость

Общее количество узоров

27,42±6,39

29±5,53

Всего правильных

25,29±5,6

26±6,27

Количество повторений

1,42±1,4

1,27±1,53

Количество потерянных инструкций

0,71±1,07

1,73±2,4

Ряды

Прямые ряды

7,14±0,86

7,13±0,91

Обратные ряды

5,57±0,93

4,67±1,1

Словесно-цветовой тест D-KEFS

Время выполнения (серия 1)

32,78±5,88

29,8±5,68

Время выполнения (серия 2)

24,5±4,8

24,3±3,2

Время выполнения (серия 3)

59,1±14,9

55,2±17

Время выполнения (серия 4)

63,9±16,7

62,8±15,7

Общее количество исправлений

2,14±1,61

4±3,74

Общее количество ошибок без исправлений

1,85±3,65

1,73±1,9

Решение арифметических задач

Ориентировочная реакция

0,8±1,2

0,71±0,99

Инициация программы

0±0

0,2±0,56

Осуществление и поддержание программы

0,57±0,94

1,2±1,15

Зацикливание на отдельных фрагментах программы

0,07±0,25

0,21±0,58

Контроль за осуществлением программы

0,85±1,3

1,14±1,06

Импульсивность

0,64±1,27

0,53±0,9

Количество исправлений

0,78±1,3

0,27±0,59

20 вопросов

Количество заданных вопросов

26,42±4,94

27,06±4,59

Общий балл

14,71±3,8

15,26±2,01

Шифрование

Время выполнения

209,35±78,3

210±53,7

Количество ошибок

1,84±2,03

1,33±1,67

Составление рассказа по карикатурам Бидструпа

Наличие дефицита симультанности

0,36±0,74

0,33±0,48

Наличие фрагментарности

0,07±0,26

0,13±0,35

Сохранность процессов программирования и промежуточного контроля при построении высказывания

2,78±0,57

2,4±0,91

Резонерство

0,07±0,26

0,7±0,73

Выдвижение гипотезы

4,5±3,66

4,8±2,82

Понимание юмористического, сатирического подтекста

2,28±1,2

2,26±1,03

Обсуждение

По результатам сопоставления различных типов ЮХЭД и группы сравнения можно сделать вывод о наличии у пациентов с депрессией унитарного типа дефицита симультанности (шкала «Целостностность» при выполнении пробы «Сложная фигура Рея—Остеррица»), в то время как у пациентов с ЮХЭД саплементарного типа показатель целостности не отличается от группы сравнения (см. табл. 1, рис. 1). При выполнении методики «Сложная фигура Рея—Остеррица» пациенты с депрессией унитарного типа выполняют значимо медленнее копирование фигуры Рея—Остеррица (см. рис. 1) и при непосредственном воспроизведении набирают меньше баллов, чем другие группы (см. рис. 1), что может говорить о наличии правополушарной дисфункции [33, 34]. У пациентов с депрессией унитарного типа наблюдается снижение рабочей памяти (обратный порядок, рис. 2), а также при выполнении Словесно-интерференционного теста пациенты с депрессией унитарного типа в пробе на переключение показывают наибольшее количество времени и ошибок (рис. 3), что говорит о дисфункции легкой степени выраженности передней поясной коры головного мозга. При решении арифметических задач у пациентов с унитарным типом депрессий наблюдаются трудности при разворачивании программы высказывания, что может свидетельствовать о снижении функции программирования. Пациенты с депрессиями саплементарного типа психопатоподобного подтипа выполняют методику «Сложная фигура Рея—Остеррица» быстрее остальных групп, получив несколько меньший балл при непосредственном воспроизведении, что может говорить об импульсивности (снижение функции контроля) (см. рис 1). В остальных методиках пациенты психопатоподобного подтипа не отличаются от группы сравнения. При депрессиях саплементарного типа неврозоподобного подтипа результаты пациентов значимо не отличаются от группы сравнения по большинству методик. В серии на переключении в Словестно-интерференционном тесте пациенты неврозоподобного подтипа выполняют методику значимо быстрее остальных групп без увеличения количества ошибок.

Рис. 1. Средние значения при копировании фигуры Рея—Остеррица

а — время копирования; б — непосредственное воспроизведение; в — целостность.

Рис. 2. Средние значения баллов по шкале «Обратный порядок» в методике «Прямые и обратные ряды».

Рис. 3. Средние значения баллов по шкале «Ошибки» в словесно-цветовом интерференционном тесте.

У пациентов с ЮХЭД и в группе сравнения наблюдаются значимые различия по критерию «Целостность» и «Баллы за копирование фигуры» — у группы ЮХЭД показатели ниже. Также значимые различия наблюдаются при выполнении методики «Шифрование», время выполнения у пациентов с ЮХЭД больше, чем у группы сравнения, и количество узоров в тесте «Визуальная беглость» значимо меньше у группы ЮХЭД. Сохранность процессов программирования и промежуточного контроля при построении высказывания (Составление рассказа по карикатурам Бидструпа) у пациентов группы ЮХЭД значимо ниже, чем в группе сравнения (см. табл. 2).

Результаты сравнения пациентов с ЮХЭД унитарного и саплементарного типов заключаются в различии по следующим показателям: баллы за непосредственное копирование фигуры Рея—Остеррица ниже у пациентов унитарного типа депрессии, показатель «Целостность» ниже у пациентов с депрессией унитарного типа, количество правильных ответов в серии «фонетическая беглость» в тесте «Вербальная беглость» ниже у пациентов с депрессией саплементарного типа. Подобные результаты можно объяснить тем, что проба на «фонетическую беглость» с житейской точки зрения непривычна, в связи с чем необходимо принимать решение в условиях меньшей определенности [28].

У пациентов с унитарным типом наблюдаются более низкие результаты по серии «Обратные ряды» в тесте «Digit span», большее количество ошибок в словесно-цветовом тесте, а также отмечается наличие резонерства.

Заключение

По результатам настоящего исследования можно заключить о наличии особенностей нейрокогнитивного функционирования у больных ЮХЭД. В целом у таких пациентов, в отличие от группы сравнения, наблюдаются правополушарная симптоматика и дисфункция легкой степени выраженности передних отделов левого полушария головного мозга. Пациенты с ЮХЭД неврозоподобного подтипа меньше всего отличаются от группы сравнения. Пациенты с депрессией унитарного типа отличаются от пациентов с депрессией саплементарного типа наличием более выраженной правополушарной симптоматики, а также снижением рабочей памяти (дорсолатеральные отделы головного мозга) и избирательного внимания (передняя поясная кора). Для пациентов с депрессией саплементарного типа характерно наличие трудностей в принятии решения в условиях неопределенности (снижение фонетической беглости). Сравнение неврозоподобного и психопатоподобного подтипов показывает наличие у пациентов психопатопободного подтипа снижения функции контроля, что может проявляться импульсивностью и принятием необдуманных решений.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Hölzel L, Härter M, Reese C, et al. Risk factors for chronic depression — a systematic review. Journal of Affective Disorders. 2011;129(1-3):1-13.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2010.03.025
  2. Hasin DS, Sarvet AL, Meyers JL, et al. Epidemiology of Adult DSM-5 Major Depressive Disorder and Its Specifiers in the United States. JAMA Psychiatry. 2018;75(4):336-346.  https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2017.4602
  3. Rowland TA, Marwaha S. Epidemiology and risk factors for bipolar disorder. Therapeutic Advances in Psychopharmacology. 2018;8(9):251-269.  https://doi.org/10.1177/2045125318769235
  4. Skodol AE, Grilo CM, Keyes KM, et al. Relationship of personality disorders to the course of major depressive disorder in a nationally representative sample. American Journal of Psychiatry. 2011;168(3):257-264.  https://doi.org/10.1176/appi.ajp.2010.10050695
  5. Merikangas KR, Akiskal HS, Angst J, et al. Lifetime and 12- month prevalence of bipolar spectrum disorder in the National Comorbidity Survey replication. Archives of General Psychiatry. 2007;64(5):543-552.  https://doi.org/10.1001/archpsyc.64.5.543
  6. Vos T, Abajobir AA, Abate KH, et al. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 328 diseases and injuries for 195 countries, 1990—2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016. The Lancet. 2017;390(10100):1211-1259. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(17)32154-2
  7. Jinnin R, Furukawa TA, Kawakami N, et al. PS228. Subthreshold depression persists and increases the risk for depression in late adolescence: a one-year cohort study. International Journal of Neuropsychopharmacology. 2016;19(1):83.  https://doi.org/10.1093/ijnp/pyw043.228
  8. Köhler S, Chrysanthou S, Guhn A, et al. Differences between chronic and nonchronic depression: Systematic review and implications for treatment. Depression and Anxiety. 2019;36(1):18-30.  https://doi.org/10.1002/da.22835
  9. Hyde JS, Mezulis AH, Abramson LY. The ABCs of depression: integrating affective, biological, and cognitive models to explain the emergence of the gender difference in depression. Psychological Review. 2008;115(2):291.  https://doi.org/10.1037/0033-295X.115.2.291
  10. Каледа В.Г., Мигалина В.В. Хронические эндогенные депрессии юношеского возраста. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(5-2):19-26.  https://doi.org/10.17116/jnevro202112105219
  11. Мазаева Н.А., Кравченко Н.Е. Нозоспецифические и половозрастные особенности депрессий у подростков. Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2018;2:18-23.  https://elibrary.ru/item.asp?id=35134861
  12. Олейчик И.В. Психопатология, типология и нозологическая оценка юношеских эндогенных депрессий (клинико-катамнестическое исследование). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(2):10-18.  https://elibrary.ru/item.asp?id=16597152
  13. Тиганов А.С. Проблема возрастных аспектов депрессивных состояний. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(11):3-6.  https://elibrary.ru/item.asp?id=21074381
  14. Крылова Е.С. Депрессия при расстройстве личности в юношеском возрасте. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(8):4-10.  https://doi.org/10.17116/jnevro20181180814
  15. Этингоф А.М. Клиника-психопатологические особенности и типология юношеских дисморфофобических депрессий. Психиатрия. 2003;5(5):53-58. 
  16. Мигалина В.В. Юношеские хронические эндогенные депрессии при расстройствах аффективного и шизофренического спектра. Психиатрия. 2021;19(1):54-62.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2021-19-1-54-62
  17. Цуцульковская М.Я., Копейко Г.И., Олейчик И.В., Владимирова Т.В. Роль психобиологических характеристик юношеского возраста в формировании клинической картины депрессий и особенностях терапии. Психиатрия. 2003;5(5):21-28. 
  18. Петрова Н.Н. Оптимизация антидепрессивной терапии. Обозрение Психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2013;2:83-96.  https://elibrary.ru/item.asp?id=20401783
  19. Бебуришвили А.А., Зяблов В.А., Каледа В.Г. Клинические особенности аутоагрессивного поведения у больных юношеского возраста с континуальным течением эндогенных аффективных расстройств. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018;2(18):82-86.  https://elibrary.ru/item.asp?id=34878910
  20. Isometsä E. Suicidal behaviour in mood disorders — who, when, and why? The Canadian Journal of Psychiatry. 2014;59(3):120-130.  https://doi.org/10.1177/070674371405900303
  21. Dong M, Zeng L, Lu L, et al. Prevalence of suicide attempt in individuals with major depressive disorder: a meta-analysis of observational surveys. Psychol Med. 2018;49(10):1691-1704. Drozdova K.A., Rupchev G.E., Semenova N.D. Violation of verbal gloom in patients with schizophrenia. Social and clinical psychiatry. 2015;25(4):9-19.
  22. Barbey A, Koenigs M, Grafman J. Dorsolateral prefrontal contributions to human working memory. Cortex. 2013;49(5):1195-1205. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2012.05.022
  23. Alves M, Yamamoto T, Arias-Carrion O, et al. Executive Function Impairments in Patients with Depression. CNS & Neurological Disorders — Drug Targets. 2014;13(6):1026-1040. https://doi.org/10.2174/1871527313666140612102321
  24. Channon S, Green P. Executive function in depression: the role of performance strategies in aiding depressed and non-depressed participants. Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry. 1999;66(2):162-171.  https://doi.org/10.1136/jnnp.66.2.162
  25. Li M, Xu H, Lu S. Neural Basis of Depression Related to a Dominant Right Hemisphere: A Resting-State fMRI Study. Behav Neurol. 2018;2018:1-10.  https://doi.org/10.1155/2018/5024520
  26. Liotti M, Mayberg H. The Role of Functional Neuroimaging in the Neuropsychology of Depression. J Clin Exp Neuropsychol. 2001;23(1):121-136.  https://doi.org/10.1076/jcen.23.1.121.1223
  27. Henry J, Crawford J. A Meta-Analytic Review of Verbal Fluency Deficits in Depression. J Clin Exp Neuropsychol. 2005;27(1):78-101.  https://doi.org/10.1080/138033990513654
  28. Дроздова К.А., Рупчев Г.Е., Семенова Н.Д. Нарушение вербальной беглости у больных шизофренией. Социальная и клиническая психиатрия. 2015;25(4):9-19. 
  29. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Издательский дом «Питер»; 2018.
  30. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Изд-во Моск. Ун-та; 1986.
  31. Вассерман Л.И., Чередникова Т.В. Невербальная методика «Комплексная фигура» Рея-Остерриета и ее психодиагностическое значение для квалификации нейрокогнитивного дефицита. Сибирский психологический журнал. 2013;49:13-25. 
  32. Вассерман Л.И., Ананьева Н.И., Вассерман Е.Л. и др. Нейрокогнитивный дефицит и депрессивные расстройства: структурно-функциональный подход в сравнительных многомерных исследованиях. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2013;4:58-67. 
  33. Белый Б.И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга. Медицина. 1987;142. 
  34. Ковязина М.С., Корсакова Н.Т. Новый взгляд на старую проблему: категория «Синдром» в психологии. Национальный психологический журнал. 2015;2(18):66-76.  https://doi.org/10.11621/npj.2015.0207

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.