Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гусева А.Л.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Пальчун В.Т.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России;
ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Левина Ю.В.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России;
ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Олимпиева С.П.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, ассоциированное с травматическим воздействием, заболеваниями среднего и внутреннего уха

Авторы:

Гусева А.Л., Пальчун В.Т., Левина Ю.В., Олимпиева С.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4910

Загрузок: 57


Как цитировать:

Гусева А.Л., Пальчун В.Т., Левина Ю.В., Олимпиева С.П. Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, ассоциированное с травматическим воздействием, заболеваниями среднего и внутреннего уха. Вестник оториноларингологии. 2020;85(5):12‑17.
Guseva AL, Pal’chun VT, Levina YuV, Olimpieva SP. Benign paroxysmal positional vertigo associated with trauma, middle and inner ear diseases. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2020;85(5):12‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20208505112

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­тод ре­гис­тра­ции вес­ти­бу­ляр­ных ми­оген­ных выз­ван­ных по­тен­ци­алов в ди­аг­нос­ти­ке за­бо­ле­ва­ний внут­рен­не­го уха. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):44-49

Список сокращений:

БМ — болезнь Меньера

ВН — вестибулярный нейронит

ДППГ — доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение

иДППГ — идиопатическое доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение

ОСТ — острая сенсоневральная тугоухость

СО — средний отит

ХСТ — хроническая сенсоневральная тугоухость

Доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение (ДППГ) относится к заболеваниям внутреннего уха и кодируется в МКБ-10 в блоке «Болезни внутреннего уха» рубрикой H81.1. Патогенез этого заболевания связан с нарушением структуры отолитовой мембраны утрикулюса, миграцией ее фрагментов в полукружные каналы и последующим нефизиологичным раздражением ампулярных рецепторов при их смещении под действием силы тяжести при поворотах головы [1, 2]. По данным многочисленных эпидемиологических исследований, число пациентов, страдающих ДППГ, увеличивается с возрастом, достигая максимума к 50—60 годам, что указывает на вероятную связь заболевания с возрастными дегенеративными изменениями рецепторов [3, 4]. Логично предположить, что другие факторы, вызывающие повреждение внутреннего уха, также могут оказывать дополнительное патологическое влияние на отолитовые структуры, что изменит течение ДППГ и повлияет на эффективность его лечения. К таким факторам можно отнести эндолимфатический гидропс при болезни Меньера (БМ), предполагаемое воздействие вирусов и нарушение микроциркуляции при вестибулярном нейроните (ВН), острой и хронической сенсоневральной тугоухости (ОСТ и ХСТ), интоксикации при гнойном процессе в барабанной полости при остром и хроническом гнойном среднем отите (СО), а также воздействие сотрясений при травмах головы различной этиологии. В ряде работ используются термин «идиопатическое (первичное) ДППГ» при невозможности выявить провоцирующий фактор в генезе заболевания и «вторичное ДППГ», возникающее при сопутствующей патологии среднего и внутреннего уха, а также под воздействием травматического фактора [5].

В связи с этим целью нашего исследования стало изучение особенностей течения и лечения посттравматического ДППГ и ДППГ, ассоциированного с заболеваниями внутреннего и среднего уха по сравнению с идиопатическим ДППГ.

Пациенты и методы

В исследование включены 640 пациентов (504 женщины и 136 мужчин в возрасте от 20 до 86 лет) с ДППГ различных полукружных каналов, обратившихся с февраля 2015 г. по февраль 2019 г. в ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова Москвы. Всем пациентам проведено комплексное отоневрологическое обследование [6], которое включало видеонистагмографию с использованием видеонистагмографа VNG Interacoustics VO 425 (Дания), диагностические позиционные тесты под контролем видеонистагмоскопии, видеоимпульсный тест с использованием системы EyeSeeCam Interacoustics (Дания). По показаниям проводилась тональная пороговая аудиометрия на приборе GSI-61 (США), калиброванном по стандарту FNSI-1989, тимпанометрия на импедансометре TITAN Interacoustics, клиническая версия (Дания), КТ височных костей или МРТ головного мозга. ДППГ диагностировали в случае возникновения характерного нистагма в тесте Dix-Hallpike и/или roll-тесте в соответствии с критериями Общества Барани [7] и Американской Академии хирургии головы и шеи [1]. При постановке диагноза БМ следовали Международным критериям, разработанным Обществом Барани в сотрудничестве с профессиональными сообществами разных стран [8]. Диагноз ВН ставили при наличии характерной клинической картины и одностороннего дефицита вестибулоокулярного рефлекса по данным видеоимпульсного теста [9]. При постановке диагноза ОСТ, ХСТ, острого и хронического СО следовали национальным клиническим рекомендациям [10—12]. ДППГ расценивали как посттравматическое, если воздействие травматического фактора (легкая черепно-мозговая травма, дентальная имплантация, хирургическое вмешательство на височной кости и околоносовых пазухах) имело место непосредственно перед дебютом симптоматики ДППГ (не больше 2 дней). ДППГ расценивали как идиопатическое (иДППГ) в случае, если не удавалось идентифицировать провоцирующий фактор.

По данным проведенного обследования, иДППГ наблюдали у 455 (71,1%) пациентов, вторичное ДППГ — у 185 (28,9%). Среди пациентов с вторичным ДППГ у 16 (2,5%) наблюдали ассоциацию с БМ, у 34 (5,3%) — с ОСТ, у 14 (2,2%) — с ВН, у 19 (2,9%) — с острым и хроническим СО и у 75 (11,7%) — с ХСТ. У 27 (4,2%) пациентов выявили посттравматическое ДППГ. Всем пациентам проводилось лечение репозиционными маневрами, а также учитывались рецидивы в течение последующих 3 лет.

Все признаки, анализируемые в настоящем исследовании, были качественными (порядковыми или альтернативными), поэтому для оценки достоверности различий частот выявления отдельных признаков в сравниваемых группах пациентов использовался точный критерий Фишера — статистический непараметрический критерий, независящий от характера распределения показателя. Использованы программы Excel 2010 и Statistica 7.0.

Результаты и обсуждение

Мы исследовали распределение иДППГ и вторичного ДППГ в зависимости от возраста у пациентов с ДППГ (табл. 1).

Из результатов, приведенных в табл. 1, следует, что число пациентов с иДППГ увеличивается с возрастом: так, в группе пациентов моложе 45 лет иДППГ выявлено в 66,4% случаев, а среди пациентов в возрасте 45—65 лет — в 80,1%. Уменьшение доли пациентов с иДППГ до 59,5% среди более пожилых пациентов (старше 65 лет), возможно, связано с появлением у них более тяжелой возрастной патологии, по сравнению с которой проблемы, связанные с головокружением, отходят на второй план, что приводит к снижению обращаемости к специалистам узкого профиля (отоневрологам). Доля пациентов с ДППГ в ассоциации с БМ, ОСТ, ВН, СО начиная с 45 лет невысока и практически не меняется с возрастом. Среди пациентов с ДППГ с возрастом достоверно увеличивается доля пациентов, у которых обнаружена ХСТ (3,1% пациентов в возрасте до 45 лет, 7,3% — 45—65 лет, 24,6% — старше 65 лет), что, по-видимому, связано с кумулятивным (накопительным) эффектом хронической патологии, из-за которого к пациентам, заболевшим в молодом возрасте, постепенно добавляются пациенты, заболевшие в более старшем возрасте, что естественно приводит к увеличению числа пациентов, страдающих ХСТ, в старших возрастных группах [13]. Сходная, но менее выраженная тенденция наблюдается и в отношении ассоциации ДППГ с СО (1,6% пациентов в возрасте до 45 лет, 2,5% — 45—65 лет, 4,6% — старше 65 лет). Отсутствие зависимости от возраста частоты обнаружения таких сопутствующих заболеваний среднего и внутреннего уха у пациентов с ДППГ, как БМ, ОСТ и ВН, позволяет предположить, что их возникновение патогенетически не связано с ДППГ, однако нельзя исключить, что они могут оказывать определенное влияние на течение ДППГ после ассоциации с ним.

Таблица 1. Распределение по возрасту пациентов с иДППГ, посттравматическим ДППГ и ДППГ, ассоциированным с заболеваниями внутреннего и среднего уха

Сопутствующие факторы, влияющие на течение ДППГ

1-я группа, <45 лет

2-я группа, 45—65 лет

3-я группа, >65 лет

p-значения

иДППГ (n=455)

85 (66,4%)

254 (80,1%)

116 (59,5%)

p1–2=0,003

Болезнь Меньера (n=16)

4 (3,1%)

6 (1,9%)

6 (3,1%)

p>0,05

Острая сенсоневральная тугоухость (n=34)

16 (12,5%)

12 (3,8%)

6 (3,1%)

p1—2=0,002

p1—3=0,001

Вестибулярный нейронит (n=14)

8 (6,3%)

4 (1,3%)

2 (1%)

p1—2=0,006

p1—3=0,02

Средние отиты (n=19)

2 (1,6%)

8 (2,5%)

9 (4,6%)

p>0,05

Хроническая сенсоневральная тугоухость (n=75)

4 (3,1%)

23 (7,3%)

48 (24,6%)

p1—3<0,000001

p2—3<0,000001

Посттравматическое ДППГ (n=27)

9 (7%)

10 (3,1%)

8 (4,1%)

p1—3<0,000001

p2—3<0,000001

Среди пациентов с ОСТ у 30 (88,2%) отмечалась 3-я степень тугоухости или глухота. У всех пациентов с БМ длительность заболевания была >3 лет, а сенсоневральная тугоухость на пораженное ухо была не менее 2-й степени. Во всех случаях пациенты с ОСТ и в 71,4% случая пациенты с ВН отметили возникновение симптоматики ДППГ (позиционные приступы головокружения) в течение 1—3 дней после начала ассоциированного заболевания.

Во всех случаях при ассоциации ДППГ с ОСТ, ВН, БМ, СО и травматическим фактором отолитиаз локализовался на стороне заинтересованного уха, т.е. уха, пораженного сопутствующим заболеванием, или со стороны полученной травмы. У 56 (74,6%) пациентов с ХСН снижение слуха было двусторонним, а отолитиаз выявлен только на одной стороне.

Структура поражения полукружных каналов при иДППГ и вторичном ДППГ представлена в табл. 2.

Из результатов, приведенных в табл. 2, следует, что при иДППГ задний полукружный канал поражается чаще всего — в 81,1% случая; горизонтальный канал — в 21,1% случая, а передний полукружный канал — только в 7,5% случая. При этом на долю мультиканального поражения приходится 10,1% всех случаев. Наши данные согласуются с данными других исследователей, указывающих на самое частое поражение заднего полукружного канала и самое редкое — переднего полукружного канала, а также на нечастое сочетанное поражение каналов [14—16]. При ДППГ, ассоциированном с БМ, ОСТ и СО, по сравнению с иДППГ достоверно чаще наблюдается мультиканальное поражение с вовлечением горизонтального полукружного канала (62,5% при БМ, 58,8% при ОСТ, 47,4% при СО против 21,1% при иДППГ, p<0,03). Для посттравматического ДППГ по сравнению с иДППГ наиболее характерно поражение заднего полукружного канала (100% при посттравматическом ДППГ и 81,1% при иДППГ, p<0,03).

Таблица 2. Частота обнаружения типов поражения полукружных каналов при иДППГ, посттравматическом ДППГ и ДППГ, ассоциированном с заболеваниями среднего и внутреннего уха (полужирным курсивом указаны группы, которые достоверно отличались от группы иДППГ)

Локализация отолитиаза

Отолитиаз ЗПК

Отолитиаз ГПК

Отолитиаз ППК

Мультиканальное поражение

иДППГ (n=455)

369 (81,1%)

96 (21,1%)

34 (7,5%)

46 (10,1%)

БМ-ДППГ (n=16)

12 (75%)

10 (62,5%)

2 (12,5%)

8 (50%)

ОСТ-ДППГ (n=34)

22 (64,7%)

20 (58,8%)

0

8 (23,5%)

ВН-ДППГ(n=14)

14 (100%)

2 (14,3%)

0

2 (14,3%)

СО-ДППГ(n=19)

15 (78,9%)

9 (47,4%)

0

5 (26,3%)

ХСТ-ДППГ(n=75)

61 (81,3%)

16 (21,3%)

2 (2,7%)

4 (5,3%)

Посттравматическое ДППГ(n=27)

27 (100%)

4 (14,8%)

0

4 (14,8%)

p-значение

p1—3, 7≤0,03

p1—2, 3, 5≤0,03

p1—3, 4, 5, 7≤0,03

p1—2, 3, 6≤0,04

Примечание: ЗПК — задний полукружный канал, ГПК — горизонтальный полукружный канал, ППК — передний полукружный канал.

Результаты исследования эффективности лечения репозиционными маневрами и склонности к рецидивам иДППГ, посттравматического ДППГ и ДППГ, ассоциированного с заболеваниями среднего и внутреннего уха, представлены в табл. 3.

Таблица 3. Эффективность лечения репозиционными маневрами и склонности к рецидивам иДППГ, посттравматического ДППГ и ДППГ, ассоциированного с заболеваниями среднего и внутреннего уха (полужирным курсивом указаны группы, которые достоверно отличались от группы иДППГ)

Эффективность лечения и рецидивирования ДППГ

Излечение после однократного маневра

Излечение на первом приеме

2 визита и более для проведения лечения

Подтвержденные рецидивы ДППГ в течение 3 лет

иДППГ (n=455)

146 (32,1%)

311 (68,4%)

88 (19,3%)

124 (27,3%)

БМ-ДППГ (n=16)

4 (25%)

6 (37,5%)

10 (62,5%)

8 (50%)

ОСТ-ДППГ (n=34)

6 (17,6%)

12 (35,3%)

16 (47,1%)

6 (17,6%)

ВН-ДППГ(n=14)

0 (0%)

2 (14,3%)

12 (85,7%)

6 (42,9%)

CO-ДППГ(n=19)

8 (42,1%)

17 (89,5%)

2 (10,5%)

6 (31,6%)

ХСТ-ДППГ(n=75)

18 (24%)

36 (48%)

20 (26,7%)

27 (36%)

Посттравматическое ДППГ(n=27)

9 (33,3%)

26 (96,3%)

0 (0%)

5 (18,5%)

p-значение

p1–4=0,01

p1—2, 3, 4, 7≤0,01

p1—2, 3, 4, 7≤0,008

p1—2=0,04

При ВН отмечается резистентное к лечению репозиционными маневрами течение ДППГ: ни у одного пациента не удалось разрешить отолитиаз после выполнения одного репозиционного маневра (0% при ВН и 32,1% при иДППГ, p=0,01) и только у 35,3% пациентов после проведения нескольких лечебных маневров на первом приеме, что достоверно отличается от эффективности лечения иДППГ на первом приеме (35,3% при ВН и 68,4% при иДППГ p<0,01). Эффективность репозиционных маневров на первом приеме достоверно ниже при ассоциации ДППГ с БМ, ОСТ и ВН по сравнению с иДППГ (37,5% при БМ, 35,3% при ОСТ, 85,7% при ВН и 68,4% при иДППГ, p<0,01). При сочетании ДППГ с БМ, ОСТ, ВН со стороны пациента требуется больше визитов к врачу для выполнения репозиционных маневров (>2 повторных приемов) по сравнению с иДППГ (62,5% при БМ, 47,1% при ОСТ, 14,3% при ВН, 19,3% при иДППГ, p<0,008). Посттравматическое ДППГ лучше поддается лечению, чем иДППГ (излечение на первом приме в 68,4% случаев при иДППГ и 96,3% случаев при посттравматическом ДППГ, p=0,0009).

При анализе склонности к рецидивам в случае ассоциации ДППГ с различными заболеваниями отмечено, что ДППГ достоверно чаще рецидивирует при сочетанном течении с БМ (50% при БМ и 27,3% при иДППГ, p=0,04).

ДППГ, ассоциированное с БМ, ОСТ и ВН, больше всего отличается от иДППГ, что может быть связано с наиболее выраженными структурными поражениями отолитовой мембраны при воздействии патогенетических факторов при этих заболеваниях (эндолимфатического гидропса при БМ и предположительного вирусного поражения рецепторов и ганглиев при ОСТ и ВН). Это подтверждается данными других исследователей [5, 17—19]. По результатам проведенных нами ранее исследований, развитие ДППГ наблюдалось у 8,9% пациентов с ВН и не зависело от выраженности снижения вестибулоокулярного рефлекса на стороне поражения [20]; при БМ частота встречаемости ДППГ составляла 14,4% и наиболее часто такая ассоциация наблюдалась у лиц пожилого возраста [21]; при ОСТ пациенты ДППГ составили 5,3% всех обследованных, у которых, помимо отолитиаза, отмечали гипо- или гиперрефлексию ампулярных рецепторов с пораженной стороны.

Заключение

Таким образом, по нашим данным, сочетанное течение ДППГ с заболеваниями внутреннего и среднего уха наблюдалось в 28,9% случаев, из которых в 2,5% ДППГ ассоциируется с БМ, в 5,3% — с ОСТ; в 2,2% — с ВН; с 2,9% — со СО, в 11,7% — с ХСТ. Посттравматическое ДППГ диагностировано у 4,2% пациентов с ДППГ. иДППГ встречается наиболее часто и имеет наиболее благоприятный прогноз в лечении. В отличие от иДППГ при ассоциации ДППГ с БМ, ОСТ и СО чаще наблюдается сочетанное поражение заднего и горизонтального полукружных каналов. ДППГ, ассоциированное с БМ, ОСТ, ВН более резистентно к лечению репозиционными маневрами по сравнению с иДППГ: реже наблюдается успешная репозиция на первом приеме, а также требуется большее количество повторных приемов врача. ДППГ при ассоциации с БМ склонно к более частым рецидивам. Течение ДППГ на фоне ХСТ и посттравматического ДППГ наиболее схоже с течением иДППГ, что, вероятно, объясняется наименьшими дегенеративными изменениями отолитовой мембраны утрикулюса.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.