Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гарбарук Е.С.

Лаборатория слуха и речи Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, 197022

Гойхбург М.В.

Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России, Москва, Россия 117513

Важыбок Д.

Ольденбургский университет им. Карла фон Оссиецки, Ольденбург, Германия, 26129

Таварткиладзе Г.А.

ФГУ "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования"

Павлов П.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Кольмайер Б.

Ольденбургский университет им. Карла фон Оссиецки, Ольденбург, Германия, 26129

Использование скрининговых анкет для выявления центральных слуховых расстройств в педиатрической практике

Авторы:

Гарбарук Е.С., Гойхбург М.В., Важыбок Д., Таварткиладзе Г.А., Павлов П.В., Кольмайер Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1481

Загрузок: 73


Как цитировать:

Гарбарук Е.С., Гойхбург М.В., Важыбок Д., Таварткиладзе Г.А., Павлов П.В., Кольмайер Б. Использование скрининговых анкет для выявления центральных слуховых расстройств в педиатрической практике. Вестник оториноларингологии. 2018;83(4):43‑50.
Garbaruk ES, Goĭkhburg MV, Warzybok A, Tavartkiladze GA, Pavlov PV, Kollmeier B. The application of the screening questionnaires for the diagnostics of the central auditory processing disorders in the pediatric practice. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2018;83(4):43‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201883443

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Встречаемость центральных слуховых расстройств (ЦСР) в настоящее время известна весьма приблизительно. У взрослых она оценивается как 10—20%, увеличиваясь к пожилому и старческому возрасту до 80% [1, 2]. У детей частота ЦСР колеблется от 2—3% до 10—12%. У мальчиков ЦСР встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Среди школьников около 7% имеют ЦСР [3—6].

Типичными проявлениями ЦСР являются [7—9]:

— трудности восприятия речи в шумной обстановке;

— частое переспрашивание, просьба переформулировать сказанное;

— трудности восприятия быстрой или искаженной речи (например, разговор по телефону);

— часто несоответствующая, неподходящая реакция на вопрос;

— проблемы с удержанием внимания;

— затруднение при выполнении вербальной инструкции;

— сложности при обучении, при изучении иностранных языков или нового речевого материала.

Для оценки функции центральных отделов слуховой системы используется большое число методов, как объективных (электрофизиологических), так и субъективных (психоакустических). Однако в настоящее время не существует единого принятого алгоритма диагностического обследования как детей, так и взрослых с подозрением на ЦСР. Отсутствуют единые критерии постановки диагноза [2, 8, 10—12].

Диагностика ЦСР у детей значительно затрудняется схожестью общей картины ЦСР с проявлениями других нарушений. К таким нарушениям относятся синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость и др. Дополнительная трудность при диагностике вызвана тем, что большинство психоакустических тестов применимо в возрасте старше 7 лет, при соответствии когнитивного развития этому возрасту. Для возраста младше 7 лет нормативные данные большинства психоакустических тестов имеют большой разброс. Поэтому для детей младше 7—8 лет диагностика ЦСР должна проводиться с особой осторожностью и возможна лишь в результате совместной работе различных специалистов: сурдологов, неврологов, психологов, логопедов, специальных педагогов [6, 13, 14].

У детей младшего возраста диагностика ЦСР предусматривает использование скрининговых инструментов и опросников, по результатам которых определяют, относится ли ребенок к группе риска по ЦСР. В последнем случае рекомендуется наблюдение. В настоящее время методики выявления детей с подозрением на ЦСР продолжают оставаться предметом горячих обсуждений и многочисленных исследований. J. Jerger и F. Musiek [15] отмечают, что выявление ЦСР может включать в себя наблюдение за ребенком, использование отдельных скрининговых тестов, применение скрининговых анкет-опросников или любую комбинацию перечисленных подходов. Также специалистами отмечается важность наблюдения за ребенком как в классе, так и во внеклассной обстановке [14, 16].

Для выявления ЦСР у детей разработано несколько скрининговых анкет. Например, в англоязычных странах широко используются:

— анкета выявления слуховых трудностей Фишера (Fisher’s Auditory Checklist) [17];

— шкала слухового поведения ребенка (Children’s Auditory Performance Scale, CHAPS) [18];

— опросник Буффало (Buffalo Model Questionnaire Revised) [19];

— скрининговый опросник для выявления трудностей в обучении (Screening Instrument for Targeting Educational Risk) [20] и др.

Следует отметить, что в настоящее время скрининговые опросники-анкеты на русском языке отсутствуют.

Цель данного исследования — апробация русифицированного варианта анкет, предназначенных для выявления трудностей слухового восприятия у русскоязычных детей разного возраста: шкалы слухового поведения ребенка (Children’s Auditory Performance Scale, CHAPS-шкала) и анкеты выявления слуховых трудностей Фишера (Fisher’s Auditory Checklist, анкета Фишера).

Обследованы 52 нормально слышащих ребенка — носители русского языка, в возрасте от 5 до 11 лет (5 детей 5 лет; 6—6 лет; 13—7 лет; 14 —8 лет; 7—9 лет; 7—10 лет; 2 —11 лет).

Всем слушателям было проведено аудиологическое обследование, включающее тональную пороговую аудиометрию, импедансометрию, а также речевую аудиометрию в шуме с использованием упрощенной версии русского матриксного фразового теста (Simplified RuMatrix). Условия включения в исследование были следующими: пороги слуха ниже 15 дБ в речевом диапазоне частот; тимпанограмма типа А; нормальные пороги регистрации акустического рефлекса стременной мышцы; нормальные результаты упрощенной версии RuMatrix-теста; отсутствие задержки речевого развития; хорошая академическая успеваемость; родной язык — русский. Родители заполняли русифицированные версии опросников: CHAPS-шкалу и анкету Фишера (анкеты приведены в приложении).

CHAPS-шкала содержит 36 вопросов, сгруппированных по 6 разделам: слушание в тишине; слушание в шуме; слушание в идеальных акустических условиях; слухо-зрительное восприятие; слуховое внимание; слуховая память. Оценка возможностей ребенка в данной анкете проводится в сравнении с возможностями сверстников. Минимальная оценка CHAPS-шкалы составляет –5 баллов (у ребенка есть выраженные трудности при использовании данного навыка), максимальная +1 балл (данный навык у ребенка лучше, чем у сверстников). CHAPS-шкала предназначена для использования педагогами детских садов и школ.

Анкета Фишера состоит из 25 вопросов, которые оценивают различные компоненты слуховой обработки: слуховое внимание, понимание речи, восприятие речи в шуме, слухо-зрительную интеграцию и др. Каждый вопрос оценивается как 0 или 4 балла. Максимально возможная оценка по данной шкале — 100 баллов, что соответствует отсутствию трудностей в слуховом восприятии.

Результаты и обсуждение

Анкета Фишера. Данные анкетирования детей 5—11 лет приведены в таблице.

Нормативные данные анкеты Фишера для русскоязычных детей
Среднее значение анкеты Фишера для всех детей составило 85,7±9,3 балла.

Отмечаются большая неоднородность данных у детей 7—8 лет и уменьшение показателей у детей 8 лет по сравнению с детьми других возрастных групп. Возможно, это связано с началом обучения в школе и увеличением требований к восприятию речи, увеличением настороженности родителей относительно успеваемости детей. С возрастом эта тенденция исчезает.

Отсутствие расхождения между нормативными данными у русскоязычных детей, полученными в настоящем исследовании, и данными у англоязычных детей, полученными Фишером [17], подтверждает надежность результатов этого исследования и позволяет сделать вывод об отсутствии значимой корреляции опросника Фишера с используемым языком тестирования.

В соответствии с полученными данными, принимая нижнюю границу нормы как среднее значение минус два стандартных отклонения, следует рекомендовать проведение полной батареи тестов на ЦСР для детей с результатом анкеты Фишера менее 67 баллов. Лишь двое детей в данном исследовании имели общую оценку по анкете Фишера менее 67 баллов (CHAPS-шкала и речевая аудиометрия в шуме не выявили нарушений восприятия речи у этих двух детей).

CHAPS-шкала. Среднее значение CHAPS-шкалы для всех детей составило 0,08±0,26 балла. На рис. 1 представлены

Рис. 1. Нормативные данные CHAPS-шкалы для русскоязычных детей 5—10 лет.
результаты анкетирования по возрастам. Отмечается понижение результатов у детей 7—8 лет относительно детей 5—6 и 9—10 лет. Сходная тенденция, обусловленная теми же факторами, была отмечена и при анкетировании Фишера.

Нижняя граница нормы, вычисляемая как среднее значение минус два стандартных отклонения, имеет наименьшее значение в группе детей 7—8 лет и составляет –0,54 балла. В соответствии с этим следует рекомендовать проведение полной батареи тестов на ЦСР для детей с результатом CHAPS ниже –1 балла.

На рис. 2 приведены

Рис. 2. Данные CHAPS-шкалы по различным областям слуховой обработки для детей 5—10 лет. Обозначения: шум — слушание в шуме; тишина — слушание в тишине; идеальные — слушание в идеальных акустических условиях; мультимодальные — слухо-зрительное восприятие; память — слуховая память; внимание — слуховое внимание. Точками обозначена нижняя граница нормы для каждой из областей.
результаты CHAPS-шкалы, усредненные по детям всех возрастов, сгруппированные по 6 различным областям слуховой обработки. Среди всех обследованных детей один имел оценку ниже, чем –1 балл в разделе «слушание в идеальных акустических условиях»; еще один ребенок получил оценку –1 в разделе «слуховая память». Следует отметить, что по анкете Фишера у этих двух детей общая оценка превышала 67 баллов, также отсутствовало нарушение разборчивости речи в шуме на основании упрощенной версии RuMatrix-теста.

Сопоставление данных речевой аудиометрии и анкет CHAPS, Фишера. Корреляция между результатами анкеты Фишера и CHAPS-шкалы отсутствует. Также не получена корреляция данных анкетирования с результатами речевой аудиометрии в шуме, что свидетельствует об отсутствии ЦСР в исследуемой группе.

Результаты упрощенной версии RuMatrix-теста показали, что у младших детей в возрасте от 5 до 6 лет были более высокие (худшие) пороги распознавания речи, чем у детей старшего возраста. Для всех возрастных групп детей показана одинаковая повторяемость результатов речевого тестирования.

Для заполнения родителями анкета Фишера оказалась более удобной, так как она не требует сравнения навыков своего ребенка со сверстниками.

В данной работе отсутствовали дети с ЦСР, поэтому чувствительность данных скрининговых анкет к ЦСР не была оценена. Для исследования чувствительности анкет необходимо продолжать исследование в группе детей с подозрением на центральные нарушения слуха.

Выводы

1. Получены нормативные данные анкет CHAPS и Фишера для детей с нормальным слухо-речевым развитием в возрасте от 5 до 10 лет, которые хорошо согласуются с данными англоязычной версии опросников.

2. Рекомендовано проведение полной батареи тестов на ЦСР для детей с результатом анкеты Фишера менее 67 баллов.

3. Рекомендовано проведение полной батареи тестов на ЦСР для детей с результатом CHAPS-шкалы менее —1 балла.

4. Анкета Фишера более удобна для заполнения родителями.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Приложение

Анкета выявления слуховых проблем Фишера

(Fisher’s Auditory Problems Chechlist)

ФИ учащегося______________Возраст _____________Класс (группа) _________

Дата заполнения _____ФИ заполняющего_______Кем приходится ребенку _______

Пожалуйста, отметьте галочкой пункты, соответствующие Вашему ребенку:

___1. Ранее наблюдалось снижение слуха.

___2. Ранее отмечались заболевания наружного/среднего уха.

___3. Не обращает внимание, не слушает инструкции в 50% или более случаев.

___4. Невнимательно слушает инструкции — зачастую их приходится повторять.

___5. Переспрашивает «Что?», «Как?» по пять раз в день или более.

___6. Не может внимательно слушать более нескольких секунд.

___7. Имеет короткую слуховую память: ____0—2 минуты, _____5—15 минут,

____2—5 минуты, _____15—30 минут.

___8. Временами «отключается», «витает в облаках».

___9. Легко отвлекается на посторонние звуки.

___10. Имеет трудности с восприятием и различением звуков речи (фонем).

___11. Вообще имеет трудности с различением звуков.

___12. Забывает сказанное через несколько минут.

___13. Не помнит простые, обыденные вещи, повторяющиеся изо дня в день.

___14. С трудом вспоминает услышанное на прошлой неделе (в прошлом месяце, году).

___15. Испытывает трудности, вспоминая последовательность услышанного.

___16. Имеет трудности при выполнении устной инструкции.

___17. Часто неправильно понимает сказанное.

___18. Не понимает многие слова (словесные понятия), соответствующие своему возрасту и уровню развития.

___19. Плохо усваивает устный учебный материал.

___20. Имеет проблемы с речью (морфология, синтаксис, словарь, фонетика).

___21. Имеет артикуляторные проблемы.

___22. Не всегда может увязать то, что видит, и то, что слышит.

___23. Испытывает недостаток мотивации к учебе.

___24. Демонстрирует замедленную, отсроченную реакцию на речь.

___25. Достижения в учебе в одной или нескольких дисциплинах ниже среднего уровня.

Общий балл: число не отмеченных пунктов ________× 4 =________.

Если полученный общий балл менее 67 баллов, то требуется проведение диагностического обследования на центральные слуховые расстройства.

Анкета слухового поведения ребенка

CHAPS (Children’s Auditory Performance Scale)

ФИ ребенка __________ Возраст __________ Дата заполнения __________

ФИО заполняющего ________ Кем Вы приходитесь ребенку _________

Заполните анкету, сравнивая Вашего ребенка с другими детьми того же возраста и развития. Например, все дети в шумной комнате не очень хорошо слышат и понимают. Однако некоторым детям сложнее это делать, чем другим. Ваша задача — определить, испытывает ли Ваш ребенок больше трудностей, чем другие дети при тех же условиях. Поставьте Вашу оценку, обводя правильный ответ кружочком. Анкета предназначена для детей 7 лет и старше.

Если такое подробное сравнение с другими детьми сложно для Вас, то можно для ответа использовать три варианта ответа: «лучше других» (+1); «так же, как другие» (0); «хуже других» (–1).

Просуммируйте обведенные ответы для каждого из окружающих условий. Запишите полученную величину в графу Общая оценка для соответствующего условия. При суммировании внимательно обращайте внимание на знаки «+» и «–». Преобразуйте полученные суммы, как указано ниже, и запишите результат в графу Усредненная оценка. Если в графе Всего усредненная оценка менее –1 балла, то требуется проведение диагностического обследования на центральные слуховые расстройства. Усредненная оценка может быть отмечена на графике для сравнения слухового поведения данного ребенка с нормативными данными.

Отметьте на графике усредненную оценку.

1, 2e-mail: kgarbaruk@ mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9535-6063

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.