Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сафроненко Л.А.

Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия, 344000

Давыдова А.П.

Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия, 344000

Карпов В.В.

Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России, Балашиха, Московская область

Лукашевич М.Г.

Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия, 344000

Новиков В.А.

Проблемы лечения стенозирующего ларинготрахеита у детей (результаты 35-летнего опыта)

Авторы:

Сафроненко Л.А., Давыдова А.П., Карпов В.В., Лукашевич М.Г., Новиков В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 675

Загрузок: 11

Как цитировать:

Сафроненко Л.А., Давыдова А.П., Карпов В.В., Лукашевич М.Г., Новиков В.А. Проблемы лечения стенозирующего ларинготрахеита у детей (результаты 35-летнего опыта). Вестник оториноларингологии. 2017;82(3):19‑21.
Safronenko LA, Davydova AP, Karpov VV, Lukashevich MG, Novikov VA. The problems associated with the treatment of stenosing laryngotracheitis in the children (the results of the 35 year-long experience). Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2017;82(3):19‑21. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201782319-21

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз ре­зуль­та­тов хи­рур­ги­чес­ко­го и ком­би­ни­ро­ван­но­го ле­че­ния па­ци­ен­тов с ме­нин­ги­ома­ми об­лас­ти кра­ни­овер­теб­раль­но­го пе­ре­хо­да: од­но­цен­тро­вое рет­рос­пек­тив­ное ис­сле­до­ва­ние 196 слу­ча­ев. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):22-29
Эф­фек­тив­ность дис­тан­ци­он­ных ме­то­дов ког­ни­тив­но-по­ве­ден­чес­кой те­ра­пии хро­ни­чес­кой ин­сом­нии и воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ком­би­ни­ро­ван­ных под­хо­дов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):58-62
Ком­би­ни­ро­ван­ный под­ход к кор­рек­ции воз­рас­тных из­ме­не­ний ли­ца: вы­со­ко­ин­тен­сив­ный сфо­ку­си­ро­ван­ный ультраз­вук (HIFU), бо­ту­ло­ток­син и фил­ле­ры на ос­но­ве ги­алу­ро­но­вой кис­ло­ты. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):346-356
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние и фак­то­ры прог­но­за при пе­ри­хи­ляр­ной опу­хо­ли. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(2):14-23

Острые заболевания органов дыхания у детей составляют около 50% детской патологии и особенно часто поражают ребенка в раннем детском возрасте [1]. Тенденции к снижению заболеваемости не отмечается, при этом растет число ОРВИ, сопровождающихся обструкцией дыхательных путей, в том числе и стенозирующим ларинготрахеитом (СЛТ). Заболевание характеризуется малопредсказуемым течением, быстрым развитием дыхательной недостаточности, возможностью бактериальных осложнений и летального исхода. Распространенность СЛТ составляет в среднем 80—120 человек на 1000 детского населения. Учитывая ургентный характер патологии, дети со стенотическим дыханием в Ростове-на-Дону всегда госпитализировались только в больницу скорой медицинской помощи.

До февраля 1979 г. помощь больным обеспечивалась в условиях детского ЛОР-отделения при участии педиатров, при этом среднегодовое количество пролеченных больных составляло от 50 до 120 человек. Лечение больных осуществлялось соответственно рекомендациям Ю.В. Митина [3], большое внимание уделялось ингаляционной терапии, была предложена методика прерывистой интубации, что позволило продлить интубацию до 10—12 сут, однако достаточно часто проводилась и трахеотомия (у 5—12% детей).

В 80-х годах начался бурный рост заболеваемости СЛТ (за 10 лет более чем в 10 раз), в связи с чем одно из инфекционных отделений городской больницы № 1 было перепрофилировано для лечения этого контингента больных. Специфика патологии потребовала пересмотра ролевого участия специалистов в лечебном процессе, длительного обучения персонала, дополнительного обеспечения ингаляционной аппаратурой и реанимационным оборудованием. Несмотря на значительные организационные трудности в период организации и становления «ларингитного» отделения, за прошедшие 35 лет сотрудниками кафедры детских болезней и крупного ЛОР-стационара накоплен большой клинический опыт, получены определенные положительные результаты, которые дают основание для проведения анализа состояния проблемы и подведения некоторых итогов работы.

В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной литературе появилось много работ, свидетельствующих об изменении клинического течения, а следовательно, и лечебно-диагностических подходов ко многим заболеваниям детского возраста [4—6]. Нами отмечены и некоторые особенности частоты встречаемости и течения СЛТ.

За анализируемый период было отмечено некоторое снижение заболеваемости СЛТ: в 80-е годы среднегодовое количество госпитализированных больных составляло около 1500—2000, в 90-е годы — снизилось до 900—1200, а в последнее десятилетие сохраняется на стабильном уровне — 830—860. Обращает на себя внимание изменение возрастного состава больных детей: если в 1-й половине анализируемого периода более 80% составляли дети от 1 года до 3 лет, то в последние 15 лет наметилась настораживающая тенденция к «омоложению» заболевания, и сейчас почти 50% больных составляют дети первого года жизни. При этом случаи заболевания нередко (8—12%) регистрируются даже в первом полугодии жизни, что противоречит традиционной точке зрения о нетипичности этого явления для данной возрастной группы.

Реализация ОРВИ в форме СЛТ определяется не столько видом инфекции, сколько состоянием индивидуальных особенностей иммунитета и реактивности дыхательных путей ребенка. Этот факт ярко иллюстрируют характерные анамнестические признаки и иммунный статус наших пациентов. Так, по сравнению с первой половиной исследуемого периода выявлен значительный рост частоты патологии беременности у матерей больных детей, достигшей в последние годы 82—89%, а в 80-е годы это показатель составлял 60—65%. Если отягощенность аллергического анамнеза отмечалась ранее у 68—71% больных, то частота сенсибилизирующих факторов в последнем десятилетии достигла 90—96%. Отмечено также существенное нарастание индекса инфекционной заболеваемости у данного контингента больных.

Как показали результаты исследований, иммунный статус больных СЛТ характеризуется существенным (в 1,5—2 раза ниже нормы) снижением уровня сывороточного и секреторного IgA при небольших изменениях содержания IgG и IgM, низкими показателями клеточного иммунитета и тенденцией к гиперпродукции IgE.

Сроки госпитализации, клинические особенности и лечебная тактика при СЛТ за истекший период претерпели определенные изменения, что, на наш взгляд, отразилось на результатах работы отделения. Так, если в 80-е годы более 50% больных поступали в стационар на 3-й день от начала заболевания, то в последующие годы в 2/3 случаев госпитализация была своевременной. Анализ особенностей течения заболевания позволил выделить характерные клинические признаки СЛТ при доминировании разных компонентов стенотического процесса: отечного (75—80%), обтурационного (20—15%), спастического (5%), и разработать дифференцированную лечебную тактику для каждой группы больных.

Что касается развития и характера осложнений, то в течение последних лет отмечается значительное снижение частоты бактериальных осложнений по сравнению с 1-й половиной исследуемого периода, что особенно ярко иллюстрирует более чем 10-кратное снижение частоты пневмонии, даже у больных с декомпенсированным стенозом гортани. В то же время констатируется отчетливая тенденция к росту частоты бронхообструктивного синдрома (БОС) (у 10—15% больных в 80-х годах, у 30—35% в последнее десятилетие) и гипоксической энцефалопатии у тяжелобольных (с 40—50 до 70—78%).

В течение анализируемого периода постоянно совершенствовались методы терапии СЛТ, со временем претерпевшие существенные изменения. Так, значительно снизилась частота назначения инфузионной терапии (с 20—40 до 3—5%), антибиотиков (со 100 до 38—52%), парентерально вводимых глюкокортикостероидов (ГКС) — (со 100 до 60%), проведения продленной интубации (с 7—11 до 0,5—2%). В интенсивной терапии практически не используется трахеотомия (в 1-й половине анализируемого периода частота данной манипуляции составляла 5—10%). Лечение больного СЛТ стало более бережным, щадящим и в то же время более эффективным благодаря совершенствованию основного его компонента — ингаляционной терапии в специальных детских кислородных палатках и применения «адресной» доставки препаратов с помощью разнообразной ингаляционной техники. Так, после проведенного рандомизированного исследования в повседневную практику внедрено использование небулизированного будесонида. Этот вариант ингаляционной терапии способствовал модификации традиционного лечения парентеральными ГКС, которое травмировало ребенка и вело к усилению ларингоспазма. Применение пульмикорта позволило сократить сроки купирования стеноза гортани и сделало возможной безинъекционную терапию СЛТ у детей.

В последние годы также стала возможной ингаляционная доставка муколитических средств (препараты амброксола).

Об адекватности разработанных лечебных мероприятий свидетельствует более быстрое купирование стенотического синдрома в настоящее время. Так, дестенозирующий эффект терапии достигался в 1-й половине исследуемого периода лишь у 58—64% больных в течение 2 сут лечения, в то время как в настоящее время — у 85—90%. Существенно снизилось число детей, переводимых в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) в связи с декомпенсацией стенотического синдрома: с 16—18% в 80-е годы до 2—5% в последние 5 лет.

Клиническую эффективность результатов проделанной работы документируют основные показатели работы отделения. Средняя продолжительность лечения больных СЛТ сократилась с 10 койко-дней до 4,5; более чем в 10 раз снизилась летальность: с 2—2,5 до 0—0,2% в инфекционном отделении, с 16,8 до 0—6% в ОРИТ.

Эти данные обусловлены накопленным многолетним опытом, совершенствованием методов терапии, стандартов лечения как на догоспитальном этапе, так и в стационаре, а также четким определением критериев перевода ребенка в ОРИТ, проведения назотрахеальной интубации и трахеотомии. Результаты 35-летнего опыта нашли отражение в неоднократно переизданных «Протоколах диагностики и лечения острых заболеваниях органов дыхания у детей» [7—10], которые утверждены Минздравом России.

Динамическое наблюдение за детьми, лечившимися по поводу СЛТ, выявило отчетливую тенденцию к его рецидивированию (в 30—40% случаев). Изучение десятилетнего катамнеза у 165 детей с рецидивами СЛТ (средняя частота 6,56±0,47 случая в год) обнаружило значительную отягощенность аллергоанамнеза как наследственного, так и личного: проживание в неблагополучном районе города, мужской пол (63,3%), случаи СЛТ в детстве у родителей, раннее искусственное вскармливание, признаки перинатальных поражений ЦНС, рецидивирующий синусит (33%). Что касается сроков и клинического течения первого эпизода СЛТ, то эти данные противоречивы. У части больных отмечалось раннее развитие первого эпизода СЛТ, высокая частота сочетания стеноза с БОС и формирование к 5—8-летнему возрасту бронхиальной астмы у 27,9% детей. В то же время выделялась группа детей с рецидивирующим течением СЛТ, у которых было позднее развитие первого эпизода СЛТ (17,8±3,2 мес), повторные эпизоды характеризовались более легким проявлением стеноза. В последующем у этих детей практически не отмечалось формирование бронхиальной астмы. Полученные результаты согласуются с данными литературы о том, что в основе рецидивирования СЛТ лежат процессы аллергического воспаления и наследственной или приобретенной гиперреактивности дыхательных путей [11].

C целью разработки методов профилактики рецидивов СЛТ сотрудниками кафедры детских болезней в 90-е годы в плацебо-контролируемом исследовании у 42 детей впервые была изучена эффективность применения кромонов (препарат тайлед) с обнадеживающими результатами. Так, после 8-недельного курса применения тайледа снижение частоты рецидивов СЛТ было выявлено у 87% больных и полное отсутствие рецидивов — у 53%, а также уменьшение частоты развития БОС — у 62% детей.

Так как ингаляционные ГКС на сегодняшний день являются наиболее действенным средством снижения гиперреактивности дыхательных путей, с 2007 г. проводится рандомизированное исследование эффективности ингаляционных ГКС (альдецин, фликсотид) для профилактики рецидивов СЛТ. На фоне терапии ингаляционными ГКС в течение 3 мес отмечено полное исчезновение эпизодов СЛТ у большинства детей. Данное исследование продолжается.

Таким образом, 35-летний опыт оказания медицинской помощи детям со СЛТ позволяет констатировать отчетливый прогресс в совершенствовании методов терапии и профилактики заболевания в условиях специализированного стационара, отсутствие летальности, снижение частоты рецидивов СЛТ и соответственно формирования бронхиальной астмы у переболевших.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.