Эффективность кохлеарной имплантации во многом определяется адекватной организацией постоперационной педагогической работы. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие органов здравоохранения и образования между собой и с семьей имплантированного дошкольника или школьника. Важно еще на стадии отбора кандидатов на КИ, до проведения операции совместно определить, где и в какой форме каждый конкретный ребенок будет получать коррекционную помощь, как будет организовано его воспитание и обучение, как будет обеспечена его максимально возможная интеграция в среду нормально слышащих и говорящих сверстников.
На первоначальном (запускающем) этапе реабилитации все дети, независимо от уровня их общего развития, возможности вступать в коммуникацию и состояния речи, нуждаются в индивидуальных коррекционных занятиях со специалистами. Занятия, как правило, организуются в учреждениях здравоохранения: центрах кохлеарной имплантации, центрах реабилитации слуха, сурдологопедических кабинетах. Они проводятся систематически 2—4 раза в неделю или периодически — 3—4 раза в год ежедневно в течение 1—2 нед. Эти коррекционные занятия обязательно дополняются ежедневной постоянной работой семьи по заданиям педагога. Продолжительность первоначального этапа реабилитации колеблется от 1—3 мес для оглохших и 3—6 мес для детей, владевших развернутой фразовой речью еще до кохлеарной имплантации, до 1—1,5 года для детей, которые до кохлеарной имплантации речью не владели или имели низкий уровень ее развития. И если семья не готова к активному ежедневному участию в реабилитации на протяжении достаточно длительного времени, то есть веские основания задуматься, делать или не делать операцию [1].
При правильно организованной и адекватно проводящейся коррекционной работе к окончанию первоначального этапа реабилитации у ребенка с кохлеарным имплантом (КИ) должно быть сформировано естественное слуховое поведение, он способен спонтанно осваивать речь — новые слова и речевые конструкции — в естественной коммуникации, как это происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста. Если эти умения еще не появились, то следует говорить о незавершенности этапа и необходимости продолжения целенаправленной работы [2].
Вопрос организации воспитания и обучения ребенка с КИ особенно остро встает после завершения первоначального этапа. Это обусловлено тем, что к его окончанию дети с КИ имеют разный уровень общего и речевого развития:
— близкий к возрастной норме или равный ему отмечается у оглохших и у глухих детей, имевших высокий уровень речевого развития до проведения кохлеарной имплантации, а также у большинства малышей, имплантированных до 1,5—2 лет;
— близкий к возрастной норме уровень общего развития и значительно более низкий уровень речевого развития отмечается у большинства глухих детей, до операции речью не владевших или имевших низкий уровень ее развития;
— значительно более низкий, чем в норме уровень и общего, и речевого развития отмечается у части глухих детей, до операции речью не владевших или имевших низкий уровень ее развития, у детей с дополнительными отклонениями в развитии.
Дети с высоким уровнем общего и речевого развития могут успешно продолжать обучаться в массовых детских садах и школах по месту жительства. При этом важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с КИ в образовательном учреждении (систематический контроль за его развитием и поддержку процесса адаптации в обычной среде со стороны сурдопедагога и психолога). Необходимую этим детям коррекционную помощь они могут получать в центрах кохлеарной имплантации, центрах реабилитации слуха, сурдологопедических кабинетах и отделениях.
Дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, которые помимо снижения слуха, имеют другие первичные нарушения (интеллекта, эмоционально-волевой и двигательной сферы, тяжелую патологию зрения и др.), несмотря на практически завершенный первоначальный этап реабилитации, имеют уровень общего и речевого развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Воспитание и обучение этой категории детей с КИ следует организовывать, прежде всего, с учетом характера сочетанных дефектов и их выраженности.
По отношению к глухим детям, которые к окончанию первоначального этапа реабилитации имеют низкий уровень речевого развития, особое значение приобретает адекватная организация дальнейшей реабилитационной педагогической работы. Значительное отставание от слышащих сверстников в речевом развитии не позволяет им полноценно обучаться в массовых детских садах и школах. Эти дети нуждаются в особых формах организации коррекционной помощи. Без систематического коррекционного обучения они не смогут стать практически слышащими и говорящими. Однако организация их воспитания и обучения имеет отличительные черты по сравнению с глухими и слабослышащими детьми, пользующимися не имплантами, а индивидуальными слуховыми аппаратами (СА). Успешность реабилитации таких детей во многом определяется соблюдением двух основных условий: постоянным нахождением среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых и обеспечением систематического коррекционного обучения. Следовательно, необходимо заранее продумать те организационные формы помощи, которые будут отвечать этим условиям. Рассмотрим возможности их реализации по отношению к детям с КИ дошкольного и школьного возраста [3].
Для детей дошкольного возраста с низким уровнем речевого развития адекватными формами коррекционной помощи являются воспитание дома под руководством специалиста или воспитание и обучение в дошкольной группе комбинированной направленности. При этом и в том, и в другом случае важно вовлечь родителей в активное участие в воспитании и обучении своих детей.
Если дошкольник воспитывается дома, то с ним могут проводиться систематические (не реже 1—2 раз в нед) или периодические (каждые 3—6 мес в течение 1—2 нед ежедневно) коррекционные занятия. Они должны быть организованы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты — в центрах кохлеарной имплантации, центрах реабилитации слуха, сурдологопедических кабинетах и в различных реабилитационных центрах, а также в образовательных учреждениях (в группах кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха) [4].
Группу комбинированной направленности посещают 3—4 ребенка с нарушенным слухом, в том числе и имплантированные, и 7—11 нормально развивающихся слышащих дошкольников1. Дети с КИ при поступлении в группу могут иметь разный уровень речевого развития. Нежелательно принимать дошкольников с выраженными дополнительными отклонениями в развитии. В группе помимо двух воспитателей работает и учитель — дефектолог-сурдопедагог. В первой половине дня параллельно проводятся фронтальные занятия воспитателя со слышащими детьми и фронтальные и индивидуальные занятия сурдопедагога — с имплантированными детьми. Во второй половине дня воспитатель занимается со всей группой детей.
Следует помнить об особенностях коррекционной работы именно с детьми с КИ в отличие от слабослышащих дошкольников, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами. Это выражается, например:
— в значительно более позднем введении письменной речи и ее иной ролью в коррекционном обучении;
— в принципиально более быстром формировании понимания речи;
— в более выраженном разрыве в пассивном и активном словаре ребенка;
— в ином соотношении слухо-зрительного и слухового восприятия речи;
— в специфике работы над развитием слухового восприятия и др.
В связи с этим возникают трудности в организации воспитания и обучения в одной группе и детей с КИ, и детей со С.А. Поэтому, по возможности, следует направлять в группы комбинированной направленности или только детей с КИ, или только детей со СА [5, 6].
Воспитание и обучение дошкольников с КИ в специальных группах (даже в группах только для имплантированных детей) не позволяет соблюсти основное условие их успешной реабилитации — постоянное пребывание в среде нормально говорящих детей. Поэтому данная форма должна рассматриваться лишь как исключение. При этом следует отдавать предпочтение детским садам комбинированного вида с группами как для слышащих, так и слабослышащих детей. В данном учреждении особое внимание должно быть обращено на организацию целенаправленной интеграции детей с КИ в коллектив слышащих сверстников в ходе проведения прогулок, развлечений, праздников и подготовки к ним. По мере овладения словесной речью дошкольники с КИ должны активно включаться и в совместные занятия с детьми с нормальным слухом. Вначале 1—2 ребенка могут во второй половине дня посещать физкультурные и музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, игре и конструированию в группе для слышащих дошкольников. В дальнейшем, при приближении уровня их речевого развития к возрастной норме, следует переводить ребенка на воспитание в массовую группу, сохраняя за ним ежедневные занятия с сурдопедагогом. Родителям следует рекомендовать забирать ребенка из детского сада ежедневно. Это позволит в вечернее время обеспечить речевое общение имплантированного ребенка со слышащими взрослыми и детьми в семье, во дворе, а также при посещении им кружков, студий, секций для нормально развивающихся детей.
Для детей школьного возраста с низким уровнем речевого развития все обстоит значительно сложнее. В настоящее время мы не можем предложить таких форм обучения и воспитания, которые будут адекватны каждому школьнику с К.И. Если дети с близким к возрастной норме уровнем общего и речевого развития могут успешно обучаться в массовых школах при наличии адекватного психолого-педагогического сопровождения, то для учащихся с более низким уровнем речевого развития данная форма обучения не будет адекватной. Они нуждаются в обучении в специальной (коррекционной) школе для слабослышащих и позднооглохших детей. Но в этом случае ребенок с КИ не имеет ежедневного общения с нормально говорящими сверстниками, что даже в условиях проведения интенсивной реабилитационной работы препятствует реализации его принципиально новых слуховых возможностей [7—11].
Одним из решений данной проблемы Институт коррекционной педагогики РАО видит в изменении статуса специальной (коррекционной) школы для слабослышащих и позднооглохших детей — ее преобразование в школу комбинированного вида с классами для детей с нормальным и нарушенным слухом (в экспериментальном режиме эффективность данного преобразования была доказана). Это обеспечит более адекватные условия обучения для школьников с КИ, а также позволит расширить образовательную и социальную интеграцию для всех воспитанников [7—12].
Можно также предложить две возможные организационные формы обучения школьников с КИ — обучение в «гибком классе» (термин введен Л.Е. Шевчуком) [13] и обучение в специальном классе общеобразовательной школы.
Для глухих школьников с КИ, уже владеющих бытовой фразовой речью, может быть эффективным их обучение в «гибком классе» общеобразовательной школы. Эта модель может быть реализована в тех школах, где имеется не менее 2—3 параллелей (2—3 первых, вторых и т. д. классов). В этом случае дети с КИ (по 2 человека) принимаются в обычные классы. Эти школьники на тех уроках, которые доступны им (уроки изобразительной деятельности, труда, физкультуры и др.), занимаются вместе со слышащими детьми. Вместе с одноклассниками они участвуют и во всей внеклассной и внешкольной деятельности. Другая часть занятий (уроки русского языка, литературы, математики и др.) организуется для них по специальной коррекционной программе в «гибком классе», в который объединяются дети с КИ из разных классов одной параллели (из первых или вторых классов и т. д.). Уроки для этих учеников проводит специалист — учитель дефектолог-сурдопедагог. Он же обеспечивает каждого ребенка индивидуальными коррекционными занятиями, а также оказывает методическую помощь массовым педагогам в обучении ребенка с КИ.
Альтернативой обучению в «гибком классе» может быть и более привычная форма — организация в общеобразовательной школе специального класса для детей с нарушениями слуха (в том числе и имплантированных) [14, 15]. В этом случае необходимо целенаправленно расширять общение детей с КИ и их слышащих сверстников: совместные прогулки, досуги, праздники, посещение кружков и спортивных секций в рамках дополнительного образования и т. п. Следует также проводить совместные уроки художественно-спортивного блока. Постепенно, по мере возрастания слуховых и речевых возможностей школьников с КИ, они смогут переходить на обучение в обычный класс при сохранении необходимой коррекционной помощи со стороны педагогов специального класса.
Таким образом, по отношению к дошкольникам с КИ существуют адекватные формы воспитания и обучения, но необходима государственная поддержка, чтобы обеспечить их доступность каждому имплантированному ребенку. Для школьников с КИ в настоящее время нет организационных форм педагогической реабилитации, которые были бы доступны каждому ребенку.
Вопросы организации реабилитации детей с КИ необходимо решать еще до проведения операции. Иначе под сомнением окажется эффективность дорогостоящей новой технологии, обладающей замечательными возможностями, но требующей внимания не только к медицинскому, но и к педагогическому аспекту реабилитации (включая адекватные организационные формы обучения детей с КИ).
1В соответствии с Типовым положением о дошкольном учреждении (2008, 2011) и методическими рекомендациями Министерства образования РФ (2002).