Винокурова Л.В.

ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы

Дубцова Е.А.

ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы

Яшина Н.И.

ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России, Москва

Шулятьев И.С.

Московский клинический научно-практический центр, 111123 Москва, шоссе Энтузиастов, 86

Осипенко Ю.В.

Московский клинический научно-практический центр. ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы

Синдром Швахмана-Даймонда

Авторы:

Винокурова Л.В., Дубцова Е.А., Яшина Н.И., Шулятьев И.С., Осипенко Ю.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(2): 72‑75

Просмотров: 15576

Загрузок: 803


Как цитировать:

Винокурова Л.В., Дубцова Е.А., Яшина Н.И., Шулятьев И.С., Осипенко Ю.В. Синдром Швахмана-Даймонда. Терапевтический архив. 2014;86(2):72‑75.
Vinokurova LV, Dubtsova EA, Iashina NI, Shulyatyev IS, Osipenko IuV. Shwachman-Diamond syndrome. Therapeutic Archive. 2014;86(2):72‑75. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пря­мое чрес­фис­туль­ное ультраз­ву­ко­вое ис­сле­до­ва­ние при ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ном хи­рур­ги­чес­ком ле­че­нии па­ци­ен­тов с ин­фи­ци­ро­ван­ным пан­кре­онек­ро­зом. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):38-43
Ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ное хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние при ос­трых нек­ро­ти­чес­ких скоп­ле­ни­ях с пре­об­ла­да­ни­ем тка­не­во­го ком­по­нен­та у па­ци­ен­тов с гной­но-нек­ро­ти­чес­ким па­ра­пан­кре­ати­том. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(2):12-18
Син­хрон­ный пер­вич­но-мно­жес­твен­ный рак: дис­таль­ная хо­лан­ги­окар­ци­но­ма ин­тра­пан­кре­ати­чес­кой час­ти об­ще­го жел­чно­го про­то­ка и внут­рип­ро­то­ко­вая па­пил­ляр­ная му­ци­ноз­ная опу­холь в ас­со­ци­ации с про­то­ко­вой аде­но­кар­ци­но­мой хвос­та под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):57-63
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная энук­ле­ация ин­су­ли­но­мы под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):64-68
Со­лид­ная псев­до­па­пил­ляр­ная опу­холь под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(5):50-53

Синдром Швахмана-Даймонда (СШД) впервые описан в 1964 г. [1] и характеризуется как наследуемое по аутосомно-рецессивному типу заболевание, проявляющееся недостаточностью экзокринной функции поджелудочной железы (ПЖ), нейтропенией, нарушением хемотаксиса нейтрофилов, апластической анемией, тромбоцитопенией, метафизарной дисплазией [2-4] и в 40-80% случаев - задержкой физического развития [5].

В последнее десятилетие выявлены ген SBDS (Shwachman-Bodian-Diamond syndrome-gene) на 7-й хромосоме 7q11 [6, 7] и несколько приводящих к развитию данного синдрома мутаций, из них наиболее часто встречающиеся 183-184 TA>CT и 258+2T>C, 292-295delAAAG, локализованные во 2-м экзоне 2-го интрона. У 20 % больных мутации не идентифицируются [8]. Белок, кодируемый этим геном, участвует во многих внутриклеточных процессах, имеются данные о его важной роли в функционировании рибосом [5, 6], скреплении микротубул и полимеризации белка актина [7, 9].

Распространенность СШД в мире в зависимости от региона составляет от 1:10 000 до 1:20 000 живых новорожденных [10]. Клиническая картина полиморфна обусловлена уменьшением количества ацинарных клеток в ПЖ и проявляется синдромом мальабсорбции уже в раннем детском возрасте. Дети плохо набирают массу тела, нарушено всасывание жиров и витаминов A, D, E, K. Однако при этом сохраняется нормальная секреция хлоридов, что используется в дифференциальной диагностике с муковисцидозом. Секреция трипсиногена снижена в возрасте до 3 лет, но затем часто нормализуется, а секреция изоамилазы снижена в любом возрасте. При ультразвуковом исследовании (УЗИ), компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) ПЖ выявляются структурные ее изменения, которые представлены в основном жировой тканью [9]. При этом сохранена протоковая и островковая структура органа. Помимо ПЖ может поражаться печень [11]. Гепатомегалия выявляется примерно в 15% случаев, а у 50-75% пациентов уровни ферментов печени повышены в 2-3 раза [3, 6]. Гистологически выявляется жировая дистрофия с неспецифическим перипортальным и портальным воспалением различной степени, перипортальный и портальный фиброз [2, 12, 13]. Эти нарушения обычно возникают в раннем возрасте и нормализуются с течением времени без видимых долгосрочных последствий. Однако, несмотря на патологию желудочно-кишечного тракта, наиболее тяжелыми для пациентов являются гематологические осложнения: миелодистрофический синдром, или миелогенная лейкемия, которая появляется у 18,8% больных к 20 годам и у 36,1% - к 30 годам [11].

Диагноз СШД в основном базируется на клиническом фенотипе: патология ПЖ и дисфункции костного мозга. Требуется проведение дифференциального диагноза с муковисцидозом, синдромом Пирсона, синдромом Йохансона-Бизарда, анемией Фалькони, различными врожденными нейтропениями [9, 10].

Представляем случай СШД у больного К. 28 лет, который находился в отделении патологии поджелудочной железы ЦНИИ гастроэнтерологии с 11.07 по 27.07.12.

При поступлении предъявлял жалобы на метеоризм, урчание в животе, отрыжку воздухом, съеденной пищей, кашицеобразный стул после каждого приема пищи с частицами непереваренной пищи, быструю утомляемость. Беспокоили боли в коленных, локтевых суставах, шейном отделе позвоночника. Отмечал тревогу, страх при выходе на улицу, поездках в общественном транспорте, снижение настроения, апатию.

Пациент родился в 1984 г. от первой беременности, резус-отрицательной матери в срок. Роды протекали со стимуляцией. Масса тела при рождении 3300 г, рост 54 см. С рождения отмечался жирный стул. Получал грудное вскармливание до 2 мес, но в связи с наличием жидкого стула, повышенного газообразования переведен на каши (геркулесовая, манная). В массе тела и росте прибавлял плохо. Зубы появились своевременно, но стали «крошиться». Отмечалось некоторое отставание в психомоторном развитии. В 1986 г. установлен диагноз муковисцидоза на основании повышения уровня натрия в кале и ногтях. При обследовании в 1987 г. в НИИ педиатрии и детской хирургии диагноз трактовался как первичная недостаточность панкреатической липазы, так как уровень хлоридов в поту был нормальным и отсутствовали изменения в органах дыхания. При рентгенологическом исследовании кистей констатирован остеопороз (ОП). Наблюдался в НИИ педиатрии. В 1989 г. впервые выявлены снижение уровня гемоглобина до 112 г/л, нейтропения, тромбоцитопения без геморрагического синдрома. В 2001 г. в ДГКБ им. Н.Ф. Филатова впервые диагностирован СШД. С 2007 г. наблюдалась персистенция хламидийной инфекции, цитомегаловирусной, герпетической, вируса Эпштейн-Барр. Проводилась терапия макролидами, полиоксидонием, противовирусными препаратами с положительным эффектом. При динамическом наблюдении в крови отмечалось максимальное количество лейкоцитов 3,1 тыс., минимальное 2,0 тыс. В Эндокринологическом научном центре обследовался и наблюдается по поводу остеопении, начального ОП, конституциональной низкорослости. Получал препараты кальция, D3. В 2003 г. выявлено повышение уровня антител к основному антигену В-клеток ПЖ (АТ-GAD) - 9,1 ед/мл (при норме 1 ед/мл). Антитела к В-клеткам ПЖ не выявлены. Уровень инсулина и С-пептида в пределах референсных значений. Выявлен низкий уровень эластазы кала - 27 мкг/г. Принимает панкреатин до 100 тыс. ед. липазы в сутки. В январе 2011 г. отмечалось ухудшение состояния в виде нарастания слабости, головокружения, снижения артериального давления. По данным МРТ головного мозга патологии не выявлено. По результатам эхокардиографии, пролапс трикуспидального клапана I степени, пролапс митрального клапана с регургитацией I степени, дополнительная трабекула. Рентгенография шейного отдела позвоночника: межпозвонковый хондроз, нестабильность сегментов. В июне 2011 г. находился на лечении в Клинике неврозов с диагнозом: органическое тревожное расстройство в связи со смешанным заболеванием. Направлен в ЦНИИГ для уточнения диагноза.

Состояние при поступлении удовлетворительное. Индекс массы тела 18,7. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки чистые, обычной окраски. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Грудная клетка узкая, низкорослость. Щитовидная железа не увеличена. Перкуторные границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца ясные, ритмичные. Частота сердечных сокращений 76 уд/мин. Артериальное давление 90 и 60 мм рт.ст. В легких дыхание везикулярное, побочные дыхательные шумы не выслушиваются. При сравнительной перкуссии ясный легочный звук. Число дыханий 17 в 1 мин. Язык влажный, у корня обложен белым налетом. Живот правильной конфигурации, участвует в акте дыхания, болезненный в эпигастральной, околопупочной области. Печень и селезенка не увеличены. В клиническом анализе крови выявлена лейкопения 2,2·109/л, тромбоцитопения 125·109/л, Hb 121 г/л, эр. 3,87·1012/л, п. 4%, с. 21%, э. 3%, лимф. 64%, мон. 8%; СОЭ 9 мм/ч. Биохимические показатели крови в пределах нормы. УЗИ брюшной полости: билиарный сладж, нормальная сократительная функция желчного пузыря. Хронический панкреатит. Утолщение стенок главного протока ПЖ. Конкременты почек. Эзофагогастродуоденоскопия: хронический гастродуоденит. КТ брюшной полости: жировая дистрофия ПЖ (см. рисунок, а-в).

Рисунок 1. Данные КТ больного К., 28 лет. а - ПЖ диффузно увеличена, участки мягкотканой плотности, соответствующей ткани железы, не определяются, вся железа состоит из жировой ткани, на фоне которой просматриваются мелкие сосуды; б - мультипланарная реконструкция: на фоне жировой дистрофии ПЖ виден нерасширенный панкреатический проток; в - фронтальная проекция: в корне брыжейки тонкой кишки выявляются множественные увеличенные лимфатические узлы.
КТ позвоночника: сколиотическая деформация позвоночного столба. Локальный ОП отдельных позвонков (см. рисунок, г на цв. вклейке, д).
Рисунок 1. Данные КТ больного К., 28 лет. г - 3D-реконструкция: сколиотическая деформация позвоночного столба; д - сагиттальный срез: определяется локальный остеопороз тел поясничных позвонков.
Денситометрия: масса костной ткани поясничного позвоночника (LI-LIV) на 11% ниже нормы (Т=1,1). Риск перелома позвоночника в 2,3 раза выше. Масса костной ткани бедренной кости на 11% ниже нормы (Т=1,1). Риск перелома в 2,6 раза выше. Исследование активности ферментов тонкой кишки: глюкоамилаза 84 ед. (норма 495±143 ед.), мальтаза 21 ед. (норма 811±130 ед.), сахараза 25 ед. (норма 123±38 ед.), лактаза 4 ед. (норма 48±17 ед). Гликемический профиль: 4,5 - 10,07 - 5,86 - 8,6 ммоль/л. Эластаза кала: 25 мкг/г.

СШД подтвержден результатами молекулярно-генетического исследования в лаборатории наследственных болезней и обмена веществ «Медико-генетического научного центра» РАМН, где проведен полный анализ гена SBDS. Методом прямого секвенирования проанализированы все экзоны данного гена. Выявлены следующие изменения нуклеотидной последовательности: с 183-184 ТА-СТ, с 258+2 Т-С, которые, по данным литературы, являются патогенными.

С 29.11 по 14.12.12 больной обследован в Гематологическом научном центре Министерства здравоохранения РФ, где 06.12 проводилась трепанобиопсия. В немногочисленных костномозговых полостях содержится жировой костный мозг и очаги резко гипопластической кроветворной ткани. Среди ее клеток преобладают эритрокариоциты, единичные из которых с признаками дисплазии. Зрелые клетки гранулоцитопоэза - единичные. Обнаружен один мегакариоцит с гипосегментарным ядром. В строме выявлены очаги кровоизлияний. Миелограмма: пунктат костного мозга умеренно клеточный. Мегакариоциты в небольшом количестве. Небольшой дисэритропоэз. Морфоцитохимический анализ крови: морфологические признаки дисгранулоцитопоэза: анизоцитоз клеток, частичная гипогрануляция и гипосегментация, отдельные псевдопельгеровские формы. Цитохимическое исследование: активность щелочной фосфатазы нейтрофилов периферической крови на верхней границе нормы - 84 ед. Клеплоу (норма 8-80 ед. Клеплоу). Активность миелопероксидазы нейтрофилов периферической крови составила 100% положительных клеток, средний цитохимический коэффициент (СЦК) - 2 (норма 100% положительных клеток, СЦК - ±0,03).

Установлен диагноз: СШД. Липоматоз ПЖ. Внешнесекреторная недостаточность ПЖ тяжелой степени. Наследственная нейтропения с гипоплазией костного мозга. Нарушение толерантности к глюкозе. Вторичная остеопения. Дисахаридазная недостаточность. Мочекаменная болезнь. Малые аномалии развития сердца - пролапс митрального клапана I степени, пролапс трикуспидального клапана I степени. Клинический диагноз подтвержден результатами молекулярно-генетического исследования.

Данное заболевание относится к редким наследственным мультисистемным заболеваниям с преимущественным поражением органов желудочно-кишечного тракта (прежде всего ПЖ) и органов кроветворения. У больного синдром проявился на 1-м месяце жизни и характеризовался диареей после приема пищи, лабораторными изменениями в виде нейтропении, нормохромной анемии, тромбоцитопении без геморрагического синдрома. На фоне нейтропении наблюдались часто рецидивирующие тяжелые бактериальные и вирусные инфекции, требующие стационарного лечения. Внешнесекреторная недостаточность ПЖ в настоящее время корригируется заместительной ферментной терапией с использованием современных высокоэффективных препаратов. В настоящее время основную проблему, по результатам обследования больного в Гематологическом научном центре, представляет гипоплазия костного мозга и, как следствие, нейтропения в крови. В связи с этим больной наблюдается гематологом и гастроэнтерологом.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.