Использование современных дистанционных технологий в вузах нашей страны происходило постепенно, в ряде случаев до перевода обучения в дистанционный режим в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Использование таких технологий выводит обучение на качественно новый уровень, открывая дополнительные возможности и совершенствуя процесс получения знаний [1]. Эффективность дистанционного обучения является предметом изучения многих отечественных исследователей [2—4]. Монографии, учебные пособия, статьи и даже диссертационные работы посвящены вопросам организации системы дистанционного обучения в России, основным принципам и психологическим особенностям этой формы обучения.
Цель работы — поделиться опытом дистанционного преподавания судебной медицины.
Для более полного понимания необходимо дать определение такому понятию, как дистанционное образование. Согласно одному из авторов, дистанционное обучение — «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [4]. Другая группа авторов понимает под дистанционным обучением «форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты» [2].
Один из современников, основываясь на анализе отзывов студентов об удовлетворенности обучением с использованием дистанционных технологий, отмечает, что внедрение элементов дистанционного обучения целесообразно для внеурочной самоподготовки [5]. Коллеги из Алтайского государственного медицинского университета, проведя исследование преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения, пришли к выводу, что дистанционное образование позволяет реализовывать два основных принципа современного образования: «образование для всех» и «образование через всю жизнь» [6].
Сотрудники кафедры педагогики одного из вузов Российской Федерации считают, что если рассматривать дистанционное обучение как форму в структуре получения знаний, то оно не может быть автономным, а строится с теми же целями, что и очное обучение, и с тем же содержанием, однако подача материала, взаимодействие между преподавателем и обучающимся, как и между обучающимися — иная. Полагают, что дистанционное обучение в XXI веке может быть самостоятельной формой получения образования, а также новым компонентом очного и заочного обучения. В связи с особенностями этой формы обучения возникает и ряд трудностей, таких как установление межличностного контакта; определение индивидуальных особенностей восприятия у слушателей, что, в свою очередь, требует и корректировкидополнения подачи материала; поддержание мотивации обучения [7].
Кафедра судебной медицины лечебного факультета РНИМУ, в 2022 г. получившая имя одного из основоположников судебной медицины в России — Петра Андреевича Минакова, — существует более века. Одним из основополагающих требований к преподавателям является обеспечение интенсификации учебного процесса, которая осуществляется посредством использования обладающих наибольшими обучающими возможностями приемов работы, а также увеличения аудиторной и внеаудиторной индивидуальной практики, стимуляции интеллектуального потенциала личности. В учебном процессе предусмотрены условия для деятельности с применением полученных студентом знаний, например, решения ситуационных задач, посредством чего обеспечивается деятельностный подход в методике преподавания, когда учебный материал не только выучивается, но и подготавливается к его использованию. Согласно современным методикам преподавания, проблемные задания заменены реальными (обезличенными актами и экспертизами по всем изучаемым темам). В таком случае учебный материал осваивается непроизвольно, за счет осуществления деятельности, направленной на решение этих задач.
Что касается проблемы группового принципа обучения, используемого в высшей медицинской школе, то она успешно решается наличием более и менее сложных ситуационных задач. Они выдаются студентам индивидуально преподавателем после прохождения всех предшествующих этапов занятия, включая и устный опрос. В этом случае студенты получают задание в зависимости от индивидуальных способностей и определенных характеристик познавательной деятельности. В ходе выполнения этих задач у студентов формируются необходимые навыки.
Начавшаяся в 2019 г. пандемия и как вынужденная мера самоизоляция внесли коррективы в сложившееся в течение многих десятилетий очное преподавание на кафедре. В университете дистанционные обучающие технологии применялись и до начала пандемии на некоторых кафедрах, не была исключением и кафедра судебной медицины.
К моменту пандемии в распоряжении студентов в личных кабинетах на обучающей платформе и сайте кафедры были доступны некоторые лекции, в том числе по огнестрельным повреждениям, вопросы тестового контроля исходных и приобретенных знаний, включая практикумы на английском языке.
На кафедре судебной медицины им. П.А. Минакова лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова проходят очное обучение студенты всех факультетов: лечебного, педиатрического (дневное и вечернее отделения), стоматологического. Кафедра осуществляет подготовку клинических ординаторов и аспирантов. Цикл судебной медицины представляет собой для студентов лечебного и педиатрического факультетов 108-часовой курс (включая самостоятельную работу), а для студентов стоматологического факультета — 72-часовой. На кафедре внедрена и успешно используется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов [8]. Ранее разработанные программы подразумевают очное присутствие студентов на занятиях и лекциях. В марте 2020 г., в связи с экстренным переводом образовательного процесса в дистанционный формат, возникла необходимость принятия срочных мер по разработке и немедленному внедрению дидактических технологий электронного обучения. Необходимо было осуществить ряд срочных мер, которые позволили бы обеспечить беспрерывное и качественное обучение на кафедре, равноценное очным занятиям. Своевременно был подготовлен и сформирован весь необходимый материал, равнозначный очным занятиям в электронном формате для отправки посредством электронной почты студентам: произведен перевод в электронный формат всех ситуационных задач, в ряде случаев с обезличенными фотографиями реальных экспертных случаев. Составлены четкие инструкции для студентов и преподавателей по прохождению цикла в дистанционном формате (разработан алгоритм проведения дистанционных занятий, включающих в себя онлайн тестирование знаний, проверку и разбор ситуационных задач и теоретического материала со студентами посредством электронной почты, создание групп в мессенджерах и онлайн-занятий с помощью приложений для конференц-связи; итоговое онлайн-тестирование). Проводилось своевременное информирование студентов о датах и объеме проведения занятий и отработок, а также были разработаны алгоритм и четкие инструкции для студентов и преподавателей по приему пропущенных или незачтенных занятий, методы итогового контроля. Выявленные в процессе преподавания проблемные моменты, в том числе и вопрос унификации оценки подготовленных работ студентов, были удачно решены. Выполнена запись полного курса лекций по следующим темам: «Предмет и содержание судебной медицины, краткая история ее развития. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы. Организация судебно-медицинской экспертизы в РФ»; «Умирание и смерть. Ранние и поздние трупные изменения»; «Участие врача в наружном осмотре трупа на месте происшествия (месте его обнаружения)»; «Судебно-медицинская травматология (общие вопросы). Повреждения от воздействия тупых твердых предметов. Транспортная травма. Падение с высоты. Повреждения от воздействия острых предметов. Установление повреждающего фактора и вида травмирующего воздействия, видовых, групповых и индивидуальных характеристик орудия травмы, условий ее причинения»; «Огнестрельные повреждения». «Установление повреждающего фактора и вида травмирующего воздействия, видовых, групповых и индивидуальных характеристик орудия травмы, условий причинения»; «Судебно-медицинская токсикология»; «Участие врача в медицинском освидетельствовании, следственном эксперименте, получении образцов для сравнительного исследования, эксгумация». Все лекции сопровождались презентациями, способствующими лучшему усвоению материала ввиду включения не только слухового, но и зрительного канала восприятия. Создана возможность онлайн-тестирования уровня исходных и приобретенных знаний студентов (для студентов международного факультета — на английском языке), что позволило соблюсти все необходимые этапы проведения занятия и оценки как начальных, так и приобретенных знаний обучающихся. Подготовлены и удачно проведены элективные курсы в дистанционном режиме. При проведении занятий со студентами-кружковцами учитывалось значение организации активной познавательной деятельности. Часть из таких мероприятий прошла с использованием такой формы активного обучения, как моделирование профессиональной деятельности, поскольку большинство участников — студенты старших курсов, для которых первостепенным является не только объем получаемой информации, но и выработка исследовательских и поведенческих навыков в наиболее приближенных к реальности ситуациях.
В настоящее время на кафедре проводится подготовка стереоизображений/3D-изображений всех макропрепаратов и муляжей силами как преподавателей, так и ординаторов, студентов-кружковцев для возможности детального изучения различных травм, состояний, наглядно подкрепляющих изученный теоретический материал, а также для возможности отработки навыков их описания.
Заключение
Опыт проведения дистанционного обучения на кафедре судебной медицины лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова в целом оценивается как положительный. Беспрерывный учебный процесс организован и осуществлен в соответствии с требованиями высшей школы. Важно отметить, что нагрузка на профессорско-преподавательский состав и лаборантов кафедры при подготовке и проведении занятий по специальности не только увеличилась, но и качественно изменилась. Для достижения целей, поставленных базовыми нормативными документами, которые регламентируют освоение профессиональных компетенций в отечественной высшей школе, необходима разработка современной модели обучения, включающая в себя в том числе технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение возможно и как вариативная, дополнительная, углубленная часть подготовки, и в качестве основной формы в условиях форс-мажора, когда очное обучение из соображений безопасности становится невозможным.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.