Саркисян Б.А.

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Карпов Д.А.

Кафедра судебной медицины ФПК и ППС Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России, Барнаул, Россия, 656038

О состоянии судебно-медицинской экспертизы повреждений колющими объектами

Авторы:

Саркисян Б.А., Карпов Д.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1052

Загрузок: 26


Как цитировать:

Саркисян Б.А., Карпов Д.А. О состоянии судебно-медицинской экспертизы повреждений колющими объектами. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(2):20‑23.
Sarkisjan BA, Karpov DA. Forensic medical expertise of the stab wounds: the current state-of-the art. Forensic Medical Expertise. 2014;57(2):20‑23. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пра­во­вые и су­деб­но-ме­ди­цин­ские проб­ле­мы пос­мер­тно­го до­норства. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):5-9
Ят­ро­ген­ная па­то­ло­гия или ред­кая бо­лезнь?. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):45-49
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ток­си­ко­ло­ги­чес­кая ха­рак­те­рис­ти­ка сов­ре­мен­но­го про­из­водствен­но­го трав­ма­тиз­ма. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(4):58-64
О не­об­хо­ди­мос­ти раз­ра­бот­ки ме­ди­цин­ских кри­те­ри­ев при­чин­но-следствен­ной свя­зи по де­лам о не­над­ле­жа­щем ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):5-11
Ме­то­ди­ка про­ве­де­ния внут­ри­ла­бо­ра­тор­но­го кон­тро­ля ка­чес­тва при ус­та­нов­ле­нии ви­до­вой при­над­леж­нос­ти кро­ви по IgGобщ с по­мощью ко­ли­чес­твен­но­го им­му­но­фер­мен­тно­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):38-42
К воп­ро­су о проб­ле­мах и не­дос­тат­ках эк­спертной оцен­ки трав­мы че­люс­тно-ли­це­вой об­лас­ти с сот­ря­се­ни­ем го­лов­но­го моз­га толь­ко по ме­ди­цин­ским до­ку­мен­там. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):54-58

Исследования повреждений тканей тела человека при травмах различного происхождения находятся в компетенции судебных медиков начиная с периода становления судебной медицины как экспертной службы, обеспечивающей работу органов следствия и суда. Еще в начале прошлого века ведущие специалисты отмечали, что при судебно-медицинском определении свойств ран часто приходится отвечать на вопросы, каким образом они нанесены и какие для этого использованы орудия. В зависимости от профиля специалистов ответы основывали на свойствах самих ран или оценке конструктивных особенностей предполагаемых травмирующих орудий.

Повреждения острыми орудиями (предметами) - достаточно частый объект экспертных исследований. Научный интерес к различным видам острой травмы неодинаков в зависимости от частоты их встречаемости. По одним травмам научные исследования многочисленные (колото-резаные, рубленые), по другим единичные, что резко ограничивает экспертные возможности их диагностики и идентификации. К ним относятся и колотые повреждения.

Первые, очень упрощенные упоминания о свойствах колющих орудий относятся к началу прошлого века. По данным Д.П. Косоротова [1], они имеют только острый конец, в остальном округлые или тупогранные различной толщины. Н.С. Бокариус [2] предлагал различать целую группу объектов (оружие, орудия, предметы), способных оказывать на ткани воздействие в виде прокалывания: иглы, шило, штык, кинжал, стилет и др. По свойствам все предметы, способные наносить колотые раны, можно разделить на плоские, цилиндрические, граненые.

Во второй половине прошлого века сформировались современные представления о конструктивном устройстве колющих объектов как о следообразующих предметах с ограниченным размером поперечного сечения, резким преобладанием длины, имеющих рабочую часть с острым концом [3]. Прилагаемая сила давления на острие колющего предмета тем меньше, чем меньше площадь контактирующих поверхностей острия и «преграды» (одежда, кожный покров). При воздействии очень больших сил колющее действие проявляют и предметы со сравнительно большой площадью поперечного сечения и притупленным концом (палки, колья, жерди, металлические штыри). С.Д. Кустанович [3] предложил классификацию колющих предметов по форме поперечного сечения: с гранями (треугольные, четырехугольные, многоугольные), без граней (круглые, овальные) и фигурные, представляющие собой комбинацию разных форм. По соотношению величины и формы поперечного сечения рабочей части на различных уровнях колющие предметы могут быть коническими, пирамидальными, цилиндроконическими и неправильными (со случайным, переменным поперечным сечением). Наиболее распространенная их форма - цилиндрический стержень, переходящий на конус у самого острия (шило, иглы), часто имеющий рукоятку. В колющих предметах основным следообразующим элементом является рабочая часть, имеющая длину, форму и размер поперечного сечения.

В настоящее время сохраняются различия в классификации травмирующих объектов. Существует мнение о целесообразности подразделения орудий, исходя из формы их контактной части, на следующие группы: плоские с лезвием; плоские с заостренным концом; плоские с лезвием и заостренным концом; безреберные круглые, овальные или другой формы с заостренным концом; с ребрами и заостренным концом; тупые [4].

С первой половины прошлого века представления о механизме действия колющих объектов на преграду заключаются в проникании острия в ткани, остальная часть орудия их растягивает, вследствие чего возникают щелеобразные разъединения или разрывы в направлении тканевых волокон [1, 2]. На коже колотые раны представляются не круглыми отверстиями, а щелями в направлении волокон ткани, имеющих в различных участках тела неодинаковое направление [5]. Щели имеют острые углы и производят впечатление маленьких «порезных» ран; они длиннее, если применяется орудие более крупного калибра.

Иные свойства у колотых повреждений на костях.

В таких случаях не происходит разрыва от растяжения и отверстие остается круглым со сжатием или отслойкой окружающей костной ткани; размер отверстия соответствует величине повреждающего предмета. Кроме того, при внедрении более толстого предмета в одном или нескольких направлениях костная ткань разъединяется с образованием трещин.

Самые простые раны остаются после колотых воздействий цилиндрическими орудиями (шило, игла). Клинки других объектов (например, шпаг) имеют два, иногда три и более режущих ребра. Шпаги с двумя лезвиями причиняют такие же повреждения, как клинки ножей, с той лишь разницей, что ранения от шпаги гораздо глубже и могут быть сквозными. Форма ран от шпаги может быть нерезко выражена, так как при глубоком проникании ее клинок к рукоятке становится толще, а ребра тупее. В связи с этим форма колотых ран больше зависит непосредственно от свойств орудий. В местах, где пучки разнонаправленных волокон кожи сходятся на ограниченном участке, раны могут приобретать форму, совершенно не соответствующую орудию: стреловидную или звездчатую. При ранениях различной глубины длина раневых каналов зависит не только от размеров орудия, но и от того, совершало ли при вкалывании орудие поступательное движение или нет. Извлечение колющего орудия из раны под углом может сопровождаться образованием надрывов у одного из ее краев.

Острые ребра колющего орудия могут оказывать режущее действие на кожу, рассекая края раны и придавая ей форму, близкую к поперечному сечению орудия. Ткани в окружности колотого ранения обычно без особых изменений. Только в случаях применения очень затупленных орудий они могут быть кровоподтечными. При полном погружении колющего орудия возможно образование ушиба вокруг раны от действия рукоятки [2].

Позднее сформировалась более детальная характеристика колотых ранений в зависимости от формы рабочей части травмирующих объектов. При конической форме таких объектов, постепенно расширяющейся от острия, рабочая часть, проникая в мягкие ткани, разрывает и раздвигает кожу и подлежащие мягкие ткани. После извлечения клинка ткани спадаются, сечение канала становится меньше сечения клинка. Неодинаковая сократимость кожи вызывает образование не круглого, а овального или щелевидного отверстия без дефекта «минус ткань». Тонкие колющие предметы образуют почти точечные отверстия. Конические предметы диаметром более 5 мм при продвижении в тканях слущивают эпидермис по краям раны, образуя поясок осаднения, а загрязнения на поверхности рабочей части - поясок обтирания. Повреждения от колющих предметов с рабочей частью, имеющей до 5-6 граней и выраженные ребра, действуют как лезвия, и рана приобретает характерную форму с лучами соответственно каждому ребру клинка. В связи с этим граненые колющие предметы занимают промежуточное положение между колющими и колюще-режущими [3].

Первые фундаментальные научные исследования повреждений колющими объектами в судебной медицине были проведены Т.А. Будак [6], исследовавшей в рентгеновских лучах контрастированные раневые каналы. В последующем колотые повреждения целенаправленно изучали Н.С. Олейник и Л.В. Тетцоева [7, 8].

Н.С. Олейник [7] проводила моделирование повреждений на коже биоманекенов и на материалах одежды орудиями округлого сечения диаметром 1-10 мм с протяженностью скоса 5-100 мм, а также трехгранного сечения и инъекционными иглами (контрольная группа) при средней скорости воздействий 0,6-3,0 м/с. Оценивали повреждения традиционными методами: морфометрическим, стереомикроскопическим, гистологическим, фотографическим и статистическим. В ограниченном объеме также использовали скоростную киносъемку, хронометрию, фотоконтактограммы, заливку раневых каналов и контактно-диффузионный метод. Полученные результаты показали, что основное влияние на формирование повреждений оказывают диаметр и величина скоса острия колющих объектов. Существенное значение имеет способ переплетения нитей материалов одежды. На тканых материалах повреждения больше соответствуют диаметру цилиндроконических колющих объектов, а от орудий диаметром до 3 мм на шерстяных и синтетических материалах они могут вовсе не прослеживаться. Наиболее устойчивый показатель формы поперечного сечения колющего объекта - контактная зона, меняющаяся в зависимости от скорости травмирования. Проявления этой зоны обозначают как феномен «солярис».

Кожные раны во всех наблюдениях оказывались ориентированными вдоль линий Лангера. По мнению Н.С. Олейник [7], форма ран лучше проявляется после подсыхания краев; размеры их больше зависят от диаметра орудия, чем от величины скоса. Ширина осаднения краев увеличивается с возрастанием диаметра и уменьшением скоса острия. Отмечено также определенное влияние податливости тканей в разных областях тела на ширину осаднения. Зафиксированный на одежде феномен «солярис» на коже быстро исчезал, а примененными методами исследования не выявлялся. Все раны имели неровные края с обрывками эпидермиса и надрывами в концах. Установлены различия микроскопической картины стенок раневого канала при быстром и медленном погружении колющих орудий.

Автором изучены изменения морфологических характеристик ран в зависимости от угла погружения и извлечения колющих объектов. При ударах под острым углом вдоль линий Лангера раны каплевидные, широкая часть их со стороны воздействия, узкая - по ходу. При погружении под углом и поперек линий Лангера раны вытянутые овальные, с более широким осаднением в средней части со стороны воздействия. Выявлено изменение формы слепков раневых каналов в зависимости от углов внедрения и извлечения колющих орудий.

Иногда от колющих объектов с небольшим скосом острия получали треугольные раны с нарывом на одном крае и полулунным осаднением на противоположном, внешне похожие на раны от трехгранных орудий, хотя от них формировались повреждения трехлучевой формы и ни одной треугольной раны не получено.

Результаты комплексных исследований Н.С. Олейник [7] позволили по повреждениям материалов одежды и ранам кожи с большей достоверностью получать сведения, необходимые при идентификации орудий травмы: о форме, диаметре и величине скоса; условиях травмирования (скорость, траектория погружения и извлечения).

В случаях ранений колющими объектами округлого сечения полученные данные позволяют судить о взаиморасположении пострадавшего и нападавшего в момент нанесения повреждений, а также возможности причинения самоповреждений.

Л.В. Тетцоева [8] аналогичными методами изучала механизмы образования повреждений цилиндроконическими колющими орудиями с крестообразным жалом при различных траекториях погружения. Экспериментальное моделирование проводили отвертками диаметром 0,33-0,8 см с затупленным жалом размером 0,1×0,1 и 0,3×0,3 см при скорости воздействий 10 и 14 м/с, на текстильных материалах разной структуры, выделанной коже, на коже груди и живота. Установлено, что более достоверно характеристики травмирующих объектов отображаются в повреждениях тканей полотняного переплетения, образованных со скоростью погружения 14 м/с под углами 90° и 60°. При отвесных ударах повреждения преимущественно крестообразные, с небольшим дефектом в центре; размеры их несколько меньше поперечного сечения колющих объектов. Контактная зона крестообразная либо в виде лучистой складчатости при действии предметов диаметром менее 0,5 см. При ударах под острыми углами повреждения вытянутые крестообразные, прямоугольные, треугольные или Т-образные либо в виде цифры 8. Наблюдаются сдавление и обрыв нитей со стороны острого угла и разволокнение противоположных нитей, а на трикотажных материалах нити обрываются со стороны тупого угла. Контактная зона овалом вытягивается по направлению внедрения орудия либо в виде полосы от его проскальзывания. При погружении под очень острым углом повреждения приобретают линейную форму с надрывами. По мере уменьшения угла увеличивается зона сдавления нитей со стороны рабочего угла, при этом сквозные повреждения могут не возникать и выявляются только обрывы отдельных нитей.

Раны на неприкрытой коже груди преимущественно крестообразные или прямоугольные, в основном соответствуют диаметру стержня колющего орудия, а от воздействий через одежду - меньших размеров. Все раны живота имеют размеры меньше диаметра орудий. Осаднение краев равномерное при отвесном погружении и преобладает со стороны воздействия под острым углом. Ширина осаднения нарастает с увеличением диаметра колющего орудия и уменьшением угла воздействия. В центре ран возможно образование дефекта «минус ткань» в 30% случаев повреждений груди и 10% - живота.

Таким образом, в повреждениях одежды и кожи выявлен комплекс морфологических признаков, отражающих особенности крестообразного конца травмирующего орудия, что имеет значение для дифференциальной диагностики в группе цилиндрических колющих предметов. Установлено, что на проявление и представительность морфологических признаков в повреждениях влияют структура и состав материалов одежды, которые в свою очередь как первичная преграда влияют на морфологические свойства ран. На характеристики ран также влияют анатомические особенности травмируемых областей (грудь, живот). Морфологические характеристики повреждений позволяют судить не только о форме и диаметре контактной части травмирующего орудия, но и об угле и скорости его погружения.

Анализ имеющихся работ свидетельствует об использовании при изучении колотых повреждений достаточно ограниченного набора традиционных методов исследования. Этими методами можно выявить и оценить не все общеизвестные морфологические признаки, а некоторые из них требуют более глубокой детализации. Все это сужает возможности диагностики повреждений для последующей идентификации травмирующих объектов и решения вопросов реконструкции обстоятельств происшествия.

Научные исследования и практические экспертные наблюдения последних лет свидетельствуют о большом разнообразии морфологических проявлений в ранах, причиненных колющими объектами разной конструкции, в том числе с наличием остроконечных или углообразных элементов. Прежде всего это признаки пластической деформации кожи в виде краевых участков каемчатого уплощения или вытягивания эпидермиса над стенками, трансформации сетчатого рисунка эпидермиса в линейную складчатость и др. [9, 10]. Установленные новые морфологические признаки доступны для выявления и оценки как обычными морфологическими, так более специализированными инструментальными методами исследования. Нередко пусковым моментом в разрушении кожи и других материалов преграды острыми объектами является именно действие остроконечного элемента травмирующего орудия. Следует считать актуальными дальнейшие исследования колотых повреждений для детализации морфологических характеристик этих повреждений, что позволит выработать экспертные критерии внутригрупповой и индивидуальной идентификации травмирующего орудия.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.