Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Казумова А.Б.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет) м Институт стоматологии им. Е.В. Боровского

Васильев А.В.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет) м Институт стоматологии им. Е.В. Боровского;
ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Кузнецова В.С.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Миронов А.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Кулаков А.А.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Лосев Ф.Ф.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет) м Институт стоматологии им. Е.В. Боровского;
ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Потребность в костно-пластических материалах в России с учетом распространенности дефектов костей и анализа рынка

Авторы:

Казумова А.Б., Васильев А.В., Кузнецова В.С., Миронов А.В., Кулаков А.А., Лосев Ф.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2025;104(6): 55‑59

Прочитано: 156 раз


Как цитировать:

Казумова А.Б., Васильев А.В., Кузнецова В.С., Миронов А.В., Кулаков А.А., Лосев Ф.Ф. Потребность в костно-пластических материалах в России с учетом распространенности дефектов костей и анализа рынка. Стоматология. 2025;104(6):55‑59.
Kazumova AB, Vasilyev AV, Kuznetsova VS, Mironov AV, Kulakov AA, Losev FF. The need for bone graft materials in Russia, taking into account the prevalence of bone defects and market analysis. Stomatology. 2025;104(6):55‑59. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202510406155

Рекомендуем статьи по данной теме:

Оценка нуждаемости практического здравоохранения в костно-пластических материалах затруднена. В открытых источниках обнаруживаются лишь частичные данные, а опубликованные маркетинговые исследования часто не отражают положения дел, поскольку основываются на данных компаний — поставщиков зарубежных материалов [1]. Восстановление костных дефектов — одна из важных задач в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии [2, 3]. Планирование и финансирование работ по разработке новых костно-пластических материалов невозможно без оценки реальной потребности здравоохранения и объема рынка.

Цель исследования — сбор данных из общедоступных источников для обобщения разрозненных данных о структуре распространенности поражений костей и объема рынка костно-пластических материалов в России.

Для достижения поставленной цели с учетом фрагментарности полученных сведений нами сделаны аппроксимации для прогнозирования ежегодной потребности в костно-пластических материалах в России в реальных объемных и денежных единицах.

Распространенность костных дефектов в мирное и военное время

Частота травм челюстно-лицевой области в мире составляет от 33 до 50% [4]. В России этот показатель, по данным разных авторов, составляет от 4 до 40% [5—7]. Основными причинами травматических повреждений челюстно-лицевой области в мирное время служат бытовые травмы и нападения, а также дорожно-транспортные происшествия [6, 8]. В военное время характер травмы определяется видом полученного ранения (табл. 1) [7, 9]. Характер травм и механизм их получения в боевых условиях значительно отличается от повреждений, полученных в мирное время [7].

Таблица 1. Распределение видов травм в зависимости от причин их возникновения в мирное и военное время

Вид травмы

Основные причины

Частота, %

Мирная политравма

Домашние травмы

12,0

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

83,0

Производственные травмы

4,5

Спортивные травмы

0,5

Боевая политравма

Огнестрельная минно-взрывная травма

до 48,5

Осколочные ранения

32,0

Пулевые ранения

19,5

В структуре дефектов черепно-челюстно-лицевой области в мирное время преобладают атрофические изменения костной ткани челюстей, составляющие 64% от всех случаев [3]. Помимо них этиологическими факторами формирования костных дефектов являются травматические повреждения, воспаление, доброкачественные и злокачественные новообразования, а также аномалии развития (табл. 2) [10].

Таблица 2. Этиологические факторы возникновения дефектов челюстно-лицевой области в мирное время

Причина дефектов черепно-челюстной-лицевой области

Доля костных дефектов, %

Атрофия костной ткани

64,0

Травматические

20,0

Воспалительные

6,0

Доброкачественные опухоли

6,0

Злокачественные опухоли

3,0

Аномалии развития

1,0

Информация о количестве лиц с травматическими поражениями черепа и костей скелета зачастую носит разрозненный характер или закрыта для публичного доступа. В связи с этим при организации таблицы нами были получены данные из статистического сборника НМИЦТО им. Н.Н. Приорова (2022), методических рекомендаций Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации (2022), а также публикаций, посвященных структуре и характеру травм в мирное и военное время [2, 6, 9, 11—13]. После этого были выполнены элементарные аппроксимации, которые позволили выявить различия по частоте травматических поражений (табл. 3).

Таблица 3. Сравнение локализации мирной и боевой травмы по процентному значению и количеству пострадавших

Вид и подвид травмы

Военное время

Мирное время

Число случаев конкретной травмы от общего числа травм, %

Число пострадавших на 2020 г., тыс.

Число случаев конкретной травмы от общего числа травм, %

Число пострадавших на 2020 г., тыс.

Травмы головы

22,0

~150

73

~1,6 млн

Ранения нижней челюсти

12,0

~80

37

~800

Переломы основания и свода черепа

6,0

~40

21

~450

Ранения скуловой кости

4,0

~30

15

~350

Ранения конечностей, груди и живота

74,0

~520

26,5

~555

Ранения верхних конечностей, в т.ч ранение:

22,0

~150

15

~315

пояса верхних конечностей (лопатки и ключицы)

3,0

~20

1

~20

плеча

6,0

~40

5

~100

локтевого сустава и предплечья

6,0

~40

1

~20

кисти и пальцев

7,0

~50

8

~175

Ранения нижних конечностей, в т.ч. ранение:

36,0

~260

11

~230

пояса нижних конечностей (таза)

7,0

~50

0,5

~10

тазобедренного сустава и бедра

4,0

~30

1

~20

коленного сустава

12,0

~90

7

~150

голени

4,0

~30

1

~20

голеностопного сустава и стопы

9,0

~60

1,5

~30

Травмы груди

9,0

~60

0,25

~5

Травмы живота

7,0

~50

0,25

~5

Ранения шейного отдела позвоночника

2,0

~15

0,5

~10

Ранения других отделов позвоночника

1,0

~8

Другое

1,0

~8

Всего

100,0

~700

100,0

~2,165 млн

Рассматривая структуру и локализацию травматических поражений, можно отметить, что в военное время преобладают поражения конечностей, груди и живота (74%), в то время как в мирное время более распространены травмы головы [2]. Они составляют 73% от всех ранений (почти 1,6 млн случаев), что в 3,3 раза превышает долю аналогичных повреждений в боевое время. Таким образом, в условиях мирного времени потребность в материалах для челюстно-лицевой хирургии в 10,7 раза выше, чем в военное время (см. табл. 3).

Проведенный анализ позволил выявить структуру травм военного и мирного времени, отраженную на рисунке.

Структура травм военного (слева) и мирного (справа) времени (в % от общего числа пострадавших, см. табл. 3).

Оценка распространенности костных дефектов с точки зрения нуждаемости в костно-пластической операции

Травматические поражения в мирное и военное время различаются по своей структуре и нуждаемости в проведении костно-пластических операций.

В боевых условиях повреждения часто вызваны высокоскоростными снарядами, что приводит к сложным травмам, большой вероятности осколочной раны. Хирургические вмешательства включают извлечения осколков и обломков костей, сопровождающиеся этапами восполнения утраченной костной ткани. В таком методе лечения нуждаются 85—100% раненых [14]. Частота переломов костей конечностей в структуре боевой и мирной травмы не различается, однако частота отрывов сегментов конечности значительно преобладает в группе военного времени. При этом восстановление отрыв конечностей реконструктивными восстановительными методами не представляется возможным, что снижает потребность в костно-пластических материалах в военных условиях по сравнению с мирными [6].

В условиях мирного времени стоматология демонстрирует наиболее интенсивный рост потребления костно-пластических материалов. При проведении дентальной имплантации для восполнения утраченного в результате атрофии объема костной ткани примерно в половине случаев требуется выполнение костной пластики [3, 10]. Ретроспективный анализ статистических данных ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России выявил устойчивый рост (в среднем на 21,76% за год) ежегодного объема стоматологической помощи с применением метода дентальной имплантации и ежегодное увеличение (в среднем на 14,4% в год) количества выполненных костно-пластических операций, расширяющих показания к использованию метода дентальной имплантации [3]. Кроме того, следует отметить, что в период с 2019 по 2023 г. продажи дентальных имплантатов увеличились на 81% — с 0,9 до 1,6 млн упаковок. Разумеется, следует учесть, что такой спрос мог быть не только обусловлен ростом числа проводимых операций, но и связан с ожидаемым дефицитом и увеличением стоимости имплантатов в результате экономических санкций и нарушения логистики поставок [15].

Распространенность заболеваний пародонта в России составляет 80—98%. При этом воспалительные заболевания средней и тяжелой степени, требующие проведения костно-пластических операций, отмечаются у 24 и 14% соответственно [16]. Очевидно, что не все пациенты из этой многочисленной группы получают необходимое лечение по причине обратной корреляции дохода и заболеваемости пародонтитом еще и на фоне экономической рецессии последних лет [17]. Однако даже исходя из имеющихся неполных данных, следует ожидать, что эта группа также вносит существенный вклад в объем потребления костно-пластических материалов.

Восстановление костных дефектов, возникших в результате опухолевых заболеваний, также является первостепенной задачей в условиях мирного времени. В России ежегодно выявляют около 1,5 тыс. злокачественных новообразований костей, в то время как доброкачественные новообразования диагностируют в 5—9 раз чаще, а их общее число может составлять от 7,5 до 13,5 тыс. случаев [18]. Однозначных данных с разбивкой по отраслям медицины или локусам поражения в открытых источниках найти не удалось.

Рынок костно-пластических материалов

В 2024 г. мировой рынок костно-пластических материалов оценивался в 3,67 млрд долларов США, что при приблизительном пересчете на основе стоимости и распространенности каждого типа материала эквивалентно около 200—250 м3 [1]. По прогнозам, в 2025 г. объем рынка составит 3,91 млрд долларов США, а к 2035 г. вырастет до 7,83 млрд долларов США. Среднегодовой темп роста составит 6,52% в течение прогнозируемого периода (2025—2035 гг.) [1]. При этом существует сегментация по сфере использования материалов. Основной объем рынка составляют материалы для ортопедии и травматологии (80—85%), в то время как в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии этот показатель равен 15—20% [19].

В 2024 г. мировой рынок костно-пластических материалов для стоматологии оценивался в 307,8 млн долларов США [20]. По прогнозам, рынок вырастет с 328,1 млн долларов США в 2025 г. до 529,4 млн долларов США к 2035 г. (увеличившись на 61%), демонстрируя среднегодовой темп роста 7,1% [20].

Географическое распределение долевых составляющих мирового рынка костно-пластических материалов неравномерно. Наибольший объем рынка приходится на США и составляет порядка 2,5 млрд долларов США, что соответствует 64% рынка [1]. Европейский рынок занимает около 1 млрд долларов США, что представляет собой четверть объема рынка. В свою очередь объем российского рынка по разным источникам составляет от 10,3 до 50 млн долларов США, что составляет от 3 до 16% от общемирового [19—21]. Это немало даже при скромных подсчетах. При этом основным потребителем костно-пластических материалов являются амбулаторные клиники (около 80%).

Заключение

Ежегодное количество восполняемых костных дефектов, полученных в результате травмы в военное и мирное время, приблизительно равно и в сумме составляет около 1 млн, при этом нетравматические поражения, приходящиеся на реконструктивные операции после опухолей, составляют значительно меньшее число: 8—12 тыс. Однако атрофия скелета, которую устраняют прежде всего в стоматологии перед проведением дентальной имплантации, обусловливает потребность в приведении 450—800 тыс. операций ежегодно.

Исходя из описанных данных и представлений о среднем потреблении материалов, можно считать, что в России в травматологии и ортопедии объем потребления составляет 2—10 м3 для устранения последствий травм, в то время как для восстановления костных дефектов, связанных с опухолями — 0,009—0,012 м3. При этом на стоматологические дефекты, вызванные необходимостью устранения атрофии костной ткани перед дентальной имплантацией, приходится 0,05 — 0,8 м3. Суммарное ежегодное потребление с учетом областей с минимальным потреблением, типа оториноларингологии и нейрохирургии, составляет, по нашим аппроксимациям, около 11—12 м3. Таким образом, на долю стоматологии проходится около 8%, что противоречит ряду источников, в которых показатель явно завышен и составляет около 90%.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 22-15-00425—П).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Dental Bone Graft Substitutes Market Size, Share & Industry Analysis, By Product Type (Allograft, Synthetic Bone Substitutes, Demineralized Bone Matrix, and Xenograft), By Form (Granules, Putty, and Others), By End-User (Solo Practices, DSO/ Group Practices, and Others), and Regional Forecast, 2025-2032. Fortune Business Insights. https://www.fortunebusinessinsights.com/dental-bone-graft-substitutes-market-110351
  2. Травматизм, ортопедическая заболеваемость, организация травматолого-ортопедической помощи в Российской Федерации в 2020 году. Ежегодный статистический сборник. Под ред. С.П. Миронова. М.: НМИЦТО им. Н.Н. Приорова. 2022.
  3. Кулаков А.А., Гветадзе Р.Ш., Брайловская Т.В., Харькова А.А., Дзиковицкая Л.С. Современные подходы к применению метода дентальной имплантации при атрофии и дефектах костной ткани челюстей. Стоматология. 2017;96(4):43-45.  https://doi.org/10.17116/stomat201796143-45
  4. Maniaci A, Lentini M, Vaira L, Lavalle S, Ronsivalle S, Rubulotta FM, Lentini L, Paternò DS, Galletti C, Sorbello M et al. The Global Burden of Maxillofacial Trauma in Critical Care: A Narrative Review of Epidemiology, Prevention, Economics, and Outcomes. Medicina (Kaunas). 2025; 61(5):915.  https://doi.org/10.3390/medicina61050915
  5. Токбергенова А.Т., Пак И.Л., Жахангиров М.З., Кулесбаев А.А. Клинико-экономическая оценка жесткой фиксации назубными шинами при лечении больных с переломами нижней челюсти. Современные проблемы науки и образования. 2020;3:37.  https://doi.org/10.17513/spno.29786
  6. Маркаров А.Э., Еремин Д.А., Мартиросов А.В., Хандзрацян А.С., Оразвалиев А.И., Бугаян С.А., Халифаев О.И. Статистический анализ данных по неотложной челюстно-лицевой хирургии. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2023;5:56-62.  https://doi.org/10.24075/vrgmu.2023.038
  7. Тазин И.Д., Котов А.С., Кравченко В.В. Травмы челюстно-лицевой области мирного и военного времени: учебное пособие. Томск: Издательство СибГМУ. 2024.
  8. Чжан Ш., Петрук П.С., Медведев Ю.А. Переломы нижней челюсти в области тела и угла: структура, эпидемиология, принципы диагностики. Часть I. Клиническая стоматология. 2017;21(2):100-110.  https://doi.org/10.18821/1728-2802
  9. Криштафор Д.А., Клигуненко Е.Н., Криштафор А.А. Сравнительная характеристика политравмы мирного времени и боевой травмы в стационаре III уровня. Медицина неотложных состояний. 2019;3:127-133. 
  10. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия: Руководство для врачей. Под ред. В.Н. Балина и Н.М. Александрова. 4-е изд. Спб.: Спецлит, 2005.
  11. Куницкий Ю.Л., Гринцов А.Г., Харьковский В.А., Белозерцев О.А., Виноградов Ю.Н., Христуленко А.А., Антонюк С.М., Ахрамеев В.Б., Андриенко И.Б., Луценко Ю.Г. Особенности боевой травмы во время локального вооруженного конфликта в Донбассе. Вестник неотложной и восстановительной хирургии. 2019;4(3):47-50 
  12. Денисов А.В., Бадалов В.И., Крайнюков П.Е., Гончаров А.В., Маркевич В.Ю., Головко К.П., Анисин А.В., Супрун Т.Ю. Структура и характер современной боевой хирургической травмы. Военно-медицинский журнал. 2021;342(9):12-20.  https://doi.org/10.52424/00269050_2021_342_9_12
  13. Русева С.В., Пономаренко Г.Н., Русев И.Т., Дергачев В.Б. Эффективность медицинской реабилитации раненых военнослужащих в вооруженных конфликтах. Военно-медицинский журнал. 2021;342(5):4-12. 
  14. Варюхина М.Д., Воробьев А.Н., Левин Д.В., Ильина А.А., Колесов Д.Л., Шайбак А.А., Радутная М.Л., Яковлев А.А., Горелова Е.С. Особенности проведения пластики послеоперационных дефектов костей свода черепа у пациентов на различных этапах реабилитации. Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. 2022;4(1):83-89.  https://doi.org/10.36425/rehab108760
  15. Анализ рынка имплантатов для стоматологии в России в 2019-2023 гг., прогноз на 2024—2028 г. BusinesStat. (Электронный ресурс, (дата обращения: 05.09.2024). https://businesstat.ru/catalog/id80953
  16. Микляев С.В., Леонова О.М., Сущенко А.В. Анализ распространенности хронических воспалительных заболеваний тканей пародонта. Современные проблемы науки и образования. 2018;5:15. 
  17. Сабирова А.И., Акрамов И.А., Рамазанова З.Д., Сергеева В.В., Ибишева Л.К. Современные аспекты эпидемиологических вопросов заболеваний тканей пародонта. Проблемы стоматологии. 2021;17(3):31-38.  https://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-73-2-31-38
  18. Злокачественные новообразования в России в 2023 году (заболеваемость и смертность). Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, А.О. Шахзадовой. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. 2024.
  19. Globe Newswire. Dental Bone Graft Substitutes Market by Material (Demineralized Bone Matrix, Autograft, Allograft, Xenograft, and Synthetic Bone Graft Substitute). New York: Globe Newswire; 2019.
  20. Data Bridge Market Research. Global Dental Bone Graft Market — Industry Trends and Forecast to 2030. Pune (IN): DBMR; 2023.
  21. Dental Bone Graft Substitutes Market Report 2020-2030. New York: Visiongain; 2021.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.