Актуальность
С возрастом люди теряют волосы, зубы, иллюзии… При этом ничто так не старит человека, как полная утрата зубов [1]. После потери естественных зубов нарушается функция пережевывания пищи, ухудшается четкость речи, изменяется внешний облик человека [2, 3]. Все это, несомненно, отражается на психосоматическом состоянии, настроении, поведении, а также на психике и социальных связях человека [4]. В связи с этим в последние годы стоматологи стараются комплексно подходить не только к «больному» органу, но и к больному человеку в целом, с учетом многоуровневого изучения его медицинских, экономических, экологических, социально-психологических и нравственных проблем [5, 6]. Поэтому вопросы стоматологической реабилитации взрослых людей, особенно старших возрастных групп, имеют не только медицинское, но и социальное значение [7, 8].
В настоящее время в связи с постарением населения Российской Федерации [9, 10], а также в связи с увеличением числа людей, страдающих полной утратой зубов [11], потеря которых находится в прямой зависимости от социальных причин [12, 13], условий жизни [14] и возраста человека [15, 16], вопросы повышения эффективности их стоматологической реабилитации приобретают важное медико-социальное значение [17]. Показано, что сегодня полная утрата зубов встречается у лиц молодого возраста [8]. Причиной этого является не только быстропрогрессирующие воспалительные формы генерализованного поражения пародонта [18], но и использование различных синтетических наркотических средств [8, 19]. Это делает актуальной задачу эффективного зубного протезирования при полной утрате зубов у взрослых людей [2, 19, 20]. Вместе с этим в отечественной и зарубежной литературе мало внимания уделяется эффективности пользования съемными зубными протезами [2, 7, 21], в том числе в период адаптации к ним [11].
Воздействие съемных зубных протезов часто выходит за пределы жевательного аппарата, распространяется иногда на весь лицевой и мозговой отделы черепа [2, 20], а также влияет на психосоматическое здоровье пациентов [4]. Известно, что в связи с неудовлетворительной стабилизацией, а порой и фиксацией полных съемных зубных протезов у людей возникают изменения в психофизиологическом статуса [2, 11]. У них нарушается качество ночного сна, повышается уровень дневного стресса, а также показатели реактивной и личностной тревожности [11]. В то же время не проводились исследования, в которых рассматривалось бы отношение к болезни при изменении характера фиксации и стабилизации съемных зубных протезов. В связи с этим мы сочли необходимым проведение настоящего клинического исследования. Считаем, что клинические исследования в этом направлении могут существенно обогатить научно-прикладные сведения, входящие в круг вопросов по проблеме «Протез и протезное ложе», которая была сформулирована проф. Евгением Ивановичем Гавриловым в конце 70-х годов прошлого века [2].
Цель работы — изучение внутренней картины болезни у пациентов в процессе пользования полными пластиночными протезами и оценка ее динамики при использовании средств для улучшения фиксации съемного зубного протеза.
Материал и методы
Под нашим наблюдением находились 17 человек (5 мужчин и 12 женщин) в возрасте от 61 года до 72 лет, страдающих полной утратой зубов на обеих челюстях. На верхней челюсти у всех пациентов диагностирована выраженная атрофия альвеолярного отростка (III тип беззубой верхней челюсти по классификации Шредера), на нижней челюсти — резкая равномерная атрофия альвеолярной части (III тип беззубой нижней челюсти по классификации Келлера). Все обследованные пациенты не имели хронических заболеваний внутренних органов и систем организма в стадии декомпенсации. Индекс коморбидности составил 5,74±1,32 заболевания на одного пациента. Распределение пациентов по полу и возрасту, а также продолжительности болезни представлено на рис. 1. Пациентам была проведена стоматологическая реабилитация, завершившаяся изготовлением полных акриловых зубных протезов. После завершения периода адаптации и 6-месячного периода пользования съемными зубными протезами пациентам было предложена для оптимизации пользования зубными протезами ежедневно применять крем для фиксации зубных протезов Corega. Для учета степени устойчивости полных съемных протезов использовали общепринятую «пробу с ядром», предложенную проф. И.С. Рубиновым, которая предусматривает наличие трех степеней устойчивости протезов: I степень — хорошая устойчивость: на балансирующей стороне во время пробы отсутствует смещение протезов с протезного ложа; II степень — удовлетворительная устойчивость протезов: во время пробы на балансирующей стороне имеется смещение протезов с протезного ложа, вплоть до контакта антагонирующих искусственных зубов; III степень — плохая устойчивость зубных протезов: во время проведения пробы отмечается смещение зубных протезов с протезного ложа и сбрасывание хотя бы одного протеза.
Для определения типа отношения пациента к болезни была использована тестовая клиническая методика ТОБОЛ (тип отношения к болезни), в которой реализовалась клинико-психологическая типология отношения пациента к болезни, предложенная А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым [22]. Методика предусматривает возможность определения одного из двенадцати типов реагирования, диагностируемые тестом: гармоничный (Г), эргопатический (Р), анозогнозический (З), тревожный (Т), ипохондрический (И), неврастенический (Н), меланхолический (М), апатический (А), сенситивный ©, эгоцентрический (Э), паранойяльный (П), дисфорический (Д), которые авторами методики выделены в 3 блока: первый — условно-адаптивный, второй — интрапсихически-дезадаптивный и третий блок — интерпсихически-дезадаптивный [23].
Изучение отношения пациентов, пользующихся полными съемными зубными протезами, к «болезни» осуществляли дважды: спустя 7 мес от начала пользования полными съемными зубными протезами и спустя месяц от начала применения крема для фиксации зубных протезов Corega.
Полученный в результате клинического исследования цифровой материал обработан на ПК с использованием специализированного пакета для статистического анализа Statistica for Windows v. 6.0. Различия между сравниваемыми группами считались достоверными при р≤0,05. Случаи, когда значения вероятности показателя р находились в диапазоне от 0,05 до 0,10 расценивали как «наличие тенденции».
Результаты и обсуждение
До начала использования крема для фиксации зубных протезов независимо от возраста и пола у лиц, пользующихся полными съемными зубными протезами, отмечались типы отношения к болезни, входящие преимущественно (88,2%) во второй блок (р≤0,05). При таком отношении к болезни (рис. 2) эмоционально-аффективная сфера отношений у таких пациентов проявляется в дезадаптивном поведении, для которого характерны реакции по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в болезнь или «капитуляцией» перед заболеванием. При этом наличие у больных психической дезадаптации в связи с болезнью отличается преимущественно интрапсихической направленностью реагирования на болезнь.
Так, среди типов отношения к болезни у обследованных пациентов (см. рис. 2) наиболее часто выявляли ипохондрический (47,1%), неврастенический (35,2%), реже меланхолический (5,9%) типы. При этом наличие у пациентов психической дезадаптации в связи с наличием утраты зубов и пользованием полными съемными зубными протезами отличается преимущественно интрапсихической направленностью реагирования на болезнь. При ипохондрическом типе отношения к «болезни» у людей отмечалось чрезмерное сосредоточение на субъективных и других неприятных ощущениях, связанных с ношением протезов при сочетании желания повторного протезирования, в связи с плохой устойчивостью протезов (рис. 4) и неверии в успех последнего. При неврастеническом типе отношения к «болезни» пациенты были раздражительны, нетерпеливы и в связи с неудовлетворенностью в «качестве» полных съемных зубных протезов настаивали на скорейшем повторном зубном протезировании. Меланхолический тип отношения к болезни характеризовался удрученностью пациентов, неверием их в возможность полноценного пользования съемными зубными протезами при удовлетворительном их общем самочувствии. Только у 2 (11,6%) человек определялся вариант типа отношения к «болезни», в рамках использованного в клиническом исследовании теста, по первому блоку, при котором психическая и социальная адаптация пациентов, пользующихся зубными протезами, существенно не нарушается. У них отмечен эргопатический тип отношения к болезни, для которого характерно стеничное, подчас одержимое отношение к работе, т. е. «уход от болезни в работу», а также стремление, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать свою профессиональную деятельность. Следует отметить, что эти пациенты имели хорошую устойчивость зубных протезов (рис. 3).
При использовании крема для фиксации съемных зубных протезов Corega у пациентов существенно улучшились показатели «пробы с ядром» (р≤0,05), свидетельствующие об оптимизации фиксации и стабилизации полных съемных зубных протезов в процессе жевания (см. рис. 3). При этом изменилось отношение пациентов к «болезни» (см. рис. 4). У 82,3% отмечались типы отношения к болезни, входящие в первый блок (р≤0,05). Так, у 41,2% (7 человек) отмечен эргопатический тип. В 23,5% (4 человека) случаев у обследованных людей определялся анозогнозический (эйфорический) тип отношения к болезни, для которого было характерно отбрасывание мысли о болезни, а также прослеживались тенденции рассматривать симптомы болезни (недостаточную устойчивость протезов при жевании) как проявление «несерьезных» симптомов. У 2 (11,8%) пациентов при использовании крема для фиксации протезов отмечен тревожный тип отношения к болезни (второй блок), при котором было отмечено повышенное желание в получении дополнительной информации о имеющейся у них патологии и методах ее лечения, а также поиск «авторитета» для «более профессионального» зубного протезирования. У 1 (5,9%) пациента после начала пользования кремом для фиксации протезов выявлен паранойяльный тип отношения к болезни, входящие в третий блок. При этом типе отношения к болезни пациенты считали, что качество их протезирования (отсутствие хорошей устойчивости зубных протезов при жевании) является результатом халатного отношения стоматологов или их злого умысла при протезировании зубов. Они были крайне подозрительны и насторожены ко всем проводимыми диагностическим процедурам. Следует отметить, что у лиц, имеющих типы отношения к болезни, входящие в третий блок по использованной в работе методике, обычно характерна интерпсихическая направленность личностного реагирования на болезнь, что и обусловливает нарушения социальной адаптации. Такие пациенты характеризуются сенсибилизированным отношением к болезни, которое, вероятно, в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности и проявляется дезадаптивным поведением. Пациенты могут стесняться своего заболевания (полной утраты зубов) или «использовать» его для достижения своих целей, иногда проявляя гетерогенные агрессивные тенденции и обвиняя врачей-стоматологов в своем недуге (неудовлетворительной фиксации и стабилизации протезов). Отмечена зависимость степени устойчивости протезов у лиц, пользующихся полными съемными зубными протезами, от типа их реагирования на болезнь (р≤0,05).
На рис. 5 представлено графическое изображение типов отношения к болезни у пациента до и при использовании крема для фиксации зубного протеза.
Следует также отметить, что у лиц с полными съемными зубными протезами при использовании крема для фиксации зубных протезов отмечено уменьшение выраженности воспалительных изменений слизистой оболочки протезного ложа в ответ на воздействие конструкционных полимерных материалов, из которых были изготовлены полные съемные зубные протезы. Побочных эффектов, в том числе аллергических реакций, от применения крема для фиксации зубных протезов Corega не отмечено.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное можно заключить, что применение средств, улучшающих фиксацию съемных зубных протезов, типа крема для фиксации зубных протезов Corega, позволяет существенно улучшить не только фиксацию и стабилизацию полных съемных зубных протезов, а также уменьшить выраженность воспалительных изменений слизистой оболочки протезного ложа в ответ на воздействие конструкционных полимерных материалов, но и улучшить их психоэмоциональное состояние. Таким образом, особенности личности больного человека играют важную роль в обеспечении эффективной стоматологической реабилитации пациентов с полной утратой зубов. При этом позиция пациентов по отношению к своему здоровью и зубному протезированию, а также к врачам и вспомогательному медицинскому персоналу являются важными факторами успешности их стоматологической реабилитации. У лиц пожилого и старческого возраста, пользующихся съемными зубными протезами, помочь в обеспечении эффективного пользования ими могут средства для улучшения их фиксации, типа крема для фиксации протезов. Его применение у лиц, пользующихся полными съемными протезами, может изменить не только их реакцию на болезнь, но и создать реалистические установки на лечение, а также восстановление социальных связей в широком их смысле.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.