Разные формы профессионального последипломного образования врачей (ординатура, первичная переподготовка, разные виды усовершенствования врачей и т. д.) — важная составная часть подготовки высококвалифицированных специалистов.
Как известно, все формы профессионального обучения врачей поддерживаются государством и регламентированы соответствующими нормативными актами. Более того, заботясь о повышении профессионального уровня медицинских работников, законодатель стоит на страже обеспечения им наиболее комфортных условий обучения. В частности, п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального Закона (ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.11 № 323-ФЗ [3] гарантирует всем медицинским работникам право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации и, что особенно важно, — за счет средств работодателя. Главой 26 Трудового кодекса (ТК) РФ [1] установлены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования. Эта норма прямо прописана в законе, а ее реализация возложена на работодателей всех форм собственности и организационно-правовых форм. При этом ответственность за повышение профессионального уровня подготовки (знаний и умений по специальности) и контроль за квалификацией врачей традиционно возлагаются как на работодателя, так и на самих работников (причем, как известно из практики, на последних — даже в большей степени) [12, 13].
В подтверждение этого п. 3 ч. 2 ст. 73 данного Закона требует от медицинских работников совершенствования профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в порядке и в сроки, установленные уполномоченным органом федеральной исполнительной власти. С целью реализации требований данного ФЗ изданы приказы МЗ РФ «Об утверждении Порядка и сроков усовершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» от 03.08.12 № 66н [8] и «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские услуги» от 08.10.15 № 707н [14], согласно которым повышение квалификации медицинских работников производится не реже 1 раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. В частности, эти требования прописаны в новейшем приказе МЗ РФ от 08.10.15 № 707н [14], регламентирующем допуск врачей разных специальностей, в том числе и стоматологических, к занятию соответствующих должностей. Иными словами, соблюдая нормы ФЗ-323 и указанных приказов МЗ РФ [3, 8, 14], при истечении у медицинского работника очередного 5-летнего срока работодатель обязан за свой счет направить его на повышение квалификации, а медицинский работник, в свою очередь, обязан их пройти. Без выполнения этих требований профессиональная квалификация медицинского работника считается неподтвержденной, а сам работник временно ограничивается в осуществлении профессиональных действий (до реализации им вышеперечисленных требований закона). То есть работники, не прошедшие повышение квалификации, не смогут осуществлять медицинскую деятельность (п. 3 ч. 2 ст. 73 ФЗ-323, пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Р.Ф. от 16.04.12 № 291 [7, 11]).
Следует отметить еще один важный аспект трудовых правоотношений: хотя обучение работника по программам дополнительного профессионального образования и является необходимым условием для продолжения работы по специальности, посещение занятий по повышению квалификации не может быть приравнено к выполнению трудовой функции, в связи с чем и положения о невыполнении работником норм труда не могут быть применимы.
Существенно и то, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем сотрудника для повышения квалификации (дополнительное профессиональное образование) с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по месту работы [11]. Это особенно важно учитывать медицинским организациям частной системы здравоохранения, которые в соответствии с этой законодательной нормой обязаны выделять средства из своего бюджета не только на обучение своих работников, но и на сохранение за ними средней заработной платы на весь период обучения. При этом нужно пояснить, что ТК РФ является законом прямого действия, распространяющимся на все случаи трудовых правоотношений без каких-либо исключений, т. е. для его введения не требуется принятия каких-либо дополнительных или иных нормативных документов (актов).
В практической медицинской деятельности нередко встречается и такая ситуация: если врач получает первичную специализацию по другому направлению работы (получение новой врачебной специальности), такое обучение не является повышением квалификации. Поэтому в данном случае работодатель не обязан предоставлять работнику гарантии, предусмотренные ст. 187 ТК РФ.
Дополнительно отметим, что в ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ, вступившем в силу 01.09.13, такая категория обучающихся, как интерн, упразднена (ст. 33 Закона об образовании [4]). Но до истечения нормативных сроков освоения образовательных программ лицами, принятыми для обучения, на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные ФЗ (п. 4.1. ст. 100, п. 9 ст. 101 Закона № 323-ФЗ). А клиническая ординатура — это, как известно, форма обучения, в полной мере сохраняющаяся и при новых законодательных требованиях. Однако ни ТК РФ, ни названные нормативные правовые акты не предусматривают предоставления каких-либо гарантий и компенсаций лицам, работающим в медицинских организациях и при этом обучающимся по программам ординатуры очно [9]. В частности, действующее законодательство не предусматривает обязанность работодателя освобождать от работы врачей, уже работающих где-либо и дополнительно обучающихся по очной форме в клинической ординатуре для получения новой клинической специальности. Данные формы профессионального обучения, задействующие врачей как специалистов, больше не являются приоритетными перед другими местами работы (деятельности) медицинских работников. Права на предоставление в связи с таким обучением дополнительного отпуска (как с сохранением зарплаты, так и без сохранения) такие лица также не приобретают.
Раздел 9 ТК РФ посвящен подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. В частности, необходимость подготовки работников в части профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для собственных нужд, как правило, определяет сам работодатель (ст. 196 ТК РФ). Право работников на профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование также закреплено в ТК (ст. 197). Возможности реализации этих прав в качестве соглашения между работником и работодателем изложены в главе 32 ТК РФ через ученичество. Вообще, ученичество — это такая юридическая дефиниция, которая обосновывает возможности получения профессионального образования работником для собственных нужд или нужд работодателя (ст. 198 ТК РФ).
Для законного оформления новых аспектов трудовых правоотношений врача, поступившего на дополнительное профессиональное обучение, со своим работодателем в современном законодательстве существует такая норма, как ученический договор [9]. Это, по сути, соглашение сторон (как и любой договор, согласно нормам ГК РФ [2]), которое заключается именно при осуществлении работником разных форм обучения (подготовки, переподготовки) и предусматривает прописывание особенностей организации данного процесса. В частности, в ТК РФ указано, что работодатель — юридическое лицо (организация) — имеет право заключать с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение для собственных нужд (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору, который, как известно, является основным. Такой договор может предусматривать обучение как без отрыва, так и с отрывом от работы (ст. 197, 198 ТК РФ). При этом, как следует из приведенных норм, заключение ученического договора с работником является правом работодателя, а не его обязанностью [9]. Соответственно другой договор (договор на предоставление образовательных услуг) обучающийся заключает с образовательным учреждением.
Важно то, что нормы трудового законодательства не запрещают сторонам заключить договор ученичества в случае, если работник самостоятельно поступил и обучается в образовательном учреждении за счет личных денежных средств. Кроме того, такой договор обязательно должен содержать нормы расхода рабочего времени сотрудника, чтобы не сокращалось его основное рабочее время (по месту основной работы), исходя из утвержденного работодателем рабочего графика сотрудника (раздел 4 ТК РФ, ст. 91, 92, 94, 97 ТК РФ). Целесообразно в этой ситуации заключение работником с работодателем договора о работе в режиме гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ), когда начало, окончание и продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон. При этом, однако, работнику вменяется в обязанность полная отработка оговоренного числа рабочих часов в неделю (месяц) [9].
Возможен также по согласованию с работодателем суммированный учет рабочего времени (ч. 1 ст. 104 ТК РФ [1], ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.13 № 421-ФЗ [6], ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.13 № 426-ФЗ [5]) либо разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ [1]).
Кроме всего вышеперечисленного, в заключаемом на время обучения ученическом договоре должны содержаться указания на:
— конкретную квалификацию, приобретаемую обучающимся;
— обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
— обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
— срок ученичества (обучения);
— размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может также содержать иные условия, определенные соглашением сторон (ст. 199 ТК РФ).
Следует также отметить, что, согласно ст. 204 ТК РФ, ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного ст. 133 ТК РФ и ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 14.12.2015 № 376-ФЗ [15] минимального размера оплаты труда. При этом, если врач по окончании ученичества без уважительных причин не выполнит свои обязательства по договору, в том числе не приступит к работе, он по требованию работодателя обязан будет возвратить полученную им за время ученичества стипендию, а также возместить другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ч. 2 ст. 207 ТК РФ) [9].