Мощная плодотворная научная школа омских ученых-стоматологов, эффективно работающая в течение ряда десятилетий под руководством академика РАН В.К. Леонтьева, профессоров В.И. Карницкого, А.М. Никандрова, П.А. Кузнецова, В.Г. Сунцова, В.Б. Недосеко, В.М. Семенюка, П.И. Ивасенко, Г.Г. Ивановой, Б.Н. Зырянова, В.Д. Вагнера, В.Г. Бокой, доцентов А.Н. Косачева, Р.И. Бялик, В.А. Дистеля, К.К. Яковлева, широко известна в стране и всегда имела практическую направленность.
Так, на кафедре детской стоматологии Омского государственного медицинского университета за 39 лет ее существования разработано, запатентовано и апробировано 7 моделей лечебно-профилактических гелей, с помощью которых можно предупреждать и лечить обратимые формы кариеса зубов у детей [11, 26]. Основными разработчиками гелей в 80-х годах были академик В.К. Леонтьев и проф. В.Г. Сунцов — первооткрыватели в данной области профилактической стоматологии. В результате клинических испытаний доказана высокая кариеспрофилактическая эффективность всех моделей: в 86% наблюдений установлена редукция кариеса и в 100% — обратное развитие кариозного процесса при начальном кариесе зубов [26]. Разнообразие кариеспрофилактических гелей позволяет индивидуально назначать их в зависимости от возраста пациента и активности кариозного процесса.
В линейке гелей есть уникальный препарат, предназначенный для лечения биологическим методом кариеса и пульпита временных и постоянных зубов. При клиническом испытании в формате завершенных диссертационных исследований доказана его исключительная эффективность в сочетании с низким уровнем осложнений [17, 26]. Высокая клиническая эффективность данного геля обусловлена его уникальным составом: оптимальное соотношение ионов кальция и фосфора в нем максимально приближено к таковому в эмали зуба, что способствует активной диффузии ионов в твердые ткани зуба; 5% агар-агар способствует адсорбции воспалительного экссудата; 0,02% хлоргексидин реализует его антисептический эффект. В нем отсутствуют ингредиенты, оказывающие цитотоксическое действие. Аналога данного препарата на рынке современной стоматологической продукции нет.
Широко известен современному практическому здравоохранению прибор DENTEST, который предназначен для объективной диагностики начальных форм кариеса зубов в клинике детской и терапевтической стоматологии. Ранее прибор носил рабочее название СтИЛ [9]. Данная инновационная разработка кафедры детской стоматологии ОмГМА прошла полный цикл развития от идеи до промышленного производства. Диагностическая ценность прибора СтИЛ впервые продемонстрирована в диссертационном исследовании Г.Г. Ивановой [10], позже его эффективность доказана многочисленными научными исследованиями и многолетним опытом применения в стоматологической практике [1, 8, 18, 26].
Сегодня на кафедре детской стоматологии активно развивается направление исследований, связанное с прогнозированием риска развития кариозного процесса в детском возрасте. В качестве инновационного продукта предложены 3 программы для ЭВМ «Стоп-кариес» [20—22], предназначенные для донозологической диагностики кариеса зубов в диспансерные сроки наблюдения детей у врача-стоматолога. Они дают возможность внедрить в практическое здравоохранение компьютерную обработку данных клинико-лабораторной диагностики стоматологического статуса кариесрезистентных детей дошкольного и школьного возраста с целью прогнозирования развития кариозного процесса у каждого индивида; достоверность прогноза — 90% [18, 19].
Инновационный характер разработок кафедры детской стоматологии был подтвержден в ходе ряда мероприятий инновационного характера, в том числе отмечен грантом по программе У.М.Н.И.К. Фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере в апреле 2014 г. (проект «Разработка профилактической формы геля СТОП-КАРИЕС, авторы — Т.С. Митяева, Г.И. Скрипкина, В.К. Леонтьев, А.Н. Питаева, Е.С. Ефременко). Суть инновационного проекта, обобщающего предыдущие многолетние разработки кафедры, заключается в проведении клинико-лабораторного обследования кариесрезистентных детей дошкольного возраста с использованием упомянутых программ для ЭВМ «Стоп-кариес» с целью выявления пациентов с риском развития кариеса зубов [20—22], назначения каждому ребенку индивидуального комплекса профилактических мероприятий с учетом степени риска развития кариеса зубов и наблюдением в динамике за клинико-лабораторными параметрами гомеостаза полости рта на фоне профилактических мероприятий. Внедрение такого комплекса мер в практику позволит, по нашему мнению, не только сохранить кариесрезистентность организма и снизить заболеваемость кариесом зубов в регионе, но и повысить эффективность первичных профилактических мероприятий и сэкономить средства обязательного медицинского страхования. По нашим предварительным подсчетам, экономический эффект от внедрения программ для ЭВМ «Стоп-кариес» в Омской области в формате региональной программы профилактики кариеса зубов у детей должен составить 10,5 млн руб. ежегодно.
В отличие от некоторых других, более консервативных медицинских сообществ, врачи-стоматологи готовы к принятию, внедрению и апробации инновационных технологий на практике. Как известно, один из наиболее значимых результатов стоматологической деятельности — эстетический. На кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА на основе разработанной концепции эстетического моделирования зубов предложена технология модульной реставрации формы зуба [13—16], высокая эффективность которой (в плане снижения времени восстановления утраченных тканей и приближения вновь образующихся композиций к естественным формам зубов) доказана с применением антропометрических, морфофункциональных, биохимических, клинических и статистических методов. На основе этой технологии создана программа двухуровневой подготовки специалистов: для высшей школы подготовлена обучающая программа «Моделирование зубов» и разработаны практические рекомендации по освоению мануальных навыков. Накопленная информация реализована в разных формах (рисунки, модели из подручных материалов, фотоальбомы, электронные методические пособия, слайд-программы, видеофильмы и учебно-методические пособия); в качестве интегрального результата издана монография [12]. Интерес к проблеме, проявленный, в том числе, и за рубежом, привел к необходимости публикации этой монографии на английском языке. В результате реализации инновационной образовательной программы получен значительный финансовый результат в рамках центра последипломного обучения ОмГМА. Только в 2014 г. проф. Л.М. Ломиашвили провел ряд обучающих мероприятий (семинаров, лекций, мастер-классов) в Белоруссии (Минск), в Грузии (Батуми), в Казахстане (Алматы), а также в Калининграде, Ханты-Мансийске, Красноярске, Санкт-Петербурге и Москве.
В настоящее время на кафедре ортопедической стоматологии активно ведутся исследования, посвященные персонификации основных клинических подходов в аспекте биоэстетической реабилитации стоматологических больных с соматической патологией [23—25]. Ожидается, что в результате в клиническую практику врачей-стоматологов будут внедрены стандарты качества и алгоритмы оказания помощи стоматологическим больным с сопутствующей соматической патологией. По теме данного исследования в 2014 г. оформлена заявка на грант Президента Р.Ф..
В последнее десятилетие в вузе для решения какой-либо научной или практической задачи активно развивается такая форма научной работы, как создание временных творческих коллективов с привлечением сотрудников фундаментальных и клинических кафедр. В результате деятельности такого коллектива — сотрудников кафедр терапевтической стоматологии, ортодонтии и кафедры патологической анатомии — под руководством проф. В.Б. Недосеко и проф. А.В. Кононова на основе анализа ряда молекулярно-генетических, структурных, лабораторных и клинических характеристик в ходе проспективного наблюдения больных пародонтитом в течение 5—10 лет был разработан способ персонифицированной терапии больных пародонтитом [2—6]. В целях внедрения разработки в практику была создана «Компьютерная программа для персонального прогноза пародонтита и определения тактики курации пациента» [7], которая интеллектуально поддерживает принимаемые врачом-стоматологом решения, выполняет функции автоматизации сбора и обработки множества клинических и лабораторных данных, анализа, визуализации и интерпретации результатов с представлением врачу-специалисту информации для обсуждения с пациентом конечного плана лечения, его объема, последовательности обследования и терапии. Изучение пародонта в целях оптимизации скрининга ведется и другими омскими учеными [27].
Завершая обзор инновационной деятельности на стоматологическом факультете, хотелось бы отметить и факторы, затрудняющие ее. Ряд особых трудностей внедрения медицинских инноваций в практику обусловлены как самой спецификой медицины, так и рядом нерешенных юридических, организационно-распорядительных и финансово-экономических вопросов. В сентябре 2013 г. на официальном сайте Академии наук был опубликован проект Программы развития ее инновационной деятельности на период до 2020 г. с выделением ряда ключевых вызовов. Это отсутствие: регламентов организации инновационной деятельности в медицинских вузах; порядка внедрения разработок в медицинскую практику; заинтересованности потенциального потребителя в инновациях; системы оценки медицинских технологий; нацеленность ученых на повышение индекса цитирования, защиту диссертаций, а не на разработку практически значимых проектов; специфические трудности ведения малого бизнеса (МИП по ФЗ-217), особенно при медицинских вузах [28]. Отсюда понятно, как показано на примере стоматологического факультета ОмГМА, почему коммерциализуются почти исключительно образовательные инновационные технологии: в других сферах успешная коммерциализация научных разработок медицинскими вузами в настоящее время практически невозможна или максимально затруднена.