Предметом биоэтики является нравственное отношение к людям и ко всему живому. Основные принципы биоэтики — благодеяния, автономии, непричинения вреда, справедливости. Цель ортодонтического лечения — не только специализированная медицинская помощь, оказываемая лицам с аномалиями развития и деформациями зубов, зубных рядов и челюстей, но и улучшение их медицинского, социального и психологического благополучия. В оздоровлении должен быть заинтересован не только врач, но и сам пациент. Б.А. Астафьев пишет о необходимости глубинного знания нравственности, созвучного всеобщим законам мира, нарушение которых вызывает дисгармонию личности [2].
Мы поставили перед собой цель — выяснить необходимость применения биоэтических принципов при лечении пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями.
Материалом исследования явились научные публикации, отражающие взаимосвязь параметров, влияющих на оздоровление пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, и основных принципов биоэтики.
Методы исследования — теоретический (обзор литературы), аналитический (анализ результатов собственных исследований).
Результаты и обсуждение
Принцип благодеяния. Основными причинами развития приобретенных зубочелюстно-лицевых аномалий являются функциональные нарушения (жевания, глотания, дыхания, речи) и вредные привычки, которые приводят к миодинамическому дисбалансу и способствуют формированию патологии окклюзии.
Настораживающие данные получены О.Р. Газизуллиной (2011) при анализе карт обследования зубочелюстной системы ординаторов Казанской государственной медицинской академии. В 100% случаев (у 9 человек) выявлена девиация, в 55,6% — щелчки, в 22,2% — хруст и боль в височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС), в 11,1% — патологическая стираемость зубов. Средний возраст обследованных — 23,7 года. Крис Фаррелл [10], исследовав проблемы, связанные с дисфункцией ВНЧС, пришел к выводу: эти нарушения закладываются в детском возрасте вследствие миофункционального дисбаланса в челюстно-лицевой области. Асимметричное действие мышц имеет место практически в каждом случае нарушения окклюзии. От ее выраженности зависят длительность лечения, ретенция, стабильность результатов. В данном контексте принцип благодеяния — это раннее выявление функциональных нарушений и проведение своевременного комплексного лечения.
На взаимосвязях зубочелюстной области и организма в целом, телесного и психического, необходимости воздействующей на весь организм комплексной терапии, использования бионаторов, в которых отсутствует активная сила, в результате чего не подавляется собственная подвижность зубов, В. Беккер [3] акцентирует внимание. В связи с этим актуально применение эластопозиционеров — как самостоятельно, так и в сочетании с несъемной техникой [4].
Существует взаимосвязь между эмоциями и сопряженными с ними мышцами, органами тела. А.А. Александров отмечает: «Каждому определенному типу эмоционального возбуждения соответствует напряжение определенной группы мышц. Например, состояния угнетенного настроения всегда сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры — отсюда всем известный «вздох облегчения»; при преобладании эмоций страха напрягаются мышцы языка, губ, глотки, гортани, а также затылочные мышцы (головные боли напряжения). В возникновении головных болей напряжения особое значение имеет перенапряжение мышц волосистой части головы, шейных мышц, мышц плечевого пояса [1].
Анализ 33 анкет респондентов из Казани в возрасте от 21 года до 68 лет, проведенный О.Р. Газизуллиной и М.А. Даниловой, показал: в возрастной группе до 35 лет (23 человека) при неприятных и ответственных событиях сильное напряжение мышц испытывали 52% опрошенных, в группе лиц старше 35 лет (10 человек) — 20%. Это позволило авторам сделать вывод: диагностика мышечно-энергетических зажимов может позволить своевременно выявлять психологическое напряжение с лечебно-профилактической целью [5].
Управляя эмоциями, мы можем улучшить работу мышц. В то же время, если меняется мышечный корсет, меняются эмоции и мысли, так как происходит их синхронизация с эмоциональным центром. В связи с этим важно владеть навыками саморегуляции и снятия мышечного напряжения.
По мнению В.Н. Мясищева, болезненные переживания являются следствием нарушенных взаимоотношений, если они занимают значимое место в системе отношений личности к действительности [9].
О.Р. Газизуллина, К.К. Яхин, А.В. Анохина исследовали преобладающий тип личности (с использованием методики Л.Н. Собчик, 2003) у пациентов 12—18 лет, находящихся на ортодонтическом лечении. У пациентов, прервавших ортодонтическое лечение, преобладал властно-лидирующий тип (27,50±7,06%; 0,01<p<0,05). Стремление к лидерству при общении со сверстниками у них было значительно более выраженным (25,00%), чем у пациентов, приверженных лечению (4,76%; 0,001<p<0,01). Подростки, приверженные лечению, чаще обладали смешанным (28,57±5,69%) и ответственно-великодушным (23,81±5,37%) типом личности.
При анализе анкет 103 пациентов обнаружено влияние на результативность ортодонтического лечения психотравмирующих обстоятельств в детстве, таких как конфликтные отношения между родителями. Данное обстоятельство в 12,50±5,2% случаев выявлено в группе подростков, прервавших ортодонтическое лечение, в группе приверженных ему — лишь в 1,59±1,57% случаев (t=2,0; p=0,05) [5].
Оздоровление требует качественно нового подхода к оказанию ортодонтической помощи. Изменяя образ мыслей, приводящий к переоценке жизненных ценностей и изменению стиля жизни в целом, мы сможем улучшить медицинское, социальное и психологическое благополучие пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями.
Принцип автономии означает свободу пациента в принятии личных решений, действия врача в интересах пациента, исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей.
Говоря о благе индивидуальной автономии и уважения личности, А.В. Петров и О.И. Мирошникова отмечают необходимость обращения к такой ценности, как толерантность. «В основе толерантности лежит понимание, что все мы склонны к ошибкам, что мы должны научиться сомневаться в этом опасном интуитивном ощущении или убеждении в своей правоте» [7].
Лечение невозможно осуществить без согласия на него пациента и его ответственности за результаты. Для этого необходимы доверительные отношения в системе врач—пациент.
Принцип непричинения вреда. Здесь надо остановиться на положении о соразмерности между интенсивностью лечения и степенью тяжести заболевания, серьезностью прогноза и реальной возможностью его улучшения. Чем раньше начато оказание ортодонтической помощи, тем меньше степень тяжести приобретенного заболевания, лучше прогноз.
В процессе диагностики и лечения пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, особенно при сопутствующей патологии, важно из имеющихся диагностических исследований и методов терапии выбрать самые необходимые для конкретного пациента. При этом следует помнить, что не может быть единого алгоритма лечения для всех пациентов, так как каждый организм неповторим [5].
Известно, что все конфликты с пациентом, возникающие в практике врача-стоматолога, можно разделить на две группы: конфликты из-за отсутствия доверия к врачу и конфликты, возникающие из-за врачебных ошибок. У 89% взрослых пациентов есть стойкая психоэмоциональная установка на боль, которую они предчувствуют, еще не видя инструментов. 80% стоматологов сами начинают беспокоиться рядом с такими пациентами. Самая сложная проблема — работа с тревожными пациентами.
Тревожность свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, когда принятые решения зависят от эмоциональных, а не рациональных факторов. По данным О.Р. Газизуллиной, К.К. Яхина и А.В. Анохина, среди обратившихся за ортодонтическим лечением подростков тревожных — 74,76% (77 из 103 обследованных). Сравнительный анализ по группам выявил некоторые различия. Из 63 пациентов, приверженных ортодонтическому лечению, тревога отмечалась у 44 (69,84±5,8%), в то время как среди прервавших лечение — у 33 из 40 (82,50±6,0%; p=0,05) [5], чем подтверждается гипотеза: к ортодонту пациенты обращаются по мотивам более глубоким, чем высказанная основная жалоба, часто — из-за психологических проблем. В таких случаях пациенту должна быть оказана помощь либо самим врачом-ортодонтом (подсказка о необходимости освоения навыков саморегуляции, изменения образа жизни), либо психологом (по рекомендации врача-ортодонта). Врач-ортодонт должен владеть коммуникативными навыками и психологическими знаниями.
Принцип справедливости. Справедливо лечить вовремя, т. е. тогда, когда лечение более эффективно. Функциональные нарушения являются основной причиной развития зубочелюстно-лицевых аномалий. Поэтому необходимо приступать к лечению в период раннего сменного прикуса и применять аппараты, позволяющие улучшить не только эстетику, окклюзию, но и функции.
Согласно данным В.М. Безрукова и соавт. (2000), с возрастом реакция на эстетические недостатки проявляется развитием патохарактерологических интеллектуальных расстройств [8], что также подтверждает необходимость своевременного лечения.
Принцип справедливости взаимосвязан с понятием «нравственность». По мнению Ф. Коллинза, основные этические принципы универсальны и могут быть выведены из нравственного закона. Но в ситуации, когда невозможно удовлетворить одновременно все требования, возникает конфликт. Задача — найти некоторый баланс [6].
Таким образом, необходимо исходить из принципов биоэтики (благодеяния, автономии, непричинения вреда, справедливости) при лечении пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями. Доверительные взаимоотношения в системе врач—пациент позволяют доктору передать знания, способствующие оздоровлению пациента. Вспомним слова Пифагора: «Образование можно и разделить с другим человеком, и, дав его другому, самому не утратить его».