Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Газизуллина О.Р.

ООО «Зубная лечебница», Казань

Данилова М.А.

ГБОУ ВПО "Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера" Минздрава РФ, Пермь

Худорошков Ю.Г.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Биоэтические принципы в ортодонтии

Авторы:

Газизуллина О.Р., Данилова М.А., Худорошков Ю.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2015;94(5): 52‑54

Прочитано: 639 раз


Как цитировать:

Газизуллина О.Р., Данилова М.А., Худорошков Ю.Г. Биоэтические принципы в ортодонтии. Стоматология. 2015;94(5):52‑54.
Gazizullina OR, Danilova MA, Khudoroshkov YuG. Bioethics in orthodontics. Stomatology. 2015;94(5):52‑54. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201594552-54

Рекомендуем статьи по данной теме:
Со­вер­шенство­ва­ние сим­пто­ма­ти­чес­ко­го ди­аг­но­за ме­зи­аль­но­го при­ку­са — этап диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ки зу­бо­че­люс­тно-ли­це­вой ано­ма­лии. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):42-49
При­ме­не­ние двух­мер­ных рен­тге­но­ло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний при асим­мет­рич­ных де­фор­ма­ци­ях че­люс­тно-ли­це­вой об­лас­ти. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(4-2):64-75

Предметом биоэтики является нравственное отношение к людям и ко всему живому. Основные принципы биоэтики — благодеяния, автономии, непричинения вреда, справедливости. Цель ортодонтического лечения — не только специализированная медицинская помощь, оказываемая лицам с аномалиями развития и деформациями зубов, зубных рядов и челюстей, но и улучшение их медицинского, социального и психологического благополучия. В оздоровлении должен быть заинтересован не только врач, но и сам пациент. Б.А. Астафьев пишет о необходимости глубинного знания нравственности, созвучного всеобщим законам мира, нарушение которых вызывает дисгармонию личности [2].

Мы поставили перед собой цель — выяснить необходимость применения биоэтических принципов при лечении пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями.

Материалом исследования явились научные публикации, отражающие взаимосвязь параметров, влияющих на оздоровление пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, и основных принципов биоэтики.

Методы исследования — теоретический (обзор литературы), аналитический (анализ результатов собственных исследований).

Результаты и обсуждение

Принцип благодеяния. Основными причинами развития приобретенных зубочелюстно-лицевых аномалий являются функциональные нарушения (жевания, глотания, дыхания, речи) и вредные привычки, которые приводят к миодинамическому дисбалансу и способствуют формированию патологии окклюзии.

Настораживающие данные получены О.Р. Газизуллиной (2011) при анализе карт обследования зубочелюстной системы ординаторов Казанской государственной медицинской академии. В 100% случаев (у 9 человек) выявлена девиация, в 55,6% — щелчки, в 22,2% — хруст и боль в височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС), в 11,1% — патологическая стираемость зубов. Средний возраст обследованных — 23,7 года. Крис Фаррелл [10], исследовав проблемы, связанные с дисфункцией ВНЧС, пришел к выводу: эти нарушения закладываются в детском возрасте вследствие миофункционального дисбаланса в челюстно-лицевой области. Асимметричное действие мышц имеет место практически в каждом случае нарушения окклюзии. От ее выраженности зависят длительность лечения, ретенция, стабильность результатов. В данном контексте принцип благодеяния — это раннее выявление функциональных нарушений и проведение своевременного комплексного лечения.

На взаимосвязях зубочелюстной области и организма в целом, телесного и психического, необходимости воздействующей на весь организм комплексной терапии, использования бионаторов, в которых отсутствует активная сила, в результате чего не подавляется собственная подвижность зубов, В. Беккер [3] акцентирует внимание. В связи с этим актуально применение эластопозиционеров — как самостоятельно, так и в сочетании с несъемной техникой [4].

Существует взаимосвязь между эмоциями и сопряженными с ними мышцами, органами тела. А.А. Александров отмечает: «Каждому определенному типу эмоционального возбуждения соответствует напряжение определенной группы мышц. Например, состояния угнетенного настроения всегда сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры — отсюда всем известный «вздох облегчения»; при преобладании эмоций страха напрягаются мышцы языка, губ, глотки, гортани, а также затылочные мышцы (головные боли напряжения). В возникновении головных болей напряжения особое значение имеет перенапряжение мышц волосистой части головы, шейных мышц, мышц плечевого пояса [1].

Анализ 33 анкет респондентов из Казани в возрасте от 21 года до 68 лет, проведенный О.Р. Газизуллиной и М.А. Даниловой, показал: в возрастной группе до 35 лет (23 человека) при неприятных и ответственных событиях сильное напряжение мышц испытывали 52% опрошенных, в группе лиц старше 35 лет (10 человек) — 20%. Это позволило авторам сделать вывод: диагностика мышечно-энергетических зажимов может позволить своевременно выявлять психологическое напряжение с лечебно-профилактической целью [5].

Управляя эмоциями, мы можем улучшить работу мышц. В то же время, если меняется мышечный корсет, меняются эмоции и мысли, так как происходит их синхронизация с эмоциональным центром. В связи с этим важно владеть навыками саморегуляции и снятия мышечного напряжения.

По мнению В.Н. Мясищева, болезненные переживания являются следствием нарушенных взаимоотношений, если они занимают значимое место в системе отношений личности к действительности [9].

О.Р. Газизуллина, К.К. Яхин, А.В. Анохина исследовали преобладающий тип личности (с использованием методики Л.Н. Собчик, 2003) у пациентов 12—18 лет, находящихся на ортодонтическом лечении. У пациентов, прервавших ортодонтическое лечение, преобладал властно-лидирующий тип (27,50±7,06%; 0,01<p<0,05). Стремление к лидерству при общении со сверстниками у них было значительно более выраженным (25,00%), чем у пациентов, приверженных лечению (4,76%; 0,001<p<0,01). Подростки, приверженные лечению, чаще обладали смешанным (28,57±5,69%) и ответственно-великодушным (23,81±5,37%) типом личности.

При анализе анкет 103 пациентов обнаружено влияние на результативность ортодонтического лечения психотравмирующих обстоятельств в детстве, таких как конфликтные отношения между родителями. Данное обстоятельство в 12,50±5,2% случаев выявлено в группе подростков, прервавших ортодонтическое лечение, в группе приверженных ему — лишь в 1,59±1,57% случаев (t=2,0; p=0,05) [5].

Оздоровление требует качественно нового подхода к оказанию ортодонтической помощи. Изменяя образ мыслей, приводящий к переоценке жизненных ценностей и изменению стиля жизни в целом, мы сможем улучшить медицинское, социальное и психологическое благополучие пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями.

Принцип автономии означает свободу пациента в принятии личных решений, действия врача в интересах пациента, исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей.

Говоря о благе индивидуальной автономии и уважения личности, А.В. Петров и О.И. Мирошникова отмечают необходимость обращения к такой ценности, как толерантность. «В основе толерантности лежит понимание, что все мы склонны к ошибкам, что мы должны научиться сомневаться в этом опасном интуитивном ощущении или убеждении в своей правоте» [7].

Лечение невозможно осуществить без согласия на него пациента и его ответственности за результаты. Для этого необходимы доверительные отношения в системе врач—пациент.

Принцип непричинения вреда. Здесь надо остановиться на положении о соразмерности между интенсивностью лечения и степенью тяжести заболевания, серьезностью прогноза и реальной возможностью его улучшения. Чем раньше начато оказание ортодонтической помощи, тем меньше степень тяжести приобретенного заболевания, лучше прогноз.

В процессе диагностики и лечения пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, особенно при сопутствующей патологии, важно из имеющихся диагностических исследований и методов терапии выбрать самые необходимые для конкретного пациента. При этом следует помнить, что не может быть единого алгоритма лечения для всех пациентов, так как каждый организм неповторим [5].

Известно, что все конфликты с пациентом, возникающие в практике врача-стоматолога, можно разделить на две группы: конфликты из-за отсутствия доверия к врачу и конфликты, возникающие из-за врачебных ошибок. У 89% взрослых пациентов есть стойкая психоэмоциональная установка на боль, которую они предчувствуют, еще не видя инструментов. 80% стоматологов сами начинают беспокоиться рядом с такими пациентами. Самая сложная проблема — работа с тревожными пациентами.

Тревожность свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, когда принятые решения зависят от эмоциональных, а не рациональных факторов. По данным О.Р. Газизуллиной, К.К. Яхина и А.В. Анохина, среди обратившихся за ортодонтическим лечением подростков тревожных — 74,76% (77 из 103 обследованных). Сравнительный анализ по группам выявил некоторые различия. Из 63 пациентов, приверженных ортодонтическому лечению, тревога отмечалась у 44 (69,84±5,8%), в то время как среди прервавших лечение — у 33 из 40 (82,50±6,0%; p=0,05) [5], чем подтверждается гипотеза: к ортодонту пациенты обращаются по мотивам более глубоким, чем высказанная основная жалоба, часто — из-за психологических проблем. В таких случаях пациенту должна быть оказана помощь либо самим врачом-ортодонтом (подсказка о необходимости освоения навыков саморегуляции, изменения образа жизни), либо психологом (по рекомендации врача-ортодонта). Врач-ортодонт должен владеть коммуникативными навыками и психологическими знаниями.

Принцип справедливости. Справедливо лечить вовремя, т. е. тогда, когда лечение более эффективно. Функциональные нарушения являются основной причиной развития зубочелюстно-лицевых аномалий. Поэтому необходимо приступать к лечению в период раннего сменного прикуса и применять аппараты, позволяющие улучшить не только эстетику, окклюзию, но и функции.

Согласно данным В.М. Безрукова и соавт. (2000), с возрастом реакция на эстетические недостатки проявляется развитием патохарактерологических интеллектуальных расстройств [8], что также подтверждает необходимость своевременного лечения.

Принцип справедливости взаимосвязан с понятием «нравственность». По мнению Ф. Коллинза, основные этические принципы универсальны и могут быть выведены из нравственного закона. Но в ситуации, когда невозможно удовлетворить одновременно все требования, возникает конфликт. Задача — найти некоторый баланс [6].

Таким образом, необходимо исходить из принципов биоэтики (благодеяния, автономии, непричинения вреда, справедливости) при лечении пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями. Доверительные взаимоотношения в системе врач—пациент позволяют доктору передать знания, способствующие оздоровлению пациента. Вспомним слова Пифагора: «Образование можно и разделить с другим человеком, и, дав его другому, самому не утратить его».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.