Остеоартроз (ОА) - тяжелое деструктивно-дистрофическое заболевание, способное поразить любой сустав человека независимо от его формы и функции. Оно характеризуется длительным течением с тенденцией к обострениям в осенне-весенний период и прогрессированию, поражением суставного хряща и околосуставных образований. Заболевание начинается с поражения хрящевой ткани суставной поверхности [1, 3]. Основным клиническим симптомом ОА является боль в пораженных суставах. Чаще всего причинами болей при ОА являются реактивный синовит, периартрит и спазм близлежащих мышц [3, 4, 6].
Объективно оценить структуру височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) позволяет магнитно-резонансная томография (МРТ). С помощью этого исследования возможны визуализация диска, определение его положения, выявление нарушения целостности задних внутрисуставных связок, наличия выпота в полость сустава, гипертрофии жевательных мышц (ЖМ) [5].
Однако для определения функционального состояния ЖМ целесообразно провести электромиографию (ЭМГ).
ЭМГ-исследования мышц челюстно-лицевой области - один из ведущих методов диагностики в cтоматологической практике во всем мире. Поверхностная ЭМГ - неинвазивный метод анализа активации ЖМ. Он используется для определения жевательной дисфункции краниомандибулярной системы [1, 8-10], позволяет оценить баланс как между мышцами с двух сторон (симметрия), так и между парами мышц с возможным эффектом бокового отклонения нижней челюсти (НЧ), что весьма информативно у пациентов с заболеваниями ВНЧС, в частности с ОА.
Предшествующие исследования показали, что у пациентов с артрозами ВНЧС чаще всего наблюдаются одностороннее повышение тонуса собственно ЖМ (64,6% случаев) и нарушение иннервации (у 1/3 пациентов) [2]. Анализ нейромышечной координации ЖМ ранее не осуществлялся.
Цель нашей работы - определение степени активации ЖМ у пациентов с ОА ВНЧС.
Материал и методы
Обследованы 40 пациентов в возрасте 22-35 лет, которые были разделены на две группы. Основную группу (n=20) составили пациенты с ОА ВНЧС, установленным по данным МРТ (рис. 1)
Согласно стандартному протоколу, исследование проводили при:
- максимальном сжатии зубов на ватных валиках толщиной 10 мм, установленных между вторым премоляром и первым моляром НЧ, с определением референтных значений ЭМГ-потенциалов;
- максимальном сжатии зубов во множественной окклюзии.
Каждая запись проводилась в течение 5 с. Для каждой мышцы средний ЭМГ-потенциал был принят за 100%, все измеренные в дальнейшем ЭМГ-потенциалы выражались в процентах от этого значения (мкВ/мкВ × 100). Во время исследования пациенты сидели без поддержки головы, выпрямившись и не скрещивая рук и ног [7, 8].
Исследование ЖМ выполняли с помощью поверхностной ЭМГ по методике, разработанной на базе Исследовательского центра функциональной анатомии и Лаборатории функциональной анатомии стоматогнатического аппарата Миланского университета с использованием 8-канального портативного электромиографа EasyMyo (производство «TFR», Италия) (рис. 2).
В процессе исследования осуществлялась запись электрических потенциалов четырех ЖМ (правой и левой жевательных, правых и левых передних волокон височных мышц) с использованием одноразовых биполярных поверхностных электродов (Италия). Электроды наклеивались на мышечные брюшки параллельно расположению мышечных волокон, при этом один электрод фиксировался в области лба, в месте минимальной мышечной активности, в качестве индифферентного. Ориентиром для фиксации электрода в области височной мышцы являлась середина расстояния между волосистой частью головы и бровью. Местом фиксации электрода в области собственно ЖМ служила линия, проведенная от внешнего угла глаза к углу НЧ (рис. 3).
Важным условием было параллельное расположение электродов [7]. Для уменьшения сопротивляемости кожи ее в месте фиксации электродов предварительно очищали спиртовыми салфетками.
С помощью специальной компьютерной программы Dental Afference Quantifier, TFR [8] ЭМГ-потенциал ЖМ при максимальном сжатии в окклюзии сравнивали с таковым при сжатии на валиках. Данные выводились как в цифровом, так и в графическом виде (рис. 4, 5, см. на цв. вклейке).
Данные пациентов с ОА ВНЧС сравнивали с данными испытуемых того же возраста без суставной патологии. ЭМГ-показатели двух групп пациентов были проанализированы в рамках стандартизированных статических тестов. ЭМГ-показатели парных мышц сравнивали, вычисляя процентный коэффициент перекрытия (POC, %) и определяя индекс симметричности мышечного напряжения. Когда две парные мышцы действовали с идеальной симметрией, коэффициент РОС составлял 100%. У каждого пациента отдельно рассчитывались коэффициенты POC для жевательных, височных мышц, а также вычислялся усредненный показатель. При несбалансированной активности напряжения жевательных и височных мышц, например правой височной и левой жевательной, компонент потенциального бокового смещения - коэффициент Тorque (%) - увеличивался. Значения коэффициента Torque в норме колеблются в пределах от 0 до 10%.
Результаты и обсуждение
Установлено, что в норме наблюдается симметричная активация височных и собственно ЖМ. Общая электрическая активность ЖМ (IMPACT) у пациентов без патологии ВНЧС составила в среднем 119±2,94%, что совпадает с показателями, приводимыми в литературе [7, 8]. У пациентов с ОА ВНЧС индекс IMPACT составлял в среднем 66,52±4,59% (табл. 1, 2)
Результаты исследования пациентов без патологии ВНЧС показали, что симметрия ЭМГ-активности (POC media) составила 83,57±11,32%, а коэффициент смещения нижней челюсти (Torque) был минимален - 2,22±5,61%. У пациентов с ОА ВНЧС наблюдаются снижение симметрии между ЖМ (РОС media) - 78,76±12,29% и увеличение бокового смещения НЧ (Torque) - 8,53±4,62%. Величины почти всех статических индексов мышечного баланса (POC media и Torque) в группах не различались; экстраполировать полученные данные на более многочисленную группу следует с осторожностью. Фактором, уменьшающим мышечную активность, может быть мышечная атрофия в результате зубочелюстных аномалий и(или) деформаций. Данный факт также можно объяснить более быстрой утомляемостью ЖМ при ОА ВНЧС в серии сильных сжатий зубных рядов при выполнении протокола исследования. При более длительном наблюдении после комплексного лечения ОА ВНЧС мышечная активность в основной группе восстановилась бы до уровня контрольной группы.
Таким образом, ЭМГ-обследование позволило с высоким уровнем достоверности определить степень активации ЖМ. У пациентов с ОА ВНЧС выявлено снижение коэффициента IMACT (66,52±4,29%) при волевом смыкании челюстей, связанное с нарушением регуляции мышечных сокращений. Дестабилизирующее воздействие на окклюзию и ВНЧС подтверждается асимметричной активностью ЖМ, на что указывает увеличение значения коэффициента Тorque (8,53±4,62%) у пациентов с ОА ВНЧС в сравнении с пациентами без патологических изменений ВНЧС. Мультифакторность заболевания и широкий индивидуальный диапазон состояния компенсаторных механизмов определяют значительные колебания ЭМГ-индексов.
Таким образом, при ОА ВНЧС определяются изменения функционального состояния ЖМ, что подтверждается изменением их биоэлектрической активности. Наиболее очевидная причина уменьшения интегральной площади ЭМГ-потенциалов по времени при выполнении стандартизованного протокола у пациентов с ОА ВНЧС - наличие боли на фоне ограниченного движения в суставе, что в свою очередь ведет к гипотрофии мышечной ткани, ухудшению возможности регенерации и трофики соединительной ткани элементов ВНЧС. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости активной терапии миофасциальных нарушений как возможной причины ускорения дегенеративных процессов в ВНЧС при ОА. Наряду с медикаментозной терапией пациентам с ОА ВНЧС необходимо окклюзионное лечение для нормализации режима двигательной активности и перестройки моторных программ управления движениями НЧ.