С качеством доступной населению воды связывают эндемические заболевания. Геохимической особенностью артезианской воды большинства районов Тверской области является повышенное содержание фторидов — до 5 мг/л [1]. Такая вода рассматривается как фактор риска развития флюороза зубов у детей раннего возраста [3]. Другой важный показатель полноценности минерального состава воды — содержание ионов кальция [5]. С точки зрения содержания таких минеральных веществ, как фториды и кальций, питьевая вода должна рассматриваться как существенный компонент диеты как детей [7], так и взрослых [6].
В настоящее время стало популярным употребление воды непосредственно из природных источников, что мотивируется низкими органолептическими свойствами водопроводной воды или уверенностью в полезных свойствах воды из родников. Распространенность эндемического флюороза в Тверской области, а также стремление населения брать воду из доступных родников делают весьма актуальным сезонный мониторинг питьевой пригодности родниковой воды с точки зрения содержания в ней физиологически важных минеральных элементов, а также микробов, исходя из чего можно оценить ее значимость в профилактике заболеваний зубов.
Мы поставили перед собой цель определить концентрацию фторидов и кальция, а также микробную чистоту в разное время года различных родниковых источников Тверского региона и оценить целесообразность употребления родниковой воды для предупреждения развития флюороза и кариеса.
Материал и методы
Забор проб воды для анализа содержания фторидов и кальция, их транспортировка и хранение производились по правилам ГОСТ Р51593-2000. В течение 2011 г. исследовалась вода из 6 родников, расположенных в окрестностях Твери, а также водопроводная вода Твери. Измерение содержания фторидов и кальция проводилось потенциометрически с использованием соответственно ион-селективного электрода «Элит-221» (по ГОСТ 4386-89) и «Элит-041» (по ГОСТ 23268.5-78).
Пробы для микробиологического анализа отбирали согласно ГОСТ Р 53415-2009. Затем определяли наличие общих колиформных бактерий, общее микробное число (ОМЧ), количество термотолерантных колиформных бактерий и колифагов согласно СанПиН 2.1.4.1175-02 и МУК 4.2.1018—01.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования минерального состава родниковой воды в разное время года представлены в табл. 1,
Анализ проб родниковой воды показал, что содержание кальция в них также может варьировать в одном источнике в течение одного сезона, но менее значительно (в 1,2—2 раза), чем уровень ионов фтора. В большинстве родников концентрация кальция находилась в пределах 33—88 мг/л, т.е. соответствовала рекомендуемым величинам (25—130 мг/л) [2]. Исключение составил источник №1 у д. Савватьево, где концентрация кальция была очень низкой (16—27,6 мг/л), что, тем не менее, является обычным для родниковых вод [6]. В водопроводной (артезианской) воде содержание кальция варьировало от 43 до 86 мг/л. Тенденция к снижению количества кальция в родниковой воде в весенний период прослеживается не во всех родниках, что может зависеть от глубины залегания поверхностных вод и качества породы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что содержание ионов фтора и кальция в родниках может подвергаться сезонным изменениям. Подавляющее большинство родниковых источников содержат низкую концентрацию ионов фтора (<0,5 мг/л). Если родники являются основным источником питьевой воды, то уровень содержания фтора и кальция в родниковой воде может оказать существенное влияние на здоровье костной ткани и зубов человека. Установлено, что минимальная концентрация фторидов в питьевой воде, предотвращающая развитие кариеса, — 0,5 мг/л [4]. Однако если этого микроэлемента в питьевой воде >0,3 мг/л, это может способствовать развитию флюороза зубов у детей [7].
Таким образом, анализ исследуемых минеральных компонентов родниковых вод Тверской области показал, что содержание кальция в большинстве источников соответствует рекомендуемым величинам, а концентрация фторидов — низкая (<0,5 мг/л). Употребление такой воды должно снижать риск развития системного флюороза, но при этом следует учитывать, что родниковая вода может не соответствовать нормативу по микробиологической чистоте.
При проведении микробиологического анализа общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии и колифаги не обнаружены.
Во всех исследованных родниках в зимне-весенний период ОМЧ находилось в пределах допустимой нормы (<100 КОЕ) — табл. 2.
Полученные данные представляют собой информацию для населения о качестве употребляемой им воды и могут помочь ему принять обоснованное решение о выборе питьевой воды.
Результаты исследования представляют интерес в свете необходимости коррекции диеты при риске развития эндемического флюороза, характерного для Тверского региона. Очевидно, что при потреблении родниковой воды (которая составляет до 50% ежедневно потребляемой жидкости) может существенно снижаться поступление фторидов в организм; при этом потребление родниковой воды незначительно влияет на нормальное поступление кальция. Однако для вынесения однозначных рекомендаций по употреблению природных грунтовых вод из конкретного источника необходимо постоянное комплексное исследование состава и свойств воды.