Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Щеплягина Л.А.

Кафедра педиатрии Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского

Курмачева Н.А.

Саратовский областной центр планирования семьи и репродукции

Профилактика йододефицита у беременных: монопрепараты йода или йодсодержащие витаминно-минеральные комплексы?

Авторы:

Щеплягина Л.А., Курмачева Н.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1005

Загрузок: 14

Как цитировать:

Щеплягина Л.А., Курмачева Н.А. Профилактика йододефицита у беременных: монопрепараты йода или йодсодержащие витаминно-минеральные комплексы? Российский вестник акушера-гинеколога. 2014;14(6):86‑89.
Shchepliagina LA, Kurmacheva NA. Prevention of iodine deficiency in pregnant women: Iodine monopreparations or iodine-containing vitamin-mineral complexes? Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2014;14(6):86‑89. (In Russ.)

Отсутствие до настоящего времени в России планомерно реализуемой программы массовой йодной профилактики, а также предупреждения дефицита йода у беременных, кормящих женщин и детей является одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья населения в целом. Сложившаяся ситуация формирует и поддерживает высокую частоту осложнений в течение беременности, родов, повышает риск рождения маловесных детей, отрицательно влияет на состояние здоровья новорожденных, детей раннего возраста, существенно повышает вероятность увеличения в популяции лиц со снижением физического, интеллектуального развития, а также с другими нарушениями здоровья [1, 2, 6, 8].

В йоддефицитных регионах у беременных часто выявляется гестационная гипотироксинемия (ГГТ), являющаяся индикатором недостаточного потребления йода в гестационном периоде и проявляющаяся пониженным содержанием свободного тироксина (свТ4) в крови женщины при нормальном уровне тиреотропного гормона (ТТГ). Высокая частота ГГТ при дефиците йода в питании беременных обусловлена тем, что в норме в гестационном периоде продукция тиреоидных гормонов увеличивается на 30-50% [6]. Это состояние не является заболеванием, поэтому в соответствии с современными клиническими рекомендациями нецелесообразно проводить у всех беременных скрининг уровня свТ4 в крови и назначать при выявлении ГГТ препараты левотироксина [7, 16].

По данным зарубежных исследований [11, 13, 15], самым неблагоприятным последствием ГГТ, выявленной в I триместре беременности, является риск нарушений психомоторного развития и когнитивных функций у потомства, которые имеют тяжелые медико-социальные последствия.

По данным наших исследований [2, 8], у беременных, не получавших йодную профилактику, при наличии ГГТ на 15-33% возрастает атрибутивный риск анемии, преэклампсии, хронической внутриутробной гипоксии плода, дискоординированной родовой деятельности, преждевременных родов, а также нарушений неонатальной адаптации, дисгармоничного физического развития, перинатальной энцефалопатии, острых инфекционных заболеваний у их новорожденных детей.

Следовательно, главной целью йодной профилактики в гестационном периоде должна быть профилактика развития ГГТ у беременной, которой можно считать прием адекватных доз йодсодержащих препаратов с прегравидарного этапа.

Необходимость назначения лекарственных таблетированных препаратов йода беременным, кормящим женщинам и детям первых лет жизни обусловлена как повышенной потребностью этих категорий населения в йоде, так и существенными ограничениями для них потребления пищевой поваренной соли, в том числе йодированной [14].

Учитывая изложенное, очевидно, что данные о негативном влиянии дефицита йода на состояние здоровья критических групп населения остаются предметом пристального внимания медицинских специалистов разного профиля.

В настоящее время не вызывает сомнений необходимость обязательного включения йодной профилактики в схемы прегравидарной подготовки практически всех планирующих беременность женщин, за исключением больных декомпенсированным тиреотоксикозом. Профилактические прегестационные дозировки йодсодержащих препаратов составляют 150-200 мкг/сут. Во время беременности и грудного вскармливания потребность женщин в йоде существенно возрастает и, согласно современным рекомендациям, составляет 250-300 мкг/сутки [5, 10, 12, 14].

Однако практическим врачам являются доступными крайне мало конкретных, обобщенных результатов комплексных лонгитудинальных исследований здоровья матерей, проживающих в регионах зобной эндемии, и их детей, в зависимости от разных режимов пренатальной йодной профилактики.

Поэтому практический интерес представляет сравнение нескольких программ йодной профилактики для беременных, наблюдавшихся в Саратовской области - регионе умеренного йодного дефицита [3, 4, 9]. Важной особенностью этого исследования была систематическая работа с беременными с целью формирования у них убежденности в необходимости систематической йодной профилактики во время гестации и лактации.

Цель исследования - оптимизация метода профилактики йододефицита у беременных.

Материал и методы

Всего под наблюдением было три группы пациенток общей численностью 170 человек. Беременным 1-й группы (40 пациенток) с I триместра гестации был назначен прием витаминно-минерального комплекса, содержащего 150 мкг йода в суточной дозе. Во 2-ю группу включили 40 женщин, которым был назначен лекарственный препарат калия йодида - Йодомарин 200 по 1 таблетке в день с ранних сроков беременности. Женщинам этих двух групп было также рекомендовано употребление в пищу только йодированной соли. 3-ю группу составили 90 женщин. Они получали Йодомарин 200 мкг/сут прегравидарно и увеличили дозировку препарата до 250 мкг/сут на весь гестационный период.

У всех беременных исследовали йодурию, уровни ТТГ и свТ4 в сыворотке крови, проводили ультразвуковое исследование (УЗИ) щитовидной железы.

Экскрецию неорганического йода определяли в разовой порции мочи церий-арсенитовым методом и оценивали по результатам реакции Saundell-Kolthoff в лаборатории клинической биохимии ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России. За норму принимали медиану йодурии, равную 150-249 мкг/л мочи [12, 17].

УЗИ щитовидной железы пациенткам выполняли сканером Aloka SSD 1200 с линейным датчиком с частотой 7,5 МГц в режиме реального времени. Нормальным для женщин считали тиреоидный объем, равный 9-18 мл, рассчитанный по формуле J. Brunn и соавт. (1981).

Уровни ТТГ и свТ4 (норма - 10-25 пмоль/л) в сыворотке крови женщин определяли иммуноферментным методом на автоматическом анализаторе Bio–RAD 550 (США) с помощью тест-систем производства ЗАО «АлкорБИО» (Санкт-Петербург). ГГТ диагностировали при уровне свТ4<10 пмоль/л. Показатели ТТГ у беременных сопоставляли со специфичными для каждого триместра референсными интервалами (I триместр - 0,1-2,5 мЕд/л, II триместр - 0,2-3,0 мЕд/л и III триместр - 0,3-3,0 мЕд/л) [16]. Ультразвуковые и гормональные исследования были проведены в отделении лучевой диагностики и в клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «Саратовский областной центр охраны здоровья семьи и репродукции». Эффективность использованных в данном исследовании методов йодной профилактики оценивали путем сравнения показателей йодного обеспечения (по медианам йодурии) и тиреоидного статуса у женщин наблюдавшихся групп.

Статистическая обработка фактического материала выполнена с применением программы Microsoft Excel 2007, а также при помощи пакета прикладных программ Stat Soft Statistica 6.0. Использовали непараметрические методы статистики. Данные в тексте и таблицах для количественных признаков представлены в виде медианы (Me, 1-го и 3-го квартилей). Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным или меньше 0,05.

Результаты и обсуждение

До назначения йодной профилактики медиана йодурии у женщин 1-й и 2-й групп в I триместре беременности была низкой (47,4-48 мкг/л), что сопровождалось наличием ГГТ практически у каждой третьей пациентки. В III триместре только в группе женщин, получавших Йодомарин 200, медиана йодурии достигла целевого уровня (более 150 мкг/л), а ГГТ отсутствовала. У женщин, получавших 150 мкг йода в составе витаминно-минерального комплекса, медиана йодурии не достигла целевых значений, а у 7,5% из них сохранялась ГГТ.

У женщин 3-й группы на прегравидарном этапе, до назначения йодной профилактики, медиана йодурии была низкой - 37,1 мкг/л. Но уже через 2 мес от начала прегравидарного приема Йодомарина в дозе 200 мкг/сут медиана йодурии у них достигла уровня 128,3 мкг/л, что соответствует нормативам для небеременных [6, 17]. Только у женщин 3-й группы медиана йодурии и в I и в III триместрах находилась в пределах целевых значений (172,9 и 164,4 мкг/л, соответственно), а ГГТ не была выявлена ни у одной беременной из этой группы.

Тиреоидный объем у женщин 1-й и 2-й групп к концу беременности несущественно увеличился (на 9,1-13,8%), что соответствовало данным о небольшом физиологическом приросте объема щитовидной железы у беременных в условиях проведения йодной профилактики [13]. Однако у пациенток 3-й группы в условиях оптимального потребления йода с прегравидарного этапа средний прирост тиреоидного объема составил лишь 0,5 мл (3,3%) (табл. 1).

Уровень ТТГ у женщин всех трех групп при динамическом контроле в течение беременности был в пределах нормы, что свидетельствовало об отсутствии у них манифестных нарушений тиреоидной функции.

Таким образом, результаты нашего исследования демонстрируют, что ежедневный прием женщиной 150-200 мкг йода, начиная с I триместра беременности, позволяет предотвратить гестационный зобогенез.

Однако для надежного предотвращения ГГТ необходим регулярный режим йодной профилактики в оптимальных современных дозах, начиная с прегравидарного этапа, что обусловливает необходимость обязательного включения йодсодержащих препаратов в схемы прегравидарной подготовки (табл. 2).

Таким образом, оптимальной моделью йодной профилактики для женщин в условиях отсутствия в регионе законодательства о всеобщем йодировании пищевой поваренной соли является постоянный прием фармакологических препаратов калия йодида с доказанной клинической эффективностью и безопасностью (например, Йодомарина) с прегравидарного этапа в дозе 200 мкг/сут с увеличением дозы до 250 мкг/сут в гестационном периоде, что способствует поддержанию целевых значений медианы йодурии и предотвращению ГГТ на всем протяжении беременности.

Выводы

Установлено, что оптимальным методом профилактики йоддефицитных состояний во время беременности у пациенток, живущих в регионах с йодным дефицитом, является постоянный прием препаратов калия йодида (Йодомарина), начиная с прегравидарного периода в дозе 200 мкг/сут, с увеличением дозы до 250 мкг/сут в течение всего периода беременности и грудного вскармливания.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.