Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гутикова Л.В.

Кафедра акушерства и гинекологии Гродненского государственного медицинского университета, Республика Беларусь

Содержание аминокислот в плазме крови у женщин с гестозом до родов и после них

Авторы:

Гутикова Л.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1145

Загрузок: 13


Как цитировать:

Гутикова Л.В. Содержание аминокислот в плазме крови у женщин с гестозом до родов и после них. Российский вестник акушера-гинеколога. 2012;12(6):10‑13.
Gutikova LV. Plasma amino acid levels in women with gestosis before and after delivery. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2012;12(6):10‑13. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Люм­бал­гия у бе­ре­мен­ных, обус­лов­лен­ная пе­ре­ход­ны­ми по­яс­нич­но-крес­тцо­вы­ми поз­вон­ка­ми. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(4):35-40
Диаг­нос­ти­чес­кие воз­мож­нос­ти зву­ко­ды­ха­тель­ной про­бы при оцен­ке вен­ти­ля­ци­он­ной фун­кции лег­ких у де­тей и взрос­лых (рет­рос­пек­тив­ный об­зор и пер­спек­ти­ва). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(6):40-47

Среди всех осложнений беременности как по частоте, так и по влиянию на ее исход особую роль играет гестоз [1, 10, 11]. Эта патология занимает одно из ведущих мест в структуре материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Независимо от причины развития гестоза, результат - грозное осложнение беременности. Любая форма гестоза может быстро прогрессировать и даже при неяркой выраженности одного или двух симптомов приводить к развитию осложнений, угрожающих жизни либо приводящих к заболеванию матери и ребенка [1]. Обширные и многоплановые исследования во всем мире, направленные на изучение эпидемиологии, этиологии и патогенеза, разработку эффективных превентивных и терапевтических мероприятий, не позволяют с уверенностью считать, что проблема гестоза окончательно решена.

До настоящего времени нет единого мнения относительно влияния перенесенного во время беременности гестоза на течение послеродового периода. Одни авторы считают, что симптомы гестоза исчезают с завершением беременности. Другие же доказывают, что этот синдром, приводящий к нарушению практически всех видов обмена веществ и формирующий функциональную недостаточность органов и систем беременной, оказывает влияние и после родов [1, 9, 11].

По современным представлениям, гестоз - мультифакторное заболевание, пусковым механизмом в развитии которого является дисфункция эндотелия. Формирующийся при гестозе метаболический стресс ведет к катаболизму, расстройству иммунного статуса, анемии, неизбежной гипопротеинемии, протеинурии и дисаминоацидемии [1, 11].

По данным литературы, возникающий при воздействии различных дестабилизирующих факторов аминокислотный дисбаланс может лимитировать многостадийный процесс протеинового обмена при гестозе, приводя к нарушению функционирования органов и систем, так как аминокислоты в силу своего химического строения (наличие карбокси- и аминогрупп и др.) участвуют в регуляции множества ферментативных реакций и определяют биосинтез белка. Метаболизм и реализация биологических функций аминокислот в различных органах и тканях имеют свою специфику, что обеспечивается за счет контролируемого перераспределения этих соединений между внеклеточными средами, клетками и субклеточными структурами [2, 3, 5-7]. Однако количество исследований, посвященных изучению содержания свободных аминокислот в крови женщин при нормально и патологически протекающей беременности, незначительно, а вопрос об информативности изменений в уровне отдельных аминокислот в организме, их значимости в патогенезе осложнений гестации, диагностике, а также метаболической коррекции аминокислотного дисбаланса остается практически нерешенным.

Цель исследования - сопоставление содержания свободных аминокислот в плазме крови у женщин с гестозом до родов и после них для определения степени метаболических нарушений при данном осложнении беременности.

Материал и методы

В основу работы положены результаты обследования 345 женщин до родов и после них с гестозом разной степени тяжести и без проявлений этой патологии, которые были разделены на четыре группы. Контрольную группу составили 96 женщин с физиологически протекающей беременностью. Беременные с гестозом были разделены на три основные группы (по шкале Виттлингера [1]): 1-я группа - беременные с гестозом легкой степени (n=102), 2-я группа - с гестозом средней степени тяжести (n=84), 3-я группа - гестоз тяжелой степени (n=63).

Для однородности сравнения использовались следующие критерии: доношенная беременность, родоразрешение через естественные родовые пути. Классическая триада симптомов - отеки, протеинурия, артериальная гипертензия была отмечена у 30,12% беременных, моносимптомный гестоз - у 25,3% (отечный синдром - у 18,2%, гипертензия - у 7,1%). Сочетание 2 симптомов: артериальной гипертензии и отеков - выявлено у 21,24%; артериальной гипертензии и протеинурии - у 23,34% беременных основных групп.

Общая распространенность экстрагенитальных заболеваний в основных группах наблюдения составила 97,7±2,3% (в контрольной группе - 49,7±3,8%), при этом у женщин с гестозом наиболее часто диагностировались заболевания почек, печени и желчевыводящих путей, эндокринопатии и сердечно-сосудистая патология. При изучении влияния паритета на частоту гестоза мы отметили достоверное превалирование первородящих. Оценка состояния фетоплацентарной системы у пациенток сравниваемых групп выявила хроническую внутриутробную гипоксию плода у каждой второй беременной с гестозом. У новорожденных в основных группах достоверно чаще (р<0,05) установлена задержка внутриутробного развития I и II степени (17,0±2,9 и 8,7±0,76% случаев соответственно). В состоянии асфиксии родились 37,8±3,9% детей у матерей с тяжелым гестозом, а 31,68±3,8% новорожденных переведены на второй этап выхаживания.

В плазме крови у женщин в сроке беременности 36-40 нед и на 6-е сутки послеродового периода определялись следующие аминокислоты: лизин, гистидин, аргинин, аспарагиновая кислота, треонин, серин, глутаминовая кислота, пролин, глицин, аланин, цистеин, валин, метионин, изолейцин, лейцин, тирозин, фенилаланин, таурин. Количественная и качественная идентификация свободных аминокислот и их дериватов проводилась на аминокислотном анализаторе с постколоночной дериватизацией аминокислот с нингидрином.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных компьютерных программ STATISTICA 6.0, Microsoft Exсel, ANOVA.

Результаты

В результате нашего исследования обнаружен дисбаланс фонда свободных аминокислот в плазме крови у беременных с гестозом. Так, в 1-й, 2-й и 3-й группах по сравнению с контрольной группой выявлено достоверное снижение уровня незаменимых аминокислот на 18, 39 и 63% соответственно, за исключением лизина, уровень которого достоверно снижался только в 3-й группе, а также треонина и серина (достоверное снижение по сравнению с показателями в контрольной группе во 2-й и 3-й группах) Причем следует отметить, что содержание таурина снижалось наиболее значительно: у беременных 1-й, 2-й и 3-й групп обнаружено достоверное снижение уровня этой аминокислоты соответственно на 24, 67 и 77% по сравнению с показателями в контрольной группе (р<0,05). Кроме того, содержание аргинина, аспартата и изолейцина также было значительно снижено: на 37, 32 и 34% в 1-й основной группе, на 51, 49 и 50% - во 2-й группе, на 55, 71 и 50% в 3-й группе соответственно по сравнению с их уровнем в контрольной группе. Подобные изменения зарегистрированы для валина, лейцина, метионина и фенилаланина: их содержание в основных группах снижалось в среднем на 20-40% по сравнению с этими показателями в контрольной группе (табл. 1).

Установлено, что содержание всех заменимых и незаменимых аминокислот в плазме крови беременных 3-й группы было достоверно снижено по отношению к показателю контрольной группы (р<0,05). Суммарное количество всех аминокислот достоверно снижалось в соответствии со степенью тяжести гестоза (на 19, 30 и 30% соответственно), что сказалось на соотношении заменимых и незаменимых аминокислот. Причем это соотношение в 1-й основной группе было снижено по сравнению с контрольной, а во 2-й и 3-й группах существенно повышено (см. табл. 1).

В плазме крови обследованных женщин с гестозом на 6-е сутки послеродового периода выявлены аналогичные изменения содержания заменимых и незаменимых аминокислот. Содержание гистидина было снижено на 15, 17 и 43%, аргинина на 39, 51 и 53%, аспартата на 30, 48 и 71%, валина на 30, 27 и 29%, изолейцина на 30, 40 и 41%, лейцина на 25, 38 и 35%, фенилаланина на 21, 32 и 34% у родильниц с гестозом легкой, средней и тяжелой степени соответственно по сравнению с их уровнем в контрольной группе (табл. 2).

В основных группах обследованных женщин в пуэрперии мы обнаружили особенно выраженное снижение содержания таурина по сравнению с этим показателем в контрольной группе, что было отмечено нами и при исследовании этой аминокислоты в плазме крови беременных с гестозом. Ее количество в плазме крови было достоверно снижено по мере нарастания степени тяжести гестоза на 25, 66 и 75% в 1-й, 2-й и 3-й основных группах родильниц соответственно (см. табл. 2).

Следует обратить внимание на достоверные изменения содержания пролина. Уровень пролина у родильниц с гестозом легкой степени был на 36% меньше, чем в контрольной группе, однако у родильниц с гестозом средней и тяжелой степени наблюдается увеличение количества этой аминокислоты на 25 и 95% соответственно. У беременных содержание этой аминокислоты было снижено в 1-й группе на 30%, а во 2-й и 3-й группах повышено на 35 и 91% соответственно. Полученные нами данные могут свидетельствовать о перераспределении незаменимых и заменимых аминокислот у родильниц с патологическим течением беременности (см. табл. 1, 2).

Кроме того, мы обнаружили, что во 2-й и 3-й основных группах количество всех аминокислот имело особенно выраженные отклонения по сравнению с контрольной. Причем эти изменения носили достоверный (р<0,05) характер (за исключением лизина в 3-й, лизина гистидина и глицина во 2-й основных группах). Нами выявлено достоверное снижение содержания незаменимых аминокислот в плазме крови у родильниц с гестозом легкой, средней и тяжелой степени на 27, 36 и 41% по сравнению с показателями в контрольной группе (р<0,05). Сумма всех аминокислот также была достоверно снижена на 19, 28 и 29% в 1-й, 2-й и 3-й группах по сравнению с контрольной (см. табл. 1, 2).

Обсуждение

Результаты проведенного исследования дают основание предположить, что при гестозе гипоаминоацидемия формируется за счет снижения содержания ряда гликогенных аминокислот (аспартата, серина, аланина, глицина), однако повышенное содержание глутамата, возможно, указывает на изменение соотношения активностей гликолиза и глюконеогенеза при использовании неуглеводных предшественников. При этом одновременно обращает на себя внимание обеднение фонда основных серосодержащих аминокислот и аминокислот с установленными гепатопротекторными, нейротрансмиттерными и иммуномодулирующими эффектами (серина и особенно таурина).

Мы полагаем, что эти изменения потенцируют гипоксический эффект, что подтверждается развитием перинатальной гипоксии плодов у обследованных женщин с гестозом. Выявленное снижение количества серосодержащих аминокислот подтверждает высказанное исследователями мнение о корреляционной взаимосвязи между падением уровня этих аминокислот и снижением содержания простагландина I2, что ухудшает маточно-плацентарный кровоток, потенцирует образование тромбоксана и осуществляет стимуляцию вазоконстрикторных факторов [1].

Особое внимание следует обратить на обнаруженное в данном исследовании снижение уровня таурина при гестозе. По нашему мнению, падение содержания этой аминокислоты может являться пусковым фактором формирования плацентарной недостаточности при этой патологии беременности. Наши результаты согласуются с данными других авторов, которые показали, что концентрация таурина в плаценте плода с гипотрофией достоверно ниже, чем в плаценте плода с нормальным развитием, а ее дефицит приводит к перинатальным нарушениям [4].

Кроме того, выявленное нами достоверное снижение концентраций аминокислот с разветвленной углеводородной цепью (лейцина, изолейцина и валина), а также ароматических аминокислот (фенилаланина и тирозина) может быть обусловлено угнетением процессов оксидоредукции при гестозе с одновременной активацией процессов перекисного окисления липидов и утилизации незаменимых аминокислот. По мнению исследователей, это приводит к дестабилизации функций клеточных мембран, угнетению энергетических и обменных процессов, обеднению электролитного состава нервных клеток плода за счет усиления поступления ионов калия, а также нарушению регуляции дофаминовой системы [8]. Можно предполагать, что указанные процессы могут во многом обусловливать клиническую симптоматику гестоза. Известно, что важнейшими факторами, регулирующими метаболизм аминокислот в целом и определяющими формирование их пула, являются особенности распределения этих соединений между органами. Так, при оценке этих процессов по артериовенозной разнице абсолютных концентраций аминокислот в крови и тканях авторами показано, что печень усиленно экстрагирует аланин, глицин и валин; глутамин интенсивно продуцируется мышцами и утилизируется кишечником, а глицин активно метаболизируется в почках, где одновременно синтезируются значительные количества серина и глутаминовой кислоты [7]. В связи с этим мы считаем, что дисаминоацидемия, возникающая при гестозе, служит индикатором нарушения функционирования конкретных органов и систем (в частности, печени, почек, кровеносных сосудов), что сопровождается реализацией триады характерных для гестоза симптомов в виде отеков, артериальной гипертензии и протеинурии.

Можно предположить, что перечисленные изменения свидетельствуют об интенсивном катаболизме свободных аминокислот при гестозе в соответствии со степенью его тяжести (превалирование снижения уровня незаменимых аминокислот), ингибировании глюконеогенеза и функционирования глюкозо-аланинового цикла (уменьшение концентраций валина, изолейцина, лейцина, серина, аланина), угнетении активности реакций деградации серосодержащих аминокислот и окислительно-восстановительных процессов (снижение уровня таурина и метионина) и, следовательно, нарушении процессов транспорта и поступления аминокислот в ткани.

Выводы

1. Результаты исследования показали, что в патогенезе гестоза значимую роль играет формирование аминокислотного дисбаланса.

2. Достоверное снижение общего содержания незаменимых аминокислот, а также суммарного количества всех аминокислот в плазме крови женщин в соответствии со степенью тяжести гестоза отражает изменения активности обменных процессов на регуляторном уровне, что свидетельствует о снижении активности основных метаболических потоков, регулирующих биосинтез белка и высокоактивных биологических веществ, под действием которых находится весь репродуктивный процесс.

3. Метаболические нарушения при гестозе могут являться предпосылкой для развития нарушений функционального состояния органов и систем не только во время беременности, но сохраняться и в послеродовом периоде, что диктует необходимость разработки новых подходов к метаболической коррекции аминокислотного дисбаланса при гестозе.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.