Детский церебральный паралич (ДЦП) — актуальная медико-социальная проблема, что обусловлено его распространенностью (3—5 на 1000 новорожденных) и инвалидизацией пациентов раннего возраста [1]. Сложность проведения лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий у детей с ДЦП связана с наличием различных синдромов поражения центральной нервной системы. Раннее дизонтогенетическое поражение двигательного анализатора уже в раннем возрасте сопровождается генерализованной спастичностью [2, 3]. У детей с ДЦП нарушены формирование двигательных функций, координация тонких, дифференцированных движений, поэтому таким детям сложно ухаживать за полостью рта [4].
В отечественных и зарубежных исследованиях [5, 6] подчеркивается необходимость ранней медицинской реабилитации детей с ДЦП вплоть до достижения ими оптимальной медико-социальной адаптации, включая нормализацию моторной функции не только в конечностях и туловище, но и в других функциональных системах, в частности в челюстно-лицевой области. Некоторые авторы [7] выявили корреляцию патологии зубочелюстной системы и задержки психоневрологического развития ребенка.
Таким образом, актуальной задачей становится организация совместной работы специалистов разных профилей с целью повышения уровня мультидисциплинарной лечебно-профилактической и реабилитационной помощи данной категории пациентов [8].
Цель исследования — определить эффективность междисциплинарного подхода к диагностике, профилактике и коррекции зубочелюстных и речевых нарушений у детей с ДЦП.
Материалы и методы
В исследовании участвовали 120 детей со спастическими формами ДЦП в возрасте 3—14 лет, которые были распределены по трем группам в зависимости от формы и тяжести основного заболевания (табл. 1).
Была организована система непрерывной реабилитации. Проводились комплексные и индивидуальные лечебно-профилактические ортодонтические и реабилитационные мероприятия с учетом тяжести общего состояния и индивидуального развития ребенка. Реабилитационные меры осуществлялись мультидисциплинарной бригадой реабилитологов (невролог, стоматолог детский, ортодонт, логопед) с четкими функциональными обязанностями каждого члена.
При выявлении функциональных двигательных нарушений челюстно-лицевой области применялись аппарат для коррекции миофункциональных нарушений у детей со спастическими формами ДЦП (патент на полезную модель № 116766 от 10.06.12); миорелаксирующая ортодонтическая каппа для детей с ДЦП (патент на полезную модель № 153861 от 09.07.15); съемный ортодонтический аппарат для коррекции миофункциональных нарушений у детей (патент на полезную модель № 163407 от 28.06.16).
Результаты
В результате обследования было выявлено нарушение речевого развития в виде псевдобульбарной дизартрии (спастико-паретическая, спастико-ригидная) и анартрии у 82 (68,33%) пациентов, речевое развитие соответствовало возрасту у 38 (31,67%). Так, анартрия и спастико-ригидная форма псевдобульбарной дизартрии были диагностированы у пациентов с очень тяжелыми двигательными нарушениями (двойная гемиплегия) в 10 и 83,3% соответственно, спастико-паретическая дизартрия установлена в 76,7% случаев у детей со среднетяжелыми двигательными расстройствами (спастическая диплегия). Распределение речевых нарушений у обследованных детей по ранговым местам в зависимости от спастической формы ДЦП представлено в табл. 2.
Была выявлена закономерность между тяжестью двигательных и речевых расстройств. Так, у детей с тяжелыми двигательными расстройствами преобладали псевдо-бульбарная дизартрия и анартрия, а у детей с легкими и среднетяжелыми двигательными нарушениями физиологическое речевое развитие находилось на среднем уровне. Распределение пациентов с зубочелюстными аномалиями (ЗЧА) в зависимости от речевого развития пациента представлено в табл. 3.
Как видно из данных табл. 3, тяжелые речевые расстройства (спастико-ригидная дизартрия и анартрия) наиболее распространены у обследуемых с сочетанными ЗЧА. В свою очередь спастико-паретическая дизартрия чаще встречается у детей с несочетанными аномалиями. Речевое развитие соответствовало возрасту детей с нейтральной окклюзией.
Более чем у 50% обследованных детей 2-й и 3-й групп, а также у небольшого числа обследованных 1-й группы была выявлена спастичность артикуляционных мышц. Недостаточность произвольных артикуляционных движений проявлялась в виде нарушения дыхания, глотания, затрудненного жевания. При оценке состояния окклюзии ЗЧА диагностированы у 88 (73,33%) человек, нейтральная окклюзия — у 32 (26,67%). Структура ЗЧА у детей в зависимости от спастической формы ДЦП представлена в табл. 4.
Согласно данным табл. 4, у детей со спастической диплегией доминировали сочетанные ЗЧА. Из аномалий окклюзии преобладали дистальная, глубокая резцовая окклюзия и дизокклюзия. Нейтральная окклюзия встречалась лишь в небольшом проценте случаев. У детей с гемиплегической формой ДЦП превалировала нейтральная окклюзия. У обследованных с двойной гемиплегией преобладали сочетанные ЗЧА, нейтральная окклюзия также встречалась редко.
Проведенное нами изучение структуры и распространенности ЗЧА и речевых расстройств у обследованных указывает на то, что эти факторы приводят к синдрому взаимного отягощения.
После проведения двух курсов реабилитации (1 раз в 3 мес в течение 21 дня) было установлено, что с использованием аппаратов для коррекции миофункциональных нарушений период адаптации у пациентов проходит успешно и составляет в среднем 3—4 нед. Однако у 10% детей 2-й группы и 20% обследованных 3-й группы наблюдалось негативное отношение к аппаратам т. е. нежелание пользоваться ими.
Положительная динамика отмечалась у 43,8% детей 1-й группы, а именно уменьшение сагиттальной щели во фронтальном отделе в среднем до 1 мм за счет роста нижней челюсти в сагиттальном направлении. В дальнейшем дети стремились устанавливать нижнюю челюсть и язык в физиологически правильном положении, благодаря чему постепенно восстанавливалось миодинамическое равновесие мышц ротовой области, что способствовало улучшению функции речи (увеличилась амплитуда движений органов артикуляционного аппарата и улучшились точность их движений, а также произношение части звуков). У детей 2-й группы положительная динамика отмечалась в 25,5% случаев, в 3-й группе наблюдалось лишь незначительное улучшение.
Вывод
При речевых нарушениях и зубочелюстных аномалиях у детей со спастическими формами церебрального паралича наблюдается синдром взаимного отягощения. В результате комплексного клинического и функционального исследований стоматологического и неврологического статусов получены данные о частоте и структуре зубочелюстных аномалий и речевых нарушений у детей с различными клиническими вариантами спастических форм церебрального паралича; эти данные необходимо использовать в практическом здравоохранении для планирования лечебно-профилактической работы в реабилитационных центрах. Принципы междисциплинарного взаимодействия в профилактике и коррекции речевых и зубочелюстных нарушений у детей с церебральным параличом необходимо использовать в практическом здравоохранении с целью формирования единого информационного пространства и терминологического единства.
Все авторы в равной степени участвовали в подготовке материала.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: zalazaeva.ea@mail.ru