Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Покровская Е.М.

Казанская государственная медицинская академия — филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;
Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Халиуллина С.В.

Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Красножен В.Н.

Казанская государственная медицинская академия

Маннанова Э.Ф.

Казанская государственная медицинская академия — филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;
Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Клинико-патогенетическое значение сочетанного инфицирования носоглотки детей золотистым стафилококком и лимфотропными герпесвирусами

Авторы:

Покровская Е.М., Халиуллина С.В., Красножен В.Н., Маннанова Э.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2022;30(4): 243‑248

Просмотров: 884

Загрузок: 18


Как цитировать:

Покровская Е.М., Халиуллина С.В., Красножен В.Н., Маннанова Э.Ф. Клинико-патогенетическое значение сочетанного инфицирования носоглотки детей золотистым стафилококком и лимфотропными герпесвирусами. Российская ринология. 2022;30(4):243‑248.
Pokrovskaya EM, Khaliullina SV, Krasnozhen VN, Mannanova EF. Clinical and pathogenetic significance of combined infection of the nasopharynx of children with Staphylococcus aureus and lymphotropic herpesviruses. Russian Rhinology. 2022;30(4):243‑248. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosrino202230041243

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ные ас­пек­ты им­му­но­па­то­ге­не­за и ди­аг­нос­ти­ки но­зо­ко­ми­аль­ных ле­гоч­ных ин­фек­ций у па­ци­ен­тов хи­рур­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(4):90-96
Па­то­ло­гия пи­ще­во­да и брон­хи­аль­ная ас­тма: па­то­ге­не­ти­чес­кие вза­имо­действия и воз­мож­нос­ти оп­ти­ми­за­ции те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):129-134
Ме­ла­но­ма ра­дуж­ки: кор­ре­ля­ция кли­ни­чес­ких, мор­фо­мет­ри­чес­ких, па­то­мор­фо­ло­ги­чес­ких осо­бен­нос­тей и ин­фек­ци­он­но­го ста­ту­са. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2025;(1):13-20

Сокращения:

ВГЧ-6 (HHV-6) — вирус герпеса человека 6-го типа (Human herpesvirus 4)

ВЭБ (EBV) — вирус Эпштейна—Барр (Epstein—Barr virus)

ГВ — герпесвирусы

ГМ — глоточная миндалина

ИФА — иммуноферментный анализ

ПЦР — полимеразная цепная реакция

CMV — цитомегаловирус

IgA — иммуноглобулин A

sIgA — секреторный иммуноглобулин А

Введение

Формирование и особенности течения патологии верхних дыхательных путей, в частности носа и околоносовых пазух, у детей тесно связаны с наличием хронической патологии органов лимфаденоидного глоточного кольца [1, 2], состоянием адаптивного иммунного ответа глоточной миндалины (ГМ) [3, 4], ролью секреторного иммуноглобулина А (sIgA), который является важной составляющей мукозального иммунитета, обеспечивая неспецифическую защиту против различных патогенов [5].

Уровень sIgA в организме зависит от множества факторов: состояния и особенностей макроорганизма (возраст, пол, наличие функциональных нарушений и патологических состояний), уровня колонизации верхних дыхательных путей, в частности носоглотки, различными патогенами, их вирулентности. Так, например, доказано, что персистенция лимфотропных герпесвирусов (ГВ), в первую очередь вируса Эпштейна—Барр (ВЭБ), является одной из ведущих причин несостоятельности местной иммунной защиты слизистых оболочек верхних дыхательных путей [6].

Возбудители герпесвирусных инфекций могут вызывать резкое угнетение внутриклеточной продукции медиаторов «до иммунного» воспаления в ГМ, приводя к снижению количества клеточных элементов в лимфоидной ткани носоглотки, содержащих sIgA, что является причиной пролонгированной иммуносупрессии и одной из наиболее вероятных причин хронизации процесса [7].

Отмечая возможные причины формирования хронической патологии органов лимфаденоидного глоточного кольца, нельзя не упомянуть и работы, посвященные возможным бактериальным причинам развития этой группы заболеваний [8, 9]. Особый интерес представляют исследования, касающиеся сочетанного инфицирования слизистой ротоглотки бактериальной микрофлорой и вирусами [9, 10]. Опубликованные в литературе данные свидетельствуют том, что подобные ситуации нередки и, при наличии клинических проявлений, одновременное инфицирование вирусными и бактериальными патогенами наблюдается в 80—82% случаев [9, 10]. В первую очередь речь идет о семействе ГВ. В качестве основных бактериальных патогенов в этих ситуациях, называют Streptococcus pneumoniae, Staphylococcus aureus и Haemophilus influenzae. Отличительной особенностью этих бактерий является их способность продуцировать IgA-протеазы — бактериальные ферменты, расщепляющие человеческий иммуноглобулин A (IgA), что приводит к снижению активности иммунного ответа, задержке элиминации возбудителей со слизистой оболочки и, как следствие, формированию хронической патологии верхних дыхательных путей [11—14].

В этом плане научный и практический интерес представляют исследования, касающиеся комплексной оценки факторов местного иммунитета, анализа показателей в зависимости от характера вирусно- бактериального инфицирования.

Цель исследования — оценка вирусно-бактериальной колонизации носоглотки и состояния мукозального иммунитета у детей с хроническим аденоидитом в зависимости от степени гипертрофии глоточной миндалины.

Пациенты и методы

Проведено одномоментное сравнительное исследование, включавшее клинико-лабораторное обследование 151 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, который проходил амбулаторное лечение по поводу хронического аденоидита на базе Медицинской клиники «Здоровье семьи» (Казань) в период с января по декабрь 2021 г. Включение в исследование проводили методом случайной выборки с учетом согласия пациентов и их родителей/законных представителей. Критериями включения являлись: возраст пациентов, наличие гипертрофии глоточной миндалины, отсутствие тяжелой сопутствующей патологии. Всем детям в рамках первичного консультирования осуществляли стандартный оториноларингологический осмотр и эндоскопию полости носа и носоглотки в соответствии с актуальными клиническими рекомендациями [15]. Степень гипертрофии аденоидов определяли по классификации А.Г. Лихачева [16].

По результатам клинико-инструментального обследования, пациенты были разделены на две группы в зависимости от степени гипертрофии глоточной миндалины: в 1-ю группу вошли 73 ребенка с аденоидами 1—2-й степени; во 2-ю группу — 78 детей с аденоидами 3-й степени.

В рамках исследования было выполнено:

1. Микробиологические исследования носоглотки.

2. Определение ДНК лимфотропных ГВ (EBV, CMV, HHV-6) в мазке из носоглотки методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (качественный анализ) в режиме реального времени с использованием тест-систем «РеалБест» (ЗАО «Вектор-Бест).

3. Определение протеолитической активности в отношении sIgA человека у выделенных штаммов S. aureus с использованием метода иммуноферментного анализа (ИФА). По величине протеолитической активности изолированные штаммы S. aureus были подразделены на следующие группы: с низкой активностью (от 0,09 до 0,40 усл.ед.), со средней активностью (от 0,40 до 1,10 усл.ед.) и с высокой активностью (1,10 до 18,11 усл.ед.).

4. Определение содержания в слюне sIgA методом ИФА (набор фирмы «Вектор Бест», Россия). Показатели сравнивали с нормальным уровнем sIgA в слюне, который в возрасте от 3 до 8 лет составляет 75—250 мг/л [17].

При статистической обработке данных анализ соответствия вида распределения признака закону нормального распределения проводили с помощью теста Шапиро—Уилка. Нормальное распределение констатировали при p>0,05. В ином случае использовали непараметрические методы статистического анализа. При распределении признака, отличном от нормального, из мер центральной тенденции использовали медиану (Me), из мер рассеяния — межквартильный размах (МКР, значения 25-го и 75-го процентилей). Относительные частоты признаков представляли в процентах (%), в качестве мер рассеяния рассчитывали 95% доверительный интервал (95% ДИ), рядом указывали абсолютные частоты, отражающие число пациентов с наблюдаемым значением признака и общее число пациентов в группе (n/N). Достоверность различий между сравниваемыми группами рассчитывали по критерию χ2. При сравнении групп с малым числом участников определяли точный критерий Фишера. Сравнение групп по количественным признакам (при условии распределения, отличного от нормального) проводили с использованием U-критерия Манна—Уитни.

Результаты

Анализ определения ДНК ГВ в мазке из носоглотки показал, что у 74 из 151 обследованного (49%; 95% ДИ 41,1—56,9) был получен положительный результат: у 23 пациентов 1-й группы (31,5%; 95% ДИ 20,9—42,1) и у 51 ребенка 2-й группы (65,4%; 95% ДИ 54,9—75,9) (p<0,001). Среди верифицированных возбудителей в вариантах моно- и микст инфекции доминировал ВЭБ, его обнаружили на слизистой оболочке носоглотки у 12 пациентов 1-й группы и у 34 — 2-й группы. На втором месте по частоте выделения находился ВГЧ-6 (табл. 1).

Таблица 1. Частота выделения ДНК вируса Эпштейна—Барр, цитомегаловируса и герпеса 6-го типа и их сочетания из носоглотки обследованных детей

Группа

N

EBV+

CMV+

HHV-6+

моно

(1)

микст

(2)

моно

(3)

микст

(4)

моно

(5)

микст

(6)

1-я группа

73 (100%)

12 (16,4%)

0

2 (2,7%)

2 (2,7%)

7 (9,6%)

2 (2,7%)

р1—3, 4, 6=0,012*

2-я группа

78 (100%)

22 (28,2%)

12 (15,4%)

3 (3,8%)

7 (8,9%)

12 (15,4%)

11 (14,1%)

р1—3=0,005, р1—4=0,021, р1—6=0,033, р2—3=0,042, р5—3=0,042, р6—3=0,046

Примечание. * — точный критерий Фишера, указаны только статистически значимые различия между группами.

Следует отметить, что в группе детей с выраженной гипертрофией небных миндалин ГВ на слизистой оболочке присутствовали чаще и преобладал также ВЭБ.

Анализ результатов микробиологического исследования показал, что одним из наиболее часто высеваемых микроорганизмов из носоглотки больных детей был золотистый стафилококк. Его изолировали со слизистой оболочки носоглотки у 71,5% (95% 64,3—78,7; 108/151) обследованных, причем практически всегда в ассоциациях с другими микроорганизмами. У 39,7% (95% ДИ 31,9—47,5; 60/151) пациентов S. aureus высевали в сочетании с β-гемолитическим стрептококком группы А. S. pneumoniae встречали только в сочетании с другими бактериями, таких случаев было 15,2% (95% ДИ 9,5—20,9; 23/151): у 4,1% (95% ДИ 0,1—8,1; 3/73) пациентов 1-й группы и у 25,6% (95% ДИ 16—35,2; 20/78) детей 2-й группы (p<0,001).

С учетом того, что золотистый стафилококк значимо преобладал среди патогенов, выделенных со слизистой оболочки носоглотки пациентов, дальнейшие специфические лабораторные исследования были проведены в отношении этого патогена. Детей, инфицированных S. aureus, обследовали на ГВ, а у стафилококков определяли sIgA-протеиназную активность. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2. Варианты инфицирования носоглотки обследованных пациентов в зависимости от степени гипертрофии глоточной миндалины

Вариант инфицирования носоглотки

1-я группа (n=73)

2-я группа (n=78)

р

Частота колонизации S. aureus

42 (57,5%)

66 (84,6%)

<0,001

Частота колонизации S. aureus с sIgA-протеиназной активностью

12/42 (28,6%)

51/66 (77,3%)

<0,001

Сочетанное инфицирование S. aureus с sIgA-протеиназной активностью и лимфотропными герпесвирусами

6/12 (50%)

43/51 (84,3%)

0,011

Золотистый стафилококк чаще колонизировал слизистую оболочку носоглотки детей с выраженной гипертрофией ГМ (p<0,001). В 1-й группе пациентов с гипертрофией 1—2-й степени S. aureus был выявлен у 57,5% (95% ДИ 46,2—68,8; 42/73) обследованных, во 2-й — у 84,6% (95% ДИ 76,6—92,6; 66/78). S. aureus с sIgA-протеиназной активностью также чаще изолировали у детей с выраженной гипертрофией ГМ (p<0,001), причем чаще — в комбинации с ГВ (p=0,011). Из 63 пациентов, инфицированных S. aureus с sIgA-протеиназной активностью, у 49 была выявлена активная репликация ГВ на слизистой оболочке носа (обнаружена ДНК в смыве из носоглотки методом ПЦР). У пациентов 1-й группы такой вариант сочетанного инфицирования регистрировали у 8,2% (95% ДИ 2—14,4; 6/73) обследованных, во 2-й группе — у 55,1% (95% ДИ 44,1—66,1; 43/78), (p<0,001).

В группе детей с аденоидами 3-й степени 51 из 66 изолятов S. aureus обладали sIgA-протеиназной активностью, что свидетельствует о характере патогенности штаммов, причем у 30 штаммов активность была высокой. У 51 пациента, инфицированного золотистым стафилококком, продуцентом sIgA-протеиназ, положительный результат ПЦР при определении ДНК лимфотропных ГВ в мазке из носоглотки наблюдали у 43. В подавляющем большинстве случаев речь шла о ВЭБ — у 29 из 43 обследованных.

Результаты исследования sIgA оценивали по двум направлениям: по группам и у всех пациентов в целом в зависимости от бактериального и вирусного компонентов микробиоты носоглотки.

Проведенный анализ показал, что у детей с выраженной гипертрофией глоточной миндалины имело место снижение концентрации sIgA в слюне (Me 43; МКР 34,4—76,6; p<0,001) по сравнению с возрастной нормой и статистически значимое снижение концентрации sIgA в сравнении с результатами 1-й группы (Me 63,8; МКР 44,2—98,6; p=0,023).

Кроме того, была проведена сравнительная характеристика изменений уровня секреторного sIgA в зависимости от бактериального и вирусного компонентов микробиоты носоглотки. Все пациенты были распределены по четырем подгруппам в зависимости от характера выделяемой из носоглотки микрофлоры: 1 — S. aureus в сочетании с ГВ; 2 — S.aureus без них; 3 — другая бактериальная флора в сочетании с ГВ; 4 — другая бактериальная флора без них. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3. Концентрация секреторного иммуноглобулина А в слюне в зависимости от особенностей инфицирования (различная бактериальная микрофлора в сочетании с герпесвирусами или без них

Микрофлора

S. aureus + ГВ

(1)

S. aureus без ГВ

(2)

Другая бактериальная флора + ГВ

(3)

Другая бактериальная флора без ГВ

(4)

n

59

49

15

28

Me (МКР)

40,8 (31,3—110,8)

58,4 (25,2—59,7)

90 (47,6—122,6)

98,2 (94,1—121)

p1—2>0,05; p1—4=0,028; p1—3>0,05; p2—3>0,05; p2—4>0,05; p3—4>0,05

Полученные результаты дают основание полагать, что при сочетанном инфицировании ГМ золотистым стафилококком и лимфотропными ГВ отмечается более существенное снижение концентрации sIgA в слюне по отношению к группе детей с другой бактериальной флорой, а также не инфицированных ГВ (p1—4=0,028).

Заключение

Проведенные исследования показали, что частота колонизации носоглотки детей с хроническими аденоидитами S. aureus с sIgA-протеиназной активностью и лимфотропными герпесвирусами (преимущественно ВЭБ и ВГЧ-6) встречаются достаточно часто. Можно полагать, что именно эти возбудители являются основной причиной хронического воспаления и развития гипертрофии глоточной миндалины. Обращает на себя внимание тот факт, что именно сочетанное инфицирование сопровождается максимально выраженными гипертрофическими изменениями глоточной миндалины [3].

Инфицирование детей лимфотропными герпесвирусами, в первую очередь ВЭБ, наряду с S. aureus с sIgA-протеиназной активностью, обоснованно можно рассматривать как одну из причин несостоятельности местной иммунной защиты слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — В.Н. Красножен, Е.М. Покровская, С.В. Халиуллина

Сбор и обработка материала — Е.М. Покровская, Э.Ф. Маннанова

Написание текста — Е.М. Покровская, С.В. Халиуллина

Редактирование — С.В. Халиуллина, Е.М. Покровская

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.