В России первые позиции среди острых заболеваний занимают болезни верхних дыхательных путей: риниты, синуситы, фарингиты, ларингиты, трахеиты, трахеоларингиты [1]. Аналогичные данные были опубликованы по США и Германии. Так, согласно данным Национального центра по статистике болезней США за 2004 г., у 12,5% населения был выявлен синусит [2]. Аналогичные цифры приведены и за 2012 г. — зарегистрировано 12,3% случаев острых риносинуситов в структуре общей заболеваемости [3]. Распространенность поражения вирусной инфекцией слизистой оболочки полости носа и глотки также не подвергается сомнению. Проблема этих заболеваний заключается в трудности их регистрации в связи с частотой возникновения и низкой обращаемостью пациентов к специалистам по этому поводу [4]. Несвоевременное и неадекватное лечение может способствовать развитию стойкого воспалительного процесса и возникновению хронических заболеваний (хронического риносинусита, хронического тонзиллита и др.) [5].
Проблема острых респираторных заболеваний остается актуальной и с точки зрения адаптационных реакций у людей, приехавших в Россию из регионов с другими климатогеографическими условиями, в частности — из стран Африки. Однако в доступной литературе нами не было найдено исследований, посвященных изучению иммунологического статуса на фоне острых заболеваний носа и околоносовых пазух у таких пациентов. Одним из наглядных показателей иммунологического статуса является нейтрофильно-лимфоцитарный индекс (НЛИ), который позволяет провести оценку реакций адаптации, тяжести состояния больных, уровня эндогенной интоксикации и степени нарушения реактивности организма [6]. Показано, что изменения отношения нейтрофильных гранулоцитарных лейкоцитов к агранулоцитарным лимфоцитам является простым и быстрым способом оценки уровня воспалительных реакций [6].
Цель исследования — выявить особенности патогенетических изменений соотношения уровня нейтрофильных гранулоцитарных лейкоцитов и лимфоцитов крови при острых ринитах и риносинуситах у студентов из Юго-Восточной Африки в условиях пребывания в России.
Пациенты и методы
Были ретроспективно изучены амбулаторно-поликлинические карты 110 студентов из стран Юго-Восточной Африки и 110 студентов из России с острыми заболеваниями носа и околоносовых пазух (острый ринит, острый риносинусит) за период с 2010 по 2014 г. Все пациенты находились в Москве во время обучения в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» сроком пребывания от 1 до 5 лет.
Все обследуемые были разделены на 5 групп. В 1-ю группу вошли студенты, обучающиеся в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» не более 1 года, во 2-ю группу — от 1 до 2 лет, в 3-ю группу — от 2 до 3 лет, в 4-ю группу — от 3 до 4 лет, в 5-ю группу — от 4 до 5 лет. В каждой группе было выделено по 2 подгруппы: в подгруппу, А были включены студенты из России (по 22 человека), в подгруппу В — из Юго-Восточной Африки (по 22 человека).
В качестве метода определения состояния системы крови был выбран стандартный развернутый клинический анализ крови. Мазки крови окрашивались по Романовскому—Гимзе и исследовались в автоматическом режиме.
Критерием состояния адаптивных, интоксикационных и воспалительных процессов был выбран НЛИ [6].
Результаты
У студентов из Юго-Восточной Африки, у которых были диагностированы острые заболевания носа и околоносовых пазух, в 1-й год пребывания в Москве НЛИ был достоверно выше по сравнению с российскими студентами 1-го курса (p<0,05). В следующие 2 года (2-й и 3-й курсы) НЛИ, напротив, был достоверно выше у студентов из России (p<0,01). На 4-м году обучения в России НЛИ был достоверно выше у студентов-иностранцев по сравнению с российскими студентами (p<0,05). На 5-м году значения НЛИ у заболевших студентов между собой достоверно не отличались (p<0,05) (см. рисунок, табл. 1).
У студентов из стран Африки в различные периоды наблюдалось резкое снижение НЛИ на 3-м курсе по сравнению с 1, 2, 4 и 5-м годами обучения (p<0,05). На 5-м году обучения у всех студентов, включенных в исследование, заболевших россиян и африканцев, НЛИ был одинаков.
Проанализировав структуру заболеваемости, мы выяснили, что в 1-й и 2-й годы обучения как у иностранных, так и у российских студентов, распределение частоты острого ринита и острого риносинусита не имело достоверных отличий (p<0,01). Однако в дальнейшем соотношение вирусной (острый ринит) и бактериальной (острый риносинусит) патологии изменилось. Так, пик острых ринитов у иностранных студентов пришелся на 3-й год обучения, а студентов из России — на 4-й и 5-й годы. Увеличение числа острых риносинуситов у иностранных студентов выявлено в период обучения на 4-м и 5-м курсах, в то время как у студентов из России — на 3-м году обучения (табл. 2).
Таким образом, при острых заболеваниях носа и околоносовых пазух значения НЛИ у студентов из Африки на протяжении всего периода обучения изменяются в большей степени, чем у студентов из России, т. е. происходит инверсия этого показателя. Это может свидетельствовать о нарушении адаптивных процессов в организме студентов, прибывших из стран Африки, а оценка НЛИ, как показателя напряжения иммунитета, позволит прогнозировать возникновение острых заболеваний носа и околоносовых пазух у прибывших из стран с другими климатогеографическими условиями и проводить их профилактику.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Г. Д., И.К.
Сбор и обработка материала: И.К., А.М.
Статистическая обработка, написание текста: И.К.
Редактирование: Г. Д.