Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Тимурзиева А.Б.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

Гришина Н.К.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации-Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА

Егоров М.С.

ООО «СМ-Доктор»

Анализ взаимодействия среднего медицинского персонала с участниками лечебно-диагностического процесса в современных условиях

Авторы:

Тимурзиева А.Б., Гришина Н.К., Егоров М.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1004

Загрузок: 41


Как цитировать:

Тимурзиева А.Б., Гришина Н.К., Егоров М.С. Анализ взаимодействия среднего медицинского персонала с участниками лечебно-диагностического процесса в современных условиях. Профилактическая медицина. 2023;26(7):38‑44.
Timurzieva AB, Grishina NK, Egorov MS. Analysis of the interaction of nursing staff with participants of the therapeutic and diagnostic process in modern conditions. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(7):38‑44. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232607138

Введение

Вопросам кадровой политики в здравоохранении уделяется большое внимание, в частности, они частично отражены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»1, Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г. представлена в Указе Президента Российской Федерации2. На сегодняшний день система здравоохранения нуждается в разработке научно-методических подходов к совершенствованию и повышению эффективности взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса [1]. В данном аспекте особого внимания заслуживает трудовая деятельность среднего медицинского персонала. Медицинские сестры так же, как и врачи, участвуют в оказании медицинской помощи, которая должна соответствовать морально-этическим принципам и профессиональным стандартам, обеспечивать соблюдение прав пациента, уход и чувство сопереживания ему [2, 3]. Врачебная деятельность и сестринское дело неразрывно связаны между собой [4, 5], поскольку они объединены общей целью и задачами, направленными на оказание медицинской помощи пациентам с использованием полученных в ходе теоретической и практической подготовки знаний и компетенций врачей и среднего медицинского персонала [6]. Так, к основным задачам врача отдносятся профилактика, диагностика и лечение заболеваний, однако среднему медицинскому персоналу также отводится неоценимая роль в отношении участия во всех этапах лечебно-диагностического процесса [7, 8]. Таким образом, средний медицинский персонал не только механически осуществляет функции исполнителя распоряжений врача, но и активно участвует в медицинской деятельности, эффективно взаимодействия с участниками лечебно-диагностического процесса в рамках командной работы и соответствия мультидисциплинарному подходу [9—11]. Следует отметить, что средний медицинский персонал в ходе своей практики подвергается повышенной эмоциональной нагрузке [12], поэтому является достаточно уязвимой группой медицинских работников. Что касается компетенций, то в современных условиях медицинская сестра должна обладать практическими навыками, а также клиническим мышлением и знаниями в области педагогики и психологии для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей. Учитывая сказанное, следует уделить особое внимание образованию данной категории работников. Кроме того, принимая во внимание важность профессии медицинской сестры, следует обеспечить среднему медицинскому персоналу соответствующие условия труда [13].

Цель исследования — изучить аспекты взаимодействия среднего медицинского персонала с участниками лечебно-диагностического процесса.

Задачи исследования:

— изучить различные аспекты профессиональной деятельности среднего медицинского персонала при взаимодействии с участниками лечебно-диагностического процесса;

— проанализировать основные сложности взаимодействия среднего медицинского персонала с субъектами оказания медицинской помощи.

Материал и методы

В ходе исследования использованы следующие методы: изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта в отношении профессиональной деятельности среднего медицинского персонала и его взаимодействия с участниками лечебно-диагностического процесса; социологический (анкетирование); аналитический; статистический. Удовлетворенность взаимодействием с сотрудниками подразделений внутри медицинской организации оценена респондентами по шкале Лайкерта. Исследование проводилось с привлечением среднего медицинского персонала медицинских организаций Москвы. Для изучения мнения респондентов разработан специальный статистический инструментарий — анкета, которая содержала в себе вопросы, касающиеся различных аспектов осуществления профессиональной деятельности среднего медицинского персонала в ходе взаимодействия с участниками лечебно-диагностического процесса, их удовлетворенности в ходе лечебно-диагностического процесса, а также удовлетворенности в целом, независимо от выполнения ими трудовых обязанностей. Всего в исследовании участвовало 436 респондентов. Исследуемую выборку составили сотрудники возрастной группы от 18 до 44 лет (92,7%); остальные были в возрасте от 45 до 59 лет (7,3%). Кроме того, сформированы различные группы согласно стажу работы: 0—5 лет (34,9%); 5—10 лет (38,5%); 10—15 лет (19,3%); свыше 15 лет (7,3%). Большинство опрошенных являлись работниками государственных медицинских организаций (81,7%). В частной медицинской организации работали лишь 11,0%, остальные совмещали работу в государственной и частной медицинских организациях. Объем необходимого количества наблюдений (n), ошибка выборки (Δ) и другие показатели рассчитывались по соответствующим общепринятым формулам.

Результаты

В ходе проведения анкетирования получены данные в отношении взаимодействия среднего медицинского персонала с участниками лечебно-диагностического процесса, в том числе с врачами. Основные результаты исследования детально представлены в табл. 14.

Большинство респондентов заявили, что «врач в ходе диагностики и лечения объясняет, что и зачем необходимо делать», дает медицинским сестрам разъяснения по поводу механизма действия и необходимости применения тех или иных лекарственных препаратов. Данные результаты свидетельствует о достаточно эффективном взаимодействии врачей со средним медицинским персоналом (табл. 1).

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что большинство участников опроса отметили высокую скорость взаимодействия с участниками лечебно-диагностического процесса. Большинство (79,8%) респондентов заявили о готовности сотрудников медицинской организации к взаимодействию и активному участию в решении поставленных задач. Информация, с которой приходится работать (листы назначений, данные клинико-лабораторных исследований и др.), является полной и содержательной, при этом 3,7% опрошенных заявили, что «всегда находят ошибки в назначениях врачей»; 38,5% респондентов отметили, что «часто находят ошибки в назначениях врачей». Из полученных в ходе исследования данных следует, что сотрудники из числа среднего медицинского персонала достаточно лояльно относятся к врачам, несмотря на существующие сложности во взаимодействии. При более подробном выяснении деталей в ходе проведения опроса среди медицинских сестер фраза «Нахожу ошибки в назначениях врача» означала, что врач забывал оставить назначения на весь период лечения пациента, не отмечал дозы в листе назначений; либо почерк врача оставался им непонятным, ввиду чего они не могли выполнить назначений врача, что продемонстрировано детально в табл. 1.

Таблица 1. Взаимодействие среднего медицинского персонала с представителями подразделений

Скорость обратной связи при взаимодействии с подразделениями

%±Δ

Сотрудники всегда быстро реагируют на поставленную задачу

83,5±0,06

Приходится подолгу напоминать и ждать сотрудника

16,5±0,06

Готовность сотрудников к взаимодействию

%

Абсолютно не проявляют интереса и готовности к сотрудничеству

20,1±0,07

Всегда готовы к взаимодействию, активно участвуют в решении поставленных задач

79,8±0,07

Информативность данных обследования пациента

%

Информация, полученная в ходе обследования пациента, используется в полном объеме в работе

92,7±0,03

Полученные данные в работе не могут быть применены

7,3±0,03

Информативность данных медицинской документации по степени выраженности

%

Информация, с которой приходится работать (листы назначений, лабораторные исследования, и др.), является полной и содержательной — «Да»

61,5±0,01

«Скорее да, чем нет»

23,9±0,08

«Скорее нет, чем да»

0,9±0,004

«Нет»

1,8±0,008

Затруднились с ответом

6,4±0,03

Не поняли назначений (почерк врача) / сложность при ознакомлении с медицинской документацией

5,5±0,02

Предоставление информации среднему медицинскому персоналу из подразделений

%

«Информация предоставляется в срок, без задержек»

86,2±0,05

«Информация не предоставляется вовсе»

0,9±0,004

«Информация предоставляется с ошибками»

0,9±0,004

«Информация предоставляется в неполном виде»

0,9±0,004

«Информация предоставляется в несистематизированном виде»

1,8±0,008

«Информация предоставляется содержательно, в полном объеме, без ошибок»

7,3±0,03

«Информация предоставляется в полном объеме, но с ошибками»

1,8±0,008

Мнение респондентов об эффективности взаимодействия с врачом при интерпретации назначений

%

Врач в ходе диагностики и лечения объясняет, что и зачем необходимо делать пациенту/«Скорее да, чем нет»

9,1±0,04

«Скорее нет, чем да»

5,5±0,02

«Да»

83,5±0,06

«Нет»

0,9±0,004

«Всегда»

1,0±0,004

Мнение респондентов об эффективности взаимодействия с врачом при разъяснении механизма действия лекарственных препаратов

%

Врач разъясняет/«Часто»

41,3±0,1

«Иногда»

16,5±0,06

«Редко»

6,4±0,03

«Всегда»

22,0±0,08

«Если спрошу»

10,1±0,04

«Мы всегда тесно сотрудничаем и разъясняем все друг другу»

3,7±0,02

В ходе исследования отмечено, что средний медицинский персонал наиболее часто взаимодействует с врачами (90,8%); со своим непосредственным руководителем — старшей медицинской сестрой (52,3%) и в меньшей степени — с сотрудниками отделения клинико-лабораторной диагностики (36,7%); младшим медицинским персоналом (33,9%); руководителем медицинской организации (11,0%); работниками аптеки (8,3%); главной медицинской сестрой (3,7%).

Определенные сложности зарегистрированы при взаимодействии среднего медицинского персонала не только с врачами, но и с другими участниками лечебно-диагностического процесса (табл. 2).

Таблица 2. Мнение респондентов о степени взаимодействия с участниками лечебно-диагностического процесса

Вид взаимодействия (мнение респондентов)

Степень взаимодействия (на 100 опрошенных); %±Δ

Все подразделения внутри медицинской организации взаимодействуют эффективно

26,6±0,09

Существуют трудности при взаимодействии с младшим медицинским персоналом

12,8±0,05

Сложности при взаимодействии с врачами

38,5±0,001

С руководителем медицинской организации

21,1±0,0007

Со старшей медицинской сестрой

37,6±0,001

С работниками аптеки

3,7±0,001

С представителями планово-экономического отдела

4,6±0,0002

С сотрудниками лабораторий

4,6±0,0002

С диагностическими подразделениями (КТ, МРТ, УЗИ и др.)

2,8±0,01

Как выяснилось в ходе исследования (табл. 2), при опции множественного выбора ответов на вопрос 26,6 на 100 опрошенных считали, что все подразделения внутри их медицинской организации взаимодействуют эффективно, однако существуют трудности при взаимодействии с сотрудниками некоторых подразделений, а именно, с младшим медицинским персоналом (12,8); с врачами (38,5); с руководителем медицинской организации (21,1); со старшей медицинской сестрой (37,6); с работниками аптеки (3,7); с представителями планово-экономического отдела (4,6); с сотрудниками лабораторий (4,6); с диагностическими подразделениями (КТ, МРТ, УЗИ и др.) (2,8). Указанное распределение ответов респондентов при возникновении сложностей взаимодействия среднего медицинского персонала с сотрудниками других подразделений свидетельствует о том, что наибольшая доля неудовлетворенных взаимодействием приходится на врачей и старшую медицинскую сестру. Что касается взаимоотношений со старшей медсестрой, то рядовые медицинские сестры отметили, что существует некоторое «неуважение» к ним со стороны непосредственного руководителя. В частности, не учитывается повышенная нагрузка при выполнении ими трудовых обязанностей; не принимаются во внимание пожелания в отношении графика работы, жизненные сложности, связанные с различными ситуациями и прочее. Большинство респондентов из числа среднего медицинского персонала отметили, что для улучшения взаимодействия с сотрудниками из других подразделений они создали бы четкий алгоритм ежедневных манипуляций, процедур и других действий; повысили бы уровень заработной платы сотрудникам пропорционально выполняемой нагрузке с введением стимулирующих и мотивационных выплат. Из мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия между сотрудниками, респонденты отметили рациональное распределение подразделений лабораторий, в которые отправляется материал для проведения диагностических исследований, и налаживание преемственности и скорости связи между ними и медицинской организацией, обеспечение максимальной доступности в ходе получения результатов диагностики. Неудовлетворенность среднего медицинского персонала взаимодействием с сотрудниками лабораторий связана с тем, что нет прямой связи между подразделением лаборатории и медицинской организацией при доставке лабораторного материала, из-за чего задерживаются результаты обследования. Несмотря на существующие сложности взаимодействия, респонденты отметили, что информация из других подразделений предоставляется «в срок, без задержек» в большинстве случаев (86,2%), хотя периодически результаты их не удовлетворяют. Ответы участников исследования в данном блоке вопросов иллюстрируют, что информация может быть предоставлена в экспресс-режиме, однако эпизодически бывают нарушения (табл. 1).

Сотрудники медицинской организации, согласно мнению участников исследования, «проявляют дружелюбие» при взаимодействии с ними в 42,2% случаев («очень дружелюбны; всегда приятно взаимодействовать»), а также «скорее дружелюбны; приятно с ними взаимодействовать» в 33,9% случаев, в то время как «скорее дружелюбны, но взаимодействовать все равно неприятно» (6,4%); «скорее не дружелюбны; неприятно взаимодействовать» (5,5%), причем некоторые из респондентов отметили, что данный аспект в 11,9% всех случаев «зависит от ситуации».

Как отметило большинство респондентов, наиболее эффективным было их взаимодействие с врачами, что проиллюстрировано в табл. 3. Под эффективным взаимодействием в данном случае мы понимаем такое взаимодействие, при котором обеспечивается не только выполнение профессиональных обязанностей участников лечебно-диагностического процесса (сотрудников медицинской организации) с осуществлением немедленной обратной связи, но и успешная их коммуникация с непрерывным процессом передачи и анализа данных с коррекцией в режиме реального времени при необходимости. Данная информация представлена в сравнительном аспекте анализа эффективности взаимодействия среднего медицинского персонала с другими участниками лечебно-диагностического процесса.

Таблица 3. Распределение мнения респондентов об удовлетворенности и эффективности взаимодействия с участниками лечебно-диагностического процесса

Мнение респондентов об эффективности взаимодействия среднего медицинского персонала с участниками лечебно-диагностического процесса

%±Δ

Работники аптеки

12,8±0,05

Сотрудники лаборатории

38,5±0,1

Младший медицинский персонал

28,4±0,09

Врачи

81,6±0,07

Старшая медицинская сестра

32,1±0,1

Главная медицинская сестра

0,9±0,004

Руководитель медицинской организации

4,6±0,02

Мнение респондентов об эффективности работы сотрудников подразделений

%

«Да, коллеги из других отделений работают эффективно»

57,8±0,001

«Нет»

0,9±0,004

«Скорее да, чем нет»

16,5±0,06

«Скорее нет, чем да»

7,3±0,03

«Очень эффективно»

2,8±0,01

«Затрудняюсь ответить»

12,8±0,05

Не дали ответа на поставленный вопрос

1,8±0,008

Мнение респондентов об удовлетворенности взаимодействием с представителями подразделений внутри медицинской организации

%

«Полностью удовлетворен(а)»

22,0±0,08

«Полностью не удовлетворен(а)»

2,8±0,01

«Скорее удовлетворен(а)»

45,0±0,001

«Скорее не удовлетворен(а)»

8,3±0,0003

Нейтральный ответ на поставленный вопрос

8,3±0,0003

Затруднились ответить

13,8±0,05

Мнение респондентов об удовлетворенности в целом

%

«Я счастлив(а)»

47,7±0,001

«Я несчастлив(а)»

0,9±0,004

«Скорее счастлив(а), чем нет»

39,5±0,1

«Скорее несчастлив(а), чем да»

5,5±0,02

«Крайне несчастлив(а)»

2,8±0,01

Затруднились ответить

3,7±0,02

Удовлетворенность своей профессией

%

«Скорее да, удовлетворен(а), чем нет»

41,3±0,1

«Скорее нет, чем да»

11,0±0,04

«Да»

44,0±0,1

«Нет»

2,8±0,01

«Абсолютно нет, хочу сменить профессию»

0,7±0,003

«Полностью удовлетворен(а)»

0,2±0,0009

Удовлетворенность представителей среднего медицинского персонала своим непосредственным руководителем

%

«Скорее да, чем нет»

40,4±0,1

«Скорее нет, чем да»

10,1±0,04

«Да»

35,8±0,1

«Нет»

5,5±0,02

«Совсем не удовлетворен(а)»

4,6±0,02

«Полностью удовлетворен(а)»

3,7±0,02

В целом (67,0%) респонденты удовлетворены взаимодействием внутри организации, вместе с тем есть «лояльные работники», а также сотрудники, которые вовсе недовольны межличностным взаимодействием внутри медицинской организации. При этом немаловажно, что в основном, как отметили респонденты, они счастливы и удовлетворены жизнью в целом (табл. 3). Ответы респондентов свидетельствуют о том, что средний медицинский персонал в основном удовлетворен своей профессией (85,5%), несмотря на существующие сложности при взаимодействии с некоторыми участниками лечебно-диагностического процесса.

Что касается отношения руководства, то подавляющее большинство участников исследования (84,4%) ответили, что руководитель поощряет их материально за сверхурочную работу или особые достижения, в то время как доля тех, кого «мотивировали в нематериальном виде (награды, грамоты и прочее) за сверхурочную работу и особые достижения» составила 56,0% (некоторых сотрудников мотивировали и в денежном, и не в денежном варианте). При возникновении сложных ситуаций в коллективе некоторые участники исследования отметили, что они «жаловались на своего коллегу руководителю» в 14,7% случаев, однако большинство (85,3%) опрошенных заявили, что они никогда не предъявляли жалоб на сотрудников своей медицинской организации.

В ходе исследования отмечено, что 71,6% респондентов имеют друзей на работе, не имеют — 11,0%, затрудняются ответить — 17,43%, что демонстрирует достаточно высокий уровень коммуникации среди сотрудников и влияет на эффективность взаимодействия. При анализе удовлетворенности представителей среднего медицинского персонала своим непосредственным руководителем отмечено, что большинство (80,0%) опрошенных удовлетворены его работой и отношением к ним, несмотря на существующие сложности во взаимодействии. Вместе с тем следует принимать во внимание, что страх респондентов в отношении возможного несоблюдения конфиденциальности и анонимности исследования мог повлиять на процентное соотношение мнения респондентов. Большинство (77,1%) участников исследования отметили, что их коллеги из других отделений работают эффективно (табл. 3). При этом респонденты из числа отрицательно ответивших на данный вопрос отметили, что в основном проблемы возникают при их коммуникации с врачами, предъявляющими завышенные требования к работе среднего медицинского персонала. Под «завышенными требованиями» в данном случае подразумевалось выполнение обязанностей сверх должностной инструкции.

Большинство опрошенных сотрудников считали, что они справляются с текущей работой. В ходе исследования его участники оценили использование своего профессионального потенциала на рабочем месте (табл. 4). Под «профессиональным потенциалом» мы понимаем совокупность реализованных знаний, навыков и умений, полученных сотрудниками из числа среднего медицинского персонала в ходе практической и теоретической подготовки.

Таблица 4. Мнение респондентов в отношении профессионального потенциала на рабочем месте

Ответ на вопрос «Справляетесь ли Вы с текущей работой?»

%±Δ

«Да, справляюсь»

67,89±0,1

«Скорее да, чем нет»

22,94±0,08

«Полностью справляюсь»

2,75±0,01

«Иногда не справляюсь»

2,76±0,03

«Выполняю работу своих коллег»

3,66±0,02

Использование потенциала знаний, навыков и умений на практике

%

«Профессиональный потенциал на рабочем месте частично используется»

44,04±0,1

«Профессиональный потенциал на рабочем месте полностью используется»

36,70±0,001

Воздержались от ответа или испортили анкету

19,26±0,07

Мнение респондентов о проведении курсов повышения квалификации для среднего медицинского персонала

%

«В медицинской организации проводятся курсы обучения и повышения квалификации для медицинских сестер»

79,82±0,07

«Подобные мероприятия никогда не проводились»

19,27±0,07

Затруднились ответить

0,91±0,004

Многие (80,7%) сотрудники из числа среднего медицинского персонала, согласно результатам исследования, имели стремление к самосовершенствованию, карьерному росту и профессиональному развитию, то есть являлись достаточно комплаентными к возможному повышению квалификации на рабочем месте. Так, многие из числа опрошенных отметили, что у них в медицинской организации проводятся курсы обучения и повышения квалификации, в том числе, по вопросам взаимодействия с врачами и другими участниками лечебно-диагностического процесса (табл. 4).

Заключение

Обобщая изложенное, можно отметить, что работа среднего медицинского персонала играет важную роль в осуществлении лечебно-диагностического процесса. В ходе исследования выявлены проблемы и сложности при выполнении служебных обязанностей средним медицинским персоналом, такие как несоответствие нагрузки уровню заработной платы; недостаток знаний и практических навыков; отсутствие успешной коммуникации с участниками лечебно-диагностического процесса и прочее. Все выявленные трудности при взаимодействии участников лечебно-диагностического процесса, в основном, можно нивелировать после совершенствования программы курсов повышения квалификации в рамках системы непрерывного медицинского образования, позволяющих среднему медицинскому персоналу получать знания не только в отношении технического выполнения своих обязанностей, но и соблюдения морально-этических норм, лекарственного обеспечения и доказательной медицины, а также современных аспектов психологии и педагогики. От успешности использования данных мер на практике непосредственно зависит качество оказания медицинской помощи. При внедрении мероприятий по повышению эффективности взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса необходимо адаптировать вводимые инновационные изменения к использованию на практике, в том числе, компьютерное обеспечение, позволяющее проводить дистанционное обучение (для жителей различных регионов при недоступности образовательных услуг в субъекте Российской Федерации). При обеспечении эффективного взаимодействия всех звеньев лечебно-диагностического процесса крайне важными являются высокий уровень мотивации среднего медицинского персонала и рациональное использование стимулирования сотрудников, что в будущем обеспечит максимальное использование профессионального потенциала представителей данной профессии на рабочем месте и повысит качество оказания медицинской помощи.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.Б. Тимурзиева; сбор и обработка материала — А.Б. Тимурзиева, М.С. Егоров; статистическая обработка — А.Б. Тимурзиева, Н.К. Гришина; написание текста — А.Б. Тимурзиева, М.С. Егоров, Н.К. Гришина; редактирование — А.Б. Тимурзиева, Н.К. Гришина

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.17 №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Ссылка активна на 12.06.23. https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290017?ysclid=lisj0n3hm0770706225

2Указ Президента Российской Федерации от 06.06.19 №254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Ссылка активна на 12.06.23. https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906070052?ysclid=lisj4u3lj2374871694

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.