Васильева Т.Н.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Федотова И.В.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Некрасова М.М.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Черникова Е.Ф.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Изменения в государственной политике по пропаганде здорового образа жизни. (Исторический аспект)

Авторы:

Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Черникова Е.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(5): 110‑115

Просмотров: 939

Загрузок: 21


Как цитировать:

Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Черникова Е.Ф. Изменения в государственной политике по пропаганде здорового образа жизни. (Исторический аспект). Профилактическая медицина. 2023;26(5):110‑115.
Vasilyeva TN, Fedotova IV, Nekrasova MM, Chernikova EF. Changes in state policy for promoting a healthy lifestyle. (A historical aspect). Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(5):110‑115. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202326051110

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ди­на­ми­ка за­бо­ле­ва­емос­ти и смер­тнос­ти от хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний во Вла­ди­мир­ской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):49-52
Осо­бен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма при вер­теб­ро­ген­ной па­то­ло­гии у жен­щин. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):14-21

Введение

Одним из актуальных вопросов современности для каждого человека трудоспособного возраста является сохранение и укрепление собственного здоровья, особенно с учетом таких «вызовов», как высокий темп социальных перемен, стремительная цифровизация экономики, растущая финансовая нестабильность, страх потери работы, вредные условия труда, профессиональные стрессы, неопределенность границы между работой и личной жизнью, эпидемическая ситуация, дезинформация. Неполный перечень угроз современности с учетом дефицита времени работника не позволяет ему должным образом заботиться о собственном здоровье [1, 2].

Исследования показали, что под влиянием устойчивых социальных стереотипов работники выбирают вредные привычки (злоупотребление табаком и алкоголем, нездоровый рацион питания, недостаточную физическую активность и т.п.) или поведенческие факторы риска (ПФР) в качестве способов преодоления негативных последствий профессиональных стрессов [3, 4]. Такое поведение может стать причиной развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), которые без надлежащего лечения приводят к инвалидности и преждевременной смерти. По официальным данным, смертность в Российской Федерации от основных ХНИЗ (сердечно-сосудистых заболеваний, рака, хронических респираторных заболеваний и диабета) за 2016 г. составила 68,5% от общей смертности населения, что представляет угрозу экономической безопасности нашей страны [3—6]. Внимание к проблеме здорового образа жизни (ЗОЖ) обусловлено представлением о возможности с помощью следования его принципам предупредить развитие ХНИЗ [5].

Согласно данным официальной статистики, количество (доля) российских граждан, ведущих ЗОЖ, представлена за последние годы следующим образом: 2019 г. — 12%; 2020 г. — 9,1%; 2021 г. — 7,3%; 2022 г. — 7,2% [7].

Проведенные нами исследования ценностного отношения к здоровью и ведению ЗОЖ среди работников ряда профессиональных групп показали, что большинство респондентов, имея четкое представление о принципах ЗОЖ, реально их не придерживается. Главными преградами на пути ведения ЗОЖ, по мнению респондентов разного пола, являются недостаток времени, отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости и материальные трудности [8]. Полученные нами данные соответствуют результатам исследований, проведенных ранее [9]. Эти результаты могут объясняться не только несерьезным отношением населения к собственному здоровью, но и недостаточной информированностью трудоспособного населения о возможностях и достоинствах ЗОЖ.

Цель работы — анализ изменений финансовой и агитационной политики государства, направленной на повышение мотивационной активности граждан к ведению ЗОЖ, в советское время и на постсоветском этапе, и оценка эффективности этих мероприятий.

Агитационная стратегия здорового образа жизни в СССР

В СССР охрана здоровья граждан всегда была важной линией политики, что подтверждалось принятой законодательной базой, начиная с Конституции СССР, Трудового кодекса и различных подзаконных актов. Вопросам здравоохранения уделялось большое внимание, что на практике реализовалось путем строительства различных лечебных и профилактических учреждений — поликлиник, больниц, здравниц, профилакториев, санаториев и т.п., а также финансированием различных физкультурных и спортивных организаций и кружков, функционирующих как в специально предназначенных для этого зданиях, так и на базе школ, клубов, вузов.

Государственный аппарат СССР для пропаганды ЗОЖ применял самые разные способы и методы. Плакаты, агитирующие заниматься физической культурой и спортом («Если хочешь быть здоров — закаляйся!», «Толстеть — значит стареть!» и т.п.), радио- и телепрограммы, художественные фильмы, массово издаваемая литература, публикации в многотиражной периодической печати были направлены на внедрение в сознание населения мнения, что без спорта и физической культуры жизнь советского гражданина является неполноценной. В целях пропаганды физической культуры и спорта в СССР ежегодно с 1931 г. проводились физкультурные парады, постановкой которых занимались знаменитые режиссеры и балетмейстеры [10, 11].

Здоровьесберегающий дух присутствовал практически во всех областях советского искусства: художественной литературе, грандиозных театральных мистериях (И. Моисеев), полотнах художников («Футбол», «Теннис», «Лыжники» А.А. Дейнеки; «Бегущая по волнам» В. Кутилина; «Гимнасты СССР» Д.Д. Жилинского и многих других), архитектурных работах Б. Иофана при оформлении филигранного павильона СССР во Франции, скульптурах, балете Д. Шостаковича «Золотой век» [11].

Важную роль в спортивной жизни СССР играли добровольные спортивные общества и любительские спортивные клубы, объединявшие спортсменов и любителей спорта, трудящихся и учащуюся молодежь, занимавшихся физкультурой, спортом и туризмом. В стране сложилась стройная система спортивных соревнований, действовала программа физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931—1991 гг.), охватывающая население в возрасте от 10 до 60 лет [10]. Массовый характер в СССР приобрели организованные занятия физкультурой и спортом, которые проводились в двух основных направлениях — обязательном и добровольном.

Особая роль в спортивной пропаганде принадлежала хоккею с шайбой. Хоккейные трансляции превратились для советского зрителя в своеобразное домашнее «окно в Европу», причем в это «окно» он мог смотреть без всяких оговорок «с чувством заслуженной гордости». Со временем просмотр хоккея как будто стал самоценным актом демонстрации сопричастности общественной жизни и государственной политики [12].

Уникальной формой организованных занятий физкультурой и спортом в СССР являлась «утренняя и производственная гимнастика», целью которой было повышение работоспособности, укрепление здоровья и предупреждение утомления сотрудников [11, 13].

Согласно опубликованным данным, в 80-х гг. XX века в нашей стране насчитывалось порядка 84 млн человек, которые официально и систематически занимались физической культурой и различными видами спорта. Здоровье в качестве категории символического и прикладного смысла оценивалось как неотъемлемая составляющая личного престижа, знак достоинства и доблести гражданина (причем независимо от его пола, возраста и статуса) [11]. Однако, несмотря на обилие антиалкогольных плакатов и постоянную борьбу за «культуру пития», советская пропаганда ЗОЖ не смогла справиться с высоким уровнем пьянства граждан. Табакокурение не только в должной мере не осуждалось, а нередко и пропагандировалось в образах курящих главных героев художественных фильмов и литературных произведений.

Пропаганда ценности здоровья и ведения здорового образа жизни в России

В 90-е годы XX века вместе с распадом СССР и переходом к рыночной экономике государственный уровень массового оздоровления населения и заботы о здоровье населения был разрушен. Резкое обнищание населения в сочетании с высоким уровнем перестроечного стресса, снижение цены на низкосортный алкоголь и табак, отсутствие условий для повышения двигательной активности и здорового питания, навязчивый маркетинг модных биологически активных добавок к пище и псевдодиет в итоге привели к резкому росту ХНИЗ [6, 14, 15].

Пропаганда в новой России бега, ежедневной ходьбы, моды на ЗОЖ столкнулась с такими препятствиями, как недостаточное информационное обоснование их полезности и необходимости, бесконтрольно возрастающая в перестроечные годы плотность городской застройки и доступность индивидуального транспорта [16]. В массовом сознании россиян активизировались деструктивные стереотипы по отношению к здоровью, заложенные советской идеологией. К здоровьеразрушающим стереотипам относятся: отношение к здоровью не как к ценности, а как к функциональной характеристике («возможности трудиться»); восприятие вредных привычек большинством населения как допустимых атрибутов стиля жизни. Неумение брать ответственность за собственное здоровье при его ухудшении перекладывается на государственную систему здравоохранения.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база, регламентирующая организацию профилактики заболеваний и пропаганду ЗОЖ населения. В декабре 2018 г. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации утвердил «Паспорт национального проекта «Демография», в структуру которого вошли 5 федеральных проектов, 2 из них нацелены на укрепление общественного здоровья [17]. К основным нормативно-правовым актам, составляющим законодательную базу организации профилактики заболеваний и пропаганды ЗОЖ в России, в первую очередь относятся следующие: 1) Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 11.06.22, с изм. от 13.07.22) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни); 2) Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях (утвержден приказом Минздрава России от 30 сентября 2015 г. №683н и приказом Минздрава России от 29.10.20 №1177н); 3) Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. (утверждена приказом Минздрава России от 15.01.20 №8).

На сайте Минздрава России размещена библиотека корпоративных программ укрепления здоровья трудоспособного населения [18]. Некоторые крупные компании разработали и внедрили корпоративные программы укрепления здоровья на рабочем месте (УЗРМ), направленные как на улучшение условий труда работников, так и на пропаганду принципов ЗОЖ и мотивирование к их следованию [5, 19].

В настоящее время в Российской Федерации массовая пропаганда ценностного отношения к здоровью и ведения ЗОЖ возложена, с одной стороны, на учреждения системы общественного здравоохранения (лечебные учреждения, профилактические учреждения, аптечную сеть, финансовые органы и др.), с другой — на средства СМИ [20, 21].

По мнению А.П. Цыбусова и соавт. (2018), главными инструментами для формирования эффективной мотивации населения к ведению ЗОЖ могут стать Центры здоровья или отделения (кабинеты) медицинской профилактики [20]. Проведенные исследования (анализ работы Центров здоровья, анкетирование пациентов поликлиник Москвы и других регионов) продемонстрировали как наличие сформированного представления о ЗОЖ россиян, так и низкий уровень мотивации населения к его ведению; неудовлетворенность россиян системой здравоохранения; отсутствие партнерских отношений «врач—пациент»; недостаточные знания и умения врачей разных уровней по первичной и вторичной профилактике ХНИЗ [22].

Малоубедительность медиапрезентации ценности здорового образа жизни

Журналисты отмечают, что проблематика здоровья востребована аудиторией и является одним из самых популярных тематических направлений СМИ [23]. В то же время многие россияне, сознавая необходимость применения различных методов двигательной активности как фактора продления собственной жизни, пытаются заниматься в различных школах здоровья (выездных, йоги) или осваивать скандинавскую ходьбу [13].

Анализ специфики продвижения ценностей ЗОЖ средствами массовой прессы за период исследования (01.05.18—30.04.19) в газетах «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты» выявил, что газетные статьи описывают постановочные, плакатные события, акции, игнорируя повседневную работу по продвижению ценностей ЗОЖ; читателям редко сообщается о ведении ЗОЖ известными людьми. Результаты анкетирования 140 журналистов СМИ, работающих в печатных изданиях, в агентствах новостей, на ТВ, радио и в интернет-СМИ в июле—августе 2019 г., показали, что журналисты крайне редко используют документальные источники, интернет-среду, опыт некоммерческих организаций. Журналисты, принявшие участие в опросе, предлагали организовать: 1) ежедневную интересную и привлекательную страницу (программу, рубрику) о ЗОЖ по возрастным группам, которую могли бы вести профессиональные психологи и медики; 2) постоянно действующие школы ЗОЖ, конкурсы, викторины для всех возрастов своей аудитории; 3) инициировать региональные национальные проекты ЗОЖ для всех групп населения и всех возрастов [23—25].

Пандемия COVID-19 и изменение отношения россиян к здоровому образу жизни

Удар по ведению ЗОЖ населением и его доверию к системе здравоохранения нанесла пандемия COVID-19. Вынужденная изоляция, переход в онлайн-режим обеспечили свободный доступ как к информации, помогающей в борьбе с пандемией, так и к дезинформации. Исследователи подчеркивают, что дезинформация усиливает напряженность и конфронтацию в обществе, оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние человека, вплоть до возникновения психических расстройств [26—28]. К людям с «высокой приверженностью ЗОЖ» относятся россияне, следующие одновременно пяти принципам: 1) не курить; 2) употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день; 3) иметь не менее 150 минут умеренной или 75 минут интенсивной физической нагрузки в неделю; 4) употреблять не более 5 г соли в сутки; 5) употреблять не более 168 г чистого спирта в неделю для мужчин (около 0,4 л 40-градусного алкоголя, или 2 бутылки вина крепостью 12 градусов, или 3 л пива крепостью 4 градуса) и не более 84 г для женщин (0,2 л крепкого алкоголя, или одна бутылка вина, или 1,5 л пива). К приверженцам «удовлетворительного ЗОЖ» отнесли тех, кто не курит и при этом не соблюдает одно из четырех оставшихся правил. Курящих и нарушающих два и более из оставшихся четырех правил россиян Росстат относит к «антиЗОЖникам» [29].

Действительно, по данным Росстата, в 2019 г. доля населения, приверженного ЗОЖ, составила 12% от общего количества населения в возрасте от 15 лет (14,5 млн человек), а в 2020 г. их число сократилось до 10,8 млн (8,9%), т.е. на 3,7 млн человек или на 3,1%. Такое сокращение вполне объяснимо жестким ограничением передвижения граждан по всей стране, запрет на работу бассейнов, физкультурных и спортивных организаций и кружков, спортивных секций и фитнес-салонов. Этот вывод подтверждает значительное (на треть) снижение числа «антиЗОЖников», то есть людей, ведущих нездоровый образ жизни, согласно критериям Росстата, с 50,1% в 2019 г. до 33,5% в 2020 г. На фоне указанных жестких антиковидных мер весьма положительным фактом надо считать переход в 2020 г. около 20 млн закоренелых противников ЗОЖ («антиЗОЖников») в зону приверженцев «удовлетворительного ЗОЖ» [29].

По данным всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник» в 2022 г. активный образ жизни с высокими или умеренными физическими нагрузками вели преимущественно молодые люди 25—34 лет (55%), мужчины (48% по сравнению с 35% женщин) и жители сел (48% по сравнению с 39% москвичей и петербуржцев), а наименее распространенный мотив похода к врачу — регулярный контроль состояния здоровья (14%) [30].

Следует отметить некоторые успехи пропаганды ЗОЖ, касающиеся злоупотребления алкоголя и табакокурения, в том числе достигнутые различными запретительными мерами курения в общественных местах, открытого употребления алкоголя, ограничения мест и времени его продаж и т.д., созданием негативного общественного отношения к этим вредным привычкам [31—33].

Трудности внедрения корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте

Анализ эффективности зарубежных программ УЗРМ показал, что в их содержании, адаптированном под условия конкретной организации и реализуемых на организационном уровне, сочетаются воздействие на физические и психологические составляющие здоровья, что и позволяет обеспечить высокий уровень работоспособности [34].

Анализ российского опыта внедрения программ УЗРМ указывает на то, что на сегодняшний момент работа по управлению здоровьем работников в основном ограничивается реализацией ряда мероприятий и не носит системного характера [35]. Кроме того, в небольших организациях, имеющих ограниченные бюджеты, забота о здоровье сотрудников чаще всего сводится к «созданию безопасных условий труда, а также снижению негативного влияния стресса за счет тесного и доверительного отношения сотрудников друг с другом» [35, с. 6].

Заключение

Сравнительный анализ массовой пропаганды здоровья и поддержания здорового образа жизни выявил как несомненные преимущества, так и некоторые недостатки этой работы в СССР по сравнению с Российской Федерацией. Нездоровые модели поведения россиян обусловлены рядом причин: приверженностью значительной части граждан поведенческим стереотипам, формирующим хронические неинфекционные заболевания; пандемией COVID-19 с вынужденной изоляцией и влиянием дезинформации (инфодемией); нехваткой общей концепции здоровьесберегающих медиатехнологий; отсутствием массового внедрения профилактического комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья работников.

Анализ литературы по проблеме популяризации ценности здорового образа жизни в нашей стране позволил определить задачи при разработке здоровьесберегающих программ для трудоспособного населения: обеспечение безопасных условий труда (безопасные технологии, коллективные средства защиты, наличие средств индивидуальной защиты, организация и проведение углубленных медицинских осмотров на базе центров профессиональной патологии, заключение договоров дополнительного медицинского страхования и т.п.); разработка комплексов упражнений и внедрение производственной гимнастики; контроль здорового питания в производственных столовых (обеспеченность чистой питьевой водой, возможность выбора здоровых блюд в меню столовых, выдача витаминов, молочных продуктов и прочее); организация и проведение Дней здоровья и спортивных мероприятий с участием членов семей работников; продвижение агитации, направленной на формирование здорового образа жизни, с помощью наглядных и аудиальных средств; поощрение работников, ведущих здоровый образ жизни (выдача гаджетов, доплата за отказ от курения и отсутствие больничных в течение года, оплата абонементов в физкультурно-оздоровительные комплексы работникам и членам их семей, оплата билетов в театр, частичная оплата медикаментов и прочее); проведение экскурсий по городу/поселку, коллективных выходов в театры, кинотеатры, музеи; учет возрастных, стажевых и половых особенностей контингента работников конкретного производственного коллектива; обучение работников техникам ежедневного ведения здорового образа жизни и жизнестойкости, в том числе правильному дыханию, расслаблению, медитации, способам преодоления стресса, саногенному мышлению, гештальт-терапии.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Васильева Т.Н., Федотова И.В.; сбор и обработка материала — Васильева Т.Н., Некрасова М.М., Черникова Е.Ф.; написание текста — Васильева Т.Н., Федотова И.В.; редактирование — Федотова И.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.