Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Машарипова А.В.

НАО «Медицинский университет Астана»

Нургалиева Н.К.

НАО «Медицинский университет Астана»

Дербисалина Г.А.

НАО «Медицинский университет Астана»

Актуальные проблемы и перспективы подготовки сестринских кадров для системы оказания паллиативной медицинской помощи

Авторы:

Машарипова А.В., Нургалиева Н.К., Дербисалина Г.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2203

Загрузок: 87


Как цитировать:

Машарипова А.В., Нургалиева Н.К., Дербисалина Г.А. Актуальные проблемы и перспективы подготовки сестринских кадров для системы оказания паллиативной медицинской помощи. Профилактическая медицина. 2023;26(2):24‑30.
Masharipova AV, Nurgaliyeva NK, Derbissalina GA. Actual issues and prospects of training nurses for the palliative care system. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(2):24‑30. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232602124

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ос­ве­дом­лен­ность на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ан­ти­би­оти­ках и ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тнос­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):68-75
О пер­спек­тив­нос­ти ме­то­да им­пе­дан­со­мет­рии для оп­ре­де­ле­ния дав­нос­ти нас­туп­ле­ния смер­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(2):20-25
Кра­ни­омет­ри­чес­кие ас­пек­ты су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции на­се­ле­ния Ка­зах­ста­на. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(3):24-28
Стра­те­гия ран­ней ди­аг­нос­ти­ки ме­ла­но­мы ко­жи. Эф­фек­тив­ность он­ко­дер­ма­то­ло­ги­чес­ких скри­нин­гов. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):46-52

Введение

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных людей. Паллиативная помощь не должна оказываться только в конце жизни пациента, она должна начинаться с момента установления диагноза и продолжаться в течение всего периода заболевания [1].

Во многих странах существуют мобильные бригады паллиативной помощи, состоящие из врачей, медсестер, социальных работников, основной задачей которых является обеспечение комфорта, контроля боли и качества жизни людей, столкнувшихся с неизлечимыми заболеваниями [2]. Набор навыков, которыми должны владеть специалисты, оказывающие паллиативную помощь, включает управление болью и симптомами, прогнозирование, общение, психосоциальную поддержку и помощь в последние дни жизни человека. Количество специалистов паллиативной помощи ограничено. Все члены мобильных бригад по уходу за пациентами должны быть обучены тому, как удовлетворять потребности пациентов в первичной паллиативной помощи [3]. Знания и навыки медсестер способствуют комплексному уходу за пациентом и его семьей, а владение адекватной информацией имеет большое значение при работе со смертью и процессом умирания [4]. Однако все больше исследований указывают на низкий уровень знаний и навыков медсестер в области паллиативной помощи [5—9].

Полученные к настоящему моменту результаты исследований продемонстрировали важность повышения уровня знаний и навыков медсестер, а также улучшения их отношения к сестринскому уходу за умирающим больным. Руководители медицинских сестер и руководители больниц должны разработать стратегии повышения уровня знаний медсестер, а также обеспечения адекватной эмоциональной поддержки медсестер, ухаживающих за инкурабельными пациентами и их семьями. Медсестры должны проявлять инициативу в расширении своих знаний и выработке более позитивного отношения к паллиативному сестринскому уходу [10].

Считается, что медицинский персонал неохотно поднимает тему смерти и умирания в разговоре с пациентами. Общественное мнение поддерживает это, так как в обществе существует феномен стремления к молодому, здоровому телу, а все то, что связано со смертью и болезнью, воспринимается с некоторым стыдом и смущением [11].

Интернет-ресурсы, в частности социальные сети, сегодня предоставляют обществу возможность быстрого доступа к информации, например, о конференциях по паллиативной помощи и других мероприятиях в режиме реального времени [12]. Это может изменить отношение людей к данной тематике.

Цель обзора — изучить актуальные проблемы подготовленности сестринского персонала к оказанию паллиативной помощи.

Материал и методы

В настоящем обзоре литературы использованы данные о проблемах подготовленности среднего медицинского персонала к оказанию паллиативной помощи, включая информацию о знаниях и навыках медсестер в этой области. Проанализированы препятствия для повышения качества оказания сестринского ухода, а также изучен потенциал сестринских кадров в его улучшении. Рассмотрена текущая ситуация развития паллиативной помощи в Казахстане. С этой целью в базах данных доказательной медицины Scopus, EBSCOhost, Wiley, PubMed проведен поиск научных работ, опубликованных не позднее 2015 г., с использованием следующих ключевых слов: palliative care, nursing, knowledge, skills, barriers, prospects, Kazakhstan. Кроме этого проведен поиск информации в электронных научных библиотеках, в национальном научном портале Республики Казахстан (nauka.kz). На начальном этапе поиска найдены 2453 англоязычных и 586 русскоязычных публикаций. После исключения повторяющихся публикаций и статей, не соответствующих критериям включения, 62 публикации выбраны в качестве аналитического материала. Критериями исключения явились: публикации до 2015 г., тезисы, абстракты, статьи со слабой доказательной базой.

Результаты

Потенциал специалистов сестринского дела для оказания паллиативной помощи

Медсестры имеют реальные возможности для оказания паллиативной помощи пациенту, а также для проведения научных исследований с целью дальнейшего развития этого вида деятельности [13]. Кроме того, C. Autelitano и соавт. подтвердили, что необходимы исследования с целью систематизации сестринских компетенций для различных уровней паллиативной помощи [14]. Медсестры — это те специалисты, которые могут оказывать персонализированный уход, применяя научно обоснованный подход [15]. Доказано, что медсестры, которые активно сочетали предпочтения пациентов с доказательной практикой, смогли повысить качество жизни пациентов и улучшить индивидуальный уход [16]. С одной стороны, медсестры могут играть непосредственную роль в ведении основного заболевания, лечении симптомов, в коммуникации пациентов, учитывая их глубокое понимание потребностей и моделей поведения больных. С другой стороны, медсестры могут выступать в роли экспертов для защиты прав и интересов пациентов при принятии решений в вопросах лечения [17].

В одном из качественных обзоров отмечено, что медсестры как в медицинских учреждениях, так и на дому, занимают уникальное положение в оказании паллиативной помощи и являются «мастерами на все руки». Зачастую им приходится самостоятельно осваивать ряд функций прямо на дому у постели больного ввиду того, что паллиативный уход представляет собой сложный комплекс действий, для выполнения которых требуются отработанные практические навыки и личные качества специалиста [18]. Более того, в США описаны случаи оказания телефонной паллиативной помощи под руководством медсестры в рамках программы, являющейся частью проекта «Доступ к паллиативной помощи в неотложной медицинской помощи». Медсестры по телефону обсуждали цели, волнения, страхи и надежды больных в отношении имеющегося заболевания и его течения. Собрав необходимую информацию, медсестры делились ею с соответствующими специалистами для принятия решений о дальнейшем лечении [19]. Учитывая тот факт, что врачи общей практики часто обращаются за поддержкой к специализированным бригадам паллиативной помощи на дому, медсестры могут выступать даже в роли фасилитатора обучения врачей общей практики на рабочем месте [20].

В последние годы, особенно в период пандемии COVID-19, значительно увеличился спрос на медсестер, оказывающих паллиативную помощь, ввиду широкой распространенности хронических заболеваний. Однако существует ряд ограничений, которые не позволяют медсестрам в полной мере использовать свой потенциал [21].

Уровень подготовленности среднего медицинского персонала к выполнению паллиативного сестринского ухода

Растущая нехватка кадров в сфере паллиативной помощи становится все более ощутимой [22]. Поэтому особенно важно, чтобы специалисты, активно вовлеченные в процесс оказания паллиативной помощи, имели высокий уровень знаний и навыков, глубинное понимание философии паллиативного ухода.

В качественном исследовании авторами определена потребность в интерактивном обучении и наращивании объема практических навыков, постоянном повышении квалификации в области фармакологии ввиду того, что зачастую медсестрам очень сложно добиться обезболивания на практике, особенно у пациентов с быстро прогрессирующей болезнью [5]. Еще один обзор продемонстрировал неадекватный уровень образования медсестер в отношении ухода за людьми с деменцией, причем особую проблему для медсестры составляло распознавание боли, а также использование специальных инструментов оценки боли [6].

Овладение наилучшей практикой, основанной на доказательствах, несомненно является главным компонентом сестринского образования, однако ввиду того, что при оказании паллиативной помощи используется комплексный подход, а работа сосредоточена на взаимодействии с уязвимыми слоями населения, есть острая необходимость внедрять дополнительные элементы обучения в образовательный процесс. Знания о конкретных социальных и культурных традициях, верованиях и ценностях необходимы для удовлетворения потребностей пациентов, его семьи и общества. При обучении медсестер должны быть использованы различные методики, включая дидактические занятия, выполнение практических навыков под наблюдением, ролевую игру с заранее определенными сценариями, компьютерные технологии, групповые занятия, обсуждения в малых группах, разбор клинических случаев, междисциплинарные встречи, а также посещения хосписа и пациентов на дому [13].

Непрерывное обучение принципам паллиативной помощи значительно улучшает общие знания медсестер, отношение к паллиативной помощи, критическую оценку клинической ситуации, что доказано многочисленными исследованиями [7, 23—25].

Колумбийское исследование показало, что медсестры, выполняющие паллиативный уход, не уверены в своих формальных знаниях, полученных в учебном заведении. Медсестры выразили уверенность только в знаниях, накопленных вследствие приобретенного ими опыта, но считали, что этого недостаточно для полноценного выполнения своей роли. Это в значительной мере влияло на их самообладание и уровень стресса [8]. А в исследовании, проведенном в Испании, медсестры имели средний или низкий уровень знаний в области паллиативной помощи, однако уровень знаний был значительно выше у тех, кто получил специальное образование (теоретическое или практическое) по паллиативной помощи. Кроме того, исследование показывает, что с каждым годом полученного опыта в области паллиативного ухода, вероятность попасть в категорию «медсестра с высоким уровнем знаний» увеличивается на 3% [9]. Эти данные подтверждает и Тайваньское исследование, в котором профессиональный опыт медицинских сестер в области паллиативной медицины положительно коррелировал с их должностью, профессиональным уровнем (рангом), компетенцией в этой области и другими знаниями. Чем больше знаний о паллиативной помощи имели медсестры, тем более компетентными они себя ощущали [7].

Даже трехнедельное смешанное обучение с использованием мобильного терминала в сочетании с виртуальным форумом и личным общением может значительно улучшить знания медсестер и их отношение к паллиативной помощи. Применение мобильного терминала обеспечивает гибкость, удобство и экономичность обучения без ограничений по времени и местоположению. Более того, отправка мгновенных сообщений через форум позволяет обмениваться информацией и использовать обратную связь в режиме реального времени [26].

В большинстве случаев результаты исследований показывают недостаточную осведомленность медсестер о сути, философии, принципах паллиативной помощи. Кроме того, у медсестер недостаточно знаний и много неправильных представлений о паллиативной помощи. Следовательно, базовое образование необходимо для всех медсестер, работающих в организациях первичной медико-санитарной помощи и хосписах [27—30].

Знания о стратегиях оказания паллиативной помощи могут быть использованы в повседневной сестринской практике, в обучении сестринского персонала, планировании организации сестринского ухода, а также могут быть применены для обеспечения в будущем высококачественного паллиативного ухода на дому [31].

Препятствия для повышения качества сестринского ухода за умирающими пациентами

Несмотря на большой объем информации, свидетельствующей об эффективности сестринского персонала в роли «поставщика» паллиативной помощи, в клинических условиях существуют определенные барьеры. Зачастую медсестры выражают нежелание участвовать в выполнении паллиативного ухода ввиду того, что отсутствуют ясность в разграничении обязанностей между разными специалистами. Медсестры могут не понимать, какие аспекты паллиативной помощи входят в сферу их компетенций, и тем самым полагать, что другие специалисты лучше будут удовлетворять потребности пациентов [17].

В условиях дефицита медицинских кадров медсестры испытывают большую нагрузку на рабочем месте, что в значительной мере ограничивает количество времени, проведенное с пациентом. Медсестры сообщают, что иногда есть время только выслушать незначительные жалобы. Такая ситуация повышает неудовлетворенность пациентов качеством паллиативного ухода [18].

Исследования показали, что еще одним барьером для качественного паллиативного ухода является ограниченная легитимность. Зачастую медсестры указывают на то, что им не разрешается участвовать в процессе планирования лечения и выписки пациентов, врачи не учитывают мнение медсестер при назначении препаратов, хотя медсестры лучше знакомы с потребностями и желаниями пациентов [18, 32, 33].

Известно, что работа в отделениях неотложной помощи, реанимации, хосписах сопряжена с эмоциональным выгоранием медсестер [34—37]. Отчасти нерешительность медсестер в отношении оказания паллиативной помощи может быть связана с близкими отношениями, которые они строят со своими пациентами. Медсестры, не осознавая приближения смерти пациента, всеми силами пытаются сохранить надежду на выздоровление, вместо того чтобы помочь пациентам и их родственникам переосмыслить ситуацию в контексте ограничивающей жизнь болезни. Попытки медсестер избегать разговоров о смерти зачастую приводят к этическим и моральным дилеммам [17].

На определенном этапе заболевания пациенты нуждаются в более тщательном уходе, и тогда их переводят в другое отделение или специализированную палату. При таком перемещении пациенты теряют связь с медицинским персоналом, который на протяжении долгих лет знаком с ними, их родственниками, с индивидуальными особенностями и проявлениями. Важная информация часто теряется. «Привычные» медсестры могут интерпретировать и понимать эмоции, боль, потребности пациентов без дополнительной информации. Для ослабленных людей, которые больше всего нуждаются в паллиативном уходе, перемещение воспринимается очень болезненно. Медсестры отмечают, что пациенты часто вступают в фазу ухудшения состояния в связи с переменой палаты [38].

Самые распространенные барьеры на пути оказания качественной паллиативной помощи описаны многократно. Они включают недостаточное понимание медицинским персоналом философии и сущности паллиативной помощи, низкий уровень знаний, отсутствие специализированного образования и практических навыков, недоступность паллиативной помощи [39—42].

Качественное исследование показало, что ограниченные ресурсы, нехватка времени и нежелание медсестер вносить какие-либо изменения часто затрудняли обеспечение непрерывного профессионального образования для улучшения ухода за пожилыми людьми и оказание поддержки персоналу в обучении и развитии новых компетенций. Таким образом, по словам руководителей, ограниченные ресурсы являются препятствием для развития доказательной паллиативной помощи; нехватка времени ограничивает способность персонала изучать принципы доказательной паллиативной помощи, а частые и безуспешные перемены на рабочем месте приводят к негативному отношению к подобным изменениям, чувству усталости и снижают заинтересованность медсестер в приобретении новых знаний и навыков, необходимых для развития данного вида помощи [43].

Кроме того, очень важно изменить отношение людей к паллиативной помощи. Для этого необходимо заниматься информированием, образованием, обучением не только медработников, но и пациентов и их родственников. Считая себя больными, пациенты привыкли терпеть боль, не обращаясь за помощью. Поэтому необходимо сформировать позитивное отношение общества к паллиативной помощи. Важно убедить людей, что обращаться в хоспис при тяжелом заболевании — это настолько же естественно, как обратиться в роддом при рождении ребенка [44].

Повышение доступности паллиативной помощи населению путем создания выездных мобильных бригад

Мобильные бригады — это мультидисциплинарные команды, в состав которых входят медсестры, врачи, психологи, социальные работники; основная задача заключается в оказании паллиативной медицинской помощи на дому [45]. Во многих странах мобильные бригады являются неотъемлемой частью оказания паллиативной помощи населению [46, 47].

На сегодняшний день весьма сложным представляется создание благоприятных, удовлетворяющих все потребности пациента и его родственников условий в медицинских учреждениях, хосписах. Чаще всего причинами являются: нехватка базовых знаний и отсутствие обучения принципам паллиативного ухода; потребность во времени; потребность в человеческих ресурсах; дефицит в общении; трудности при переходе от лечебной к паллиативной помощи [48, 49]. У высокоэффективных команд есть много преимуществ в обеспечении ухода за пациентами, поскольку их участники могут оказывать не только медицинскую помощь, но и идеальную психологическую и духовную поддержку пациентов и их родственников [45].

Согласно статистическим данным, более 50% людей предпочитают провести последние часы жизни дома рядом с родными и близкими людьми, однако примерно 75% пациентов или даже больше умирают в больницах. Кроме того, выполнены исследования, подтверждающие положительное влияние системы оказания паллиативной помощи на дому по сравнению с обычным уходом в условиях медучреждений на снижение бремени симптомов у тяжелобольных пациентов [50, 51].

Оптимальная паллиативная медицинская помощь на дому зависит от тесного сотрудничества между пациентом, его семьей и членами мобильных бригад. Обеспечение такого междисциплинарного сотрудничества в привычных для пациента домашних условиях имеет решающее значение для достижения наилучшего результата. Семья играет основополагающую роль и должна способствовать тому, чтобы дать пациенту провести больше времени дома и помочь ему в конечном итоге умереть в своей кровати [52]. Общая эффективность работы медицинской бригады во многом определяется благоприятной рабочей средой, построенной на эффективных коммуникациях, лидерских качествах и взаимном уважении [53].

Текущая ситуация и проблемы в области паллиативного ухода в Казахстане

В Казахстане запущены проекты мобильной помощи для неизлечимых пациентов на дому. Согласно государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020—2025 гг. планируется внедрение мобильных бригад во всех организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Казахстане [54]. В городе Алматы изначально мобильная бригада работала в пилотном режиме, сейчас работает в полном режиме. К сожалению, мобильная бригада предназначена только для онкологической группы нуждающихся [55].

По мнению экспертов, развитие паллиативной помощи в Казахстане претерпевает кризисный период. На данный момент паллиативная помощь только начинает получать признание как важная часть национальной системы здравоохранения [56]. Так, по мнению президента Казахстанской ассоциации паллиативной помощи, основными проблемами в развитии паллиативной помощи в Казахстане являются:

— ограниченный доступ к опиоидным анальгетикам и современным методам лечения боли. До сих пор пероральные формы морфина недоступны для казахстанцев. Кроме того, у врачей наблюдается недостаток знаний о приеме опиоидных препаратов и облегчении боли в связи со страхом, который они испытывают в отношении лечения с применением опиоидных препаратов [57];

— недостаточное количество хосписов и паллиативных коек, фактическое отсутствие паллиативной помощи в организациях ПМСП и недоступность паллиативной помощи для сельского населения [58];

— дефицит знаний и отсутствие системного обучения специалистов, оказывающих паллиативную помощь [59];

— низкий уровень осведомленности об экономической и клинической пользе паллиативной помощи [60].

Согласно статистике, свыше 80% медицинского персонала не имеют базовых знаний о паллиативной помощи. Этому явлению есть ряд причин: врачам и медсестрам приходится обучаться самостоятельно за пределами Казахстана из-за отсутствия качественного обучения паллиативной помощи в стране; в университетах нет кафедр, которые занимались бы подготовкой или повышением квалификации медицинских работников по данному направлению; отсутствует базовая дисциплина «паллиативная помощь» в образовательных программах высшего и послевузовского образования [56]. Так, например, поперечное исследование выявило серьезные пробелы в знаниях казахстанских студентов-медиков о боли на поздних стадиях деменции. Студенты в большинстве случаев дают ошибочные ответы на такие важные вопросы, как анализ симптомов, оценка выраженности боли, шкалы оценки боли, правила лечения боли и другое [61].

Для Казахстана паллиативная помощь — это относительно новая отрасль медицины, которая только начинает формироваться для работы на системной основе. Учитывая изложенные трудности и ограничения в организации паллиативной помощи в нашей стране, в первую очередь необходимо обеспечить службу паллиативной помощи квалифицированными кадрами.

Выводы

1. Результаты данного обзора литературы свидетельствуют о необходимости разработки образовательных программ по паллиативной помощи для всех вузов и медицинских колледжей, а также курсов повышения квалификации, предназначенных для медсестер.

2. Для достижения качественного ухода за пациентом в конце его жизни необходимо поощрять обучение медицинских сестер основам оказания паллиативной помощи и способствовать их эмоциональной поддержке, вести эффективную междисциплинарную работу и вовлекать медицинских сестер в процесс принятия решений. Следует постепенно внедрять мобильные методы и онлайн-обучение. В образовательных программах должно быть уделено особое внимание культурным особенностям пациентов, коммуникативным навыкам, навыкам ступенчатого обезболивания с привлечением практических специалистов и профильной ассоциации. С учетом сложного характера работы эмоциональная поддержка и создание благоприятной атмосферы в коллективе будут положительно влиять на медсестер и смягчать их моральный стресс.

3. В условиях дефицита подготовленных медицинских кадров работа по увеличению охвата медицинских работников обучением основам оказания паллиативной помощи является весьма сложным и длительным процессом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.