Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Распространенность курения среди жителей двух городов Северо-Западного региона России по данным международного исследования «РЕСПЕКТ»
Журнал: Профилактическая медицина. 2020;23(1): 92‑99
Прочитано: 2136 раз
Как цитировать:
Курение табака ― глобальная проблема общественного здравоохранения, один из важнейших модифицируемых факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и причина смерти более 7 млн человек ежегодно во всем мире [1]. В России курение является вторым по распространенности фактором риска и причиной 24,1% смертей от болезней, связанных с употреблением табака у мужчин, а также третьим по распространенности атрибутивным фактором риска смерти у женщин в возрасте 15—49 лет [2]. Исследованию распространенности курения в России посвящены несколько глобальных и национальных опросов и эпидемиологических исследований [3—8]. Они отличаются по цели, дизайну и выборке (табл. 1). Только в ряде работ рассмотрены региональные особенности распространенности курения в зависимости от социально-демографических характеристик населения [8—11].
Примечание. м — мужчины; ж — женщины; * — «Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения. 2013», Росстат; ** — стандартизованная по возрасту распространенность курения; *** — год публикации; **** — отчет ВОЗ о табачной эпидемии в мире 2017 г.; na — данные отсутствуют; GARD — Глобальный Альянс против хронических респираторных заболеваний (The Global Alliance against Chronic Respiratory Diseases); GATS — Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака (Global Adult Tobacco Survey); GBD — Исследование Глобального бремени заболеваний, повреждений и факторов риска (The Global Burden of Diseases, Injuries, and Risk Factors Study); ВЦИОМ — Всероссийский центр исследования общественного мнения; НМНИЦПМ — Национальный медицинский научно-исследовательский центр профилактической медицины; na — данные отсутствуют.
Note. м — men; ж — women; * — «Selective observation of behavioral factors affecting the health status of the population, 2013», Rosstat; ** — age-standardized prevalence of smoking; *** — year of publication; **** — WHO report on the global tobacco epidemic 2017; na — no data available ; GARD — The Global Alliance against Chronic Respiratory Diseases; GATS — Global Adult Tobacco Survey; GBD — The Global Burden of Diseases, Injuries, and Risk Factors Study; ВЦИОМ — All-Russian Center for the Study of Public Opinion; НМНИЦПМ — National Medical Research Center for Preventive Medicine; na — no data available.
Цель исследования — изучить распространенность курения среди жителей двух городов Северо-Западного региона России в зависимости от возраста, уровня образования, места проживания, а также подверженность населения воздействию вторичного табачного дыма в быту и на работе.
Исследование РЕСПЕКТ (RESPECT — RESearch on the PrEvalence and the diagnosis of COPD and its Tobacco-related а etiology; «Распространенность и диагностика хронической обструктивной болезни легких [ХОБЛ], а также ее этиология, связанная с курением») — совместный международный проект Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (СЗГМУ, Санкт-Петербург, Россия), Северного государственного медицинского университета (СГМУ, Архангельск, Россия) и Левенского Католического Университета (UCL, Брюссель, Бельгия). Исследование зарегистрировано в базе данных ClinicalTrials.gov (NCT02307799), дизайн одобрен этическими комитетами СЗГМУ и СГМУ и подробно описан ранее [12]. Проект направлен на выявление ХОБЛ в популяции жителей двух городов Северо-Западного региона России и состоит из трех этапов (поперечного, когортного и случай—контроль).
Выборка. В данной публикации представлены результаты I этапа одномоментного поперечного исследования случайной выборки 3133 жителей Санкт-Петербурга и Архангельска 35—70 лет, проведенного в 2012—2014 гг. Выборка осуществлялась из базы фондов обязательного медицинского страхования. Из 4419 респондентов, территориально прикрепленных к 15 поликлиникам Санкт-Петербурга и Архангельска, 70,9% согласились принять участие в исследовании и подписали информированное согласие. Расчет выборки осуществлялся исходя из предполагаемой распространенности ХОБЛ в РФ; у 2974 респондентов были получены спирограммы в соответствии с требованиями качества Американского торакального общества/Европейского респираторного общества [13].
Анкетирование включало демографические показатели (пол, возраст) и социально-экономический статус с расчетом по опроснику W. Cockerham: сумма баллов в зависимости от семейного положения — одинокий (0), женат/замужем (1); уровня образования — начальное (1), незаконченное среднее (2), среднее (3), среднее специальное (4), незаконченное высшее (5), высшее (6); дохода — не хватает на питание (1), хватает только на еду/одежду (2), хватает, чтобы купить ТВ/холодильник (3), хватает, чтобы купить машину/квартиру (4); профессии — неквалифицированный рабочий (1), квалифицированный рабочий (2), офисный служащий без высшего образования (3), специалист (4), руководитель (5) [14].
Статус курения. Респонденты были распределены в три группы по статусу курения (никогда не курили, курят в настоящее время, бывшие курильщики — не курят 6 мес и более). Статус курения включал возраст начала курения, интенсивность и длительность курения. У курящих и бывших курильщиков определяли индекс пачка/лет: произведение количества пачек сигарет в сутки и количества лет курения, где количество пачек рассчитывают как отношение количества сигарет в сутки к 20. По интенсивности курения респонденты были стратифицированы на три группы: до 10 пачка/лет, 10—20 пачка/лет и более 20 пачка/лет. Кроме этого, оценивали количество выкуриваемых сигарет в сутки: до 10 (легкая интенсивность курения), 10—20 (умеренная интенсивность курения) и более 20 сигарет в сутки (высокая интенсивность курения).
Пассивное курение. Кратковременное (за прошедшие 7 дней) воздействие вторичного табачного дыма дома, в общественных местах и на работе оценивали с помощью опросника ETS (Environmental Tobacco Smoke questionnaire, опросник по вторичному табачному дыму окружающей среды) [15, 16]. Для оценки долговременного (на протяжении жизни) курения респондентам задавали 4 нижеследующих вопроса:
— Ваша мама курила во время беременности (или вообще курила)?
— До 18 лет сколько лет вы жили в одной квартире с теми, кто курил?
— После 18 лет сколько лет вы жили в одной квартире с теми, кто курил?
— Вспомните, сколько лет вы работали вместе с теми, кто курил внутри помещения на вашем рабочем месте?
Статистический анализ выполнен с помощью программы SPSS 20,0 (SPSS Inc., Чикаго, Иллинойс, США). Описательная статистика использовалась для всех переменных. Непрерывные переменные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения (СО) или 95% доверительного интервала (ДИ), категориальные — в виде чисел и частот. Достоверность различий категориальных переменных оценивали по χ2-критерию Пирсона, непрерывных — по одновыборочному t-критерию. Достоверными признавали различия при вероятности ошибки 1-го типа, не превышающей 5% (p<0,05).
Характеристика участников исследования РЕСПЕКТ по полу и месту проживания представлена в табл. 2. Средний возраст исследуемых составил 54,0±9,3 года; различий по возрасту среди мужчин и женщин выявлено не было. Мужчины составили 31,8%. Сравнительная характеристика распределения по возрастным группам респондентов исследования РЕСПЕКТ и общей популяции Северо-Западного региона России была представлена ранее [12]. Социально-демографический статус участников в зависимости от пола и места проживания не различался, однако мужчины чаще состояли в браке, чем женщины (81,4 и 61,4% соответственно, р<0,05).
Примечание.. † — социально-экономический статус, общий балл вычисляется как сумма семейного положения, образования, дохода и профессии; α — значимые различия (р<0,05) для групп мужчин и женщин (значение p для критерия χ2 Пирсона); β — значимые различия (p<0,0001) для групп мужчин и женщин (значение p для одновыборочного t-критерия); § — значимые различия (p<0,0001) для всех участников Санкт-Петербурга и Архангельска (значение p для одновыборочного t-критерия); δ — значимые различия (p<0,05) для всех участников Санкт-Петербурга и Архангельска (значение p для критерия χ2 Пирсона); СО — стандартное отклонение.
Распространенность курения. Распространенность курения на момент исследования составила 29,4% для всей популяции и была выше в Санкт-Петербурге в сравнении с Архангельском (30,9 и 26,4% соответственно, р<0,0001). Только 52,2% респондентов в исследуемой популяции никогда не курили. Распространенность курения среди мужчин была в 2 раза выше в общей популяции (46 и 21,7% среди мужчин и женщин соответственно, р<0,05) и среди респондентов обоих городов (47,1 и 43,8% среди мужчин Санкт-Петербурга и Архангельска соответственно, р>0,05). Распространенность курения среди женщин Санкт-Петербурга была выше, чем у женщин Архангельска (23,5 и 17,9% соответственно, р<0,05).
Мужчины начинали курить на 5,3 года раньше, чем женщины (возраст начала курения 18,6 года; 95% ДИ 18,1—19,0), интенсивность курения у них была выше и достигала в среднем 17,9 сигарет в сутки (95% ДИ 17,1—18,7) (табл. 2). Интенсивность курения в зависимости от количества выкуриваемых сигарет в день представлена на рис. 1. Более 20 сигарет в сутки выкуривали 8,8% респондентов (13,8% мужчин и 4% женщин), разница между респондентами двух городов недостоверная. Индекс курения у мужчин был в 2 раза выше, чем у женщин (26,6 пачка/лет, 95% ДИ 25,1—28,1; 13,2 пачка/лет, 95% ДИ 12,3—14,2 соответственно, р<0,0001). Эта тенденция сохранялась для респондентов обоих городов. У 41,3% респондентов (58,9% мужчин и 24,2% женщин) интенсивность курения превышала 20 пачка/лет. Достоверной разницы в группах по индексу курения пачка/лет (до 10, 10—20 и более 20 пачка/лет) между респондентами Санкт-Петербурга и Архангельска выявлено не было, за исключением группы женщин с индексом курения более 20 пачка/лет (27 и 16,8% в Санкт-Петербурге и Архангельске соответственно).
Наибольшая распространенность курения была выявлена в группе респондентов 45—54 лет (33,7% в общей популяции, 49,4% среди мужчин), а среди женщин в двух группах 35—44 и 45—54 лет, однако достоверной разницы по возрастным группам не было (рис. 2). Распространенность курения в зависимости от уровня образования представлена на рис. 3. Доля тех, кто курит, ниже среди лиц с высшим образованием (25,6%) по сравнению с лицами со средним или средним специальным образованием (31,8%); эта тенденция сохраняется как у мужчин (40,3 и 49,7% соответственно), так и у женщин (18,9 и 23,4% соответственно).
Исследование проводилось в период выхода Федерального закона №15-ФЗ от 23.02.13 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [17]. Распространенность курения была сравнима с данными глобальных и национальных опросов и исследований (см. табл. 1), при этом сохранялась тенденция высокой распространенности курения среди мужчин, превышающая таковую среди женщин более чем в 2 раза, а также вариативность распространенности курения в зависимости от места проживания [8, 10]. Распространенность курения, выявленная по результатам «Выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения» и по результатам исследования РЕСПЕКТ, была сопоставима: в Санкт-Петербурге 32,4% и 30,9% соответственно; в Архангельске 26,3% и 26,4% соответственно, с учетом поправок на различие выборок по полу и возрасту (см. табл. 1) [9]. В целом, согласно опросу Росстата 2013 г., изучаемые города находятся в группе со средней распространенностью курения (менее 40% и выше 20%) [8, 9].
Подверженность воздействию вторичного табачного дыма. Основными факторами пассивного курения были проживание с курящими родственниками в квартире более 10 лет (35,2%), работа вместе с курильщиками в одном помещении 10 и более лет (19,5%) и курение матери во время беременности (1,9%). При этом женщины чаще подвергались воздействию вторичного дыма в быту (проживание с курящими родственниками в одной квартире более 10 лет; 40,4% и 21,4% для женщин и мужчин соответственно, р<0,05), а мужчины — на работе (работа вместе с курильщиками в одном помещении более 10 лет; 33 и 13,2% для мужчин и женщин соответственно, р<0,05) (рис. 4).
Респонденты из Архангельска достоверно чаще подвергались воздействию вторичного дыма в быту и на работе; при этом они в 5 раз чаще отмечали курение матери во время беременности (4,2 и 0,8% для Архангельска и Санкт-Петербурга соответственно, p<0,0001).
Связь курения и воздействия вторичного табачного дыма. Сравнительная характеристика групп никогда не куривших респондентов и курильщиков (в том числе бывших) представлена в табл. 3. Средний возраст никогда не куривших был больше по сравнению с когда-либо курившими (54,6±9,3 и 53,5±9,1 года соответственно, р<0,05), в этой группе было больше лиц с высшим образованием (38,7 и 31,4% соответственно, р<0,0001). В отличие от мужчин, никогда не курившие женщины были старше, чем курящие/бывшие курильщицы; кроме этого курящие мужчины чаще состояли в браке, чем курящие женщины (81,7 и 56,4% соответственно, р<0,0001). В группе курящих респондентов достоверно чаще отмечали воздействие вторичного дыма: курение матери во время беременности, проживание в одной квартире или работа в одном помещении вместе с курящими более 10 лет. Эта тенденция сохранялась в группах курящих мужчин и женщин, за исключением фактора курения матери во время беременности (достоверность сохранялась только в группе женщин). Курящие женщины достоверно чаще проживали в одной квартире вместе с курящими родственниками более 10 лет (47,8 и 27,9% для женщин и мужчин соответственно, р<0,0001); в то же время курящие мужчины достоверно чаще работали вместе с курящими в одном помещении более 10 лет (31,7 и 16,9% для мужчин и женщин соответственно, р<0,0001) (рис. 4).
Примечание. α — значимые различия (p<0,0001) для групп никогда не куривших и курильщиков/бывших курильщиков (значение p для одновыборочного t-критерия); β — значимые различия (p<0,05) для групп никогда не куривших и курильщиков/бывших курильщиков (значение p для критерия хи-квадрат Пирсона); § — значимые различия (р<0,001) для групп курящих мужчин и женщин (значение p для критерия χ2 Пирсона).
При проведении многофакторного анализа выявлено, что фактор курения достоверно связан с мужским полом (ОШ=5,05; 95% ДИ 4,23—6,03) и в меньшей степени — с проживанием или работой с курящими в одном помещении более 10 лет (ОШ=1,61 и ОШ=1,65 соответственно). Шанс быть курящим достоверно ниже у лиц с высшим образованием, чем у лиц без высшего образования (ОШ=0,79; 95%ДИ 0,67—0,93).
Ранее результаты исследования РЕСПЕКТ продемонстрировали, что активное курение, в отличие от воздействия вторичного табачного дыма, является основным фактором риска ХОБЛ в изучаемой популяции [18].
Репрезентативная выборка 3133 респондентов двух городов Северо-западного региона России показала достаточно высокую распространенность курения среди жителей 35—70 лет и продемонстрировала те же тенденции, что и результаты глобальных и национальных опросов и исследований по распространенности курения. Вместе с тем были выявлены определенные региональные особенности, которые необходимо учитывать при разработке локальных профилактических программ, направленных на снижение распространенности курения.
Исследование проводилось в период выхода Федерального закона №15-ФЗ, поэтому необходим дальнейший мониторинг распространенности курения для оценки тенденций сокращения потребления табака и подверженности воздействию вторичного табачного дыма в изучаемой популяции.
Гранты. Исследование РЕСПЕКТ осуществлялось при поддержке La Fondation Louvain (Бельгия) и гранта Astra Zeneca International. Грантовая поддержка заключалась в предоставлении средств на закупку оборудования для проведения исследования. В определении структуры исследования, в сборе, анализе и интерпретации данных, а также в принятии решения о публикации результатов спонсоры не участвовали.
Участие авторов:
Концепция и дизайн, сбор материала — Е.А., М.П.
Обработка материала, написание текста — Е.А.
Редактирование — М.П.
Общее руководство и редактирование — О.К.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.