Мишина Е.А.

ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий», Екатеринбург, Россия

Беломестнова О.В.

ФБУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий», Екатеринбург, Россия

Определение основных маркеров ускоренного биологического старения работников литейного производства в зависимости от стажа, вида профессии и наличия поведенческих рисков

Авторы:

Мишина Е.А., Беломестнова О.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2019;22(4): 2024‑2029

Просмотров: 774

Загрузок: 13


Как цитировать:

Мишина Е.А., Беломестнова О.В. Определение основных маркеров ускоренного биологического старения работников литейного производства в зависимости от стажа, вида профессии и наличия поведенческих рисков. Профилактическая медицина. 2019;22(4):2024‑2029.
Mishina EA, Belomestnova OV. Identifying the key biomarkers of accelerated aging in foundry workers as dependent on their working tenure, job position and health risk behavior. Russian Journal of Preventive Medicine. 2019;22(4):2024‑2029. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20192204224

Биологический возраст (БВ) отражает степень морфологического и физиологического развития организма, а также является интегральным показателем здоровья человека. Наступающие с возрастом морфофизиологические изменения функциональных систем организма характеризуются существенными индивидуальными различиями. Эти различия в темпе возрастных изменений приводят к тому, что индивидуумы одного и того же календарного возраста (КВ) будут различаться по БВ, т. е. будут «старше» или «младше» по отношению друг к другу.

Эти различия отражаются на внешних признаках человека, его психофизиологических характеристиках, параметрах здоровья, работоспособности и адаптационных возможностях. КВ не может служить в полной мере критерием трудоспособности индивидуума, поэтому в рамках оценки профессионального риска очень важно оценивать медико-биологические показатели, указывающие на уровень возникновения первичных признаков нарушений здоровья, который еще не привел к сформировавшимся заболеваниям. Необходимо выявлять данные нарушения на стадии предболезни, когда можно исправить ситуацию за счет разработки и выполнения адресных профилактических программ. Имеющиеся данные показывают, что между темпом старения и рядом социально-гигиенических факторов существуют определенные статические связи [1]. БВ отражает функциональное состояние человека. Степень воздействия на БВ определяется профессиональной принадлежностью, характером выполняемых работ, КВ, стажем работы, наличием поведенческих факторов риска (курение табака, употребление алкоголя, переедание, низкая физическая активность и др.) [1, 2].

Одним из важнейших показателей старения является уровень артериального давления (АД), входящий во многие формулы расчета Б.В. По разным данным, у пациентов с гипертонической болезнью в 62% случаев наблюдался ускоренный темп старения, отмечалось превышение БВ над паспортным возрастом на 8,6% [3]. Зависимость Б.В. от АД и массы тела показана во многих литературных источниках [1—4].

Американским сообществом генетики человека (American Society of Human Genetics) были представлены результаты исследований, свидетельствующих о том, что с преждевременным старением тесно связаны курение табака, очень низкое и высокое потребление алкоголя [5]. J. Steffener и соавт. [6] показали, что на скорость старения мозга оказывают влияние обучение и физическая активность. На рассматриваемом нами производстве присутствует ряд вредных факторов (высокие уровни шума, общей и локальной вибрации, нагревающий микроклимат, повышенные статические усилия и перенос тяжестей), которые наряду с поведенческими факторами риска могут стать причиной ускоренного старения работников.

Цель исследования — провести оценку БВ у работников литейного производства и выявить факторы, ассоциированные с ним.

Материал и методы

Проведено одномоментное исследование среди работников литейного производства (мужской пол) в рамках договора по оценке профессионального риска для здоровья человека. В обследовании принимали участие следующие профессии: формовщики, литейщики, сталевары и подручные сталеваров, выбивальщики отливок, обрубщики и вальцовщики. Все полученные данные изучали как по профессиям, так и по группам в зависимости от стажа во вредных условиях (СВУ). Всего было выделено 6 групп: 1-я группа — СВУ до 1 года; 2-я группа — СВУ от 1 года до 3 лет; 3-я группа — СВУ от 3 до 6 лет; 4-я группа — СВУ от 6 до 10 лет; 5-я группа — СВУ от 10 до 15 лет; 6-я группа — СВУ от 15 лет.

В настоящем исследовании определение БВ проводили по методике, предложенной Институтом геронтологии АМН СССР (Киев, 1984) [7]. Обследование рабочих проводили в состоянии мышечного покоя в комнате отдыха в утренние часы рабочей смены. Всего были обследованы 133 рабочих.

Для расчета БВ был проведен анализ физиологических показателей: АД (систолическое (САД), диастолическое (ДАД), статическая балансировка (СБ), задержка дыхания на вдохе (ЗДВ), а также опрос по анкете по субъективной оценке здоровья (СОЗ).

Измерение давления и частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводили с помощью запястного тонометра UB-403 в положении сидя после 15 мин покоя на левой руке. Участник сгибал руку в локте так, чтобы манжета тонометра располагалась на уровне сердца.

Измерения ЗДВ проводили после 5 мин отдыха в положении сидя. Обследуемый делал 2—3 глубоких вдоха и выдоха, затем выполнял полный вдох (80—90% от максимального) и задерживал дыхание. Отмечалось время от момента задержки дыхания до ее прекращения с помощью секундомера.

Измерения СБ проводили в положении стоя. Испытуемый вставал на левую ногу без обуви, закрывал глаза, руки опускал вдоль туловища. Время устойчивости измеряли в секундах ©.

СОЗ оценивали с помощью анкеты в баллах (число неблагоприятных ответов).

Показатель БВ определяли по следующей формуле:

БВ=26,985+0,215·САД–0,149·ЗДВ–0,151·СБ+0,723·СОЗ.

Прямое сопоставление вычисленного БВ и хронологического возраста некорректно. Следует сравнивать вычисленный БВ с величиной должного БВ (ДБВ), который характеризует популяционный стандарт темпа старения. Рассчитывается ДБВ по формуле:

ДБВ=0,629–КВ+18,56 [2].

На основании разницы между вычисленными БВ и ДБВ можно судить, насколько БВ обследованного больше или меньше среднепопуляционного БВ его сверстников.

Помимо определения показателей БВ, проведено дополнительное анкетирование, рабочим предлагалось указать следующие параметры:

1) возраст;

2) стаж в профессии (СП);

3) СВУ;

4) курение (стаж курения, количество сигарет в день);

5) употребление алкоголя (частота, количество литров в месяц);

6) занятия физической культурой (частота в неделю);

7) пребывание на больничном листе (количество дней за последний год).

Для расчета индекса массы тела (ИМТ) измеряли рост (м) и массу тела (кг) обследуемых в легкой одежде без обуви.

Обработку данных проводили с помощью программы SPSS Statisticа 20. Показатели приведены в виде средних величин (М) с соответствующей стандартной ошибкой (m). Различия считали статистически достоверными при уровне значимости p<0,05. Корреляционный анализ проводили в целях установления количественных взаимоотношений между исследуемыми переменными. Связь между переменными характеризовалась коэффициентом парной корреляции Пирсона. Оценку выраженности силы корреляционной связи производили по t-критерию α>0,95 и уровню значимости (p<0,05).

Результаты

Нами установлено, что во всех группах показатели БВ по методике В.П. Войтенко достоверно (p<0,001) превышали показатели КВ и соответственно ДБВ (табл. 1).

Таблица 1. Показатели Б.В. изучаемых групп работающих на металлургическом производстве (M±m)
Наиболее многочисленные группы (28—30 человек) были со СВУ от 3 до 10 лет. Наиболее высокие показатели АД отмечены в группе с самым длительным СВУ и соответственно самым высоким КВ (САД=137,44±1,44 мм рт.ст. и ДАД=94,91±3,34 мм рт.ст.). В этой же группе показатели СОЗ (5,72±1,10 балла), ИМТ (27,09±0,99 кг/м2) также имели наиболее высокие средние значения, которые достоверно отличались от показателей в других стажевых группах (p<0,05). Из табл. 1 видно увеличение СОЗ, ИМТ, САД, ДАД с ростом КВ и СВУ. Постепенное повышение показателей АД и СОЗ у рабочих с ростом стажа может быть связано как с увеличением КВ, так и с развитием процессов перенапряжения и утомления функциональных систем в результате трудового процесса. Максимальная разница между показателями БВ и ДБВ установлена в группах 1—3. Возможно, это связано с более ускоренными темпами старения в молодом возрасте, а также с формированием общего напряжения в период первичной адаптации к вредным условиям труда (см. табл. 1).

Далее нами проведен корреляционный анализ взаимосвязей продолжительности СП, СВУ и БВ в зависимости от профессии (табл. 2).

Таблица 2. Корреляционный анализ в зависимости от профессии Примечание. * – p<0,05; ** – p<0,01.
У сталеваров и подручных сталеваров зарегистрированы высокие значения БВ, в среднем разница с ДБВ составляла 9,65±1,35 года. Высокие значения БВ по сравнению с другими профессиями можно объяснить наличием большого количества положительных корреляционных взаимосвязей показателей здоровья со СВУ и СП. С ростом СВУ у сталеваров и подручных сталеваров увеличивалось количество жалоб на ухудшение зрения, наличие одышки при быстрой ходьбе и болей в суставах. Продолжительность С.П. и СВУ ускоряет процессы старения, коэффициент корреляции (r) между БВ и СП составляет 0,55, а между БВ и СВУ — 0,63 (см. табл. 2). С ростом СВУ и БВ у сталеваров и их помощников растет количество жалоб на боли в суставах.

С увеличением СП у литейщиков достоверно уменьшаются показатели ЧСС и возрастает количество дней пребывания на больничном листе в год (см. табл. 2).

В группе формовщиков средняя разница между БВ и ДБВ составила 9,67±0,67 года. С ростом СВУ у рабочих данной профессии достоверно увеличивались (больше, чем с ростом КВ и БВ) следующие показатели здоровья: количество неблагоприятных ответов при СОЗ (r=0,52); количество жалоб на ухудшение слуха (r=0,37), «ползание мурашек» в разных частях тела (r=0,36), отеки ног (r=0,34). Высокие значения БВ у формовщиков связаны с присутствием таких факторов риска, как недостаточная физическая активность и курение табака. На рабочих местах формовщиков уровни шума находятся в предельно допустимых пределах, в то же время у формовщиков имелась прямая положительная корреляционная связь СВУ с количеством жалоб на ухудшение слуха (r=0,37), которая выше, чем с КВ и Б.В. Высокий класс условий труда по тяжести, характерный вредному классу второй степени, у формовщиков может быть причиной наличия жалоб на отеки ног и «ползание мурашек» в разных частях тела. Выполняемые трудовые операции формовщиком сопровождаются неудобными позами (на коленях, корточках) до 50% времени смены и перемещением вручную тяжестей до 500—600 кг за смену.

У обрубщиков с ростом БВ и СП достоверно увеличивается количество жалоб на ухудшение слуха. Данная взаимосвязь с КВ отсутствует. Уровень шума на рабочих местах обрубщиков по нашим замерам составляет 105,3 дБ (в термообрубном отделении) и 107,7 дБ (в литейном отделении), что соответствует классу условий труда – 3.4. Величина Б.В. рабочих данной профессии достоверно зависит от высоких значений ИМТ.

У выбивальщиков со СВУ имеются положительные корреляционные связи с количеством жалоб на ухудшение слуха и наличие шума и звона в ушах, что связано с вредным классом условий труда по шуму — 3.1—3.2. У выбивальщиков с ростом стажа курения (r=0,54), количества сигарет (r=0,64), показателей ИМТ (r=0,51) достоверно увеличиваются значения БВ, что не наблюдается с КВ.

Средний СП вальцовщиков стана горячей прокатки составляет 1,11±0,27 года, так как участок прокатного производства был запущен в 2016 г. Несмотря на небольшой стаж, у вальцовщиков зарегистрированы достоверные положительные корреляционные связи показателей здоровья с СП и СВУ, а именно: между СОЗ и СП коэффициент корреляции (r) составляет 0,78; между СВУ и количеством жалоб на ухудшение слуха — 0,97; с ростом СП растет количество жалоб на «ползание мурашек» в разных частях тела (r=0,82), также с ростом СП и СВУ у вальцовщиков растет количество жалоб на наличие одышки при быстрой ходьбе (r=0,62 и r=0,67 соответственно). С ростом СВУ у вальцовщиков увеличивается количество жалоб на боли в пояснице (r=0,96). Такая ситуация с ухудшением показателей здоровья у вальцовщиков связана с предыдущим стажем и продолжает усугубляться присутствием вредных факторов на рабочем месте, таких как нагревающий микроклимат и производственный шум, характеризующихся классом 3.2. Воздействие этих факторов и предыдущего стажа работы у данной группы рабочих приводит к значительному преждевременному старению организма в среднем на 9,93±1,72 года.

Обсуждение

Вредные производственные факторы и поведенческие риски оказывают отрицательное влияние на показатели здоровья, что ведет к ускоренному старению организма.

По данным исследований, установлено развитие изменений со стороны сердечно-сосудистой системы (увеличение АД) не только с возрастом, но и с увеличением СВУ. У вальцовщиков, сталеваров и их подручных установлена связь жалоб на одышку со СВУ. В данной ситуации, когда патология сердечно-сосудистой системы занимает первое место среди причин смертности трудоспособного населения, наиболее важным становится детальное изучение причин возникновения таких жалоб, а также принятие мер по снижению риска и профилактике в отношении влияния нагревающего микроклимата. Адаптация к высоким температурам выражается в повышении работы мышц, значительном снижении основного обмена, уменьшении АД, и в том числе урежении ЧСС.

По мнению И.Л. Телковой [8], современное производство, как правило, характеризуется сочетанием производственных факторов (например, присутствие шума, вибрации, нагревающего микроклимата, запыленности и физические перегрузки), которые при соответствующих условиях могут оказывать негативное влияние на сердечно-сосудистую систему работников. Особенно высока распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у лиц тяжелого физического труда и работников вредных производств.

Кроме того, более детального изучения и принятия мер требуют показатели здоровья, связанные с тяжестью труда, а именно наличие жалоб на боли в пояснице (вальцовщики), в суставах (формовщики, сталевары и подручные сталеваров), отеки ног, «ползание мурашек» (выбивальщики). Металлургическое производство — сектор высокого риска, где приоритетна профилактика заболеваний, связанных с воздействием физических перегрузок и перенапряжением отдельных органов. По результатам собственной оценки тяжести исследуемых профессий, до 80% рабочего времени рабочие находятся в положении стоя, кроме того, при выполнении вспомогательных трудовых операций имеются физические перегрузки, связанные со значительным весом инструмента и повышенными статическими мышечными усилиями при работе (класс условий труда по тяжести — 3.1—3.2). По данным М.Ю. Челищевой [9], при увеличении стажа работы в профессиях, связанных с физическими перегрузками, достоверно возрастают нарушения жизнедеятельности при болях в нижней части спины, шее и суставах, что снижает качество жизни (в том числе трудовой) работников. С увеличением СП у обрубщиков повышается количество жалоб на ухудшение слуха, что объясняется высокими уровнями шума на рабочих местах и предполагает дальнейшее изучение органа слуха у данных работников с помощью аудиометрических исследований. Те же жалобы отмечены в группах выбивальщиков и вальцовщиков, но они связаны с ростом общего СВУ. Очень важно индивидуальное выявление ранних нарушений слуха до появления изменений по данным аудиометрии в целях принятия решений по мерам профилактики. У.А. Аманбеков и А.О. Газизова [10] в своей статье показали, что жалобы на снижение разборчивости речи у обследованных горнорабочих появились еще до развития изменений на аудиограмме, о чем свидетельствовало замедление нарастания разборчивости слов в сравнении с нормой.

Поведенческие факторы риска у формовщиков (количество выкуриваемых сигарет, низкая физическая активность) и выбивальщиков (количество выкуриваемых сигарет, повышенные значения ИМТ) достоверно увеличивают показатели БВ в данных группах. Похожее влияние поведенческих факторов риска на величину показателей БВ получены многими исследователями. Например, по результатам исследования Л.В. Волевач и Г.Я. Хисматуллиной [11], у лиц молодого возраста (25,25±1,26 года) обнаружено, что БВ имел прямую корреляционную связь с низкой физической активностью и ИМТ. Компания «Insilico Medicine» [12] провела исследование, в ходе которого выяснили статус и количественное определение ускоренного старения у курильщиков по биохимическому анализу крови. Оказалось, что у таких людей БВ значительно увеличился.

По результатам нашего исследования выявлено, что профессиональный СВУ литейного производства, а также наличие поведенческих факторов риска влияют на величину БВ рабочих в сторону увеличения. Данная работа выполнена в рамках договора по оценке профессионального риска для здоровья рабочих литейного производства.

Заключение

СП, общий СВУ и вредные привычки могут стать причинами ускоренного старения организма. Проведенное обследование рабочих показало, что у них БВ превышает ДБВ в среднем на 8,38±1,11 года. Среди всех профессий максимальные величины БВ зарегистрированы у сталеваров, подручных сталевара, вальцовщиков и формовщиков. Для каждой профессии были выявлены свои показатели здоровья, ухудшение которых связано со СВУ и С.П. Это низкие показатели СБ на одной ноге и ЗДВ, рост количества жалоб на ухудшение слуха и зрения, наличие болей в пояснице и суставах, урежение ЧСС. Основными индикаторами преждевременного старения у рабочих литейного производства являются высокие значения показателей АД и СОЗ. Рост Б.В. также связан с присутствием поведенческих факторов риска, таких как повышенные значения ИМТ, низкая физическая активность и курение табака. Наиболее выраженные влияния вредных привычек на показатели БВ присутствуют в группе выбивальщиков и формовщиков.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования, статистическая обработка данных, написание текста — E.A. Мишина

Сбор и обработка материала, редактирование — E.A. Мишина, O.В. Беломестнова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Мишина Е.А. — к.б.н.; https://orcid.org/0000-0002-4735-1110; researcher ID: V-9623-2018; е-mail: mishina@ymrc.ru

Беломестнова О.В.— врач; https://orcid.org/0000-0001-7886-4392

Автор, ответственный за переписку: Мишина Елена Анатольевна — е-mail: mishina@ymrc.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Мишина Е.А., Беломестнова О.В. Определение основных маркеров ускоренного биологического старения работников литейного производства в зависимости от стажа, вида профессии и наличия поведенческих рисков. Профилактическая медицина. 2019;22(4):Вып. 2:24-29. https://doi.org/10.17116/profmed20192204224

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.