Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жидкова Е.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия;
Центральная дирекция здравоохранения ОАО «РЖД», Москва, Россия

Гутор Е.М.

Центральная дирекция здравоохранения ОАО «РЖД», Москва, Россия

Найговзина Н.Б.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия

Гуревич К.Г.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России

Модифицируемые факторы риска у работников локомотивных бригад

Авторы:

Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Найговзина Н.Б., Гуревич К.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2059

Загрузок: 57


Как цитировать:

Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Найговзина Н.Б., Гуревич К.Г. Модифицируемые факторы риска у работников локомотивных бригад. Профилактическая медицина. 2019;22(1):74‑78.
Zhidkova EA, Gutor EM, Naygovzina NB, Gurevich KG. Modification risk factors in drivers of railway locomotives. Russian Journal of Preventive Medicine. 2019;22(1):74‑78. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20192201174

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хо­эмо­ци­ональ­ный стресс как фак­тор рис­ка раз­ви­тия хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):114-120
Ге­не­ти­чес­кие ас­пек­ты ми­омы мат­ки: сов­ре­мен­ный взгляд на проб­ле­му. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(4-2):29-39

На работников локомотивных бригад (РЛБ) возложена ответственность по обеспечению безопасности движения по железным дорогам. В то же время их состояние здоровья находится под совокупным влиянием производственных и непроизводственных факторов риска (ФР). Производственные Ф.Р. исследовались многократно, а поведенческие ФР преимущественно изучались у работников отдельных железных дорог [1—6]. Настоящее исследование впервые охватывает РЛБ всех железных дорог России.

Цель исследования — изучение модифицируемых ФР среди РЛБ.

Материал и методы

Настоящее исследование одобрено решением межвузовского комитета по этике. Была разработана специальная анкета, учитывающая состояние здоровья машинистов и их помощников, производственные и непроизводственные Ф.Р. Использованы следующие источники: приказ Минздравсоцразвития от 12.04.11 г. № 302н, распоряжение ОАО РЖД от 21.12.09 № 2631р; инструмент STEPS; разработанные ранее анкеты для оценки профессиональных и поведенческих ФР среди водителей городского пассажирского транспорта [7, 8].

Проводилось однократное анкетирование на основании добровольного согласия. Анкета предоставлялась для заполнения РЛБ и включала паспортную часть, результаты медицинских исследований, вопросы по профессиональным ФР, ФР хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Анкетирование проводилось при прохождении предрейсового медицинского осмотра, включавшего измерение артериального давления. Из медицинской документации выписывались рост, масса тела, уровень холестерина и глюкозы крови.

Данные лабораторных исследований РЛБ заполняли с помощью медицинских сотрудников. Всего были опрошены 7,6% РЛБ от их штатной численности. Было роздано 11 000 анкет, собрано 10 476 анкет, признаны годными для анализа 10 144. После анализа выбросов осталось 9309 анкет, которые использовались для дальнейших статистических расчетов. Обследованы работники всех 15 железных дорог России, проходящих через большинство субъектов России (табл. 1).

Таблица 1. Социальная характеристика РЛБ, включенных в исследование Table 1. Social characteristic of WL included in a research

Расчеты выполнялись с помощью программ Statistica for Windows 10.0 и Excel 2010. Для анализа выбросов использовали критерий Шовене. Применяли метод обратных тригонометрических преобразований для величин, выраженных в процентах. Использовали критерий Краскела—Уоллиса для анализа многомерных зависимостей. Рассчитывали корреляцию по Кендаллу.

Результаты

Межгрупповые отличия, как правило, были ассоциированы с профессией и местом работы, а не типом подвижного состава или видом движения (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика факторов здоровья РЛБ Table 2. Factors to be analyzed in DL Примечание. Сравнение групп на основании критерия Краскела—Уоллиса.
Различия между машинистами и их помощниками могут быть связаны с возрастом. Особый интерес представляют различия между работниками железных дорог, так как они позволяют косвенно оценить эффективность проводимых профилактических программ. Наименьшее среднее значение индекса массы тела (ИМТ) было у работников Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог. Наименьшее среднее значение отношения окружностей талии и бедер (ОТБ) — на Восточно-Сибирской, Горьковской и Забайкальской железных дорогах (рис. 1).
Рис. 1. Ассоциация ИМТ (а) и ОТБ (б) обследованных от места работы. Номера железных дорог соответствуют представленным в табл. 1. Fig. 1. BMI (a) and OTB (B) associationsurveyedfromtheplaceofwork. Numbers of the railroads correspond presented in table 1.
Наименьшее число курящих, регулярно питающихся в ресторанах «фаст-фуд», а также наименьшее число лиц с плазменным уровнем глюкозы более 5,5 ммоль/л и холестерина более 5,2 ммоль/л было среди работников Восточно-Сибирской, Забайкальской, Октябрьской и Приволжской железных дорог (рис. 2,).
Рис. 2. Пример определения ассоциации факторов риска с местом работы. Номера железных дорог соответствуют представленным в таблице 1. Влияние: а — позитивное, б—г — негативное
Наименьшее число лиц, употребляющих жирную, жареную пищу, отмечено среди работников Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог. Наименьшее число лиц, потребляющих готовую пищу или полуфабрикаты, было среди работников Восточно-Сибирской и Приволжской железных дорог.

В случае недомогания 33% работников выходили на работу, 8,2% (n=769) — принимали лекарственные препараты как самостоятельно, так и по назначению врача, а 6,2% (n=580) — принимали лекарственные препараты исключительно самостоятельно; 66% (n=6126) опрошенных обращались к врачу преимущественно с профилактической целью, при этом 40% (n=3704) респондентов посещали врача последний год.

Курили 36% опрошенных. Алкоголь за последнюю неделю употребляли 62%, однако только 9% (n=884) делали это за последние 1—2 дня. 2,9% (n=274) — заявили, что управляли автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, 2,3% (n=211) — лишались водительских прав по причине употребления алкоголя, 1,4% (n=133) — попадали в ДТП в состоянии алкогольного опьянения.

Достаточное количество овощей и фруктов потребляли 68%, около 1/3 — питались нерегулярно или 1—2 раза в день. Подавляющее большинство употребляли жирную пищу (91%), готовые продукты или полуфабрикаты (84%), соленое (81%), ½ — досаливали пищу, ½ — питались в ресторанах «фаст-фуд».

Спортом занимались 41% работников, 30 мин в день и менее пешком ходили 18% респондентов; 40% — мало бывали в течение недели на свежем воздухе.

Среднее значение ИМТ опрошенных соответствовало состоянию предожирения. Межквартильный размах (23,8—28,6 кг/м2) включал нормальную массу тела и предожирение; 16% обследованных имели признаки ожирения. Максимальное значение ИМТ составило 42,7 кг/м2, что может быть связано как с неверными знаниями работника о своем росте и весе, так и с III степенью ожирения. Были обнаружены значимые корреляции Кендалла (p<0,01) между ИМТ и возрастом (r=0,28), стажем (r=0,26). Таким образом, хотя с возрастом и стажем увеличивается ИМТ, но это — не единственные факторы, связанные с данным показателем. Важно отметить, что коэффициент корреляции ИМТ с диастолическим артериальным давлением был 0,57 (p<0,01). Это свидетельствует, что во многом развитие артериальной гипертензии ассоциировано с наличием или отсутствием избыточной массы тела.

Среднее значение ОТБ было близко к характеризующему абдоминальное ожирение. Межквартильный размах (0,88—1,1) соответствовал нормальному и избыточному значению данного показателя; 19% респондентов имели признаки абдоминального ожирения по показателю ОТБ, а по окружности талии — 11%. Коэффициент корреляции Кендалла ОТБ и ИМТ был 0,27 (p<0,01), а окружности талии и ИМТ — 0,54 (p<0,01). Иными словами, при увеличении ИМТ возрастает вероятность развития абдоминального ожирения, однако это связь слабой силы.

Средние значения уровней глюкозы и холестерина оставались в пределах нормы. Даже вычисление межквартильного размаха (4,4—5,2 ммоль/л для глюкозы и 4,1—5,1 ммоль/л для холестерина) не дало значений, выходящих за рамки диапазона нормальных значений. Между тем концентрации глюкозы у 10% лиц и холестерина у 20% лиц следует рассматривать как превышающие критические значения. Коэффициент корреляции между показателями составил 0,21 (p<0,01), что свидетельствует о слабой степени связи уровней глюкозы и холестерина крови.

Обсуждение

Обычно в литературе обсуждаются профессионально обусловленные ФР РЛБ [1—3]. Однако известно, что машинисты и их помощники представляют собой группу риска по развитию артериальной гипертензии [9]. Лишь в последние годы были опубликованы результаты изучения поведенческих ФР артериальной гипертензии у данной категории лиц.

Достаточно часто используемые выборки не являются репрезентативными. Например, цифры о распространенности ожирения в литературе варьируют от 15 до 41% [10, 11]. Как следует из данных нашего исследования, число лиц с ожирением зависит и от того, на какой из железных дорог проводилось исследование, и от того, какой из критериев был использован: ИМТ или ОТБ.

М.Ю. Трошиной был разработан специальный рацион питания для машинистов, повышающий их работоспособность и уменьшающий негативное действие профессиональных факторов риска. Предлагается организовывать горячее питание РЛБ [12]. Однако в реальности питание РЛБ организовано лишь в ряде депо.

Следует отметить, что действующее законодательство не запрещает курить в кабине машиниста. Мы выявили 1/3 курильщиков среди РЛБ. В литературе [13] описано, что курение повышает вероятность сердечной смерти машинистов и их помощников, хотя не является ее специфическим предиктором.

В целом следует отметить, что работники железнодорожного транспорта, особенно РЛБ, относятся к группе риска сердечно-сосудистых заболеваний [14]. Помимо немодифицируемого ФР (мужской пол), имеется совокупность профессиональных и непрофессиональных факторов, приводящих к более быстрому прогрессированию сердечно-сосудистых заболеваний, чем среди населения в целом [9]. Поэтому постоянно совершенствуются методы диагностики и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, а также методы оценки риска среди машинистов [15]. Разрабатываются методы профилактики данных заболеваний [16]. Отмечается, что подобная профилактика позволяет не только сохранить состояние здоровья работников, но и повысить безопасность железнодорожного движения [17]. Однако подобная профилактика невозможна без детального изучения особенностей ФР на различных железных дорогах, что впервые сделано в настоящей работе.

Заключение

РЛБ характеризуются разнонаправленными тенденциями в отношении модифицируемых Ф.Р. Отрадно, что большинство РЛБ обращаются к медицинским работникам с профилактической целью, не курят, употребляют достаточное количество овощей и фруктов. В то же время необходимо повышать физическую активность респондентов, включать пешие прогулки, обучать принципам рационального питания, в первую очередь в отношении жирной, жареной, соленой пищи, полуфабрикатов, готовых продуктов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Е.Ж., Н.Н., К.Г.

Сбор и обработка материала — Е.Г., Е.Ж.

Статистическая обработка — К.Г.

Написание текста — Е.Ж., К.Г.

Редактирование — Е.Г., Н.Н.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Жидкова Елена Анатольевна [Elena A. Jidkova]; https://orcid.org/0000-0002-6831-9486; e-mail: genmedc@gmail.com

Гутор Екатерина Михайловна [Ekaterina M. Gutor]; адрес: 123557, Москва, Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД», Малая Грузинская, 52а [address: 52a Malaya Guzinskaya street, Moscow, 123557]; https://orcid.org/0000-0001-5725-5918; e-mail: gutorem23@mail.ru

Найговзина Нелли Борисовна — д.м.н., проф., заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ им. А.И. Евдокимова [Nelli B. Naigovzina, MD, PhD, DrSci, Prof, Chair holder]; https://orcid.org/0000-0001-9497-9084; eLibrary SPIN: 5630-7887; e-mail: nbnay@yandex.ru

*Гуревич Константин Георгиевич — д.м.н., проф., профессор РАН, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития» [Konstantin G. Gurevich, MD, PhD, DrSci, Prof, professor of RAS, Chair holder]; адрес: 127473, Москва, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Делегатская ул., 20/1 [address: 20/1 Delegatskaya street, Moscow, 127473]; https://orcid.org/0000-0002-7603-6064; eLibrary SPIN: 4344-3045; e-mail: kgurevich@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.