Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Холмогорова Г.Т.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Медицинский гений Восточного Средневековья

Авторы:

Холмогорова Г.Т.

Подробнее об авторах

Просмотров: 874

Загрузок: 14


Как цитировать:

Холмогорова Г.Т. Медицинский гений Восточного Средневековья. Профилактическая медицина. 2018;21(1):51‑55.
Kholmogorova GT. The medical genius of the Oriental Middle Ages. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(1):51‑55. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201821151-55

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вак­ци­ноп­ро­фи­лак­ти­ка пнев­мо­кок­ко­вой ин­фек­ции у де­тей и взрос­лых. Ме­то­ди­чес­кие ре­ко­мен­да­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9-2):3-23
Неин­ва­зив­ная пе­ри­фе­ри­чес­кая маг­нит­ная сти­му­ля­ция в те­ра­пии ней­ро­ген­ных расстройств мо­че­ис­пус­ка­ния у де­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(4):18-27
Воз­буж­де­ние, ажи­та­ция и де­ли­рий у де­тей в пе­ри­од про­буж­де­ния от анес­те­зии се­воф­лу­ра­ном. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(5):74-80

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, латинизированное Авиценна (Avicenna), родился в селении Афшана (близ Бухары) 16 августа 980 г. Уже в раннем детстве у него обнаружились удивительные способности к наукам. Вот что он пишет в своем жизне-описании о раннем детстве: «…мы переехали в Бухару и мне привели учителей Корана и словесности. Когда мне исполнилось десять лет, я уже настолько усвоил Коран и многие словесные науки, что вызывал удивление» [1]. В последующие годы Ибн Сина под руководством разных учителей изучал богословие, философию, математику, но очень быстро начинал превосходить их в своих знаниях, поэтому многие вещи он изучал совершенно самостоятельно. «Я занялся изучением текстов книг и комментариев по физике и математике. И стали передо мной раскрываться врата науки» [1]. Далее Ибн Сина пишет: «Потом я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней. Медицина не из трудных наук, и поэтому за короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали учиться у меня науке врачевания. Я стал посещать больных. Благодаря приобретенному опыту передо мной открылись неописуемые врата врачевания. В это время я был юношей шестнадцати лет [1]. Гениальный ученый! Слава о нем как о враче быстро росла, и он был приглашен к заболевшему эмиру Нух ибн Мансуру, за успешное излечение которого Ибн Сине было разрешено пользоваться богатейшим книгохранилищем эмира. Здесь он занимался поэзией, философией, математикой, геологией, астрономией, естествознанием и особенно медициной. Поражает упорство и жажда знаний, которые владели им. «… в течение полутора лет, я продолжал свои занятия науками, вновь взявшись за изучение логики и всех частей физики. За это время я не спал целиком ни одной ночи, а днем не занимался ничем иным, кроме науки. Все стало мне проясняться» [1].

«Когда я достиг восемнадцати лет, я завершил изучение всех этих наук. В то время я быстро усваивал знания, но теперь они у меня более зрелые, хотя мои знания те же и ничего нового не познал» [1]. Полученные обширные знания, собственные наблюдения и научные исследования позволили ему написать множество книг. Работоспособность и творческое плодородие его были потрясающими: за свою жизнь Ибн Сина написал 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли 274 [2]. Один только Канон содержит 3234 страницы! Надо учесть, что все его книги были рукописными, книгопечатание было изобретено пять веков спустя. К сожалению, почти половина трудов Ибн Сины была либо сожжена, как ересь, либо пропала во время скитаний, нападений и разграбления его дома [1].

Основной медицинский труд Ибн Сины — «Канон врачебной науки», над которым он работал с 1013 по 1021 г. Всего по медицине Ибн Сина написал более 40 работ, но особое значение имеют «Канон врачебной науки» в пяти томах, «Сердечные препараты» и «Учение о пульсе». Канон является фундаментальной энциклопедией медицинских знаний эпохи Восточного Средневековья. В этом труде изложены теория медицины (анатомия, физиология, общая этиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология и терапия. Описаны операции камнесечения, лечения ран, показания и противопоказания к кровопусканию, выбор вен. В XII веке Канон был переведен на латинский язык, и пять столетий был настольной книгой средневековых медиков [3]. Ибн Сина был проповедником профилактического направления медицины. В Каноне он последовательно проводит мысль о предохранении организма от заболеваний, о роли физических упражнений в укреплении здоровья, излагает вопросы возрастной гигиены и диететики, гигиены жилища и питания. Большое внимание Ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их «самым главным условием сохранения здоровья». На второе и третье место он ставил режим питания и режим сна.

Ибн Сина был талантливым популяризатором науки, мастером поэтического слога. До нас дошли некоторые его четверостишия (рубаи) и двустишия (бейты). Он написал поэму, посвященную медицине, — Урджуза. В первых же строках этой поэмы он провозглашает:

«Здоровье сохранять – задача медицины,

Болезней суть понять и устранить причины» [4].

И Канон, и Урджуза служили учебниками медицины в течение последующих столетий.

Удивительно, но законы сохранения здоровья, сформулированные более тысячи лет назад, разумны и целесообразны не только для того, но и для нашего времени. Ибн Сина целиком посвятил третью часть первой книги Канона профилактике. Эта часть так и называется: «О сохранении здоровья» [3]. Рассказывая в первом параграфе о причине здоровья и неизбежности смерти, он указывает, что первая часть практики врача — «…знание режима здоровых тел, то есть она посвящена вопросам сохранения здоровья и поэтому называется наукой сохранения здоровья. Вторая же часть — знание режима больного тела, указывающее пути возврата к здоровому состоянию; она называется наукой лечения».

Мысли о сохранении здоровья — органическая часть всей системы взглядов и рекомендаций Ибн Сины.

Воспитанию ребенка — здорового и больного посвящены особые разделы Канона, очень содержательные и охватывающие практически все вопросы охраны здоровья ребенка. В отделе первом «О воспитании» Ибн Сина пишет о режиме ребенка с момента его рождения до того, как он встанет на ноги, о режиме кормления грудью и отнятия от груди, о заболеваниях грудных детей и их лечении, о режиме детей в период перехода их в отрочество. Он с полным правом может быть признан одним из основоположников педиатрии. Уходу за новорожденным в Каноне уделено много внимания. Подробно описано, как купать, какая должна быть температура воды летом или зимой. Особое значение придается правильному кормлению для дальнейшего сохранения и укрепления здоровья ребенка: «Практикой установлено, что при сосании соска матери ребенок получает большую пользу для предотвращения различных страданий». Далее приводятся рекомендации о режиме детей в период перехода в отрочество.

В современном мире в связи изменениями условий, ритма жизни, положения женщины в обществе все меньше матерей кормят детей грудью, предпочитая искусственное вскармливание, что негативно отражается на здоровье детей. Для исправления такого положения даже принимаются специальные программы и законы по грудному вскармливанию [5]. Установлено, что грудное молоко является настоящим лекарством для младенцев, и современные врачи настоятельно рекомендуют увеличить количество кормлений грудью в период различных катастроф [6].

Основа искусства сохранения здоровья, по мнению Ибн Сины, состоит в соблюдении соразмерности причин, влияющих на здоровье: «Основное внимание надо уделять уравновешиванию семи факторов. Они суть: 1) уравновешенность натуры; 2) выбор пищи; 3) очистка тела от излишков; 4) сохранение правильного телосложения; 5) улучшение того, что вдыхается через нос; 6) приспособление одежды; 7) уравновешенность физического и духовного движения. К последнему относится в какой-то мере сон и бодрствование». Он пытался создать систему взглядов, в которой во взаимной связи рассмотрено понимание здоровья и болезни, причин их вызывающих, условий, им способствующих.

«И снова говорю: лечи причины —

В том главный принцип нашей медицины» [4].

Обширный раздел, в котором рассмотрены важнейшие условия сохранения здоровья здоровых, называется «О режиме людей, достигших возмужалости». Искусство сохранения здоровья, подчеркивает Ибн Сина, «…не является искусством, предотвращающим смерть, но сводится к ограждению от внешних вредных влияний, предохраняет нас от двух вредных влияний — от загнивания и быстрого уничтожения влажности». Начинается этот раздел с очень четкой и основополагающей фразы: «Поскольку самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна, то необходимо начать изложение с физических упражнений». Ибн Сина подробно описывает физиологическое, оздоровительное действие физических упражнений, затем классифицирует различные виды физических упражнений. Он разделяет их на «…малые и большие, очень сильные и слабые, быстрые или медленные, или же проворные, состоящие из резких и быстрых движений, бывают и вялые упражнения». Очень детально описывает каждый вид упражнений и показания к ним. Подход строго индивидуальный: «Упражнения должны быть соответствующими для каждого человека.Для слабого человека физические упражнения должны быть легкими, а для сильного — сильными». Ибн Сина считал, что «…для каждого органа имеются особые упражнения», поэтому он описывал упражнения для зрения, слуха, горла и даже для зубов. Подробные инструкции Ибн Сина дает в параграфе третьем «О времени начинания и прекращения физических упражнений». В следующих трех параграфах он пишет «О массаже. О купанье в бане и о банях. О купанье в холодной воде», т. е. о физических методах сохранения и укрепления здоровья.

Вызывает удивление и восхищение, как Ибн Сина предусматривает все жизненные ситуации и состояния здорового человека. В следующих параграфах он пишет «Об усилении слабых частей тела, о том, как их заставить пополнеть, об увеличении их объема»; «Об утомлении, следующим за физическими упражнениями»; «О потягивании и зевоте»; «Об устранении утомления от физических упражнений»; «О других состояниях тела, следующих за физическими упражнениями и тому подобное»; «Об устранении утомления, наступающего само по себе»; «О том, как поступать с телами, натура которых несовершенна».

Все его рекомендации актуальны и сейчас, поскольку увеличение физической активности является одним из основополагающих принципов профилактики хронических неинфекционных заболеваний и сохранения здоровья [7].

Очень обширный седьмой параграф посвящен режиму питания. Более тысячи лет тому назад написаны рекомендации, актуальные и сегодня.

— «Следует есть только с аппетитом, а также не сдерживать аппетита, когда он разгорается. Вместе с тем аппетит не должен быть ложным, как у людей пьяных и страдающих несварением желудка».

— «Зимой не следует принимать малопитательную пищу, вроде овощей, а надо есть более питательные злаки, а также более питательную пищу. А летом — наоборот….».

— «Для принятия пищи имеется определенный порядок, которого должен придерживаться каждый, берегущий свое здоровье».

— «Хуже всего мешать разнообразную пищу и есть слишком долго, ибо тогда пища, съеденная позже, соединяется со съеденной раньше, когда та уже начала перевариваться. Таким образом, в переваривании частей пищи не будет единообразия».

— «Летом самой лучшей порой для еды является прохладное время».

Сейчас основы правильного питания, или питания здорового человека, широко изучаются во многих странах. Создаются многочисленные рекомендации, руководства, которые, по мнению их авторов, должны уберечь людей от множества заболеваний [8]. Но, к сожалению, частота ожирения, сахарного диабета, атеросклероза продолжает расти во всем мире [9, 10].

В параграфе восьмом также очень подробно написано «О режиме питья воды и напитков».

— «Пить воду следует не залпом, а глотками…».

— «Знай, что старое вино относится к разряду лекарств, а не к пище. Молодое же вино вредно для печени ввиду того, что оно пучит живот, действует как слабительное и приводит к смещению печени».

— «Знай, что лучшим считается вино умеренной выдержки, прозрачное, с красноватой окраской, приятным запахом и умеренным вкусом, ни кислое и ни сладкое».

— «Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нер-вов, опьянение и внезапную смерть».

В этом параграфе имеется даже подраздел о напитках, замедляющих опьянение. Ибн Сина считает, что «…к числу отрезвляющих пьяного средств относится следующее: три раза подряд дать ему пить воды с уксусом или творожной сыворотки, или кислого молока. Кроме того, ему дают нюхать камфару и сандаловое дерево, или же мажут ему голову такими охлаждающими и отвлекающими средствами, как смесь розового масла с винным уксусом». Видимо, и во времена Ибн Сины существовало пьянство как социальное явление, поэтому он в стихотворной форме (бейты) рекомендует:

«Умерен будь в еде — вот заповедь одна,

Вторая заповедь — поменьше пей вина».

Этому же явлению он посвятил одно из своих четверостиший:

«Вино враждует с пьяницей, а с трезвым дружит, право.

Немного пьем — лекарство в нем, а много пьем — отрава.

Не пейте неумеренно: вам будет вред безмерный,

А будем пить вино умеренно — вину и честь и слава!»

Прошло более тысячи лет после написания этих строк, но алкоголизм и пьянство — распространенные пороки современного мира. Этой проблеме уделяется большое внимание, но эффективность профилактических мер очень низка [11].

Ставя сон на третье место в сохранении здоровья, Ибн Сина посвящает ему параграф девятый «О сне и бодрствовании».

— «Здоровым людям необходимо обращать должное внимание на сон. Их сон должен быть умеренным по времени, а не чрезмерным: им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех сил».

— «Спать на пустой желудок нехорошо, это ослабляет силу. Также вредно спать с переполненным желудком…».

— «К числу достоинств ночного сна относится то, что он бывает завершенным, непрерывным и глубоким. Привыкший к дневному сну не должен бросать его сразу, а делать это постепенно».

— «Самым лучшим положением во время сна считается, когда сон начинается с лежания на правой стороне, а затем происходит поворот на левую…».

Нарушения сна, бессонницу давно называют бичом цивилизованного человечества, что существенно подрывает здоровье людей, способствует возникновению тяжелых соматических заболеваний, ухудшает качество жизни. В связи с серьезностью и масштабностью проблемы нарушений сна возникла новая отрасль медицины — сомнология, которая сейчас интенсивно развивается [12, 13].

Отдел третий — «О режиме в подвинутых годах». В нем шесть параграфов, первый из которых — «Общее рассуждение о режиме в подвинутых годах».

Ибн Сина пишет: «В понятие режима подвинутых в годах входит одновременное применение согревающих и увлажняющих средств, а именно: удлинение сна и пребывание в постели более, чем для молодых людей; питание, купание в бане, питье, постоянное выведение мочи, выведение слизи из желудка через кишечник и мочевой пузырь, и, наконец, постоянное смягчение их естества».

В следующем параграфе «О питании в подвинутых годах» он рекомендует: «Надо делить пищу подвинутого в годах на небольшие порции и питать его два или три раза сообразно с пищеварением, с его силой и слабостью». Далее он подробно расписывает режим питания, перечисляет полезные продукты, которые нужно есть в различные времена года. Особое внимание уделено работе кишечника у старых людей. Рекомендуя делать клизмы при запорах, он предостерегает: «Опорожнение тела у пожилых и старых людей, по мере возможности, должно произвести без кровопускания. Поистине, умеренное слабительное для них более подходяще».

Кратко касаясь вина для подвинутых в годах, он говорит: «Лучшим для них является старое красное вино, ибо оно гонит мочу и одновременно греет тело».

Рекомендуя массаж таким людям, он предупреждает: «Необходимо, чтобы массаж был умеренным по своему качеству и количеству, и никоим образом не должен касаться слабых органов или мочевого пузыря».

Особо Ибн Сина останавливается на физических упражнениях для подвинутых в годах. Как и в других своих рекомендациях, он предлагает четко дифференцированный подход к каждому человеку, соотносясь с его состоянием и болезнями: «Физические упражнения для подвинутых в годах бывают различными сообразно тому, каково состояние их тела, к какому из недомоганий они привыкли и какова их привычка к физическим упражнениям». Он рекомендует упражнения для различных частей тела: «Если имеется повреждение в области ног, то следует делать физические упражнения для верхней части тела, как, например, взаимное приподнимание, метание камешков и поднимание камня. В случае, когда повреждение имеется в средней части тела, как, например, в селезенке, печени, желудке и в кишечнике, то можно совершать физические упражнения, предназначенные для конечностей, если к тому нет препятствий». Таким образом, Ибн Сина еще раз подчеркивает, что даже в старости и при имеющихся болезнях надо заниматься физическими упражнениями, как одним из самых важных средств и лечения, и укрепления здоровья.

В настоящее время проблема старения населения ставит перед мировым сообществом новые задачи. Множество исследований посвящено так называемому здоровому старению, что отражено во Всемирном докладе о старении и здоровье ВОЗ [14].

Гениальность Ибн Сины подсказала ему обратить внимание на способы сохранения здоровья в разные времена года, во время путешествий. В пятой главе он, как и Гиппократ [15], рекомендует изменять двигательный и пищевой режимы и применять лечебные процедуры в зависимости от времен года. Он советует: «В начале весны нужно стараться делать кровопускание и очищение при помощи слабительных средств в пределах необходимости и привычки… Следует облегчить пищу, заниматься умеренными, но более сильными, чем летние, физическими упражнениями». И далее: «Что касается лета, то тогда нужно уменьшать пищу, напитки и моцион. Нужно находиться в тени и укрытых местах». Особое внимание он уделяет осени: «А осенью, в особенности осенью с переменной погодой, следует установить наилучший режим… Нужно избегать полуденного зноя и утреннего холода. Ночью и утром нужно предохранять голову от холода, чтобы холод, вызывающий «гусиную кожу», не коснулся ее… Осенью запрещается вызывать рвоту, ибо она влечет за собой лихорадку». Для зимы рекомендации следующие: «Что касается зимы, то тогда следует больше утомляться и не стеснять себя в пище, однако если зима “южная”, то в таком случае необходимо увеличить моцион и уменьшить пищу». Ссылаясь на своего великого предшественника, он пишет: «Гиппократ одобрял зимою очищение кишечника, но не кровопускание, и не одобрял вызванную каким-либо средством рвоту, которую считал правильным вызывать летом, потому что соки летом поднимаются, а зимою склонны оседать. Этим нужно руководствоваться».

Гениальный врач и ученый, Ибн Сина не мог обойти своим вниманием и советами по сохранению здоровья путешественников. Он посвящает режиму путешественников целую главу. Вначале идет общее рассуждение о режиме путешественников: «Путешественник отрезан от тех предметов, к которым он привык в своей семье; на него нападает усталость и недомогание; ему приходится заботиться о своем лечении, чтобы не постигли его разные болезни. Больше всего он должен печься о своем питании и устранении утомления». Нужно постепенно приучать себя к тяготам путешествия: «К числу обязательного для путешественника относится постепенное увеличение занятия легкими физическими упражнениями по сравнению с обычными. Если явится необходимость бодрствовать, чему он должен подчиняться в пути, то нужно привыкать к бессоннице исподволь». Чтобы избежать обезвоживания он настаивает: «Нужно отказаться от пищи, вызывающей жажду, как, например, рыба, каперсы, соления и сласти, а также нужно поменьше говорить и двигаться осторожно». В дальнейших параграфах Ибн Сина детально рассматривает все возможные ситуации, в которые может попасть путешественник, и составляет настоящее руководство по профилактике. Параграф второй — «О предохранении от зноя, в особенности в путешествии, и о поведении того, кто путешествует в жаркое время». Название этого параграфа говорит само за себя, потому что он повествует, чем предохранять кожу от солнечных ожогов, что делать, если путешественник получил солнечный или тепловой удар: «В общем, пострадавший от зноя должен находиться в прохладном месте, омывать ноги холодной водой, и если жаждет пить, то должен понемногу пить холодную воду и есть быстроусвояемые вещи».

Несмотря на то что Ибн Сина жил в жарком климате, он не забывает о путешественниках в холодных местностях и посвящает третий параграф режиму тех, «…кто путешествует в холодное время, и людей обмороженных».

«Поистине путешествие в сильную стужу есть великая опасность, даже когда оно подкреплено снаряжением и припасами…». По сути, этот параграф — настоящая инструкция по выживанию: «Когда путешествующий в холодное время сделает привал, он не должен согреваться сразу, а следует согреваться постепенно и понемногу… Путешествующий в холодное время не должен находиться в пути голодным. Он должен поесть досыта, выпить вина вместо воды, потом выждать, чтобы все это улеглось и согрело, после чего можно отправляться в путь… Для путешественников имеется еда, облегчающая действие холода; это суть кушанья, куда добавляются в большом количестве чеснок, орехи, горчица и камедь ферулы вонючей. Хорошо также добавлять сало, если после еды пьют неразбавленное вино… Для путешествующего в холодное время существуют мази, предохраняющие его тело от действия холода; к числу таковых относится оливковое масло и другие. Чеснок самое лучшее средство при катарах от холодной погоды».

Далее в параграфе четвертом он пишет «О предохранении конечностей от вредного действия холода». Согласно его рекомендациям, если у человека замерзли руки или ноги, то он «…сначала должен растереть конечности, пока они не согреются, затем намазать каким-нибудь горячим маслом из числа благовонных масел, как, например, лилейное и бановое масло… Обувь и рукавицы не должны быть такими, чтобы члены были в них неподвижны, движение членов является одним из средств, отражающих от них холод. На сдавленный член холод действует сильнее. Если обернуть конечности бумагой, волосом и шерстью, то это лучше предохранит их». Если же человек очень сильно замерз, то «… нужно сторониться огня и его силы. Следует сразу же ходить, двигать ногами и руками, упражнять их и растирать; затем обтереть, намазать и полить тем, о чем мы сказали… Пусть знают, что оставление конечностей на холоде повиснувшими и покойными, не двигая их и не упражняя их, является одной из сильнейших причин замерзания конечностей». Далее в этом параграфе Ибн Сина дает рекомендации, что делать в случае появления гангрены: «… быстро отрезать то, что загнило, чтобы не начала гнить здоровая часть, находящаяся рядом, и гниение не распространилось». За прошедшее тысячелетие эти рекомендации остались прежними — растирать, ходить, не носить тесную одежду и обувь. Единственное, что не рекомендуется — принимать алкоголь на холоде.

Очень маленький параграф пятый повествует «О сохранении цвета кожи в путешествии». Даже такую деталь не обошел своим вниманием этот гениальный врач!

Необыкновенно важна для сохранения здоровья вода, которую пьет путешественник. Гигиене воды посвящен параграф шестой. Звучит абсолютно современно: «Поистине, от разнообразной воды путешественник может заболеть разными болезнями чаще, чем от разнообразной пищи. Поэтому надо на это обратить внимание и заняться мерами исправления воды. К числу таких мер относится хорошее фильтрование, основательное пропускание через пористую глиняную посуду и кипячение. Самый совершенный из всех этих способов — это перегонка ее путем выпаривания».

Далее он подробно описывает, как перегнать воду. Он также дает советы, что делать, если вода горькая, соленая, гнилая, из болотистых мест: «Очень мутную воду надо заесть чесноком. А лук является одним из средств, устраняющих испорченность воды… Когда воды мало и нельзя ее найти, нужно пить ее, смешав с уксусом, в особенности летом. Поистине, это избавит от употребления ее в большом количестве». Ибн Сина советует постепенно приучать организм к смене воды: «Для лиц, встречающихся с разной водой, хорошей мерой является брать с собой воду своего города и смешивать ее с водой соседнего пункта: забирать остатки воды каждой стоянки до следующей стоянки и мешать ее с водой последней. Так нужно поступать, пока не доедешь до места назначения».

Заключительный параграф этой главы — «Как должен вести себя едущий по морю». В то время не было термина «морская болезнь», но симптомы ее уже были известны и поэтому даны профилактические рекомендации: «Что касается предварительной меры для того, чтобы не случилось рвоты, то в ней нет ничего плохого. Она состоит в употреблении таких фруктов как айва, яблоко и гранат».

Особенностью нашего времени является то, что практически стерлись границы и расстояния. Массы людей отправляются в разные страны по делам, на отдых, «…мир посмотреть и себя показать». Путешествия в другие страны и континенты, в разные климатические зоны земли в любое время года представляют собой сильное испытание для здоровья путешественников. Как и Ибн Сина, современные врачи предостерегают людей от опасностей, вызванных сменой климата, воды, пищи, часовых поясов. В связи с этим появилась новая медицинская отрасль — «медицина путешественников», рекомендации которой обобщены в документах ВОЗ [16—18].

Гений медицины Востока написал всеобъемлющий трактат о сохранении здоровья, охватывая все периоды жизни человека — от рождения до старости. Все написанное и рекомендованное им актуально и сейчас. Великий врач, великий ученый, он, по сути, создал первый учебник по педиатрии детей младенческого возраста. Он также детально рассмотрел различные состояния здорового человека, снабдив его рекомендациями на все случаи жизни. Его параграфы о сохранения здоровья в «подвинутых годах» — настоящее руководство для врача-геронтолога. Ибн Сина заложил основы медицины путешественников, будучи первым автором наставлений для тех, кто отправляется в путешествия. Воистину, это был великий ученый, опередивший свое время на тысячелетия вперед.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Холмогорова Галина Тимофеевна – к.м.н.[Galina T. Kholmogorova, MD], адрес: Россия, 101990, Москва, Петроверигский пер., 10 [address: 10, Petroverigskij pereulok, 101990, Moscow, Russia]; Scopus ID: 6602461682; eLibrary SPIN: 4203-7218; e-mail: GKholmogorova@gnicpm.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.