В снижении заболеваемости остеопорозом (ОП) и частоты его осложнений важное значение имеют профилактические программы как для групп высокого риска, так и для широких масс населения в целом. Поскольку приверженность пациентов различным методам профилактики ОП прямо зависит от уровня знаний (УЗ) по данной проблеме, для планирования, формирования и повышения эффективности профилактических программ большое значение имеет изучение степени информированности мужчин и женщин в области ОП и факторов, от которых он зависит [1].
Следует понимать, что на УЗ в области ОП может влиять множество факторов, в первую очередь демографические характеристики [2]. Степень информированности населения по проблеме отличается в разных странах мира. Так, в развитых странах она значительно выше, что может быть связано с более здоровой фортифицированной кальцием и витамином D диетой, высоким уровнем образования, доступностью квалифицированной медицинской помощи и сформировавшейся системой обучения населения по профилактике ОП и сходных с ним заболеваний [3—6]. Определенную роль играют также укоренившиеся у человека стили жизни и питания: женщины, которые в детстве потребляли много пищевого кальция или в настоящем регулярно занимаются спортом, лучше знают факторы риска ОП [3, 7]. Лица с высокой оценкой уровня собственного здоровья больше верят в эффективность скрининга факторов риска по сравнению с лицами с низкой оценкой [5]. Хороший У.З. выявляется также у одиноких людей, у лиц, ранее участвовавших в какой-либо образовательной программе, у родственников и друзей пациентов с ОП [7—9].
В связи с тем, что данный аспект проблемы ОП в нашей стране ранее практически не изучался, исследования в этом направлении имеют большое практическое и теоретическое значение. В связи с этим целью нашей работы было исследование уровня и характера информированности в области ОП различных групп здорового населения, оценка факторов, влияющих на УЗ, и наиболее значимых источников получения информации по проблеме.
Материал и методы
Проведено исследование поперечного типа путем анкетного опроса практически здоровых мужчин и женщин в возрасте 20 лет и старше, не имевших верифицированный диагноз ОП и не проходивших обследование по поводу ОП на момент проведения исследования. Участие в анкетировании предлагали мужчинам и женщинам, обращавшимся в амбулаторные лечебно-профилактические учреждения для плановой консультации, обследования или получения медицинского документа (справка, выписка из амбулаторной карты и т. д.) и удовлетворяющим вышеуказанным критериям включения. Критериями исключения считали возраст менее 20 лет, отсутствие личного желания респондента на участие в анкетном опросе и письменного согласия на обработку данных, а также наличие тяжелых заболеваний и состояний, которые могли бы повлиять на качество заполнения анкет.
В качестве основного инструмента использовали «Тест информированности населения в области ОП», разработанный исследователями. Использовавшийся тест включал десять простых вопросов о знании различных аспектов проблемы ОП, на которые респонденты отвечали «Да» или «Нет». За каждый утвердительный ответ присваивали 1 балл, за отрицательный — 0 баллов. На основании суммы баллов, набранных по результатам заполнения теста, для каждого респондента рассчитывали уровень информированности в области ОП, который мог быть равен от 0 до 10 баллов.
С целью дополнительного контроля правильности ответов респондентов, а также для получения дополнительных сведений об информированности исследуемых групп населения по отдельным аспектам проблемы ОП, каждый из основных десяти тестовых вопросов дублировался смежным вопросом, требующим от респондента ответа в свободной форме.
Дополнительно к тесту УЗ каждому анкетируемому было предложено ответить на вопрос «Откуда Вы получаете информацию об остеопорозе и методах его профилактики?», с заранее предложенными вариантами ответов: «врач», «популярная медицинская литература», «газеты», «радио», «телевидение», «Интернет», «подруги (соседи, родственники)», «другое».
С учетом качества полученных данных, возможностей их статистической обработки, а также наличия согласия респондента на обработку его данных, в статистический анализ оценки УЗ были включены анкеты 2018 человек (1712 женщин и 306 мужчин) в возрасте от 20 до 93 лет (медиана 54,0 года [43,0; 64,0]). На вопрос об источниках информации по проблеме ОП было получено 1555 ответов (от женщин —1325, от мужчин — 230).
Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью программы Microsoft Statistica 6.1. Значения показателей приведены в виде медианы, 25-го и 75-го квартилей — Ме [25%; 75%]. Для попарных сравнений показателей в группах использовали метод рангов с вычислением критерия Манна—Уитни с поправкой Бонферрони. Для выявления взаимосвязи двух показателей использовали метод гамма-корреляции (для конечных величин) и дисперсионный анализ Краскела—Уоллиса. Статистическую значимость различий частот определяли с помощью методов χ2 Пирсона и χ2 максимального правдоподобия. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты
Результаты оценки ответов респондентов показали, что УЗ женского населения в области ОП статистически значимо выше, чем мужского, по всем десяти вопросам теста (см. таблицу). Основная часть женского населения (79,9%) знает, какие продукты богаты кальцием, что такое ОП (62,2%) и каковы его осложнения (57,4%). Почти половина женщин имеют представление о методах профилактики ОП (47,6%) и переломов (40,6%), примерно 1/3 (37,4%) — о его клинических проявлениях и четверть (26,8%) — о факторах риска. Мужчины продемонстрировали высокий УЗ только в вопросе о том, какие продукты богаты кальцием, однако УЗ у мужчин по этому вопросу, как и по остальным пунктам теста, был достоверно ниже, чем у женщин (р<0,00001). Менее всего лица обеих групп были осведомлены о том, что такое костная денситометрия, какие существуют методы диагностики ОП и какова ежедневная потребность в кальции у взрослого человека (см. таблицу).

При проведении дисперсионного анализа Краскела—Уоллиса обнаружена значимая немонотонная зависимость УЗ от возраста. Однако в связи с тем, что зависимость от возраста немонотонная, с помощью корреляционного анализа такую зависимость подтвердить нельзя. При использовании дисперсионного анализа Краскела—Уоллиса выявлена статистически значимая связь возрастной группы с общим уровнем знаний: критерий Краскела—Уоллиса Н (6,N=2013)=120,57; р<0,0001 (рис. 1). Самый низкий УЗ выявлен в возрасте 80 лет и старше: медиана положительных ответов в тесте составила 1,0 [0,0; 3,0], а также в возрасте 70—79 лет и моложе 30 лет (медиана 2,0 [1,0;5,0] и медиана 2,0 [1,0;4,0] соответственно), а наиболее высокий — в возрасте 40—49 лет и 50—59 лет (медиана 4,0 [1,0;7,0] и медиана 4,0 [2,0; 7,0] соответственно) (см. рис. 1). При этом УЗ в области ОП в возрасте до 30 лет и 80 лет и старше был значимо ниже, чем в четырех возрастных группах от 30 до 69 лет, в возрасте 70—79 лет — ниже, чем в 40—69 лет, в 60—69 лет — ниже, чем в 50—59 лет (p<0,05).

На УЗ населения по проблеме ОП в значительной степени влияет уровень образования. Об этом свидетельствует выявленная достоверная корреляционная зависимость общего уровня информированности от уровня образования — g=0,339 (Z=–15,7; p<0,000001). Самая высокая информированность по проблеме ОП наблюдается у лиц, имеющих высшее образование — медиана утвердительных ответов составила 5,0 [2,0; 7,0], несколько меньшая — у респондентов со средним специальным образованием (4,0 [1,0; 6,0]), а наиболее низкая — у опрошенных, которые закончили среднюю или начальную школу (1,0 [0,0; 3,0] и 1,0 [0,0; 2,0] соответственно) (рис. 2).

С помощью дисперсионного анализа была выявлена статистически значимая зависимость УЗ по ОП от трудовой занятости: критерий Краскела—Уоллиса Н (4, N=1711)=45,97; р=0,0001). Наиболее информированными оказались работающие респонденты — как трудоспособного возраста (медиана 4,0 балла [1,0; 7,0]), так и пенсионеры (медиана 4,0 балла [1,0; 6,0]), менее информированными оказались неработающие лица среднего возраста и неработающие пенсионеры (медиана 3,0 балла [0,0; 4,0] и 3,0 балла [1,0; 5,0] соответственно). Практически ничего не знали об ОП студенты (медиана составила 0,0 балла [0,0; 3,0]) (рис. 3).

На вопросы анкеты об источниках информации в области ОП ответили 1555 человек (1325 женщин и 230 мужчин). Основная доля респондентов (38,9%) назвала телевидение, причем 13,1% указали его как единственный вариант ответа; 31% опрошенных отметили, что получают информацию об ОП от лечащего врача, при этом в 24,1% случаев врач был единственным источником информации об этом заболевании. Несколько с меньшей частотой были указаны газеты (всего 25,3% респондентов, в 8,9% случаев это был единственный источник информации), популярная медицинская литература (22,8 и 10,7% случаев соответственно), радио (в 20,9 и 6,6% случаев соответственно), близкие люди и знакомые (17,7 и 6,6% случаев соответственно). Реже всего для пополнения своих знаний об ОП опрошенные пользовались Интернетом (9,6 и 3,3% случаев соответственно) или какими-либо другими источниками информации (9,3 и 6,9% случаев соответственно) (рис. 4).

Источники получения информации по проблеме ОП значимо различались у респондентов в возрастной группе до 50 лет включительно и старше 50 лет — значение критерия достоверности c2 максимального правдоподобия (р<0,00001). Лица в возрасте до 50 лет больше пользуются Интернетом (10,9% ответов против 2,4% в возрасте старше 50 лет) и смотрят телевизор (22,7% ответов против 21,8%). В то же время опрошенные старшей возрастной группы чаще получают знания в области ОП от врача (18,3% случаев против 16,7%), из популярной медицинской литературы (13,3 и 12,5% случаев соответственно), газет (15,3 и 12,8% случаев соответственно), радио (в 14,0 и 8,1% случаев соответственно) и от близких людей или знакомых (10,6 и 9,2% случаев соответственно) (рис. 5). Следует отметить, что статистически значимые различия (p<0,05; c2 Пирсона) выявлены только в получении информации из Интернета (лица в возрасте до 50 лет используют Интернет в 4,5 раза чаще) и радио (ему в 1,7 раза больше доверяет старшее поколение) (см. рис. 5).

Источники получения информации об ОП значимо различаются и в зависимости от пола (значение критерия достоверности c2 максимального правдоподобия; р<0,00001). В частности, мужчины в этом аспекте в 1,5 раза больше доверяют лечащему врачу (24,4% ответов против 16,8% у женщин) и в 2,6 раза больше Интернету (11,6% ответов против 4,5%): в обоих случаях различия были статистически значимы (p<0,05; c2 Пирсона). В отличие от мужчин женщины чаще получают знания в области ОП из печатных изданий, таких как медицинская литература (13,7% ответов против 9,1% у мужчин) и газеты (14,9 и 11,4% ответов соответственно), из общедоступных средств массовой информации, например радио (12,2 и 10,2% ответов соответственно) и телевидение (22,6 и 19,9% ответов соответственно), а также от знакомых и родственников (10,3 и 6,6% ответов соответственно), однако во всех случаях различия были недостоверны (р>0,05) (рис. 6).

Обсуждение
Таким образом, результаты анкетного опроса общей группы населения в возрасте от 20 до 93 лет показали, что УЗ у женщин значительно выше, чем у мужчин — как в целом по проблеме, так и по любому из вопросов, касающихся общих представлений о заболевании, клинических проявлений, методов диагностики или профилактики. Аналогичные данные были получены практически во всех работах, где анализировали гендерные различия в этом аспекте, что, очевидно, объясняется тем, что женщины значительно лучше мужчин осознают серьезность этого заболевания и его осложнений [2, 5, 10, 11]. Полученные результаты являются следствием распространенного мнения, что ОП является заболеванием женщин, в связи с чем основные усилия медицинских работников, системы здравоохранения и фармацевтических компаний по образованию населения в области ОП фокусируются преимущественно на них. Однако следует отметить, что общий УЗ по проблеме в целом оказался низким как у женщин, так и у мужчин. Аналогичная картина наблюдается и в других странах, в частности в США, несмотря на высокую актуализацию проблемы ОП в этой стране [11—13].
В целом здоровые мужчины и женщины имеют хорошее представление о клинических проявлениях и осложнениях заболевания. В то же время выявлен низкий УЗ по базовым вопросам профилактики ОП и практически полное отсутствие информированности о методах диагностики этого заболевания и факторах риска. Данная тенденция характерна и для других стран, где, несмотря на высокую общую осведомленность об ОП как о заболевании, наблюдается дефицит знаний по конкретным аспектам [2, 14].
Таким образом, образовательные программы в области ОП должны включать не только общие данные о заболевании, но и информацию о его факторах риска и методах диагностики, представление о которых у широких масс населения практически отсутствует. Кроме того, необходимо широкое информирование о доступных эффективных методах медикаментозной и немедикаментозной профилактики О.П. На объем знаний по исследуемой проблеме значительно влияет возраст. Самая высокая информированность по изучаемому вопросу наблюдается у лиц 40—59 лет, а самая низкая — у молодых людей моложе 30 лет и у самых пожилых в возрасте 70 лет и старше, что согласуется с результатами зарубежных исследований [3, 4, 7].
Таким образом, несмотря на неуклонное повышение риска ОП по мере старения, пожилые люди имеют самую слабую осведомленность об этом заболевании, что, очевидно, предопределяет их крайне низкую активность в профилактике ОП и переломов [15]. Выявленные тенденции, вероятно, связаны с тем, что образовательные программы по ОП сфокусированы преимущественно на активных женщинах в перименопаузе и постменопаузе. Лица преклонного возраста проявляют слабый интерес к обучению, поскольку имеют более тяжелый преморбидный фон, меньше озабочены проблемой ОП на фоне других заболеваний, а также имеют проблемы с усваиванием информации [5]. Для молодых людей (моложе 30 лет) характерна столь же низкая информированность в области ОП, как и в возрастной группе 70 лет и старше и как следствие отсутствие мотивации заниматься профилактикой [15].
Аналогичные результаты получены и в ряде зарубежных работ [16, 17]. Очевидно, что молодые люди не акцентируют внимание на профилактике такого возрастного заболевания, как ОП, в силу его низкой вероятности в молодом возрасте. Однако следует понимать, что профилактические и образовательные программы по ОП для молодых женщин потенциально могут снизить риск развития ОП и предотвратить или отсрочить его осложнения, поэтому в них стоит более активно вовлекать молодых людей. Например, в США усилия врачей по повышению УЗ населения в области ОП все больше фокусируются на подростках и молодых женщинах [12, 18].
Вторым фактором, существенно влияющим на степень осведомленности в области ОП, является уровень образования: наиболее высокая информированность по проблеме ОП наблюдается у лиц с высшим образованием, а самая низкая — у респондентов, закончивших среднюю или начальную школу. Эта закономерность прослеживается и в зарубежных работах [2, 4, 19—21].
Кроме того, на степень информированности по проблеме ОП оказывает значительное влияние и социально-экономический статус: роль данного фактора также была доказана в исследованиях пакистанских, китайских и польских авторов [6, 7, 21].
Выявленная картина приоритетов в получении сведений об ОП и методах его профилактики характерна и для других стран, где проводились аналогичные исследования. В частности, как показали результаты и нашей работы, ведущим источником информации для женского населения по данному вопросу практически повсеместно является телевидение, а в некоторых странах — радио, причем на этот факт не влияли ни уровень образования, ни национальность, ни страна (или континент) проживания [7, 19, 21—23]. Далее по значимости в большинстве стран, как и популяции обследованных нами российских женщин, стоят врач и (или) печатные средства информации — газеты, журналы, популярная медицинская литература [7, 19, 21—23].
Как показали данные и нашего исследования, немаловажное значение для женщин в качестве источника информации об ОП имеет мнение родственников, подруг и близких людей [7, 19].
Таким образом, образование широких масс населения по вопросам профилактики и диагностики ОП будет наиболее эффективным при использовании общедоступных средств массовой информации — телевидения (первостепенно), радио, газет и популярных журналов. Возможности Интернета можно использовать при проведении обучающих мероприятий по ОП для молодых людей и подростков, а также для молодых родственников больных ОП, играющих значимую роль в информировании пациентов.
Образовательные программы для населения должны быть тщательно спланированы и апробированы таким образом, чтобы не только повышать степень информированности о заболевании, но и формировать позитивные мотивации и здоровые стереотипы поведения, направленные на профилактику О.П. Обучение должно фокусироваться на конкретных вопросах профилактики, диагностики, включая информирование о факторах риска и нормах потребления кальция.
Выводы
1. Результаты анкетного опроса показали, что, несмотря на выявленные различия, общая информированность в области ОП низкая как у женщин, так и у мужчин. Женщины имеют хорошее представление о клинических проявлениях и осложнениях заболевания, но низкий УЗ по базовым вопросам профилактики и факторах риска.
2. Факторами, существенно влияющими на степень осведомленности в области ОП, являются возраст, уровень образования и степень трудовой занятости.
3. Образование широких масс населения по вопросам профилактики и диагностики ОП наиболее эффективно через общедоступные средства массовой информации — телевидение, радио, газеты, популярные медицинские журналы, а молодых людей и подростков — через ресурсы Интернета. Мужчины значительно чаще, чем женщины, получают информацию об ОП от лечащего врача и из Интернета, а женщины — из средств массовой информации и от знакомых или родственников.
4. Выявленный недостаточный УЗ в области ОП свидетельствует о необходимости широкого внедрения образовательных программ для населения. В обучающие мероприятия следует включать информацию по профилактике, ранней диагностике и факторам риска заболевания. Образовательные программы для населения должны учитывать гендерные, возрастные особенности и формировать позитивные мотивации и здоровые стереотипы поведения, направленные на профилактику ОП.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн — Л.М.
Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных, написание текста — Л.М., М.Д.
Редактирование — М.Г.