Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Данилова Е.С.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Усова Е.В.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Попович М.В.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Глазунов И.С.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Соловьёв Д.А.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Зиновьева В.А.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Забина Е.Ю.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Обзор результатов работы международного Круглого стола «Роль межведомственного сотрудничества в профилактике неинфекционных заболеваний и укреплении здоровья населения на страновом, региональном и муниципальном уровне» (Москва, Россия)

Авторы:

Данилова Е.С., Усова Е.В., Попович М.В., Глазунов И.С., Соловьёв Д.А., Зиновьева В.А., Забина Е.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 496

Загрузок: 7

Как цитировать:

Данилова Е.С., Усова Е.В., Попович М.В., Глазунов И.С., Соловьёв Д.А., Зиновьева В.А., Забина Е.Ю. Обзор результатов работы международного Круглого стола «Роль межведомственного сотрудничества в профилактике неинфекционных заболеваний и укреплении здоровья населения на страновом, региональном и муниципальном уровне» (Москва, Россия). Профилактическая медицина. 2015;18(5):10‑14.
Danilova ES, Usova EV, Popovich MV, Glazunov IS, Solov'ev DA, Zinovyeva VA, Zabina EYu. The review of the results of the international roundtable on intersectoral collaboration for noncommunicable disease prevention and health promotion at country, regional, and municipal levels (Moscow, Russia). Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(5):10‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201518510-14

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция — ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы (двух­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние). Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(5):13-21
Осо­бен­нос­ти ран­ней ди­аг­нос­ти­ки па­то­ло­гии вер­хне­го от­де­ла рес­пи­ра­тор­но­го трак­та на фо­не пы­ле­вой наг­руз­ки. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(2):144-150
Руб­цо­вый сте­ноз тра­хеи. Воз­мож­на ли его про­фи­лак­ти­ка? Опыт од­но­го ре­ги­она. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):42-47
Сов­ре­мен­ные прин­ци­пы про­фи­лак­ти­ки пер­вич­ных го­лов­ных бо­лей у де­тей и под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):31-37
Со­вер­шенство­ва­ние сто­ма­то­ло­ги­чес­кой дис­пан­се­ри­за­ции па­ци­ен­тов стар­ших воз­рас­тных групп. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):55-60

Здоровье и справедливость в отношении здоровья являются ценным правом каждого человека, а также важными предпосылками для достижения многих других социальных целей. Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях (ЗВС) — это подход к государственной политике во всех секторах, который систематически учитывает последствия решений на здоровье населения, стремится к синергии и избегает вредного влияния на здоровье.

27 мая 2015 г. в ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» (ГНИЦ ПМ) Минздрава России состоялся международный Круглый стол «Роль межведомственного сотрудничества в профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) и укреплении здоровья населения на страновом, региональном и муниципальном уровне».

В работе Круглого стола наряду с представителями Сотрудничающего центра ВОЗ «Разработка и осуществление политики и программ профилактики неинфекционных заболеваний» приняли участие директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России С.М. Муравьев, директор ФГБУ ГНИЦ П.М. Минздрава России проф. С.А. Бойцов, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России проф. В.И. Стародубов, директор Странового офиса ВОЗ в РФ Dr. Luigi Migliorini, представители и эксперты Штаб-квартиры ВОЗ, Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ (Dr. Kwok-Cho Tang, Dr. Monika Kosinska, Dr. Jill Farrington, Dr. João Breda, Dr. Enrique Loyola, Е.Д. Юрасова), Министерств здравоохранения и подведомственных организаций восьми стран СНГ: Республики Армения (Р. Абовян), Республики Молдова (В. Гончар), Республики Таджикистан (С.Б. Рахмонов), Республики Беларусь (М.М. Сачек, Л.К. Наройчик), Республики Казахстан (Ж.А. Калматаева), Азербайджанской Республики (Т. Мусаев), Киргизской Республики (А.Г. Кошмуратов, Б.И. Димитров), Российской Федерации (И.С. Глазунов, Р.А. Касимов, С.А. Токарев, М.В. Попович, Д.А. Соловьев), а также представители научного и профессионального сообщества.

В обращении директора Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России С.М. Муравьева отмечено, что принципы ЗВС в государственной политике будут способствовать укреплению здоровья населения, а также сотрудничеству стран СНГ в этой сфере.

Dr. Kwok-Cho Tang, координатор Штаб-квартиры ВОЗ, отметив помощь Сотрудничающего центра ВОЗ «Разработка и осуществление политики и программ профилактики неинфекционных заболеваний» во взаимодействии с Министерствами здравоохранения стран, подчеркнул наличие детерминант за пределами компетенции только Министерств здравоохранения, которые необходимо учитывать и использовать.

Приоритетность действий ВОЗ и ООН в решении проблем профилактики НИЗ была отмечена в выступлении директора Странового офиса ВОЗ в РФ Dr. Luigi Migliorini. Проведенные конференции в Нью-Йорке и Москве позволили пропагандировать активизацию деятельности в этой области во всех странах. Подчеркнуто, что одним из основных компонентов в реализации мер по борьбе с НИЗ является межведомственное сотрудничество.

Директор ФГБУ ГНИЦ П.М. Минздрава России проф. С.А. Бойцов обозначил, что, по результатам опроса, в странах СНГ имеется опыт разработки межведомственных, межсекторальных программ и учета влияния планируемых мероприятий на здоровье населения.

Многие детерминанты здоровья имеют социальные, экологические и экономические истоки, выходящие за рамки непосредственного влияния сектора здравоохранения и политики в области здравоохранения. Одним из принципов ЗВС является сотрудничество между секторами и уровнями власти в поддержку политики, способствующей укреплению и равноправному подходу в обеспечении здоровья населения. Использование принципов ЗВС прослеживается в представленном опыте межсекторального и многостороннего сотрудничества в странах СНГ.

Азербайджанская Республика: «Азербайджан 2020: взгляд в будущее»

Главными задачами в области здравоохранения страны являются борьба с социальными заболеваниями, принятие Национальной Стратегии по профилактике и контролю НИЗ, Государственная программа по улучшению здоровья матери и ребенка на 2013—2020 гг., создание медицинских электронных регистров по мониторингу здоровья населения. Для осуществления Концепции Развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее» необходим мультисекторальный подход, т. е. единый общегосударственный подход для улучшения благополучия и здоровья населения. Многие аспекты формирования здоровья населения вынесены в Концепции за пределы компетенции только лишь Министерства здравоохранения и отражены в вопросах развития по таким направлениям, как экономика, финансы, экология, образование.

«Профилактика и контроль НИЗ в Кыргызской Республике»

В стране большая роль отводится межведомственному взаимодействию в сфере профилактики НИЗ, в котором ведущие позиции принадлежат Республиканскому координационному Совету по основным НИЗ при Минздраве Республики и рабочей группе главных внештатных специалистов. План реализации Программы профилактики и контроля НИЗ в Кыргызской Республике на 2013—2020 гг. направлен на создание эффективной системы межсекторального сотрудничества и партнерства для повышения приоритета профилактики и контроля НИЗ и достижения целей политики Европейского плана действий по борьбе с НИЗ ЕРБВОЗ «Здоровье-2020». Особое внимание уделяется мероприятиям с населением, работе с сельскими комитетами здоровья и гражданским обществом, а также отведена высокая роль поддержки экспертов ВОЗ при подготовке проекта «Программы профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызстане на 2013—2020 гг.».

«Здоровье во всех стратегиях: опыт Республики Беларусь»

Основными принципами государственной политики республики в области здравоохранения и общественного здравоохранения являются: приоритетность мер профилактической направленности и развития первичной медицинской помощи; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его будущих поколений; формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих, ответственность органов управления (республиканские, местные, распорядительные) за состояние здоровья населения, ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. Впервые за последние два десятилетия удалось добиться снижения общей заболеваемости и темпов смертности от болезней системы кровообращения (БСК), а также снизить смертность от болезней органов пищеварения и дыхания. В 2014 г. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» дополнен разделами, касающимися профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). В июле 2014 г. в Беларуси впервые проведена совместная миссия межучережденческой целевой группы ООН по профилактике и борьбе с НИЗ (МУЦГ ООН), в которой участвовали также представители Программы развития ООН, Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Всемирного банка и ВОЗ. Цель миссии — оказание поддержки Правительству и страновым группам ООН для расширения действий по борьбе с НИЗ. Результатом явилось то, что все министерства, подтверждая серьезность проблемы НИЗ в Беларуси, возлагают задачу по контролю за НИЗ на Минздрав республики. Министерства осознают потребность в изменении политики с учетом регионального контекста, особенно, касательно ценообразования, налогов и акцизов. Организован Межведомственный совет по предупреждению и профилактике алкоголизма, наркомании и потреблении табака при совете министров. При Минздраве Беларуси сформирован межведомственный совет по формированию ЗОЖ, межведомственный совет по профилактике травматизма, при министерстве торговли — межведомственный совет по рекламе. В коалицию вошли партнеры, принимающие участие в сотрудничестве в сфере НИЗ: министерства образования, информации, спорта и туризма, культуры, Национальная государственная телерадиокомпания. Международное сотрудничество осуществляется с ВОЗ, ЮНИСЕФ и другими организациями. В сотрудничество вовлечены также общественные организации, волонтеры.

«Политика Республики Казахстан: от теории к практике. Учет интересов здоровья во всех стратегиях»

Государственная программа Развития здравоохранения Казахстана «Саламатты Қазақстан» на 2011—2015 гг. ставит своей целью улучшение здоровья граждан для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны. Успешно осуществляется принцип межсекторального взаимодействия в стратегии борьбы с факторами риска НИЗ. В частности, в межсекторальной коалиции по борьбе с табакокурением задействованы Министерства здравоохранения, экономики, юстиции (законы, акты, постановления), НПО (общественное мнение, мобилизация населения), медиа (освещение фактов, конструктивные аргументы), а также рассмотрен как наиболее успешный опыт Минздрава Таиланда. Результатом проведения этой стратегии явилось снижение потребление табака населением: около 1 млн человек бросили курить в течение 3 лет, что способствовало снижению затрат на лечение. Проблемы лежат в законодательной сфере, так как продвижение нормативного документа — достаточно длительный процесс, что иногда сдерживает практическое внедрение. В отношении антиалкогольной политики в июне 2014 г. в республике принят закон, предусматривающий запрет на продажу алкоголя с 21.00 до 12.00. Важным аспектом в развитии и внедрения мер, направленных на сохранение и укрепления здоровья населения, является стратегия, направленная на снижение дорожно-транспортного травматизма в стране. В Казахстане принят Национальный план мероприятий по реализации десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждения травматизма 2011—2020 гг. Координация межведомственной работы была возложена на Минздрав. В межведомственный совет вошли также Агентство по статистике, Министерства по чрезвычайным ситуациям, транспорта и коммуникаций, внутренних дел, образования и науки, комитет дорожной полиции. В результате комплекса проведенных мероприятий в 2014 г. по сравнению с 2013 г. удалось снизить уровень зарегистрированных ДТП на 14%.

«Межсекторальное сотрудничество и профилактика НИЗ в Республике Молдова»

Профилактика и контроль НИЗ в республике является одной из приоритетных областей общественного здравоохранения, а снижение заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности от этих заболеваний стало конечной целью системы здравоохранения. Правительство подчеркнуло необходимость укрепления национального потенциала в ответ на растущее бремя НИЗ. В настоящее время усилия сосредоточены на утверждении Национального плана действий по реализации Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с НИЗ, целью которого является практическое внедрение ее основных задач на 2012—2020 гг. План действий включает набор из 9 национальных целей и 25 показателей для мониторинга прогресса к 2020 г., составленные на основе Глобальной системы мониторинга, в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Цель и действие основаны на шести основных целях Глобального плана действий по профилактике и борьбе с НИЗ на 2013—2020 гг., плана действий по реализации Европейской стратегии профилактики и борьбы с НИЗ на 2012–2016 гг. и политической декларации профилактики и борьбы с НИЗ. Основываясь на глобальной и региональной политике по предупреждению и борьбе с НИЗ, Республика Молдова разработала Национальные стратегии и программы по профилактике и контролю НИЗ в 2012—2020 гг. Один из разделов посвящен межсекторальному координированию мероприятий. В частности, антитабачнaя политика имелa положительный эффект в период 2013—2014 гг. была принята первая Национальная программа по борьбе против табака. Основными поправками, внесенными в действующее законодательство, являются запрет на курение в общественных местах, в том числе полный запрет курения в ресторанах и расширение списка зон, свободных от табачного дыма; полный запрет на рекламу, спонсорство, продвижение табачных изделий, в том числе ограничения по продаже; принятие предупреждающих изображений; запрет на использование добавок, ароматизаторов, коммерческих названий марки, которые увеличивают привлекательность табачных изделий.

Республика Армения: «Роль межведомственного сотрудничества в профилактике неинфекционных заболеваний и укреплении здоровья населения на страновом, региональном и муниципальном уровне»

Сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующую позицию в структуре смертности в республике — 48%. Данные по заболеваемости и смертности от НИЗ за период 1990—2014 гг. свидетельствуют об их росте. В стране разработана Концепция профилактики, раннего выявления и лечения наиболее распространенных НИЗ, состоящая из трех подпрограмм, которые начали действовать с 2011 г. (борьба с БСК, онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом). С 2014 г. при поддержке ВОЗ начата разработка программы по профилактике НИЗ, включающая подпрограмму по борьбе с хронической обструктивной болезнью легких, разрабатываются скрининговые программы, в частности, по выявлению рака шейки матки. Важной проблемой в системе профилактического наблюдения является снижение отрицательного воздействия факторов окружающей среды посредством обеспечения их непрерывного мониторинга. В 2014 г. разработана и утверждена на уровне правительства Стратегическая программа по ЗОЖ, в рамках которой создана межведомственная комиссия по координации мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ. В комиссию входят представители всех министерств страны на уровне министров и заместителей министров. Новый проект по профилактике НИЗ на 2016—2020 гг. включен как приоритетный в проект Стратегической программы содействия развития на 2016—2020 гг. Армении и ООН. Основные факторы, препятствующие реализации программ — отсутствие системы мониторинга факторов риска НИЗ, слабое межсекторальное взаимодействие государственных и частных секторов, обусловленное неполным пониманием его необходимости в сфере профилактического вмешательства, недостаточный уровень подготовки специалистов по вопросам профилактики НИЗ, недостаточное финансирование для проведения соответствующих мероприятий, недостаточное обеспечение последующего комплексного специализированного лечения НИЗ.

«Таджикистан: Роль межведомственного сотрудничества в профилактике неинфекционных заболеваний и укреплении здоровья населения»

На уровне Правительства проводится разработка и внедрение Национальных стратегий по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ, в частности, «Национальной стратегии здоровья населения на период 2012—2020 гг.». При Правительстве Р.Т. функционирует Совет по здравоохранению, координирующий процесс решения проблем здоровья населения; в рамках реализации национальных Стратегий и программ функционируют межведомственные рабочие группы по решению поставленных задач, а приоритетами политики здравоохранения и охраны общественного здоровья являются доступность и качество медицинских услуг населению с акцентом на уровень первичной медико-санитарной помощи и внедрение профилактических программ. Существуют и возможные риски при реализации профилактических программ, среди которых декларативный характер, их отчужденность и дистанцирование от реальной практики, низкая компетентность населения в вопросах профилактики и недостаточная приверженность к ЗОЖ. В рамках принятой «Стратегии профилактики и контроля НИЗ и травматизма в РТ на 2013—2023 гг.» реализуются действия межсекторального характера, а также создан объединенный координационный совет по реализации Национальных программ по профилактике НИЗ, инфекционных заболеваний, охране материнства и детства.

Российская Федерация: региональный опыт «Роль межведомственного сотрудничества в области профилактики неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения в Ямало-Ненецком АО в рамках реализации Хельсинкской декларации»

В региональной модели организации профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ в Ямало-Ненецком Автономном Округе (ЯНАО) выделено взаимодействие Правительства округа, Департамента здравоохранения, Центра медицинской профилактики (ЦМП) с другими ведомствами. В структуру координационного совета по межведомственному взаимодействию по формированию ЗОЖ и профилактике НИЗ, помимо Департамента здравоохранения, входят Департаменты образования, агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия, внутренней политики, молодежной политики, физкультуры и спорта, культуры, социальной защиты, Роспотребнадзор, представители крупных предприятий и общественных организаций. Деятельность координационного совета способствует проведению в ЯНАО информационно-коммуникационных, образовательных мероприятий, социально-профилактических межведомственных акций среди населения.

«Формирование регионального профилактического пространства: опыт применения принципа здоровья во всех стратегиях» (Вологодская область)

Вологодская область ― участник проекта «TACIS», член Европейской сети ВОЗ «Регионы за здоровье», участник программы ВОЗ CINDI. Череповец и Великий Устюг — полноправные члены Европейской сети ВОЗ «Здоровые города». Хельсинкское заявление «Учет интересов здоровья во всех стратегиях» 2013 г. является логическим продолжением развития предыдущих инициатив ВОЗ в области охраны и укрепления здоровья. В 2000 г. при Правительстве области был создан межведомственный координационный Совет и межведомственная рабочая группа по охране и укреплению здоровья населения. Главной поддерживающей структурой в региональной системе охраны и укрепления здоровья определен Областной ЦМП. По инициативе Вологодской области в 2010 г. создана Российская Ассоциация «Здоровые города, районы и поселки», цель и задачи которой полностью соответствуют стратегиям, отраженным в документе ВОЗ «Здоровье-2020», положениям Хельсинкского заявления «Учет интересов здоровья во всех стратегиях» 2013 г. Проект предполагает развитие двух основных стратегий: формирование культуры здоровья у населения и создание здоровой среды для ЗОЖ. Информационная поддержка профилактических программ в области осуществляется на основе разработанной на межведомственном принципе концепции «Здоровье и СМИ: стратегия взаимодействия государственной власти, общества и средств массовой информации в формировании у населения мотивации к ЗОЖ». Системный мониторинг, оценку и отчетность развития программ охраны и укрепления здоровья населения на всех уровнях осуществляют структуры медицинской профилактики, итоги деятельности подводятся на координационных советах.

В ходе дискуссии участниками Круглого стола отмечено, что в странах СНГ ведется большая работа по применению положений, принятых в Хельсинкских документах, и было бы полезно скоординировать усилия по выполнению принципов ЗВС и проанализировать достижения и неудачи. На 68-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения был принят документ А68/17 «Содействие социальному и экономическому развитию: устойчивые межсекторальные действия по повышению уровня здоровья и справедливости в области здравоохранения (выполнение решений 8-й Глобальной конференции по укреплению здоровья)», в котором также отражен принцип ЗВС.

Межрегиональное и межминистерское сотрудничество имеет место при наличии национальных программ, и необходимо создание единой программы, включающей несколько подпрограмм по профилактике НИЗ, а также единой методики оценки проводимых профилактических программ, требующей разработки количественных и качественных показателей. ГНИЦ ПМ как сотрудничающий центр ВОЗ при содействии Штаб-квартиры ВОЗ, ЕРБ ВОЗ, Странового офиса и Географически удаленного офиса ВОЗ по НИЗ мог бы являться координирующим органом по межстрановому сотрудничеству.

На уровне правительств стран требуется создание законодательной базы, позволяющей влиять на рыночную экономику (в частности, относительно снижения потребления соли, а также снижения ее содержания в продуктах питания). Так, в РФ успешно работает закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», положителен опыт Финляндии по снижению на законодательном уровне налогообложения производителей маложирной молочной продукции.

В Республике Казахстан успешно функционирует система подготовки лиц, принимающих решения в вопросах профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ. Интересен опыт работы Кыргызской Республики в формировании сельских комитетов здоровья, которые ориентированы на профилактику заболеваний и укрепление здоровья населения на местном уровне.

Актуален вопрос экономического расчета эффективности проводимых мероприятий по профилактике НИЗ, проведения оценки экономической эффективности скрининговых программ и выявления высокой потенциальной эффективности сердечно-сосудистого скрининга.

В заключительной части дискуссии участники Круглого стола обсудили проект итогового заключения, представленный ниже, после повторного согласования.

Итоговое заключение

Участники Круглого стола высоко оценили практическую значимость документов «Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях» для разработки программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний в странах СНГ.

Шесть главных компонентов программ укрепления здоровья и профилактики, изложенных в документах ЗВС, были одобрены всеми участниками Круглого стола.

Представленные участниками Круглого стола материалы свидетельствуют о том, что в странах СНГ существует опыт разработки межведомственных, межсекторальных программ и учета влияния планируемых мероприятий на здоровье населения. Необходимо использовать этот опыт в дальнейшем на национальном и международном уровнях в соответствии с принципом ЗВС.

Участники Круглого стола отметили необходимость разработки системы оценки, целевых индикаторов и мониторинга проводимых мероприятий в соответствии с принципами ЗВС.

Руководствуясь решениями 68-й сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения А68/17 «Содействие социальному и экономическому развитию: устойчивые межсекторальные действия по повышению уровня здоровья и справедливости в области здравоохранения (выполнение решений восьмой Глобальной конференции по укреплению здоровья)», участники Круглого стола признают необходимость взаимодействия стран СНГ во внедрении принципов ЗВС и разработки систем мониторинга и оценки мероприятий по борьбе с НИЗ и их профилактики. Этот процесс может осуществляться при координации Европейского регионального бюро ВОЗ и недавно образованного Географически удаленного офиса ВОЗ по НИЗ в Москве, с привлечением соответствующих сотрудничающих с ВОЗ центров, и в первую очередь ГНИЦ ПМ.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — М.П., Е.Д., Е.У.

Сбор и обработка материала, написание текста — Е.Д., Е.У., М.П., Д.С.

Редактирование — М.П., И.Г., В.З., Е.З.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.