Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Соловьёв Д.А.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Глазунов И.С.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Попович М.В.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Усова Е.В.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Данилова Е.С.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Зиновьева В.А.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Осуществление принципа «Здоровье во всех стратегиях» в странах Содружества Независимых Государств

Авторы:

Соловьёв Д.А., Глазунов И.С., Попович М.В., Усова Е.В., Данилова Е.С., Зиновьева В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 562

Загрузок: 8

Как цитировать:

Соловьёв Д.А., Глазунов И.С., Попович М.В., Усова Е.В., Данилова Е.С., Зиновьева В.А. Осуществление принципа «Здоровье во всех стратегиях» в странах Содружества Независимых Государств. Профилактическая медицина. 2015;18(5):4‑9.
Solov'ev DA, Glazunov IS, Popovich MV, Usova EV, Danilova ES, Zinovyeva VA. Implementation of the principle of Health in All Policies in the Commonwealth of Independent States. Russian Journal of Preventive Medicine. 2015;18(5):4‑9. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20151854-9

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты пос­та­нов­ки це­лей и за­дач в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):7-13
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ис­кусство и об­щес­твен­ное здо­ровье: ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к ук­реп­ле­нию здо­ровья на­се­ле­ния (об­зор за­ру­беж­но­го опы­та). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):100-107
Ко­мор­бид­ность ли­ди­ру­ющих не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний: па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы и под­хо­ды к те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):7-13
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
Кад­ро­вый ре­сурс в сис­те­ме здра­во­ох­ра­не­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):59-66
Мо­ни­то­ринг рас­простра­не­ния ге­но­ва­ри­ан­тов SARS-CoV-2 в Свер­дловской, Че­ля­бин­ской об­лас­тях и Пермском крае. Мо­ле­ку­ляр­ная ге­не­ти­ка, мик­ро­би­оло­гия и ви­ру­со­ло­гия. 2023;(4):15-20

Многие детерминанты здоровья имеют социальные, экологические и экономические истоки, которые выходят за рамки непосредственного влияния сектора здравоохранения и политики в области здравоохранения, поэтому государственная политика во всех секторах и на различных уровнях управления может иметь значительное воздействие на здоровье населения [1, 2].

Формирование концепции того, что здоровье в значительной степени обусловлено факторами, находящимися вне компетенции медико-санитарных служб, началось еще в XIX веке и нашло свое отражение в ходе истории во многих документах, включая Устав Всемирной организаци здравоохранения (ВОЗ), Алма-Атинскую декларацию, Оттавскую хартию, а также Политическую декларацию совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) и борьбе с ними, политическую декларацию по социальным детерминантам здоровья, принятую в Рио-де-Жанейро [3—5].

ВОЗ в последнее время более активно привлекает страны-партнеры для работы в этом направлении [6].

В июне 2013 г. в Хельсинки (Финляндия) проходила, организованная в тесном сотрудничестве с ВОЗ, Международная конференция по укреплению здоровья. Одним из результатов данной конференции стала разработка следующих документов: Хельсинкское заявление «Здоровье во всех стратегиях» (ЗВС) и «Принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях» руководство к действию страны [1, 2]. Эти документы являются квинтэссенцией современных представлений о принципе учета ЗВС и инструментом практического следования принципам ЗВС в процессе принятия решений и внедрения на национальных и местных уровнях всех стран и представляют собой рамочную программу межсекторальных действий на уровне стран для повышения здоровья и справедливости в области здравоохранения.

Объединение усилий, обмен опытом внедрения принципов ЗВС как на внутристрановом, так и на межстрановом уровнях будут способствовать более эффективному продвижению принципов ЗВС.

В этой статье приводятся результаты исследования восприятия такого подхода к укреплению здоровья в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и опыт этих стран в предлагаемом направлении.

Цель исследования — изучить мнение лиц, принимающих решения в области здравоохранения, из стран СНГ о Хельсинкских документах «Здоровье во всех стратегиях», возможности дальнейшей их диссеминации и использования принципов ЗВС при разработке программ и политики в этих странах.

Материалы и методы

Как сотрудничающий центр ВОЗ, Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины (ГНИЦ ПМ) содействует осуществлению программ профилактики НИЗ и программ укрепления здоровья ВОЗ в странах СНГ, а также переводом на русский язык и адаптацией основных документов ВОЗ, касающихся профилактики НИЗ и укрепления здоровья, распространением их в странах СНГ. В рамках данных задач сотрудниками ГНИЦ ПМ были переведены на русский язык и опубликованы в научном рецензируемом журнале «Профилактическая медицина» документы хельсинкской конференции: «Здоровье во всех стратегиях» Хельсинкская декларация и руководство к действию страны [7, 8]. Эти документы были разосланы специалистам в области организации здравоохранения и профилактики НИЗ с целью их диссеминации и сбора экспертного мнения. Сбор мнения экспертов осуществляли путем анкетирования — с этой целью был разработан опросник (Приложение 1), формат которого был открытым, что позволило участникам опроса более полно ответить на поставленные перед ними вопросы.

Структура опросника включала вопросы, связанные со значением Хельсинкских документов для стран СНГ, дальнейшей диссеминацией документов в этих странах, основными компонентами создания программ по укреплению здоровья и профилактики, межведомственным и межсекторальным сотрудничеством, учетом разрабатываемых планов на здоровье населения, ролью ВОЗ в дальнейшей институализации принципов «Здоровье во всех стратегиях».

Опрос проводился в течении 2 мес (февраль—март 2015). Хельсинкские документы «Здоровье во всех стратегиях» и опросник были разослан в 11 стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Россия). Участниками опроса стали представители министерств здравоохранения, руководители национальных проектов по профилактике НИЗ, сотрудники учреждений, занимающиеся профилактикой НИЗ.

Критерием отбора представителей стало их активное участие в семинарах и конференциях ВОЗ.

Результаты

Отклик на опрос. На опрос ответили 16 человек из 9 стран: Армения (3 респондента); Беларусь (3); Казахстан (3); Кыргызстан (1); Молдова (1); Россия (2); Таджикистан (1); Туркменистан (1). Была получена информация из большинства стран СНГ (9 из 11), что позволило получить определенные представления о реализации принципов ЗВС в странах СНГ, а также мнения экспертов о Хельсинкских документах. Анализ опроса показал, что 60% опрошенных были руководителями научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся вопросами здравоохранения и, в частности, профилактики НИЗ, 31% — руководители различных национальных проектов, направленных на профилактику НИЗ и формирование здорового образа жизни, 19% — представители Министерств здравоохранений.

Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ. В опросе экспертов попросили оценить, насколько полезными они считают Хельсинкские документы для разработки и осуществления программ укрепления здоровья и профилактики в их стране. С этой целью участникам опроса предлагалось дать оценку по пятибалльной шкале (начиная с 5 — очень полезны и заканчивая 1 — малополезны) (табл. 1).

Таблица 1. Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ

Распространение документов «Здоровье во всех стратегиях» в странах СНГ. Одним из важных моментов исследования являлась возможность дальнейшего распространения данных документов на территории стран СНГ. С этой целью участникам были заданы вопросы, где и каким образом они планируют дальнейшую диссеминацию документов ЗВС.

Как видно из представленных в табл. 2 данных, большая часть ответивших собирается в дальнейшем распространять эти документы преимущественно в Министерствах здравоохранения и в других ведомствах, таких как Министерство науки и образования, культуры, труда, экономики, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и др. Также среди мест диссеминации участники опроса отметили медицинские учреждения, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, структуры первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), средства массовой информации и частный сектор.

Таблица 1. Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ

Среди способов диссеминации чаще всего указывались межведомственные совещания (табл. 3), а также конференции, обучающие семинары для лиц, принимающих решения, и профессионалов в области профилактики НИЗ, пресс-конференции, посвященные вопросам профилактики НИЗ, для журналистов, публикация данных документов в научно-рецензируемых журналах.

Таблица 3. Способы диссеминации Хельсинкских документов ЗВС

Интересное предложение было высказано представителем Таджикистана, который указал на необходимость организации консультативного совещания с участием правительства, парламента, ответственных министерств и ведомств, а так же международных партнеров и представителей общественных организаций, с целью рассмотрения Хельсинкских документов «Здоровье во всех стратегиях» и совместной разработки национальной «Дорожной карты» (План действий) для дальнейшей институционализации принципов ЗВС в стране.

Межведомственное сотрудничество в странах СНГ. Все участники опроса отметили наличие у них в стране национальных программ, направленных на формирование здорового образа жизни и профилактику НИЗ и отдельных их факторов риска, которые носят межведомственный характер. Эксперты были согласны в том, что борьба с факторами риска выходит за рамки сектора здравоохранения и требует координационного межсекторального взаимодействия заинтересованных сторон (табл. 4).

Таблица 1. Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ

Представители из 5 стран указали на наличие у них межведомственных комиссий, советов, которые участвуют в разработке и контроле реализации программ и проектов, направленных на профилактику НИЗ (табл. 5).

Таблица 1. Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ

Учет влияния разрабатываемых планов на здоровье населения. Принцип учета интересов ЗВС заключается в систематическом контроле последствий принимаемых решений на здоровье населения, что должно привести к минимизации вредного влияния на здоровье в целях улучшения здоровья населения. Поэтому представляло интерес изучить имеющийся в странах СНГ опыт реализации этого принципа. В табл. 6 представлено мнение экспертов, участвовавших в опросе о реализации принципов ЗВС, в представляемых ими странах на данный момент.

Таблица 1. Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ

Роль ВОЗ в реализации принципов ЗВС. Исходя из данных опроса, представители стран СНГ видят роль ВОЗ в консультативной помощи странам СНГ по принципам ЗВС и разработке программ укрепления здоровья и профилактики, организации семинаров (национальных и международных) в странах СНГ по принципам ЗВС и главным компонентам создания программ укрепления здоровья и профилактики, развитии и координации межстранового (международного) сотрудничества в создании и осуществлении программ (или их компонентов) укрепления здоровья и профилактики (табл. 7).

Таблица 1. Польза документов «Здоровье во всех стратегиях» для стран СНГ

Заключение

Результаты опроса показали, что эксперты из стран СНГ высоко оценили пользу документов «Здоровье во всех стратегиях» для развития укрепления здоровья и профилактики НИЗ в странах СНГ. Участники опроса согласны с основными принципами «Здоровье во всех стратегиях» и планируют дальнейшую диссеминацию документов на различных уровнях.

В большинстве стран СНГ, представители которых участвовали в опросе, при разработке программ происходит учет влияния планируемых мероприятий на здоровье населения. Также в этих странах имеется опыт разработки межведомственных, межсекторальных программ и существуют межведомственные координирующие органы. Необходимо использовать этот опыт для дальнейшего развития на национальном и международном уровнях в соответствии с принципами «Здоровье во всех стратегиях».

Большую роль в процессе реализации принципов «Здоровье во всех стратегиях» в странах СНГ участники опроса отвели ВОЗ, а именно в осуществлении консультаций стран СНГ по принципам «Здоровье во всех стратегиях» и разработке программ укрепления здоровья и профилактики, организация семинаров (национальных и международных) в странах СНГ по принципам «Здоровье во всех стратегиях» и главным компонентам создания программ укрепления здоровья и профилактики, развитие и координация межстранового (международного) сотрудничества в создании и осуществлении программ (или их компонентов) укрепления здоровья и профилактики.

Таким образом, приведенные данные опроса свидетельствуют о ценности описанного подхода в формировании стратегии при разработке программ и политики в странах СНГ и, в частности, в необходимости его использования в развитии программ направленных на профилактику НИЗ.

Значимость Хельсинкских документов «Здоровье во всех стратегиях» была еще раз подчеркнута на круглом столе «Роль межведомственного сотрудничества в профилактике неинфекционных заболеваний и укреплении здоровья населения на страновом, региональном и муниципальном уровнях», который прошел в Москве 27 мая 2015 г. Участниками круглого стола стали представители ВОЗ и лица, принимающие решения в области здравоохранения из стран СНГ.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Д.C., И.Г., М.П.

Сбор и обработка материала, написание текста — Д. С, Е.Д.

Статистическая обработка — Д.С., Е.Д.

Редактирование Е.Д., М.П., Е.У., В.З.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.