Есева Т.В.

Институт физиологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар

Бойко Е.Р.

Коми филиал Кировской государственной медицинской академии;
Институт физиологии НЦ Уральского отделения РАН, Сыктывкар

О пищевых привычках школьников Республики Коми

Авторы:

Есева Т.В., Бойко Е.Р.

Подробнее об авторах

Прочитано: 576 раз


Как цитировать:

Есева Т.В., Бойко Е.Р. О пищевых привычках школьников Республики Коми. Профилактическая медицина. 2012;15(4):33‑36.
Eseva TV, Boĭko ER. Schoolchildren's eating habits in the Republic of Komi. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(4):33‑36. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние пот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля на ха­рак­тер пи­та­ния, об­мен ве­ществ и ор­га­ны-ми­ше­ни че­ло­ве­ка. Часть 1. Ме­та­бо­ли­чес­кая дис­фун­кция. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):87-93
Пи­та­ние как фак­тор рис­ка раз­ви­тия ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка: об­зор сов­ре­мен­ных по­пу­ля­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):111-116
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47
При­род­ные ми­не­раль­ные во­ды са­на­то­рия «Се­рё­го­во» Рес­пуб­ли­ки Ко­ми. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2025;(1):58-65

Особую роль в изучении здоровья населения играет информация о состоянии здоровья детей. Одним из факторов, его обеспечивающих, является питание, которое определяет психическое и физическое развитие в период интенсивного роста и формирования всех основных органов и систем детского организма. Структуры питания детей школьного возраста исследуются широкомасштабно [1—3]. Вместе с тем современные сведения о состоянии фактического питания, особенностях рациона школьников, проживающих в Республике Коми, отсутствуют.

Правильное питание, а именно выработанные с детства здоровые пищевые привычки, играют большую роль для предотвращения многих заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ и алиментарными гиповитаминозами.

Пищевой стереотип складывается под влиянием национальных особенностей, климатогеографического расположения места проживания, экономической ситуации на определенной территории [4, 5].

Результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют о значительных нарушениях в структуре питания учащихся в общеобразовательных школах, причем в отдельных субъектах Федерации степень этих нарушений различна [3, 6—8].

Цель данного исследования — мониторинг пищевых привычек учащихся Республики Коми, определение частотных характеристик потребления различных групп продуктов и оценка соответствия их основным принципам питания, а также сравнение пищевых привычек старшеклассников, проживающих в населенных пунктах Республики Коми разного административного статуса.

Материал и методы

Группы наблюдений составили подростки 15—16 лет (8—9 класс) обоих полов, причем соотношение мальчиков и девочек в каждой группе соответствовало примерно 1:1 (см. таблицу).

При опросе старшеклассникам предлагали ответить на несколько вопросов, дающих, с нашей точки зрения, представление об особенностях питания. Для этого использовали опросник, разработанный нами на основе анкеты для изучения частотных характеристик питания Института питания РАМН и адаптированный для опрашиваемого контингента. В него включались вопросы о предпочтении вида хлеба (ржаной или пшеничный и батон) и количестве его потребления в сутки, о частоте употребления молочных продуктов/блюд, овощей, фруктов; также выяснялось наличие и качество режима приема пищи старшеклассниками.

У каждого пациента измеряли массу тела, рост и рассчитывали индекс Кетле, или индекс массы тела (ИМТ): масса тела (кг)/ рост (м2) [9]. Для 15—16-летних мальчиков и девочек нормальные показатели ИМТ составляют 18,4—22,8 [10].

Результаты и обсуждение

Наиболее благоприятная картина с показателями ИМТ наблюдается в группе старшеклассников Сосногорска, где выявлен самый низкий уровень значений ИМТ, характеризующих избыточную массу тела, а нормальные показатели у остальных обследованных свидетельствуют о более благоприятном состоянии пищевого статуса (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение показателей ИМТ у старшеклассников Республики Коми (в %).
Интересно, что ранее [11] нами установлен факт адекватности и сбалансированности рационов питания взрослого населения Сосногорска (работников нефтегазовой индустрии) по количественному потреблению основных макронутриентов и энергетической ценности.

В группе сыктывкарских учащихся старших классов, наоборот, отмечена высокая доля лиц с ИМТ выше нормы (см. рис. 1), что свидетельствует о нарушении баланса энергии в сторону превышения физиологических суточных норм ее поступления с пищей.

При изучении пищевых привычек старшеклассников выяснилось, что более 60% городских школьников не придерживаются режима приема пищи, в то время как 47% учащихся сельской школы отметили его наличие. Причем 50% сельских старшеклассников и только 28% сыктывкарцев имеют обычную структуру дневного приема пищи (завтрак, обед и ужин), а 39% вообще указали на двукратный ежедневный прием пищи (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение групп старшеклассников Республики Коми, принимающих пищу с различной частотой в сутки.
Однако именно в сыктывкарской средней школе отмечен самый высокий процент детей (33%), употребляющих пищу 4 раза в сутки и более, на первый взгляд, соблюдая медицинские рекомендации [12—14]. Но судя по распространенности в этой группе избыточного ИМТ (см. рис. 1), можно предположить, что некоторые из приемов пищи относятся к неполноценным перекусам с избыточным потреблением кондитерских изделий, продуктов «fast food», сладких безалкогольных газированных напитков [2].

Большинство старшеклассников отдают предпочтение пшеничному хлебу и батону: до 71% учащихся сельской средней школы употребляют этот вид хлеба, причем никто из них не отметил полного отсутствия в рационе этого продукта. Старшеклассники сосногорской школы выразили одинаковое предпочтение к пшеничному и ржаному хлебу.

По две чайных ложки сахара обычно добавляют в стакан (чашку) чая или другого напитка в среднем 37% городских и до 60% сельских школьников. Сосногорские старшеклассники склонны увеличивать количество потребляемого сахара до 3 чайных ложек (35% опрошенных) и 24% указывают на отсутствие этого продукта в рационе (рис. 3).

Рисунок 3. Предпочитаемая порция употребления сахара старшеклассниками средних школ Республики Коми (1 чайная ложка = 7 г).

Важная информация получена при анализе еще одной пищевой привычки: опрошенные городские и сельские старшеклассники (в среднем 63%) предпочитают использовать для заправки салатов майонез — несбалансированный по составу нутриентов пищевой продукт, и только 17% — растительное масло (рис. 4).

Рисунок 4. Соотношение предпочтений старшеклассников Республики Коми в употреблении различных жиров (процент школьников, давших положительный ответ).

Частота потребления молочных продуктов и блюд была недостаточной для 40% городских и 45% сельских школьников, однако среди последних не было указавших на полное отсутствие продуктов этой группы в своем ежедневном рационе (рис. 5).

Рисунок 5. Частота употребления в пищу молочных продуктов/блюд старшеклассниками Республики Коми (процент школьников, давших положительный ответ).
Нормальным считается употребление 2—3 порций молочных продуктов в день (1 порция равна 250 мл молока или йогурта, 50—60 г сыра, 4—5 столовых ложек нежирного творога, 1 мороженому и пр.) [15—17]. Продукты этой группы 1—2 раза в день потребляли в среднем около 60% городских и 55% сельских школьников, причем старшеклассники Сосногорска в анкетах указали и на более частый прием молочных продуктов.

По результатам анкетирования старшеклассников Сыктывкара выявлена неблагоприятная картина потребления свежих овощей, фруктов и соков (рис. 6).

Рисунок 6. Частота употребления в пищу свежих овощей/фруктов старшеклассниками Республики Коми (процент школьников, давших положительный ответ).
Отсутствие регулярного необходимого для растущего организма (1—2 раза в день) потребления этих продуктов [2, 12, 13, 15] отметили 46% респондентов. Среди опрошенных школьников г. Сосногорска и с. Ижмы 75% отметили достаточное употребление в пищу этих продуктов, причем сосногорские учащиеся также указали на более частый их прием (см. рис. 6).

Выводы

1. Проведенное исследование пищевых привычек старшеклассников Республики Коми выявило у большинства из них несоблюдение режима питания, неправильную суточную структуру приема пищи, предпочтение пшеничных сортов хлеба, недостаточное употребление овощных и молочных продуктов, избыточное употребление рафинированных и несбалансированных по составу нутриентов продуктов (майонеза, сахара).

2. Рационы питания сельских школьников являются более адекватными к физиологическим нормам по частотным характеристикам употребления различных групп продуктов.

3. Можно предположить, что неправильные пищевые привычки детей вырабатываются и закрепляются в семье, поэтому в профилактических целях необходимо обучать принципам здорового питания прежде всего взрослое население.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования Республики Коми (государственный контракт №150 от 23.09.08) в рамках работы по теме «Физиологическое обоснование здоровьесберегающих технологий школьного питания в Республике Коми».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.